Статья "Современный урок как средство реализации ФГОС"
статья на тему

Попова Марина Евгеньевна

Материал может быть использован при подготовке к выступлению на педагогическом совете или методическом объединении учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_kak_sredstvo_realizatsii_fgos.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок как средство реализации ФГОС

    Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы не совершались реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения.

    Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. А что говорит о современности урока: мастерство ли педагога, подбор ли методических приёмов или использование технических средств обучения?

       Попробуем ответить на этот вопрос

  Я думаю, современный урок - это и совершенно новый по форме, содержанию и методам урок, но и не теряющий связи с прошлым опытом обучения, одним словом – актуальный, действенный; урок, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, современный урок обязательно должен закладывать основания для будущего ребёнка, готовить его к жизни в меняющемся обществе.

   Фронтальный опрос, часто используемый на традиционном уроке,

не давал возможности включить в деятельность всех  учащихся, поэтому  на современном уроке учитель включает учеников в индивидуальную и групповую виды деятельности.

Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию не только в учебнике, но и в других источниках; самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде пересказа, конспекта, схем, тезисов, сложного плана.

 Для закрепления материала и самостоятельной работы  применяю такие техники, как чтение таблиц, диаграмм, составление интеллект-карт, кластеров, синквейнов изучение и комментирование иллюстраций (это позволяет включить учащихся в активную мыслительную деятельность)

Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, побуждающих к  действию учащихся. 

На современном уроке  подбор заданий и вопросов осуществляю на основе системно-деятельностного подхода к обучению.

Предлагаю задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие).  Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит  учатся применять знания на практике,  проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию.

     Тема урока  - это главный предмет излагаемых знаний, то, что подлежит не только изучению, но и обсуждению. Тема предполагает и постановку проблемы, предопределяющей отбор учебного материала. Современный  урок предполагает, что тема урока может быть сформулирована и самими учащимися.

        Центральной задачей 2 класса является введение в учебную задачу, в учебное действие. Учебное взаимодействие осуществляется во фронтальной, парной и групповых формах.

Преимуществами осуществления парной работы на уроках являются:

Передача ученикам учительской функции контроля и оценки, формирование у них познавательных мотивов, умения размышлять, стойкое усвоение состава и последовательности выполнения определенных операций, концентрация внимания, развития рефлексии, дополнительная помощь «слабым» ученикам, более быстрый переход от действия к  составлению плана, достижения сознательной дисциплины.

Из совместной работы в группе во 2 классе в процессе решения учебных задач «выращивается» групповая работа, точнее, умения  детей, необходимые  для совместного поиска. Результатом этого процесса становится как сформированная у учащихся способность организовать работу группы( планировать действия; распределять роли; представлять свои выводы ит.д.) , так и самостоятельное инициирование детьми совместной работы.

Т.О.современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить.(слайд)

  • Современный урок направлен на формирование и развитие  УУД,
  • на достижение личностных результатов;
  • Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода;
  • Развивает у учащихся способности самостоятельно  ставить учебную задачу;
  • Проектировать пути их реализации;
  • Контролировать и оценивать свои достижения

Учитель, его отношение к  учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектные задачи, как средства реализации ФГОС"

В последнее время в педагогических кругах активно обсуждаются вопросы модернизации российского образования, достижения новых образовательных результатов. Все более актуальным становится использование ...

Статья «Диагностика обученности как средство реализации ФГОС в начальной школе».

Статья «Диагностика обученности как средство реализации ФГОС в начальной школе» поможет коллегам на разных ступенях обучения проследить за динамикой обученности , выявить индивидуальные пр...

Статья "Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС"

В данной статье рассматвриваются отличия современного урока по ФГОС и традиционного урока....

Статья "Современный урок в условиях реализации ФГОС"

 В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?С введением стандарта нового поколения (ФГОС – федеральный государственный образовательный станда...

Выступление на семинаре «Средства современного урока в условиях реализации ФГОС ОВЗ (нарушение зрения)»

   В настоящее время в России, как и во всех странах мира, увеличилось количество детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из централ...