"Экологические задачи по математике в начальной школе". Выступление на РМО.
материал на тему

Выступление на РМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekz.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

 Ельнинская средняя школа № 1 имени М.И.Глинки

                                          Выступление на МО учителей начальных классов

                                           Экологические задачи на уроках математики.

Учитель начальных классов

Габелева Светлана Викторовна

2016 г

"Математика создает условия для умения

давать количественную оценку состояния

                                                                        природных объектов и явлений…

Текстовые задачи имеют возможность  для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, восстановлении и приумножении ее природных богатств”

                                                            (Иванова Т.С. «Экологическое образование

                                               и воспитание в начальной школе»).

Актуальность темы: Постигая законы природы, человек становится все более могущественным. Современный человек все в большей мере приобретает власть над силами природы, все шире использует эти силы, богатства природы для ускорения научно-технического прогресса. Но прогресс имеет свою теневую сторону. Возрастает ущерб, наносимый человеком природе: загрязняется атмосфера, на поверхности морей и океанов губительная для морской флоры и фауны пленка нефти, все меньше остается лесов. Более того, могущественный человек сегодня в состоянии уничтожить все живое на Земле. Поэтому в наше время, как никогда раньше, особую важность приобретает нравственная сторона отношения человека к природе.

Особое место в экологическом образовании занимает начальная школа. Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности ребёнка, его отношения с природой и обществом. Именно природе отводится особая роль в формировании личности ребёнка, потому что природа окружает его с первых дней жизни. Она даёт ребёнку массу впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать незнакомые явления.

Решая задачи экологического содержания, мы тем самым объединяем эмоциональное восприятие с рациональным. В результате мы научимся видеть красоту в математике и, более того, учимся вообще более глубоко чувствовать прекрасное. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств. Каждый курс может вносить вклад в формирование экологического сознания.

Использование задач как средства мотивации знаний, умений и методов создает условия для реализации в процессе введения нового учебного материала связи обучения математике с жизнью, развитие меж предметных связей. Задачи должны быть подобраны так, чтобы их постановка привела к необходимости приобретения учащимися новых знаний по математике, а приобретенные под влиянием этой необходимости знания позволили решить не только поставленную задачу, но и ряд других задач прикладного характера. Для создания проблемной ситуации можно использовать и отдельные фрагменты прикладных задач. А задачи в целом рассмотреть впоследствии при закреплении и углублении знаний школьников. Для постановки проблемы перед изложением нового учебного материала следует использовать задачи с практическим содержанием, отличающиеся ясностью и простотой решения. Примеры из окружающей действительности позволяют раскрывать перед учащимся практическую значимость математики, широкую общность ее выводов. Эти примеры должны быть простыми, убедительными, доступными пониманию школьников. Немаловажное значение имеет привлечение школьников к самостоятельному отысканию примеров применения математических знаний в известных им жизненных явлений и к использованию этих примеров в своих ответах. Большую познавательную ценность представляет выполнение упражнений, связанных с выделением на реальных предметах, их моделях или чертежах знакомых геометрических форм. Такая работа способствует развитию пространственных представлений учащихся, расширению их кругозора и является эффективным средством укрепления связи обучения с жизнью, развитию воображения.

«Воображение играет большую роль в изучении математики. Оно дает возможность ученику на основе словесного учителем или учебником какой-либо заданной ситуации создать у себя мыслительный наглядный образ этой ситуации, без чего решить задачу было бы невозможно» (Л.М. Фридман)

Используемые примеры следует сопровождать практическими выводами. Различны формы использования задач с практическим содержанием для закрепления и углубления знаний, учащихся по математике. Эти задачи могут быть применены и в работе со всем классом, и для индивидуальной работы с отдельными учениками, и в качестве творческих заданий школьникам и ее приложениям.

Математические задачи с экологическим содержанием могут быть классифицированы :

-информационные задачи несущие определенную информацию, которая дает представление об объектах и явлениях, связанных с экологической наукой.

-практически направленные задачи содержащие описание способов определения или оценки величин на местности, в окружающем пространстве.

-прикладные задачи- в содержании которых имеется постановка не которой проблемы, разрешение которой возможно осуществить методами математики. Проблема, поставленная в задаче, должна иметь экологическую направленность.

-исследовательские задачи, целью которых является выявление математических закономерностей в природных явлениях, процессах.

-демонстрационные задачи, в которых дано описание памятников культуры, законов строения природных объектов.

-проблемные задачи, в которых рассматривается какая-либо проблема, имеющая экологическую направленность, и указываются возможные пути ее решения.

Задачи с экологическим содержанием могут быть использованы как:

а) задачи, мотивирующие введение понятия.

б) задачи, готовящие к изучению понятия на содержательном уровне.

в) задачи, иллюстрирующие введенное понятие.

г) задачи, закрепляющие введенное понятие на стадии его усвоения.

д) задачи, демонстрирующие применение сформированного понятия.

е) задачи, позволяющие установить связи этого понятия об изученном ранее.

Следует отметить, что в отдельной теме не всегда используется задачи всех указанных классов, а лишь в тех случаях, когда это целесообразно и имеются соответствующие примеры.

Учитывая структуру и содержание современной экологии, опираясь на концепцию реализации идей развивающего и воспитывающего обучения в школе и на определение мировоззрения, как нравственной категории, можно выделить тематические направления, которые могут служить основой для подбора математических задач с экологическим содержанием:

1.влияние внешних факторов окружающей среды на функционирование организма человека и его здоровье.

2.человек и его взаимодействие с окружающим миром живой и неживой природы.

3.экосистема и место человека в ней.

4.возможности эстетического воздействия на формирование личности школьника.

5.присутствие законов природы в жизни человека.

Эти направления связаны между собой общей мировоззренческой позицией, направленной на формирование экологической культуры школьниковДля каждого выделенного тематического направления существует достаточное количество задач с экологическим содержанием по различным темам курса математики основной школы.

Предлагаю несколько примеров задач, которые можно использовать в процессе изучения математики:

 1. «Тяжёлые машины и автобусы за каждый километр пробега выделяют 23 грамма азота. Сколько газа выделяет автобус маршрута № 17, если он сделал 5 ходок? Расстояние от вокзала до деревни равно 15 км.

2. «На территории Смоленской области протекает 1150 рек. Что будет, если из этих рек 122 реки будут пересыхать из-за вырубки деревьев? Сколько рек останется в нашей области?»

3. «Сотни тысяч птиц прилетают в нашу область. Все знают, какую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. Насколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?»

4·Один десятилетний тополь выделяет в среднем столько кислорода, сколько 25 молодых тополей. Сколько надо посадить молодых тополей, чтобы они заменили 5 бессмысленно срубленных десятилетних деревьев?

Для усиления экологического аспекта задаю вопросы: С какой целью высаживаются деревья? Почему необходимо проводить посадку после вырубки деревьев? и т.п.

На уроках рекомендуется решать так же задачи, которые способствуют формированию у младших школьников экологических знаний и воспитанию ответственности и сохранении и преумножение природных ресурсов.

5·Носороги-млекопитающие, находящиеся под большой угрозой вымирания; рог носорога весит 2,8 кг. Браконьеры убили 500 носорогов. Милиция их поймала, но обнаружила у них только 1000 кг рогов. Сколько кг рогов браконьеры все же успели продать?

5·Зимой Маша подкармливала птиц. В кормушки в саду Маша ежедневно насыпала 250 г пшеницы. Сколько граммов пшеничного зерна птицы съедали за неделю? А сколько за 30 дней? Переведите граммы в килограммы.

С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действиями можно использовать задания экологического содержания. Например:

Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим пылесосом

Берёза - 28

Сосна -17

Тополь - 23

Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример: 15*8 -(48+49)

Ответ примера вам укажет на название дерева

После решения примера следует выяснить, почему тополь является лучшим пылесосом, какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах городов и сёл.

Учитель должен не только давать готовые текстовые задачи, но и учить ребят самим составлять условия, используя при этом полезные и интересные материалы, что способствует развитию познавательного интереса и разностороннему ознакомлению с природой.

Решение задач с экологическим содержанием могут быть использованы проведении внеклассных мероприятий по заранее составленным кроссвордам, ребусам, загадкам, это все усиливает познавательный интерес у учащихся.

Систематическое использование задач с экологическим содержанием на уроках математики у школьников, начиная уже с 1-го класса, способствует лучшему усвоению экологических знаний и понятий, расширяет кругозор младших школьников, помогает осознанию необходимости бережного отношения к природе.

Решение задач с экологическим содержанием влияет в целом на качество математических знаний учащихся, способствует их общему умственному развитию, в некоторой степени способствует развитию исследовательских навыков.

Список литературы

1.Л.П. Викторова «Методологические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников.» // Дис-ция на соискание доктора педагогических наук,- М.- Просвещение,- 2002. - 387 с.

2.Т.В. Игнатьева, А.А. Вохмянина «Программа общеобразовательных учреждений»// Начальные классы Часть I, 1-4 классы. - М.- 2001г.- 317с.

.Н.Б. Истомина «Программа по математике. Начальные классы».- М. - Просвещение.- 2007г.- 38с.

.Д.О. Логофет «Что такое математическая экология //Математическая экология, гл. 1 ? Общие вопросы моделирования. ? М., Наука, 1981. ? С. 8?17.

.М.И. Моро, М.А. Бантова и д.р. «Математика»// Учебник для 4класса начальной школы.- М.- Просвещение,- 2007г. - 110с.

.Ю. Одум «Основы экологии» ? М.: Мир, 1975. ? 740 с.

.Д. Пойа «Как решать задачу».- Львов,- 1991г. - 212с.

.А.А. Плешаков «Окружающий мир»// Учебник для 3 класса начальной школы, - М.- Просвещение,- 2009г.- 157с.

.Ю.М. Свирижев «Моделирование окружающей среды и проблема недостатка информации // Математическая экология, гл. 1 ? Общие вопросы моделирования. ? М.: Наука, 1981. ? С. 17?31

Приложение

Экологические задачи для уроков математики в начальной школе.

(ч.1)

1

Сотни тысяч птиц гнездятся на территории “Птичьей гавани”. Все знают, какую большую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит за день около 300 гусениц; дятлы – 900 гусениц, а скворцы 1500 гусениц. Выпиши числа в порядке возрастания и убывания.

2

На Земле обнаружено и описано 19056 видов рыб, 9040 птиц и 4010 видов зверей. Запиши числа в виде суммы разрядных слагаемых.

3

Один центнер макулатуры сберегает 8 сосен. Ребята собрали 3000кг макулатуры. Ск. деревьев сохранили ребята и сколько книг, выйдет, если одна книга весит 500г.?

4

За год промышленные предприятия выбросили в воздух 58 млн. тонн загрязняющих веществ, автотранспорт 36 млн. тонн. Ск. всего выбросов вредных веществ попало в воздух?

5

В водоемах нашей страны за год оказалось 40 млн. тонн загрязняющих веществ. Ск. вредных веществ окажется в воде за 5 лет?

6

Каждый год бытового мусора образуется 57 млн. тонн Ск. мусора накопится за 2 года?

7

Один вид растений и животных исчезает ежедневно. Ск. видов исчезнет за 10 лет?

8

В Красную книгу занесено: насекомых - 202 вида, птиц - 80 видов, млекопитающих - 94 вида. Ск. видов оказалось на грани исчезновения?

9

Вырубается 2 га леса в минуту. Ск. леса уничтожит человек за один час?

10

Протяженность всех оврагов страны составляет 1 млн. км. Длина экватора Земли составляет 40 000 км. Ск. раз можно опоясать оврагами земной шар?

11

За 6 мин. набегает стакан воды из подтекающего крана. Ск. воды вытечет из неисправного крана за 1 час? За сутки?

 12

На Земле 8 500 видов птиц, из них 770 видов живут в нашей стране. Ск. видов птиц живет в других странах?

                                                                             13

Длина озерной лягушки 15 см, а прудовой - 8 сантиметров. На сколько сантиметров озерная лягушка больше прудовой?

14

Травяная лягушка съедает 7 насекомых за сутки. Ск. насекомых она съест за неделю?

15

Личинка златоглазки в день съедала 24 тли. Ск. она съест за 3 недели своей жизни?

16

Дуб живет 1000 лет, а сосна - 500 лет. Во сколько раз дуб живет дольше сосны?

17

В лесу липа живет 700 лет, а в городе 70 лет. Во сколько раз липа живет меньше в загазованном городе

Экологические задачи для уроков математики в начальной школе.

(ч.2)

  1. Известно, что 1 га леса вырабатывает за 1 час 3580 г кислорода. Сколько кислорода вырабатывает 1 га леса за сутки?  (ответ: 85кг 920 г)

  1. В Саяно-Шушенском заповеднике леса  занимают  231 тысяч га . Известно, что 1 га леса вырабатывает за 1 час 3580 г кислорода. Сколько кислорода вырабатывает  леса Саяно-Шушенского заповедника  за  1час?  (ответ: 826 980 кг)

  1. Саяно-Шушенский заповедник основан в 1976 году. Сколько лет заповеднику? В каком году ему исполниться 50 лет? (ответ: 35 лет, 2026 год)

  1. Алтайский заповедник основан в 1932 году, а Саяно-Шушенский на 44 года позднее. В каком году основан Саяно-Шушенский заповедник? (ответ: 1976 год)

  1. Высота кавказской пихты 60 метров. Она в 2 раза выше сибирской пихты. Какова высота сибирской пихты? (ответ: 30 м)

  1. Кедр  живёт 300 лет, а лиственница  – 500 лет. На сколько меньше живёт кедр, чем лиственница? На сколько лет лиственница живёт дольше кедра? (ответ: на 200 лет)

  1. Одна бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветков. Сколько бабочек останется без обеда, если  гуляя по лугу мы сорвём для букета 56 цветков? (8 бабочек)

  1. За лето кукушка съедает 270 кг мохнатых гусениц, очень ядовитых для других птиц. Сколько кг таких гусениц съедят за лето 4 кукушки? (ответ: 1080 кг)

  1. Ходя за плугом грач за один день съедает 400 червей, гусениц, личинок. Сколько насекомых может съесть грач за  неделю? (ответ: 2800)

  1. Маленькая птичка мухоловка– пеструшка каждый день поедает по 300 мух и комаров. Сколько мух и комаров съест эта маленькая птичка за лето? (ответ: 27000)

  1. 1 гусеница за день может съесть один березовый листок. Сколько берёзовых листков съедят 50 гусениц? (ответ: 50 )

  1. 1 гусеница за день может съесть один березовый листок. Сколько листков съедят 3 таких гусеницы за неделю? (ответ: 21)

  1. Представьте теперь, что станет с нашей природой, если не будет наших пернатых друзей. Белая сова  может прожить без еды 24 дня, орлан-белохвост  в 2 раза больше, чем сова, а беркут на  21 день меньше, чем орлан. Сколько дней без еды могут прожить орлан-белохвост и беркут? (ответ: 48,27)

  1. В окрестностях Новосибирска, по наблюдениям  натуралиста  М. Д. Зверева, скворчата из одного гнезда за 5 дней съели 796 майских жуков и 160 их личинок, 27 жуков-щелкунов и 12 их личинок. Сколько  всего жуков и их личинок  этот выводок  уничтожил за 5 дней? (ответ: 956 жуков, 39 личинок)

  1. В 1973 году 83 страны мира подписали международную конвенцию по ограничению торговли редкими животными, в числе которых значится и снежный барс. Сколько лет действует эта конвенция? (ответ: 38 лет)

  1. Основная древесная порода кедрово-широколиственных лесов кедр корейский - очень крупное, стройное и замечательное во многих отношениях дерево. Хорошо плодоносит раз в три-четыре года. На одном кедре в урожайные годы созревают по 160 шишек. В одной шишке содержится в среднем 80 г семян. Сколько кг орехов может дать одно спелое дерево? (ответ: 128000)

  1. Масса беркута 4кг 500 г, а масса сапсана 700 г. На сколько масса беркута больше массы сапсана? (ответ: на 3кг800г)

  1. Хищные птицы, уничтожая множество грызунов, сохраняют значительную часть урожая зерновых культур. Они сдерживают массовое размножение грызунов, спасая нас от страшных эпидемий. Уничтожая больных и раненых животных, они выполняют обязанности санитаров лесов и полей. На земном шаре распространено около 270 видов хищных птиц, а на территории России на 218 видов меньше. Сколько видов хищных птиц встречается в России? (ответ: 52)

  1. Сокол-сапсан летает со скоростью 60 км/ч. Какое расстояние может преодолеть сапсан за 2 часа? (ответ: 120 км)

  1. Сокол-сапсан  летает со скоростью 60 км/ч, черный стриж со скоростью в 2 раза больше. С какой скоростью летает чёрный стриж?(ответ: 120 км/ч)

  1. Из азиатской части России  26 видов  птиц улетает зимовать в Австралию, в Северную Америку – на 10 видов меньше, чем в Австралию, а Африку на 79 видов птиц больше, чем в Северную Америку, в Южную Америку на 90 видов меньше, чем  в Африку. Сколько видов птиц из азиатской части России улетает зимовать в Северную Америку, Южную Америку и Африку?(ответ: 16, 95, 5)

  1. Согласно журналу «Смитсониан», как  научный метод исследований кольцевание птиц появилось в 1899 году, когда датский школьный учитель Ханс Христиан Мартенсен   «изготовил металлические кольца, написав на них свое имя и адрес, и   окольцевал ими 165 молодых скворцов». В наши дни кольцевание птиц применяется почти во всех странах мира и позволяет получить важную информацию о расселении птиц, о путях и продолжительности их перелетов, о структуре и численности популяций, о миграционных привычках птиц, их поведении, выживаемости и скорости размножения. Сколько лет используется метод кольцевания птиц? (ответ: 112 лет)

  1. Птицы оказывают огромную помощь в борьбе с насекомыми. Они истребляют множество вредных насекомых, личинок, гусениц и яичек. Синица уничтожает не менее 100 000 насекомых, ласточка вылавливает за лето до 1 000 000 мелких мошек, комаров, тлей. Какое количество насекомых уничтожат за лето синица и ласточка? (ответ: 1100 000)

  1. Одна полевка, по подсчетам  экологов, уничтожает  за лето  1 кг зерна, а  сова за лето уничтожает 1000 мышей. Сколько кг зерна спасает за лето одна сова? (ответ: 1 тонну)

  1. По стволу дерева к кронам поднимается вода, которую испаряют лучи Солнца. Если вырубить деревья, эта вода будет скапливаться, и образуется болото. Взрослая берёза за сутки испаряет в среднем 80 литров воды, а липа – 200 литров. Сколько вёдер воды ежедневно испаряет каждое из этих деревьев, если одно ведро вмещает 10 литров? (ответ: 8, 20 вёдер)

  1. В полной кладке у беркута  2 яйца, а  в кладке у  алтайского улара 9 . На сколько больше яиц в кладке у алтайского улара, чем у беркута? (ответ: на 7)

Использованная литература : 

  1. Антипова З.М., Литковская Н.П. Зелёные задачки. ТОИПКРО. Томск 2008.
  2. Преподавание основ охраны природы в начальной школе. Под ред. В.А.Ананьева. Томск 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник задач по математике для начальной школы.

Электронная версия сборника задач по математике для учащихся начальной школы.С.Ю.Степанова "Сборник задач по математике 1-3 класс". Ижевск, Издательство "Свиток", 1998г.Данный сборник можно использова...

Дидактический материал для задач по математике в начальной школе.

Занимательный материал про птиц (возраст, высота полёта, скорость) для использования при составлении задач по математике....

задачи по математике для начальной школы

подборка задач по математике...

Как научить решать задачи по математике в начальной школе

В статье описано, как помочь ребенку в решении задач, которые вызывают у него сложности....

Дидактический материал для задач по математике в начальной школе

Представлен материал, который можно использовать для составления задач для учащхся начальной школы....

Игровые технологии на уроке математики в начальной школе- выступление на семинаре

Игровые формы, как методы активного обучения, приносят удовольствие от процесса познания...