Конкурсные испытания "Методический семинар" , "Я-учитель", "Урок" на конкурс "Учитель года России" 2018г
презентация к уроку (3 класс) по теме

Гордеева Елена Анатольевна

Презентация и пояснительная записка к  конкурсному испытанию  "Методический семинар "  и  эссе  на тему "Гражданская позиция современного учителя" к конкурсному испытанию "Я-учитель", урок развития речи по русскому языку в 3 классе на тему "Создание словесных зарисовок "Наблюдаем за облаками" к конкурсному испытанию "Урок" на конкурс "Учитель года России" 2018г.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов Стаж работы: 25 лет Образование: высшее педагогическое Категория: высшая Профессиональное кредо: Учитель и ученик растут вместе: обучение наполовину учение. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Балахна Гордеева Елена Анатольевна

Слайд 2

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС ТЕМА

Слайд 3

Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности , обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками. Актуальность

Слайд 4

Цель Создать условия для развития интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей Задачи обучение проведению учебных исследований обучающихся, развитие творческой исследовательской активности детей стимулирование у детей интереса к другим наукам ( биология, география, филология )

Слайд 5

классифицировать, обобщать, отбирать все возможные варианты решения, переключаться с одного поиска решения на другое, составлять программу действий по своей работе, рассматривать объект с различных точек действия, сравнивать различные объекты и их совокупности, составлять задания по предложенной теме, проводить самоконтроль. Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение: Исследовательская тактика ребенка – это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития.

Слайд 6

Направления учебно-исследовательской работы учащихся Урочная учебно-исследовательская деятельность: проблемные уроки, нестандартные уроки, деловые игры. Внеурочная исследовательская деятельность Массовая внеурочная работа: п ознавательные игры, конкурсы, выставки, конференции. Групповые внеурочные занятия: факультативы, к ружки, работа над проектами. Индивидуальная внеурочная деятельность: написание исследовательских работ, проектная деятельность, творческие работы.

Слайд 7

метапредметные результаты решение интересной проблемы, результатом которой является найденный способ решения проблемы, имеющая практический характер. личностные результаты проявить себя попробовать свои силы раскрыть свой творческий потенциал принести пользу Учебное исследование

Слайд 8

- конференции, на которых обучающиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории; - презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников; - выступления, как правило, для определённого круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой; - представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователи выступают как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение; - выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть посвящена определённой теме, дисциплине. Формы представления результатов исследований

Слайд 9

«Посмотри на мир чужими глазами» «Составьте рассказ от имени другого персонажа» «Составьте рассказ, используя данную концовку» «Сколько значений у предмета» «Назовите как можно больше признаков предметов» Упражнения и задания, помогающие развить умение видеть проблему

Слайд 10

«Посмотри на мир чужими глазами» «Утром небо покрылось черными тучами и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…» Продолжи рассказ: Ты, ребенок, гуляешь во дворе. Ты, дворник. Ты, водитель. « Составьте рассказ от имени другого персонажа» Представьте, что вы на какое-то время стали … Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.

Слайд 11

Работа в группах : «Историки» « Пифагорцы » «Математики-современники» «Фольклористы» Урок-конференция «Математика в нашей жизни»

Слайд 12

Урок-исследование «Зеленая планета глазами детей» «По страницам Красной книги» Урок- проект «Здравствуй, осень!», Уроки окружающего мира

Слайд 13

Внеурочная деятельность Мастер-класс к защите исследовательской работы «Рисунок и разные формы его воплощения» Занятия кружка « Я-исследователь »

Слайд 14

Участие в конкурсах и сетевых интернет-проектах

Слайд 15

Мониторинг исследовательских умений

Слайд 16

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности В ыступления на районных мастер-классах, школьных методических объединениях и педсоветах, открытые уроки на районных семинарах.

Слайд 17

Литература Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности М.,ОИРО, 2010. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников . Волгоград,«Учитель», 2011г. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность. М.,Вако , 2016. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. Методическое пособие. М.,Аркти , 2014. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. Волгоград, 2015. Исследовательская деятельность младших школьников. Программа, занятия, работы учащихся. Волгоград, 2011. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Волгоград, 2011



Предварительный просмотр:

2. «Учитель-профи»  

Конкурсное испытание «Методический семинар»

Исследовательская   деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС

«Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
К. И. Чуковский

Современный мир  меняется  столь стремительно, что возникла необходимость серьёзного переоценивания образовательного пространства.  Современный человек должен уметь анализировать, наблюдать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, проявлять исследовательскую, поисковую активность. Для того, чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. Эта необходимость нашла отражение в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах второго поколения, которые включают в себя не только формирование предметных знаний, умений и навыков, но и развитие универсальных учебных действий. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками. 

   В моей  работе особое место  занимает исследовательская творческая деятельность.

Цель работы – создать условия для  развития  интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований обучающихся;
- развитие творческой исследовательской активности детей;
- стимулирование у детей интереса к другим наукам ( биология, география,

филология).

Исследовательские методы работы   я использую на уроках  и во внеурочной деятельности на занятиях кружков «Я-исследователь», «Уроки для души».

«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А. Сент-Дьердьи.

Делать выводы, группировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать соответствия, причинно-следственные связи  формируются,  начиная с первого класса.

Введение таких заданий позволяет учить не только думать, развивать интуицию, воображение, наблюдательность, мышление, вместе с тем ставить новые исследовательские задачи и создавать атмосферу сотворчества, партнерства.

Наблюдения, опыты, самонаблюдения как основные методы научно-исследовательской деятельности учащихся.

 Обязательно надо учитывать, что тема для исследования должна быть интересной, необычной, оригинальной, доступной для ребенка.   Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно, но, учитывая названную ниже особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Организация исследовательской деятельности на уроках  и  во внеурочной деятельности.

Исследовательскую деятельность   использую  в разных направлениях: урочная ( проблемные уроки, нестандартные уроки, деловые игры) и внеурочная (индивидуальная – проектная деятельность, написание  исследовательских работ, творческие работы; групповая - кружки, факультативы, работа над проектами ; массовая- конкурсы, выставки, познавательные игры, конференции).

В настоящее время я работаю по образовательной системе "Гармония". Темы исследовательских работ представлены на отдельных страницах  в  учебнике. Так, работая с учебно-методическим комплектом «Гармония», школьник осваивает совершенно другую роль - «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания. А также усиление внимания к творческой деятельности учащихся.  

С первого класса я начала вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках. Особенно широко использую методику исследовательской деятельности на уроках окружающего мира. Эти работы называются «Наши маленькие исследования» и идут по темам. В первом классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Исследование может занять весь урок или только 5 минут, но дети должны видеть его результат. На таких уроках очень большое внимание уделяется активным и групповым формам работы, работам в парах постоянного и сменного состава.

На уроках включаю задания, направленные на овладение  логическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания имеют  место и на уроках математики,  литературного чтения,  русского языка,  окружающего мира.

С целью активизации познавательной исследовательской деятельности учащихся использую:

  • загадки, ребусы, шарады, задачи-шутки, логические задания и задания на развитие творческих способностей;
  • игры - исследования, фантастические исследования;
  • ролевые игры;
  • игры – путешествия
  • экскурсии.

Чаще всего это применяю  на нестандартных уроках.

 Информационный поиск — задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, Интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.

Выполняя такие задания, ребята занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря таким заданиям растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со справочной литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия. Например: «Посмотри в справочнике, что означает слово «………….», или узнай у взрослых»; «Узнай о каком-нибудь культурном растении и его дикорастущем предке. Расскажи об этом в классе». По теме «Как развивается растение» была проведена исследовательская работа, в которой в домашних условиях ребята ставили опыты и наблюдали, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляли в виде схематических рисунков и таблиц. Во 2 классе проведена работа на тему «По страницам Красной книги»,  где работая в группах, обучающиеся узнали о растениях, животных, которые занесены в «Красную книгу Нижегородской области». Обучающиеся выступали в роли «учёных», «художников», « словесников». В 3 классе был проведён урок-исследование «Зелёная планета глазами детей», выход – плакаты в защиту Земли. Находили  ответы на вопрос «Планета заболела. Что делать?»

Считаю, что именно такие уроки формируют у школьников умения и стойкий навык учиться. Идет полноценное соединение знаний и практических навыков.

Весной, осенью и зимой организовываю экскурсии в природу, иногда просто выходим на территорию пришкольного сада или в парк. Главная цель таких экскурсий — научить ребенка наблюдать, делать выводы на основании наблюдений. Они формируют у ребенка зачатки навыков экспериментальной и исследовательской деятельности, которая будет сопровождать его все время обучения в школе. На  протяжении нескольких  уроков окружающего мира в 3 классе мы изучали тему «До свидания, лето, здравствуй, осень!». Говорили об изменениях, которые происходят в неживой и живой природе осенью, о занятиях людей. Итогом стал урок- проект «Здравствуй, осень!», где учащиеся разделились на группы и представили свои  выступления-презентации на выбор: «Осень глазами метеоролога, биолога, художника, фотографа, композитора, певца, поэта или знатока старинных обрядов». А на уроке литературного  чтения мы слушали стихи об осени,   выбирали лучшего чтеца и  лучшее стихотворение по содержанию. Используя подобранный материал дети писали  сочинения.  Ребятам очень понравилось самим находить информацию и работать в группах.

На уроках русского языка использую различные упражнения и задания, помогающие увидеть проблему:

  • «Посмотри на мир чужими глазами»
  •  «Составьте рассказ от имени другого персонажа»
  • «Составьте рассказ, используя данную концовку»

Учитель  читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что было вначале и почему все закончилось именно так. Оцениваем в первую очередь логичность и оригинальность изложения.

  •   «…Котенок сидел на дереве и громко мяукал».

Цель - углубить и одновременно проверить уровень развития у детей способности к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на вещи и видеть новые проблемы.  

  • «Сколько значений у предмета» 

 Предлагается какой-либо хорошо знакомый  предмет, со свойствами, также хорошо известными (кирпич, газета, кусочек мела, карандаш).

  • «Назовите как можно больше признаков предметов» 

Целью данного упражнения является развитие у учащихся аналитического мышления, путём определения наибольшего количества  разных признаков одного предмета. Найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

 На уроках литературного чтения пишем сказки с продолжением, характеризуем положительные и отрицательные черты героя, создаем книжки-самоделки. Также использую исследовательскую работу на уроках технологии и изобразительного искусства. Проекты «Характер  моего любимого сказочного героя», « Прихватка для сказочного персонажа» и другие.

Интересно прошёл  урок-конференция «Математика в нашей жизни» в 3 классе. К итоговому  уроку готовились две недели. Ребята с удовольствием общались  друг с другом  и  каждый  самостоятельно искал материал на свою тему. Обучающиеся выступали на конференции в   группах «Историки», «Пифагорцы», «Математики – современники», «Фольклористы-математики».  Итогом работы конференции стала книжка- сборник детских работ «Математическая копилка», папка с докладами  «Великие математики».    

Использую в своей работе следующие  формы занятий, позволяющих представить результаты исследования младших школьников:

- конференции, на которых обучающиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;

- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;

- выступления, как правило, для определённого круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой;

- представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователи выступают как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение;

- выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть посвящена определённой теме, дисциплине.

Ребята  часто выступают с сообщениями-докладами, проектами, работами творческого характера  перед обучающимися других классов.

Благодаря участию в исследовательской деятельности младшие школьники учатся взаимодействовать в группах, работать с книгой, ресурсами сети Интернет, оценивать проекты товарищей, оформлять промежуточные результаты в виде таблиц, схем или рисунков, выбирать форму представления и защиты проекта.

 Таким образом, в результате организации исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС под руководством учителя происходит процесс самосовершенствования, самопознания, самовоспитания.

 Повышается познавательная и творческая активность учащихся, их учебная мотивация. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.   

Своим достижением в работе считаю вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность с применением ИКТ.  Работы моих учеников представляются  не только на уровне школы, но и на муниципальном и региональном уровнях.   Исследовательской деятельностью с обучающимися занимаюсь с 2008г. Постоянно ребята являются не только участниками конкурсов исследовательских работ, но и победителями и призерами разных уровней. В течение трех последних лет являюсь экспертом при проведении муниципального конкурса исследований младших школьников «Малая академия». Опытом работы делюсь со своими коллегами, выступая на районных мастер-классах, школьных методических объединениях и педсоветах, провожу открытые уроки на районных семинарах.  

Наличие участников   научных обществ обучающихся,  муниципальных конкурсов исследований младших школьников «Малая академия», региональных конкурсов творческих работ детей дошкольного и  младшего школьного возраста  «Я познаю мир» в г.Нижний Новгород и региональный конкурс творческих работ младших школьников  «Как хорошо уметь читать» г. Арзамас  2013-2018гг.

Направление

Ф.И.

Название работы

Сроки защиты

Место

Естественно-научное

Белякова Юлия

Плесневые грибы

Март, 2013г

(2 класс)

Район, диплом II степени

Пушков Никита

Что такое радуга?

Март, 2013г

(2 класс)

Школа, участник

Быков Михаил

Вода – источник жизни

Март, 2013г

(2 класс)

Школа, участник

Социальное

Быков Михаил

Моя семья в истории страны

Март, 2014г

(3 класс)

Район, диплом III степени

Естественно-научное

Пушков Никита

Как получают краски

Февраль 2014г

(3 класс)

Школа, участник

Гуманитарное

Халявина Мария

Богатырь – это обидно или почетно

Февраль 2014г

(3 класс)

Школа, участник

Техническое

Пушков Никита

Альтернатива сотовому телефону

Март 2015г

(4 класс)

Район, диплом II степени

Техническое

Пушков Никита

Альтернатива сотовому телефону

Март 2015г

(4 класс)

Регион, диплом II степени

(г. Н.Новгород)

Эстетическое

Дмитриева Стефания

Рисование  - моё хобби

Февраль 2016г

(1 класс)

Школа, грамота 2 место

Естественно-научное

Гордеев Денис

Зимующие птицы. Средства подкормки птиц

Февраль 2016г

(1 класс)

Школа, грамота 1 место

Естественно-научное

Смирнов Михаил

Мой любимый скотч-терьер

Февраль 2016г

(1 класс)

Школа, грамота 3 место

Естественно-научное

Гордеев Денис

Зимующие птицы. Средства подкормки птиц

Март 2016г

(1 класс)

Регион, диплом I  степени (победитель)

(г. Н.Новгород)

Естественно-научное

Гордеев Денис

Тайны снега и льда

Февраль 2017г

(2 класс)

Район, участник

Эстетическое

Дмитриева Стефания

Рисунок и разные формы его воплощения

Февраль

2017г

(2 класс)

Район,

диплом II степени

Естественно-научное

Смирнов Михаил

От ростка до каравая

Февраль

2017г

(2 класс)

Район,

диплом I  степени

Естественные науки. Живая природа

Гордеев Денис

Пернатые гости

Февраль

2018г

(3 класс)

Район,

диплом II степени

Социальное

Сигрианский Александр

Разумные игры (головоломки)

Февраль

2018г

(3 класс)

Район,

диплом II степени

Региональный конкурс творческих работ младших школьников

Дмитриева Стефания

«Как хорошо уметь читать!»

Ноябрь 2017г

(3 класс)

Регион, диплом победителя

( г.Арзамас)  



Предварительный просмотр:

  1. «Методическое портфолио»

Конкурсное испытание «Я-учитель»

Эссе на тему:

«Гражданская позиция современного учителя».

 «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах….»

Ш. Амонашвили

        Целью современного образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Основополагающим является личностный результат, поэтому и главное предназначение учителя сегодня – воспитание гражданина России, значит, педагог  и  сам должен являться носителем образа человека, народа, страны и передавать этот образ молодому поколению.

        Общество на всех ступенях своего развития заботилось о формировании человека со зрелой гражданской позицией – нравственной личности, способной приносить пользу государству, соблюдать правила совместного общежития.  

Гражданская позиция включает в себя интеллектуальный, эмоционально-чувственный и деятельностный компоненты. Это способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности как в личных интересах, так  и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Поэтому в условиях демократизации общества формирование политической и правовой культуры становится особенно важным компонентом образования. Чтобы подрастающий гражданин стал полноправным субъектом правовых отношений, он должен обладать определённым объёмом правовых знаний, в том числе о возможных формах участия в политической жизни государства и уметь грамотно отстаивать свои права и интересы. Таким образом, мы будем понимать под гражданской позицией сочетание личных интересов гражданина с интересами общества.

        В современных условиях глобализации, интеграции мирового сообщества в целом, информатизации и демократизации российского общества в частности, а также в период переосмысления приоритетности человеческих ценностей эта проблема становится наиболее актуальной.

  Образование должно быть подчинено воспитанию. Современный учитель не может замыкаться в узких границах школы, в основе его деятельности должен лежать гражданский мотив: учитель должен жить тревогами народа, знать и любить его историю, заботиться о приумножении духовного богатства своей страны, своей малой родины. Он несёт личную ответственность за ученика, за его умение владеть собой, сумеет ли в будущем молодой человек принимать нравственные решения и нести за них личную ответственность перед собой (совесть),  перед близкими (долг), перед Родиной (честь).

Если в процессе этического воспитания, формирования гражданской позиции учитель:

  • своевременно и грамотно поможет школьнику выстроить пути собственного развития,
  • ободрит,
  • поощрит,
  • поддержит его правильные устремления;

только тогда, может быть, будет  достигнут нравственный результат.

 Наши дети - это наше богатство. Сегодня, как никогда, важно сформировать у детей активную жизненную позицию, Гражданскую позицию. Ведь именно от них, молодых людей, и зависит наше будущее. А мы, учителя, работаем с детьми и много можем сделать для будущего процветания нашей страны. 

Воспитание гражданственности, патриотизма, социально-правовой культуры возможно через множество аспектов. Одна из составляющих гражданственности – воспитание любви к родному краю. Изучая историю малой Родины  и всей своей огромной страны, ученик воспитывает в себе патриотизм и гражданственность.

  В этом помогают экскурсии по родному городу и городам Нижегородской области, памятным местам, походы «выходного дня» с детьми и родителями на природу,  классные часы по краеведению: «Были Нижегородского края» – ознакомление с художественными произведениями, былинами, легендами о Нижнем Новгороде, Нижегородском  крае; исследовательская и проектная деятельность, например, участие в конкурсах исследовательских работ «Моя семья в  истории страны». Особый интерес у ребят вызывают исследовательские работы, которые касаются родного края и их семьи. Именно в этих случаях создаётся чувство сопричастности к общегосударственным событиям.

  Во-вторых, формирование социально-активной гражданской позиции. Это социальные проекты «Озеленение школьного двора», КТД социальный проект «Подари тепло»- каждая семья вязала разноцветные шерстяные квадраты (20смx20см), которые затем сшивались в единый тёплый плед. Этот плед стал подарком для Дома Ветеранов,   природоохранные акции  («Чистый город», «Внимание, первоцвет!», «Зеленая планета глазами детей»),  военно-спортивные игры «Зарничка», акции милосердия (помощь бездомным животным).

В-третьих, воспитание уважительного отношения к истории своего народа. Это уроки Мужества к Дню защитника Отечества, Дню Победы. Посещение различных музеев своего родного города и других городов России. Использую в своей работе устные журналы,  каждый год с обучающимися  участвуем в школьном  проекте «Факел Памяти». Также осуществляется  проектная деятельность, например, выпуск газет к памятным датам (70-летие битвы за Москву, 75-летие Сталинградской битвы и др.)   К 800- летию Нижнего Новгорода  2017-2018 год «Год нижегородской архитектуры и старины» проводила  классный час - виртуальная экскурсия по историческим местам: «Славный город Нижний Новгород «Знать своих предков – знать историю».  В течение всего учебного года провожу классные часы о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945гг.  Когда ребёнок скажет не они, а МЫ победили, говоря о славных страницах русского оружия, можно считать, что цель достигнута.

И, конечно, формирование правовой культуры. Уроки окружающего мира, классные часы, акции. Формирование умения работать над собой. Важным компонентом социального познания выступает самопознание. И одной из  задач классного руководителя является формирование у детей навыков самоанализа для того, чтобы ребёнок мог сам видеть положительные и отрицательные стороны  своей личности и мог проектировать своё дальнейшее развитие.   Внимательное отношение к себе, сознательное культивирование уважения к закону, к правовым и моральным нормам, принятым в обществе – это работа по воспитанию в себе гражданственности.

     И наконец, большое внимание  нужно уделять  межличностным отношениям, складывающимся в школьном социуме. Ведь школьный класс – это пример малой социальной группы, т.е. объединения людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединённых совместной деятельностью, эмоциональной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. Я считаю, что  именно в малой группе в наиболее прямой и непосредственной форме возникает и протекает абсолютное большинство процессов взаимодействия. Именно  здесь можно обнаружить множество самых разнообразных моделей социальных отношений, которые встречаются в более крупных объединениях. Большую роль в формировании межличностных отношений играют классные и общешкольные мероприятия, в которые  я  стараюсь вовлекать  всех, без исключения обучающихся. Много мероприятий и праздников проводим вместе с родителями «одной классной семьёй» А как интересны детям   выездные  экскурсии,  ведь именно здесь  открывается иная сторона личности ребёнка. Воспитывая в себе уважение к людям, опосредованно человек воспитывает в себе и гражданственность.

      Свою гражданскую позицию я реализую в педагогической  практике через формирование гражданственности и считаю, что это:

  • один из непременных нравственных ориентиров благородного человека,
  • сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека;
  • безусловное чувство собственного достоинства, ведущее человека к совершенству;
  • это умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного;
  • это патриотизм, отрицающий экстремизм и национальное самосознание, отрицающее национальную рознь.

И главное, я отдаю себе отчёт в том, что никогда не смогу сформировать гражданскую позицию в детях, если её не будет, в первую очередь,  во мне самой.

Закончить своё эссе мне хочется словами известного русского поэта XIX века Николая Алексеевича Некрасова: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". Каждому человеку к этому нужно стремиться.

 Воспитывает ребенка все, что его окружает: как мы разговариваем, что для нас ценно и первостепенно, какие поступки мы совершаем и какие оправдываем, как ведем себя в разных ситуациях. Даже наша мимика, жесты, тон могут иметь решающее значение для воспитания человека. Дети, как губка, впитывают в себя всё: и плохое, и хорошее – и образ жизни расставляет приоритеты.

Сегодня нужны активные, адаптированные, предприимчивые ученики. И сегодня это инновация, чтобы быть успешным, так как рынок труда постоянно меняется и наша задача научить гибко реагировать, научиться разрешать конфликты, уметь дискутировать, быть толерантным.
В ходе работы мы получаем воспитанного человека, а воспитанный человек-это Гражданин, любящий свою страну, малую родину, отчий дом, уважающий окружающих людей, который умеет считаться с чужим мнением, толерантный, способный конструктивно мыслить, быть позитивно настроенным. Это человек дела, креативный  и активный, который ощущает себя полноценным человеком, умеющим многое. Главное не быть равнодушным,  уметь сделать самому что-то доброе, изменить окружение к лучшему. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 3 «Г» классе Учитель: Гордеева Е.А.

Слайд 4

Облака бывают разные…

Слайд 5

Своим внешним видом они напоминают хрупкие ниточки или клочки. Форма перистых облаков похожа на вытянутые гряды. Перистые облака

Слайд 6

Перисто-кучевые Очень часто называют «барашками» за их причудливую форму в виде групп шариков и окружностей.

Слайд 7

Перисто-слоистые облака Выглядит как однородная плёнка, заволакивающая небо

Слайд 8

Слоисто-дождевые облака

Слайд 12

Тема урока Наблюдаем за облаками

Слайд 16

Облака – Кучерявые бока, Облака кудрявые, Целые, дырявые, Лёгкие, воздушные, Ветерку послушные. По С. Михалкову Плыли по небу тучки. Тучек четыре штучки: От первой до третьей - люди, Четвёртая – верблюдик. По В. Маяковскому

Слайд 19

Рефлексия Сегодня на уроке всё получилось… Понял, как… Понял, но нужна помощь…

Слайд 20

Домашнее задание Найти в произведениях описание облаков и выписать понравившиеся предложения. Выделить орфограммы. Нарисуйте рисунок к своей зарисовке. Найти в произведениях описание облаков и выписать понравившиеся предложения. Выполнить задание на карточке.

Слайд 21

Спасибо за работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на методическом семинаре (конкурс" Учитель года")

выступление на методическом семинаре (конкурс" Учитель года")...

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" , конкурс "УЧИТЕЛЬ ГОДА- 2019".

Компьютерная презентация с пояснительной запиской, содержащие описание педагогического опыта....

Конкурсное испытание "Методический семинар"

Конкурсное испытание "Методический семинар"...

Конкурсное испытание-"Методический семинар"

В данной разработке проанализированы методы по развитию речи учащихся началных классов.Наиболее успешно позвляющие вести работу по развитию речи в малокомплектной школе....

Конкурсное испытание "Методический семинар" конкурс "Учитель года России"

Материалы для конкурсного испытания "Методический семинар" конкурс "Учитель года России" 2020 год.Представлена презентация на тему "Социальное партнёрство семьи и школы средст...

Конкурсное испытание "Методическая мастерская" в муниципальном конкурсе "Учитель года - 2022".

Демонстрация методической компетентности и собственного опыта в вопросах обучения и воспитания. Компьютерная презентация с пояснительной запиской, представляющая собой эффективные методические практик...

пояснительная записка к первому конкурсному испытанию методическая мастерская на "Учитель года-2022"

Пояснительная записка. тема работы: «Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника средствами урочной и внеурочной деятельности»...