ПК 4.3. Технологии обучения
методическая разработка на тему

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ №3

 Анализ заседания методического объединения учителей начальных классов

«Создание развивающей образовательной среды: актуальные проблемы» Форма проведения: «круглый» стол.

от 14.03.2015 г.

Присутствовало: 9 человек

Общее количество членов методического объединения: 9 человек

Председатель:

руководитель МО

Запорожец Н.В.

Секретарь:

учитель начальных классов

Аистова Е.М.

Повестка заседания:

Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции.

* Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления УУД младших школьников. 

Контроль и учёт знаний учащихся за I полугодие 2017-2018 учебного года.

Ход заседания:

По 1 вопросу слушали учителя 1 класса Зайцеву К.И., которая представила коллегам обобщение педагогического опыта по теме: «Использование ИКТ на уроках и во внеклассной работе». Учитель приготовил хорошую презентацию, где в интересной форме пояснила , что понимается под ИКТ- компетентностью учителя начальных классов. Какие требования предъявляются к учителю , который стремиться использовать ИКТ на уроках ? Каково место использования компьютерных технологий на уроке ? Что же дает учителю использование информационно-коммуникационных технологий?

По 2 вопросу выступила учитель 4 класса Повтарь Т.С.. В своём выступлении она пояснила следующее: в комплекте «Школа России» в качестве такой новой формы контроля предлагается регулярно проводимая учителем педагогическая диагностика, которая в качестве основной цели ставит не только проверку усвоения определённого объёма знаний, а прежде всего выяснение уровня сформированности компонентов учебной деятельности. Сформированность учебной деятельности школьников предполагает самостоятельную постановку учебных задач, сопоставление разных способов учебных действий и выбор наиболее адекватного из них, владение разного вида самоконтроля. Педагогическая диагностика, которую проводит учитель в течение каждого года обучения, проверяет также умения школьников применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Диагностические работы позволяют определить, умеет ли ученик планировать отдельные действия до начала работы (планирующий самоконтроль), проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль), проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль). 

По 3 вопросу учителя обсудили контроль и учёт знаний учащихся за I полугодие 2017-2018 учебного года.

Решение:

Принять информацию семинара к сведению, использовать в собственной педагогической деятельности.

Вывод: Содержание заседания МО соответствует его задачам и достигнутым результатам. Руководителем МО была сформулирована тема заседания, поставлены задачи, также руководитель МО осуществлял контроль за ходом заседания. Больше всего мне понравилось обсуждение, которое проходило в форме «круглый стол». Многое из опыта учителей я могу применить в будущем.

руководитель ШМО: (Аистова Е.М.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология продуктивного чтения (формирование правильного типа читательской деятельности) Выполнила студентка 43 группы Никульшина Анастасия

Слайд 2

Технология продуктивного чтения (формирование правильного типа читательской деятельности) Учит : Умению вычитывать все виды текстовой информации ( фактуальную , концептуальную, подтекстовую ); Самостоятельно осваивать текст до начала чтения, во время чтения, после чтения. Главными приемами анализа текста в этой технологии являются диалог с автором и комментированное чтение.

Слайд 3

Продуктивное чтение – это умение вычитывать все виды текстовой информации Концептуальная (основная идея текста, его главные смыслы) Фактуальная (о чем в тексте сообщается в явном виде) Подтекстовая (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)

Слайд 4

Характеристика продуктивного чтения до чтения Ученики прогнозируют содержание текста: «Предположите, о чём этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению. во время чтения «Читаем и ведём диалог с автором: задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация. После чтения Беседуеми уточняем позицию автора.

Слайд 5

1-й этап. Работа с текстом до чтения Цель: прогнозирование будущего чтения. Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по: названию имени автора иллюстрациям (перед текстом) выделенным словам (просмотровое чтение) привлекая предшествующий читательский опыт

Слайд 6

2-й этап. Работа с текстом во время чтения Изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.) ПРИЕМ: диалог с автором Видеть в тексте прямые и скрытые Вопросы (выход на подтекстовый смысл) Прогнозировать Ответы на эти вопросы Проверять свои прогнозы, по ходу чтения

Слайд 7

3-й этап. Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. - Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. - Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов

Слайд 8

III этап . Работа с текстом после чтения 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту; 2. Знакомство с писателем; 3. Работа с заглавием; иллюстрациями; 4. Творческие задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Делай как я!» Физкультминутка для кистей рук:


Предварительный просмотр:

Название технологии

Автор технологии

Фрагмент  урока

Технология проблемно-диалогического обучения

Подводящий к теме диалог.

Е.Л. Мельников

У: Что такое пища?

Д: То, что едят, чем питаются

У: Без пищи человек не может жить. Что  чувствует человек, если он не поест?

Д: Голод.        

У: А при длительном голодании?

Д: Слабость, смерть.

У: Вы предпочитаете обработанную, приготовленную пищу. Точно так же и клеткам нашего организма нужна обработанная пища. Она должна быть жидкой и легко усваиваться в крови, потому что только кровь может донести её до каждой клетки.

У: Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

 Д: О пищеварении.

У: Из каких слов образовано слово пищеварение?

Д: От слов пища и варение, то есть, наверное, пищу варят.

У: Давайте сформулируем тему нашего урока.

Д: Тема урока «Пищеварительная система».

Технология проблемно-диалогического обучения

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Е.Л. Мельников

У: Миша считает, что пищеварительный процесс начинается сразу же после того, как он пообедал. А как вы думаете, с какого момента начинается пищеварение? (предположения учащихся) 

Работа с учебником

У: Узнаем ответ на вопрос, прочитав  учебник на странице 21. Кто нашел, покажите готовность. 

У: Вы удивлены? Почему? Что интересного заметили? Какие возникают вопросы?

У: Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Технология проблемно-диалогического обучения

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Е.Л.Мельников

У: Прежде чем узнать тему урока, разгадайте кроссворд. Ключевым словом по вертикали получится тема урока. Работайте в парах.

У: Какое слово получилось по вертикале?

Д: ПИЩЕВАРЕНИЕ.

У: Теперь сформулируйте тему урока.

Д: Тема нашего урока «Пищеварительная система.

Технология продуктивного чтения

Н.Н. Светловская

Тема урока: К.Г.Паустовский «Мой дом».

Класс: 4

До чтения

Приём Антиципация

– Сейчас мы будем читать новый текст.

Прочитайте название, автора произведения, рассмотрите иллюстрацию. Что изображено, кого видим, где происходит действие, в какое время года? Почему так решили?

- Какими будут наши действия?

Дети самостоятельно проводят первый этап работы с текстом, обращая внимание на заглавие, имя автора и иллюстрацию к тексту. Она уже знакома детям.

- Какие задания вы предложите.

  • Возможные варианты: чтение по цепочке вслух.
  • Составление плана.
  • Пересказ.
  • Знакомство с автором.
  • Чтение по ролям.
  • Продуктивное чтение. Вопрос, ответ, предположение.

- Вот этим мы с вами и займёмся сегодня на уроке, постараемся выполнить всё вами предложенное.

–Раздел, произведения из которого мы читаем, посвящён осени. Как мог рассказ «Мой дом» оказаться в составе этого раздела? (Видимо, К. Паустовский рассказывает о доме в период осени, включает в рассказ осенние пейзажи и т.д.)

Один-два ученика, после предварительной подготовки дома, выписывают на доску ключевые слова к первой части. 

Прием“Предположение”.

Прочитав ключевые слова, дети высказывают предположения о содержании.

Во время чтения

Первичное чтение и озаглавливание 1-й части.

- Сколько частей будет в произведении. Предположите жанр.

 Комментированное чтение, диалог с автором).

        Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. (Интересно, почему? Вопрос задаём, но ответа он не требует.) Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. (То есть досками.) Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом. (Частокол – забор, где колья или доски расположены близко друг к другу – часто, а щели между ними узкие.) Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей (то есть окраса) – рыжие, чёрные, серые и белые с подпалинами – берут дом в осаду. (То есть окружают его со всех сторон. Вы поняли, почему?) Они шныряют вокруг (торопливо двигаются ), сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают (противно мяукают) друг на друга и ждут вечера.( Зачем, для чего?) Все они смотрят, не отрываясь, на кукан с рыбой (показ картинки) – он подвешен к ветке старой яблони с таким расчётом, что достать его почти (Почему?) невозможно.  

  И т. д.

Вопросы после чтения 1-й части:

– Как вы думаете, какое настроение у хозяина дома в осеннюю пору в деревянной избе? ( Радостное, весёлое, много действий,  можно сказать, что это энергичная часть.)

– Какие звуки, запахи вы услышали в двух последних абзацах?(треск дров, шуршание листьев, тишина, запах прелой листвы, аромат яблок, мокрой древесины)

– Как бы вы озаглавили эту часть? («Отчаянные соседи», «Осаждённая изба».)– и т. д.

Повторное чтение рассказа.

В ходе чтения 2-й части предлагаем детям разбить её на картины и составить план 

После чтения

Знакомство с биографическими сведениями об авторе.

 - Знаете ли вы  что-либо про творчество и самого Паустовского.

- Интересные биографические сведения подготовил…

Константин Георгиевич Паустовский русский писатель. Родился 19 мая 1892 года в Москве. Работал водителем трамвая, санитаром, журналистом, учителем. Известен как замечательный художник, но рисовал не красками, а словом. Страсть Паустовского к путешествиям привела его к созданию книг. Многие его произведения переведены на немецкий, французский, английский языки. Умер в возрасте 76 лет в Москве.

- Что вам показалось интересным?

- Почему Паустовский написал именно такое произведение? (сам любил природу)

Творческое задание: воссоздание дома К.Г.Паустовского из предложенных картин техникой коллаж.

1 ряд – сооружения (дом, беседка, забор, колодец)

2 ряд – животные (коты, синицы, пёс на цепи)

3 ряд – чувства царящие в доме (выбрать подходящие: радость, спокойствие, любовь, веселье, умиротворение, счастье)

Обобщающая беседа.

Что, по-вашему, вкладывает К. Паустовский в понятие «Мой дом»?  Только ли это старая бревенчатая изба?

(Это и сад, и колодец, и пёс Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа, которую он наблюдал и понимал… Это мир вокруг него…)

– Выполнили мы с вами план работы? Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

- Предположения оказались верными?

– Чью работу на уроке вы хотели бы выделить, как её  можно оценить?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология оценивания образовательных достижений

Слайд 2

Цель новой технологии – обеспечить на этапе контроля реализацию принципов развивающей личностно-ориентированной образовательной системы «Школа 2100» Задачи новой технологии: - Определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть современными целями образования. - Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. - Сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

Слайд 3

ПРАВИЛА ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ 1-е правило: «Отличие оценки и отметки» Оцениваться может все. Фиксируется с помощью отметки только демонстрация умения применять знания (решать задачи). Оценка – это словесная качественная характеристика результатов действий. Отметка – количественная фиксация результата оценивания в виде знака принятой системы. .

Слайд 4

2 -е правило: «Уровни успешности» Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности: - необходимый уровень –решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, соответствующие государственному стандарту, что необходимо всем по любому предмету (это «хорошо, но не отлично») - программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой ситуации (это уровень, соответствующий цели программы «Школа 2100» – уровень функционально грамотной личности – «отлично») - необязательный максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались новые самостоятельно усвоенные знания и умения (это уровень – «превосходно»).

Слайд 5

3 -е правило: «Самооценка» Самооценка (алгоритм): Выполнил верно или с ошибками ? Справился самостоятельно или с чей-то помощью ? Какое умение отрабатывали ? Каков был уровень задания ? Отметка.

Слайд 6

Оценку определяют учитель и ученик сообща На уроке ученик сам оценивает результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель . Ученик имеет право изменить эту оценку (отметку), если докажет, что она завышена или занижена. .

Слайд 7

4-е правило: «Одна задача – одна оценка» Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решенную задачу в отдельности, а не урок в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....