Инновационная деятельность учителя
статья на тему

Егорова Ольга Ильинична

Инновационная деятельность учителя начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Инновационная деятельность28.7 КБ

Предварительный просмотр:

           Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса. В этом понятии я вижу две составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования.

     Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Я – не исключение. Нахожусь в постоянном развитии и всю свою педагогическую деятельность стараюсь быть исследователем. Особенно большое влияние на формирование моего профессионализма оказывает научно -методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:

- постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых.

- изучение прогрессивного опыта коллег.

- ознакомление с новыми программами и концепциями воспитания и обучения детей по ФГОС.

  Моя педагогическая деятельность состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия развития всех категорий учащихся в классе. Учебный план, программы и методические пособия позволяют поставить обучение в зависимость от способностей и интересов каждого ученика. Меня интересуют вопросы, связанные с внедрением компьютерных технологий в процесс преподавания  в начальных классах. В своей работе использую современные образовательные технологии:

  • ИКТ
  • Технология уровневой дифференциации
  • Игровые технологии
  • Проблемное обучение
  • Групповые технологии
  • Личностно - ориентированное развивающее обучение
  • Проектное обучение

      Применению современных технологий способствует оборудование моего кабинета. Он оснащён современным оборудованием:

- компьютер, соединенный  локальной сетью;

-Мультипроектор;

-Телевизор;

-Принтер;

- Сканер

     ИКТ я внедряю на следующих этапах работы:  

  1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций PowerPoint);

2) в закреплении программного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием);

4) в самостоятельной работе;

5) в проведении интегрированных занятий по методу проектов;

6) в формировании и развитии исследовательских навыков и творческих способностей учащихся

        Особое внимание я уделяю мультимедийным презентациям. Они способствуют усвоению теоретического материала не только через активизацию мыслительной деятельности, но и через возможность переноса знаний при наличии идентичных элементов из опыта прошлой деятельности.

    Мультимедиа средства значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств мультимедиа позволяет создавать активный познавательный процесс и повышать заинтересованность школьников  в образовательной деятельности. ИКТ позволяют существенно повысить уровень усвоения и закрепления учебного материала.

        На уроках я применяю специально разработанную систему компьютерных тестов, позволяющую контролировать уровень владения орфографией и пунктуацией, а также выявить в ходе тестирования причины ошибок и получить обоснованную индивидуальную рекомендацию, помогающую избежать ошибок в дальнейшем. Ученик сам задает темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Он может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок. Конечно, преимущество использования на уроке компьютерных программ по русскому языку неоспоримо: это и оперативный контроль знаний, что дает значительную экономию учительского времени, и элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению, и создание условий для индивидуальной работы. Благодаря компьютерным тестам учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.

Вся эта работа способствует осознанию учащимися своих возможностей и умственных способностей, пониманию учебных задач, формированию устойчивых интересов к изучению русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, развитию творческого потенциала, повышению мотивации к обучению. Все это позволяет добиваться положительных  результатов.

В своём кабинете создала библиотеку методических материалов для успешной работы   в начальных классах: журналы  «Начальная школа», «Педсовет», «Справочник классного руководителя», газета «Начальная школа 1 сентября», адреса сайтов Интернета.

Учебный класс постоянно пополняется наглядными пособиями, обучающими дисками по предметам. Часть раздаточного материала оформила сама. Пополняю кабинет методической литературой. К каждому предмету оформлены папки для накопления различного наглядного и дидактического материала.

 Деятельность педагога – непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Личный опыт, посещение уроков и занятий других педагогов, изучение передового опыта позволяет мне использовать в работе различные технологии обучения.Таким образом, в своей практике я основываюсь на личностно - ориентированном, индивидуальном, компетентностном подходах.

Я считаю, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к изучению, к познавательной деятельности в области одного, а может быть, и ряда учебных предметов.

На своих уроках использую такие способы повышения познавательного интереса, как:

  • Обогащение содержания материалом по истории науки.
  • Решение заданий  повышенной трудности и нестандартных заданий.
  • Разнообразие уроков, нешаблонное их построение, включение элементов придающих каждому уроку своеобразный характер, использование ИКТ, наглядных пособий, разнообразие устного счета (на уроках математики), наличие материалов для опытов (на уроках окружающего мира), творческие задания, дидактические игры и т.д.
  • Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием форм самостоятельной и творческой работы.
  • Использование  различных форм  обратной связи: систематического проведения опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ, различных тестов, диктантов по предметам наряду с контрольными работами предусмотренными планом.
  • Разнообразие домашнего задания.
  • Установление внутренних и межпредметных связей, показом и разъяснением применения знаний в жизни.

Таким образом, формируя познавательный интерес, обеспечиваю благоприятную атмосферу обучения, движение своих учеников к решению тех целей, тех задач, которые ставятся обучением. В зависимости от подходов для реализации мною поставленных целей обучения, я выбираю такие технологии:

  • Технология личностно-ориентированного урока М.И. Лукьяновой
  • Разноуровневое обучение
  • Информационные технологии
  • Метод проектов
  • Гуманитарные технологии

Изучая педагогическую литературу, опыт людей так или иначе связанных с педагогикой стараюсь овладеть гуманитарными технологиями.

    Важную роль в организации побуждающего диалога играет создание различных ситуаций на уроке.

1. Создание «ситуации успеха». Детям предлагается задача, опирающаяся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.

2. Ситуация «интеллектуального разрыва». Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.

3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети должны испытать дефицит своих способностей. Проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла проблема? Тогда и появляется учебная задача. «Что будем делать дальше?». Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребенка. Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, а её решение–в форме подводящего диалога.

Метод проектов. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. В начальных классах использование этого метода наиболее целесообразно, на мой взгляд, в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся наиболее осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже  умеют самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.

На первом этапе работы с  детьми приоритетным методом работы была дидактическая игра. Она способствовала не только положительному отношению интереса к учению, но и снижала двигательную расторможенность, повышенную возбудимость. Игровая деятельность помогла моим ученикам развивать элементы фантазии, черты самостоятельности, активности, умение концентрировать внимание, что в свою очередь направляло их деятельность на решение учебных задач. На моих уроках каждый ребёнок учится формулировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту или ошибки.

Работу по развитию речи строю с учётом того, что у большинства детей очень бедный словарный запас, наблюдаются нарушения грамматической структуры речи. В процессе уроков внеклассного чтения знакомлю детей с устным народным творчеством: читаем загадки, сказки, скороговорки, пословицы и поговорки, это помогает учить правильной речи, обогащать эмоционально, развивать нравственно и духовно.

Стараюсь работать над развитием творческого потенциала у детей. Развиваю такие качества как активность, любознательность, фантазию, зоркость, оптимизм, быстроту и гибкость мышления.  

В поисках путей более эффективного использования рабочего времени, особую значимость приобретает формы организации учебной деятельности учащихся на уроке. Например: коллективно-групповые занятия, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры

Мои учащиеся являются постоянными участниками школьной научно-практической конференции «Я познаю мир». Ребята получают высокую оценку и отмечаются жюри в различных номинациях.

Кружковая работа.

Кружок «Занимательная математика»

Занятия кружка провожу 1 раз в неделю согласно тематическому плану.

На  занятиях кружка  дети  не только решают занимательные и олимпиадные задания по математике, но и совместно с учащимися создают проекты-презентации занимательных заданий. Вместе с детьми готовлю  открытые мероприятия, занимательные уроки,  и провожу предметные недели, конкурсы, КВНы, брейн-ринги. Всё это позволяет формировать положительную учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности.

Кружок по краеведению «Наш край».

  Данный курс разработан с  целью воспитания ценностного отношения  к родному краю, его истории, культуре, формирования толерантности и гражданской идентичности младшего школьника, профилактики национализма. Этот курс я веду уже на протяжении 6 лет.

           Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Формирование мировоззрения учащихся  и  гражданских качеств личности: чувства патриотизма, любви к своей малой  родине;

2.  Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

3. Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

4. Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся.

5. Формирование метапредметных результатов и универсальных учебных действий.

6. Обогащение   жизненного   опыта учащихся: знакомство  с топонимикой  географических объектов района, природным богатством района.

      Для этого вместе с творческой группой учителей был разработан образовательный продукт, включающий в себя рабочую программу, рабочую тетрадь , методические рекомендации.

           Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

   Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

       Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

           С целью углублённого  изучения знаний  младшего школьника  о родном крае были проведены диагностические исследования учащихся  начальных классов. Было опрошено 96  детей. Средний уровень знаний показали – 60 детей, показатели ниже среднего у 36 детей. Не вызвали трудностей ответы на вопросы природоведческого характера: названия животных, явления природы. Трудности вызвали вопросы, связанные с названиями населённых пунктов, находящихся за пределами посёлка, вопросы, касающиеся охраны природы и экологии. Не все дети знают о существовании промышленных предприятий в районе, о достопримечательностях  родного края.

     Вывод: в целом, дети обнаруживают средние показатели по всем проведенным методикам, что свидетельствует о необходимости целенаправленной работы по повышению уровня социализации детей младшего школьного возраста. При этом наличие специального учебного пособия и разработанной методики по его использованию значительно повысит эффективность данной работы и позволит перевести большую часть детей со среднего на высокий уровень социализированности.

        Для решения вопросов гражданского воспитания самым юным россиянам огромное значение имеет формирование  такого качества личности как гражданственность. Гражданские ценности необходимо изучать с самого раннего школьного возраста, так как именно в начальной школе ребенок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности других детей, осознать свою ответственность перед собой и другими людьми.

         Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент личности, развивается ее интеллект, познавательные способности, наступает пик желания эффективно трудиться в домашнем хозяйстве, на пользу общества. Для того чтобы сохранить эти желания и стремления ребенка, возникла необходимость создать   инновационную образовательную программу, которая позволит  учащимся усвоить  знания  по формированию гражданственности.

      С творческой группой учителей разработана  рабочая  тетрадь «Я-житель Кабанского района» для  учащихся  3-4 классов.  

  Целью  изучения данного курса является углубление и расширение знаний учащихся о истории, природе и культуре родного края.

  •   Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению истории, природы, культуры родно края.
  • Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
  • Развивающие задачи:  развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.

        Эта  рабочая  тетрадь  получила  рецензию  кандидата психологических наук, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии БГУ  Т.Ц. Тудуповой.  Научным руководителем и редактором данного проекта является кандидат психологических наук Буртонова И.Б.

К тетради  разработано  методическое пособие и рабочая программа, одобренная  кандидатом педагогических наук   А.Б.Воронцовым.    

Содержание рабочей тетради  «Я - житель Кабанского района» структурировано в определенной логике и последовательности, учитывая инновационную образовательную среду в начальной школе. Первые уроки, где дети знакомятся с историей Кабанского района, такие как  «Покорение земли Кабанской», «Ворота Забайкалья», «Край у Байкала»,  строятся на основе понятий знакомых и близких пониманию детей,  например, юрта, озеро Байкал, горный хребет. Следующие уроки позволяют учителю  расширить знания ребенка о своей малой родине и об исторических событиях прошлого и настоящего.

        Иллюстративные материалы данного пособия, общение с Историком, разнообразные творческие задания являются действенным средством развития воображения и творческих способностей школьника.   На протяжении всех уроков учащиеся путешествуют вместе с Историком  по  своей  малой Родине.  Он  изображен в тетради, а на уроке  должен оживать, принимать активное участие в работе, его роль может играть  как ученик, так и учитель. Приобретаемые ребенком знания не только образно выражены, но и эмоционально окрашены, что оказывает влияние на развитие эмоционального мира ребенка, усиливает личностную значимость обучения, делает уроки не простым знакомством с окружающим, а открытием, постижением мира не только умом, но и душой, сердцем.

      Организуя познание ребенком реального мира, учитель не должен забывать, что ученик начальных классов  продолжает жить одновременно и в мире сказочном, фантастическом, который невероятно актуален для него и близок его душе. Поэтому в учебнике рядом с реальным миром выстроен сказочный мир и даются связанные с ним задания,  например: « Помоги Историку сочинить сказку о приключениях животных в лесу. Можешь начать её так: Жили-были …., Однажды в лесу…., В некотором лесном царстве,  в сказочном  государстве……». Эти и многие другие  творческие задания  позволяют усилить личностную значимость для ребенка открываемых знаний, придать им индивидуальные черты, эмоционально-ценностную окраску.

        Большое  внимание   уделяется работе со словарём. В доступной форме дети находят объяснение значения слов «острог», «кордон», «акрополь», «волость», «слобода».    

        В программе по краеведению запланированы уроки-экскурсии по Кабанскому району и республике Бурятия. Мы с детьми посетили Спасо-преображенский мужской монастырь, Посольский рыборазводный завод, краеведческий музей им. Лукьянова, музеи г. Улан-Удэ - музей Природы и этнографический музей народов Забайкалья. Также прошли по экологической тропе длиною 4 км в Байкальском  Биосферном заповеднике, несколько раз выезжали на турбазы озера Байкал. Приняли активное участие в Марше Парков, проводимым Танхойским государственным биосферным заповедником, где наши дети заняли призовые места в конкурсах рисунков и сочинений о родном крае и награждены Дипломами и ценными призами.

     Важная роль отводится коллективному  решению проблемных вопросов,  таких как: « Почему село  Байкало - Кудара, село Творогово получили такие названия? Как называется твой родной город или посёлок? Что ты знаешь об этом названии?» В рабочей тетради встречаются   задания повышенной трудности, которые могут даваться с учетом интересов и склонностей детей. Например: «Помоги  Историку   собрать материал о других заповедниках нашего края», «Подготовь выступление и  презентацию о профессиях твоих родителей». Данные темы являются предметом исследовательской  деятельности  младших школьников, итогом которых является выступление детей на школьных, районных, республиканских научно-исследовательских конференциях.

        Положительным моментом является реализация национально-регионального компонента, формируется толерантное отношение к соседствующим народам. Обращение к истории и современности Кабанского района позволяет младшим школьникам более внимательно относиться к своей малой Родине, интересоваться ее прошлым и перспективами развития.

      Итог изучения рабочей тетради - контрольные и обобщающие  уроки в «Дневнике Путешественника».  

     Нашу программу поддержали не только учителя нашей школы, но и школы района, такие как, Селенгинские СОШ №1 и №2, Селенгинская гимназия, используют в своей работе  по изучению родного края учителя Кабанской СОШ, Выдринской СОШ, Байкало-Кударинской СОШ.

      К  концу изучения курса учащиеся должны знать историю своей малой Родины;

-  месторасположение Кабанского района и уметь находить его на карте Республики;

- обычаи и традиции своего народа;

- иметь представление о рельефе и климате, полезных ископаемых,добываемых на территории района,  о разнообразии животного и растительного мира;

- иметь представление о природоохранной деятельности,  направленной на сохранение сокровищницы планеты- озера Байкал и окружающей его флоры и фауны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность учителя английского языка начальной ступени обучения в соответствии с требованиями ФГОС.

Основная идеологическая позиция стандарта – направить образование не только на обучение, но и на развитие личности ребёнка, его познавательных и созидательных способностей. Развитие, адекватное возрас...

Доклад на тему:«Инновационная деятельность учителя начальных классов в условиях апробации и внедрения ФГОС»

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение  основная общеобразовательная школа  п. Шатурторф     «Инновационная деятельнос...

Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания  и развития патриотизма с младшего школьного возраста....

Доклад "Методическое сопровождение инновационной деятельности учителей начальных классов"

Инновационный процесс-это формирование и развитие содержания и организации нового. Инновационные процессы необходимо сознательно проектировать, а затем вводить их в существующие структуры  опыта....

Творческо-инновационная деятельность учителя как ресурс реализации ФГОС нового поколения.

Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс....

Творческо-инновационная деятельность учителя как ресурс реализации ФГОС нового поколения(презентация)

Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс....

Инновационная деятельность учителя в воспитательной работе

Здесь описан мой опыт воспитательной работы с детьми...