Выступление на семинаре «Средства современного урока в условиях реализации ФГОС ОВЗ (нарушение зрения)»
статья

Степанова Татьяна Владимировна

     В настоящее время в России, как и во всех странах мира, увеличилось количество детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. По данным Всемирной организации здравоохранения качественно и количественно изменился состав контингента детей с нарушением зрения. В связи с изменениями экологии и клинических форм глазных заболеваний, постоянным совершенствованием лечебно-профилактических мероприятий уменьшилось число тотально слепых детей, но за счёт этого увеличилось количество глубоко слабовидящих.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovoe_na_seminar.doc98.5 КБ
PDF icon seminar_stepanova_t.v.pdf1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Средства современного урока в условиях реализации

            ФГОС ОВЗ (нарушение зрения)»

(Слайд 1)

     Здравствуйте, уважаемые коллеги.

     В настоящее время в России, как и во всех странах мира, увеличилось количество детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. По данным Всемирной организации здравоохранения качественно и количественно изменился состав контингента детей с нарушением зрения. В связи с изменениями экологии и клинических форм глазных заболеваний, постоянным совершенствованием лечебно-профилактических мероприятий уменьшилось число тотально слепых детей, но за счёт этого увеличилось количество глубоко слабовидящих.

     Я – учитель начальных классов. Получив дополнительное образование  по специальности дефектолог-тифлопедагог, в настоящее время работаю со слабовидящими детьми.

     Считаю главной своей задачей, как педагога - помочь слабовидящему или слепому ребёнку адаптироваться, приспособиться к социальной среде.

     Работая в коррекционной школе, вижу, что у  слабовидящих обучающихся:

- снижена острота зрения, чёткость видения, нарушены поле обзора и  цветность

  объектов;

- отмечается неполнота и неточность зрительного восприятия;

- у слабовидящих детей ограниченный  запас представлений;

- нарушена пространственная ориентировка;

- нарушена мелкая  моторика и  координация движений,

- замедляются  мыслительные операции  и процессы запоминания;

- нарушается речь;

- слабовидящие дети испытывают трудности в формировании графических навыков

  письма, наблюдается искажение букв, неправильное  расположение их в словах,

  смещение  одних букв относительно других;

- происходит отставание в физическом развитии;

- нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в неуверенности,

  скованности, снижении познавательного интереса, проявление беспомощности

  в различных видах деятельности, социальных коммуникациях;

- детям с нарушением зрения характерна  повышенная утомляемость, зрительное

 перенапряжение, отвлекаемость.

     Эти недостатки объясняются неудачами и трудностями в учёбе, общении со сверстниками вследствие дефекта зрения.

     Но при всём при этом у слабовидящих детей  остаточное зрение остаётся  основным средством восприятия. Зрительный анализатор  используется в качестве ведущего в  учебном процессе.

   

Выбрав тему по самообразованию «Средства современного урока в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения)»

поставила цель и задачи методической работы.

(Слайд 2)

Цель: применение средств обучения для формирования знаний детей с ограниченными образовательными возможностями (с нарушением зрения) для дальнейшей социализации и обучения в общеобразовательных школах РФ.

Задачи:

  •  Изучить методическую литературу по данной проблеме.
  •  Составить программу реализации методической темы.
  •  Отобрать наиболее эффективные средства обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

(Слайд 3)

Тему по самообразованию считаю актуальной.

 Зная средства современного урока,  умелое использование разнообразнейших  материалов и инструментов учебного процесса можно за рационально сокращённое время более успешно достичь поставленных  целей обучения.

 

Проведение уроков с применением современных средств имеет много преимуществ.

    Средства обучения

  • служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют их наблюдать
  • формируют познавательные способности, чувства и волю обучающихся, их эмоциональную сферу 
  • являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность школьников

(Слайд 4)

На первом (диагностическом) этапе работы мною был изучен аналитическо-диагностический материал:

  • изучены офтальмологические диагнозы и сопутствующие заболевания обучающихся класса, составлены офтальмологические карты;
  • проведена диагностика зрительного состояния детей;
  • изучена ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  для слабовидящих детей;
  • изучены требования к урокам и средствам обучения для слабовидящих

учеников;  

  • изучена соответствующая методическая  литература по теме самообразования;
  • проведена стартовая диагностика по уровню подготовки детей  к обучению, выявлены проблемы в развитии.

(Слайд 5)

     Проанализировав все свои результаты обследований и содержание программы, я пришла к выводам:

    У слабовидящих детей: наблюдаются недостатки развития интеллектуальной сферы, недостаточная устойчивость внимания, снижение вербальной памяти, слабое развитие тонкой моторики рук, нарушение двигательной и эмоционально-волевой сферы.

Но, несмотря на это, зрительный анализатор используется в качестве ведущего в  учебном процессе.

     Работая с такими детьми  необходимо:

  •  правильно организовать учебный процесс, используя современные средства обучения, строго выполнять офтальмологические рекомендации
  •  помочь слабовидящему ребёнку адаптироваться, приспособиться

 к социальной среде

(Слайд 6)

       На втором (прогностическом) этапе мною была определена цель дальнейшей работы:

Цель:

прогнозирование формирования универсально учебных действий (УУД) слабовидящих детей через применение оптимальных и эффективных средств обучения.

Выдвинуты следующие задачи:

  • познакомиться с современными информационными и техническими

  средствами обучения;

  •  изучить применение интерактивных форм организации

  учебно-воспитательного процесса;

  •  разработать учебные, научно-методические и дидактические

  материалы для работы с обучающимися с нарушением зрения;

  •  повысить уровень профессиональных знаний с помощью курсов повышения квалификации и вебинаров.

(Слайд 7)

Далее я стала собирать и накапливать практический материал по реализации этих задач.

  • ознакомилась с передовым опытом, наработанным коллегами в муниципалитете, регионе, стране;
  •  составила план работы по теме самообразования;
  •  разработала систему мер, направленную на решение проблемы;
  •  выступила на заседании МО по теме;
  •  прошла курсы повышения квалификации по программам

 «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности

 в соответствии с ФГОС», «ИКТ – технологии в образовательной

 деятельности и современные подходы к воспитанию в начальной школе

 в условиях ФГОС»;

  •  посетила уроки, внеклассные мероприятия у коллег;
  •  спрогнозировала результаты по теме.

(Слайд 8)

На третьем (практическом) этапе работы начала реализовать и применять собранный материал на уроках и коррекционных занятиях.

  • Создала рабочие программы по предметам в соответствии с ФГОС ОВЗ.
  • Выступила на заседаниях МО: «Инновационные технологии в образовательном

      процессе с детьми с Ограниченными Возможностями Здоровья», «Особенности

      проектной деятельности  младших школьников».

  • Прошла курсы повышения квалификации по программе «Цифровая

      грамотность педагога. Дистанционные технологии обучения».

  •  Посетила ряд семинаров, конференций.
  •  Участвовала с детьми в различных олимпиадах, конкурсах.
  •  Провела самоанализ и самооценку своих уроков.
  •  Внесла необходимые коррективы.

 

(Слайд 9)     

                  Каковы итоги работы на этом этапе?

  • создана специальная образовательная среда для  слабовидящих обучающихся;
  •  разработана система уроков с применением современных   средств

  обучения;

  •  изготовлены наглядности, подобран учебно-методический материал;
  •  в своей работе теперь использую интерактивные формы взаимодействия с

  обучающимися;

  •  применяю ИКТ оборудование для развития интеллектуальных и

  творческих способностей обучающихся, формирования у них ценностных

  ориентаций, мотивации к обучению, успешной социализации;

  •  осуществляю все виды коррекционно-развивающей деятельности на различных

  этапах работы на уроках, коррекционных занятиях (РЗВ, ИКЗ по математике), внеурочной деятельности (веду курс практической экологии).

(Слайд 10)

    Вот некоторые примеры использования средств на уроках с обучающимися с НЗ.

 деревянные трафареты  для внешней и внутренней обводки – одно из

эффективных средств, способствующих улучшению качества навыков письма и рисования

(Слайд 11)

  рельефные наглядные пособия

 отражают  основные признаки, характеризующие предмет

(Слайд 12)

раздаточный иллюстративный материал

особенно хорошо использовать в первые годы обучения (1-2 классе)

(Слайд 13)

объёмная наглядность

(Слайд 14)

натуральные наглядные пособия

(Слайд 15)

Индивидуальные карточки

Слабовидящие дети очень хорошо воспринимают текст оформленный следующим образом.

  •    Шрифт Arial 22-24 пункта
  •    Расстояние между строками 1,5 строки
  •    Строчки выравниваются по левому краю
  •    По контуру красная рамка
  •    Печать на плотных листах бумаги

(Слайд 16)

Технические средства обучения

    Словесные объяснения учителя удобно сопровождать показом наглядных пособий с использованием технических средств обучения (ТСО). В этом помогают:

  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер
  • Интерактивная доска

      Использование персональных компьютеров  в обучении приобретает широкое распространение.

      Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов.

      С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и обучающихся на уроке.  

      Незаменимыми помощниками для детей с ослабленным зрением стали электронные устройства  - видеоувеличители. Эти современные средства дают возможность слабовидящему ребёнку самостоятельно читать и писать.

(Слайд 17)

    Мультимедийные  средства обучения в настоящее время заменяют почти все традиционные технические средства на уроке.  Приложение Power Point позволяет педагогу самостоятельно подготовить презентацию к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами. Мультимедийное пособие  позволяет сократить количество различных видов работ, утомляющих детей, заинтересовать обучающихся подачей нового материала, когда чередуются рассказ учителя, ответы школьников с применением аудиовизуальных средств – музыки, анимации, графики. 

(Слайд 18)

На уроках мы часто обращаемся к электронным образовательным платформам УЧИ.ру,  РЭШ (Российской Электронной Школе);

к образовательным порталам: Инфоурок, Видеоуроки.

Ребята с интересом познают новые темы, отрабатывают изученный материал на тренажёрах, принимают участие  в марафонах, онлайн-олимпиадах. Эти образовательные сайты хорошо помогают мне  в организации дистанционного обучения.

 Интересны  в работе электронные приложения к учебникам.

(Слайд 19)

В настоящее время я перехожу на 4 этап своей работы (внедренческий).

Поставила цели:

  • Распространение опыта работы.
  •  Создание учебно-методического материала для его распространения:

  это «Рекомендации по проведению уроков и применению современных

  средств обучения в коррекционной школе для детей с нарушением

  зрения».

  •  Публикация выступления и материала в Интернете на образовательных сайтах.

 (Слайд 20)

    В условиях введения в практику коррекционной школы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный  подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителю необходимо изучить и использовать в своей практике новые технологии, методы  и  средства обучения.

     Своё выступление хочу закончить словами  Германа Константиновича Селевко – академика Международной академии наук педагогического образования, профессора, автора «Энциклопедии образовательных технологий»

Никто, кроме самого преподавателя,

не вправе решать, какое средство ему необходимо

для достижения поставленных на уроке целей,

поэтому невозможно создать программное средство

образовательного назначения, одинаково

полезное всем преподавателям». 

(Слайд 21)

Желаю всем успехов в педагогической деятельности!

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС (выступление на педсовете)

 Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг...

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме: "ФГОС в начальной школе. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"

В презентации содержаться материал по теме:"Требования к современному уроку  в условиях введения ФГОС  нового поколения"...

Практико-ориентированный семинар "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения"

Материалы семинары рекомендованы учителям-логопедам, воспитателям, учителям ОУ, ДОУ, работающих с детьми с нарушением зрения....

Выступление. Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС.

Рефлексия настроенияРефлексия деятельностиРефлексия содержания...