ПК 4.3. Технологии обучения
методическая разработка по теме

Кнутарева Анастасия Сергеевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ  заседания методического объединения учителей начальных классов

«Создание развивающей образовательной среды»

от 27.02.2018

Присутствовало: 4 человека

Общее количество членов методического объединения – 4

Председатель:

руководитель МО

Е.П. Воронина

Секретарь:

учитель начальных классов

Т.Ю. Балашова

Задачи заседания:

  1. Совершенствовать качество современного урока; повышать его эффективность и направленность на сохранение здоровья учащихся.
  2.  Продолжить освоение и внедрение современных образовательных технологий, методов и приёмов, направленных на формирование личностных, метапредметных результатов.

Повестка дня

  1. Круглый стол на тему «Методы, приемы, средства повышения эффективности учебной деятельности»
  2. Проектная технология и технология исследовательской деятельности.
  3. Средства ИКТ, применяемые в современной системе образования
  4. Санитарно-гигиенические требования к уроку.

Слушали:

По первому вопросу заседание проходило в форме «круглый стол», на котором все учителя начальных классов обсудили виды и формы, представили свои эффективные методы и приемы работы при реализации учебной деятельности.

По второму вопросу слушали Г.М. Звонареву - учителя начальных классов, которая  осветила теоретические основы проектной технологии и исследовательской деятельности, их отличия от других похожих методов и приемов.

По третьему вопросу слушали  Г.А. Байтенгер – учителя начальных классов, которая осветила преимущества использования ИКТ в учебной деятельности, привела примеры, на каких этапах урока могут быть использованы мультимедийные средства. Затем прошёл обмен опытом по использованию информационных технологий в образовательном процессе.

По четвертому вопросу выступила, учитель начальных классов Т.Ю. Балашова, которая представила общие требования к соблюдению санитарно-гигиенических норм. Рассказала о частых ошибках, их последствиях и путях устранения.

Решили:

  1. .Принять разработанные на заседании материалы к сведению, использовать в собственной педагогической деятельности.
  2. Активизировать работу МО по внедрению информационных технологий в урочную и внеклассную работу.
  3. Использовать технологии проектной работы и исследовательской деятельности в своей работе.
  4. Строго соблюдать санитарно – гигиенические требования к уроку.

Вывод: Содержание заседания МО соответствует его задачам и достигнутым результатам. Руководителем МО была сформулирована тема заседания, поставлены задачи, также руководитель МО осуществлял контроль за ходом заседания. Больше всего мне понравилось обсуждение первого вопроса, которое проходило в форме «круглый стол». Многое из опыта учителей я могу применить в будущем.  



Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения

Фрагмент урока по литературному чтению

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». (3 класс, УМК «Школа России»)

Работа с текстом ДО чтения

Решение частных задач на основе анализа текста

Посмотрите внимательно на заголовок и предположите о чём это произведение ?

-Какое время года описывается?

-С чем у вас ассоциируется слово листопадничек?

- Можно ли по заголовку определить, какое настроение у произведения? Какое оно?

-Посмотрите на иллюстрацию, что видите?

-Как вы думаете правильно ли мы определили время года произведения?

- Чему мы будем учиться, работая над произведением? ().

-Мы будем учиться понимать тему и основную мысль произведения. Учиться выражать своё отношение к происходящему.

Рассказ об авторе

 -о листьях, о листопаде

-осень

-с маленьким листопадом

-Да, хорошее, так как автор назвал поласковому . Это доброе произведение, т.к. название у него доброе).

-Зайчиков, пенёк, листья жёлтые и красные

-Правильно

-Надо понять о ком или о чём произведение. Выяснить, как автор относится к героям, к их поступкам

Работа с текстом ВО ВРЕМЯ чтения

1. Первичное чтение.

Читает учитель (комментированное чтение, диалог с автором). Продолжают читающие ученики.

-Откройте учебник на стр. 60

Нам встретится слово настлана, что это?

Настлана - настелена

Ходко - быстро

- Я читаю, а вы следите за чтением только глазами. Во время моего чтения определите к какому жанру оно относится.

Настлана – призвана, заставлена…

Ходко – шустро, незаметно…

Работа с текстом ПОСЛЕ чтения

2. Выявление первичного восприятия.

К какому жанру относится данное произведение?

- Подумайте, почему Соколов-Микитов начинает сказку с  указания времени рождения Листопадничка?

- Почему зайчат называют листопадничками?

- Почему, на ваш взгляд, зайчонок побежал за журавлями в тёплые края?

-Что могло произойти с листопадничком?

Сказка, потому что животные разговаривают, Зайчонок попадает в разные ситуации

-автор хотел нам подсказать, почему у главного героя такое имя и раскрыть некоторые особенности жизни зайцев

-он маленький и глупый, испугался прихода зимы, позавидовал журавлям

-потеряться, погибнуть

- Прочитай, как описал автор побег зайчонка?

- Как автор относится к этому поступку героя?

- А вы?

- Почему Листопадничек попросился в хатку бобра?

- Чем питались бобры?

- Чему зайчонку следовало поучиться убобров?

- Что не понравилось Листопадничку у бобров?

-Почему сырой и тёмный, по мнению зайчонка, дом бобров для них был самым лучшим?

 - Если зайчонку не понравилось у бобров, почему он не убежал?

- Какова тема произведения?

- Главная мысль?

 - Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя?

« В гостях хорошо, а дома лучше» ; « Жить вдали от близких-трудно».

(карточки с пословицами)

- Что бы вы на будущее посоветовали Листопадничку?

- Как вы думаете, мог бы зайчик по-другому провести зиму? Попробуйте придумать свой вариант.

Чтение стр. 60

-Автор осуждает Листопадничка

-Жаль зайчонка, он не знал и не понимал, как трудно жить вдали от дома, он ещё маленький, наивный

-бобры сказали, что зимой у них в хатке тепло, безопасно

-у них в хатке темно и сыро

-надёжен. Вода-среда их обитания

-боялся холодной воды, не умел плавать и нырять

-одиночество, кто оказался вдали от своего дома, близких

-надо дорожить любовью близких. Они главная опора в жизни

Слушаться маму, не убегать в неизвестность, ведь это может быть опасно

Технология продуктивного чтения

До чтения

Во время чтения

После чтения

Цель: прогнозирование будущего чтения.

Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:

  • Названию
  • Имени автора
  • Иллюстрациям (перед текстом)
  • Выделенным словам (просмотровое чтение)
  • Привлекая предшествующий читательский опыт

Результат— мотивирование чтения.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Задания: 

  • самостоятельно читать текст про себя (в классе, дома) с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.
  • Читать вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.
  • Видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл)
  • Прогнозировать ответы на эти вопросы
  • Проверять свои прогнозы по ходу чтения
  • Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведется по ходу чтения (мотивированной и интересная работа, ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании).
  • Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

Цель:  корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.

2. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.

Задания:

  • Осмысление содержания (рассказ о герое, событии, выборочный или краткий пересказ, составление плана).
  • Реакция на художественную форму (стилизация, наблюдение над языком, стилистический эксперимент).
  • Эмоциональная сфера (выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства).
  • Сфера воображения (творческий пересказ, иллюстрирование, изготовление карт, схем, чтение по ролям, инсценирование).

Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту.

- Ответы детей и беседа (понимание авторского смысла).

- Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Вопросы по иллюстрации:

- Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (эта иллюстрация ко всему тексту)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Фрагмент урока окружающего мира

Тема: «Для чего нужна экономика?» (3 класс, УМК «Школа России»)

Игровая технология.

Решение частных задач

Практический: игра «Товар-услуга»

Практический: выполнение заданий в раб.тетради

Словесный: уч. беседа

Практический: выполнение задания

17 мин

-Давайте с вами поиграем в игру «Товар - Услуга».

- У вас на партах лежат карточки зеленого и красного цвета, сейчас я буду называть вам товары и услуги. Если я назову товар –поднимаете красный цвет, если услуга – зеленый.

  • Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску.(услуга)
  • Вы зашли в аптеку и купили лекарство.(товар)
  • Вас обслужили в магазине при покупке чего-либо.(услуга)
  • Вы едете в автобусе в город.(услуга)
  • Вам доставили почту.(услуга)
  • Вы зашли в магазин и купили продукты.(товар)

-Молодцы, ребята!

-Выполните задание № 5 в учебниках. Н., прочитай, что нужно сделать в задании? Кому непонятно?

-Что вы написали в таблице о товарах? услугах?

-Участвует ли наша область в экономической жизни страны?

-Какие продукты дает наша область стране? (заводы и фабрики области производящие товары и услуги )

-Участвует ли наш район в экономическом развитии?

 

На партах у вас лежат бланки с тестом, вам нужно обвести карандашом правильный ответ.

  1. наука о рациональном ведении хозяйства

с) биология

М) экономика

  1. какая отрасль экономика дает нам мясо, хлеб, молоко?

К) промышленность

О) сельское хозяйство

  1. Что такое потребности людей?

Л) всё, что нужно людям для жизни

Н) умение видеть красивое вокруг себя

  1. Что относится к услугам?

Х) телевизор

О) стрижка в парикмахерской

  1. Что относится к товарам?

Д) макароны

Ю) ремонт автомашины

  1. какая отрасль экономики возводит различные постройки?

Ц) строительство

И) транспорт

  1. Главная задача экономики

Ж) производить товары

Ы) удовлетворять разнообразные потребности людей

- Какое слово у вас получилось? Посмотрите на варианты ответов (Молодцы)

Участвовать в игре

Применять знания на практике

Выполнять задания в тетради

Отвечать на вопросы

Выполнять задания теста

Проверять выполненное задание

Р: Самоконтроль процесса и результатов деятельности

П: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других.

Р.: действия с учетом выделенных ориентиров

П: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Игровые технологии

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Классификация педагогических игр:

1.     По области применения:

—физические

—интеллектуальные

—трудовые

—социальные

—психологические

2.     По характеру педагогического процесса:

—обучающие

—тренинговые

—контролирующие

—обобщающие

—познавательные

—творческие

—развивающие

3.     По игровой технологии:

—предметные

—сюжетные

—ролевые

—деловые

—имитационные

—драматизация

4.     По предметной области:

—математические, химические, биологические, физические, экологические

—музыкальные

—трудовые

—спортивные

—экономически

5.     По игровой среде:

—без предметов

—с предметами

—настольные

—комнатные

—уличные

—компьютерные

—телевизионные

—циклические, со средствами передвижения

Какие задачи решает использование такой формы обучения:

—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

 

Обучение в  игре  позволяет научить:

Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать, применять

 

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

§        стимулируется познавательная деятельность

§        активизируется мыслительная деятельность

§        самопроизвольно запоминаются сведения

§        формируется ассоциативное запоминание

§        усиливается мотивация к изучению предмета

 

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе Подготовила : Кнутарева А.С. 43 группа

Слайд 2

Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.

Слайд 3

1. Эмоциональный настрой Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Тут затеи и задачи, Игры, шутки – всё для вас! Пожелаем вам удачи – За работу, в добрый час! На вас надеюсь я, друзья. Мы хороший дружный класс Всё получится у нас! Вот и прозвенел звонок. Начинается урок. Очень тихо вы садитесь И работать не ленитесь.

Слайд 4

2. Оптимальный темп проведения урока, демократичный стиль общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал. 3. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной младшему школьнику, с учётом его возрастных особенностей.

Слайд 5

4. Наглядность, используемая на уроке, способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся.

Слайд 6

5. Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в тетрадях и т. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.

Слайд 7

6. Физкультминутки

Слайд 8

7. Дифференцированное обучение При дифференцированном обучении каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает защищённость и испытывает интерес к учёбе.

Слайд 9

9. Игра, игровые моменты Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приёмами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Слайд 10

10. Гимнастика пальчиковая гимнастика; дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз; разминка для губ и языка.

Слайд 11

Температура и свежесть воздуха (чистота воздуха – фактор работоспособности и успешности учащихся); Качество освещения класса и доски (помните естественно освещение благоприятнее, чем искусственное); Чистота помещения, аккуратность; Чистота классной доски. 12. Санитарно - гигиеническое состояние класса, его освещенность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гимнастика для глаз Берегите зрение

Слайд 2

Вращение Не двигая головой, начинайте вращать глазами сначала по часовой стрелке, потом в обратную сторону. По 10 раз туда и обратно. А теперь то же самое, только с закрытыми глазами.

Слайд 3

Во все стороны Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх – вниз, вправо – влево. По 10 – 15 раз.

Слайд 4

Пальчик Прижмите палец к переносице и посмотрите на него. Затем медленно отводите палец от себя, продолжая следить за ним глазами. Повторите это упражнение несколько раз.

Слайд 5

Кто там? Зажмурьтесь посильнее, а затем широко откройте глаза, словно вы чему-то очень удивились. Повторите это еще раз.

Слайд 6

Моргание Поморгай, быстро и сильно сжимая веки. Как можно больше и быстрее.

Слайд 7

Сон А теперь закройте глаза и расслабьтесь, будто собираетесь спать. Подумайте о чем-нибудь очень приятном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....