Формирование действия самоконтроля младших школьников
статья (2 класс) на тему

Палирус Янина Николаевна

Одной из проблем начальной школы в настоящее время является сформированность у учащихся умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, сравнивать ее результаты с эталоном.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование действия самоконтроля младших школьников

         Проблема самоконтроля является весьма актуальной в психолого-педагогической науке и практике. Под самоконтролем, в широком смысле, понимается умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам, мыслям, регулировать свое поведение и управлять им. Самоконтроль охватывает все стороны личности, ее жизни и деятельности. Начальная школа призвана обеспечить формирование у школьников умения и желание учиться. Основными составляющими «умения учиться» являются рефлексивные и продуктивные действия и операции, отвечающие на вопрос: чему учиться и как научиться. Умеющий учиться инициативен, самостоятелен, активен, владеет приемами самоконтроля. Необходимо, чтобы встреча ребенка с самим собой, состоявшаяся еще до школы, нашла развитие в учебной деятельности. Этому может способствовать самоконтроль, как обязательное звено любой, в том числе и учебной деятельности. Одной из проблем начальной школы в настоящее время является сформированность у учащихся умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, сравнивать ее результаты с эталоном. В ходе обучения постоянно возникают вопросы – может ли учащийся самостоятельно проанализировать свою работу, найти и исправить ошибки, контролировать не только соответствие выполненных действий их схеме, но и соответствие самой схемы изменившимся условиям задачи.            Самоконтроль в учебной деятельности побуждает к аккуратному выполнению учебных заданий, устраняет ошибки, помогает лучше осознать содержание, приучает учащихся выражать свое собственное мнение, производить сравнение изучаемых объектов, формировать внимание, давать оценку, словом, проявлять самостоятельность мысли. Самоконтроль учащихся обеспечивает получение учащимися информации о полноте и качестве изучения программного материала, прочности сформированных умений и навыков в возникших трудностях. В ходе самоконтроля человек совершает умственные и практические действия. Самоконтроль способствует развитию мышления и других психических процессов, он тесно связан с памятью и вниманием. Будучи качеством личности, условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью всех видов учебной деятельности. При организации практической деятельности возможно использование памяток, схем, таблиц, образной наглядности, перфокарточек, алгоритмов и т.п. Различные виды диктантов, в том числе и контрольный, способствуют развитию действия самоконтроля. Данная работа должна обязательно проходить в «ситуации успеха» для улучшения результатов. В итоге такой работы у учащихся повышается интерес к выполняемой ими работе. Так, на уроках русского языка применяются такие методы и приемы развития действия самоконтроля: предъявление образца для разбора; придумывание собственных примеров на новое правило; обсуждение затруднений в написании и установление их причин; проведение самодиктантов; различные разборы; лексические игры; различные приемы проверки учителя (подчеркивание, указания на полях или проставление общего количества ошибок), затем самопроверка; инструктирование учащихся (объяснение, показ, письменная инструкция). Основные термины (генерируются автоматически): учебной деятельности, действия самоконтроля, развитию действия самоконтроля, развития действия самоконтроля, Проблема самоконтроля, приемами самоконтроля, ходе самоконтроля, видов учебной деятельности, учащихся умения, организации практической деятельности, продуктивные действия, инструктирование учащихся, Начальная школа призвана, выполнению учебных заданий, различные приемы проверки, Различные виды диктантов, уроках русского языка, придумывание собственных примеров, проблем    начальной школы, получение учащимися информации. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование действия самоконтроля в учебной деятельности младших школьников как необходимое условие успешности обучения русскому языку.

Инновационный педагогический проект  "Формирование действия самоконтроля в учебной деятельности младших школьников как необходимое условие успешности обучения русскому языку".В настоящее время на...

Методика формирования навыков самоконтроля младших школьников на уроках математики

Простые задачи в системе обучения математике играют чрезвычайно важную роль. С помощью решения простых задач формируется одно из центральных понятий начального курса математики - понятие об арифметиче...

Выступление на педагогическом совете по теме самообразования «Формирование действий самоконтроля и самооценки у младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО» (Учитель: Н.Л.Захарина)

Отчётное выступление на педагогическом совете школы по итогам работы а рамках областной экспериментальной площадке по безотметочному обучению....

Организация работы по формированию умения самоконтроля младших школьников в процессе обучения математике.

В     статье      рассматриваются        методические приемы формирования процессуального   самоконтроля, взаи...

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА педагогического ОПЫТА(Сущностные характеристики опыта)...