Формирование действия самоконтроля в учебной деятельности младших школьников как необходимое условие успешности обучения русскому языку.
методическая разработка на тему

Парамонова Софья Григорьевна

Инновационный педагогический проект  "Формирование действия самоконтроля в учебной деятельности младших школьников как необходимое условие успешности обучения русскому языку".

В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей.

Одна из важнейших задач школы заключается в том, чтобы сформировать восприятие ребёнком образовательного процесса не только как внешней по отношению к нему деятельности, но и как результата своей собственной деятельности, своей личной ответственности своего развития.

Один из возможных путей содействия этому – вовлечение самих учащихся в оценку и контроль своей учебной деятельности. Особое значение придаётся действию самоконтроля, так как именно оно характеризует учебную деятельность,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический проект

«Формирование действия самоконтроля в учебной деятельности младших школьников как необходимое условие успешности обучения русскому языку»

Автор: Парамонова Софья Григорьевна,

учитель начальных классов

Усвоение без проверки – простая

безотчётно происходящая работа памяти;

усвоение, контролируемое самопроверкой,

- память, работающая под контролем мышления.

П.П. Блонский.

Обоснование выбора темы педагогического проекта

В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей.

Одна из важнейших задач школы заключается в том, чтобы сформировать восприятие ребёнком образовательного процесса не только как внешней по отношению к нему деятельности, но и как результата своей собственной деятельности, своей личной ответственности своего развития.

Один из возможных путей содействия этому – вовлечение самих учащихся в оценку и контроль своей учебной деятельности. Особое значение придаётся действию самоконтроля, так как именно оно характеризует учебную деятельность,

как управляемый самим ребёнком произвольный процесс. Формирование самоконтроля как компонента учебной деятельности требует специальной организации. На практике обучение приёмам самоконтроля осуществляются стихийно:

- учебные действия детей, как правило, контролируются учителем, а не самими учениками;

- допущенные учениками ошибки, не замечаются и не исправляются самостоятельно, а если и исправляются, то только после проверки учителем;

-как правило, преобладает контроль по результату, где проверяется не правильность проведения отдельных операций и их последовательность, умение контролировать каждый свой шаг, а полученный результат;

- причиной подавляющего большинства ошибок является низкий уровень развития навыков самоконтроля u1091 у обучающихся.

В результате работы по формированию самоконтроля в учебной деятельности выдвигаю предположение, что если в процессе обучения русскому языку в начальных классах будет внедрена специальная система упражнений, то это будет способствовать формированию у младших школьников умений самоконтроля, повышению качества их знаний, воспитанию ответственности, целеустремлённости,

самоорганизации обучающихся.

Цель:

-ученик, способный к самоконтролю, успешный в учебной деятельности.

Задачи:

- анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

-формирование у обучающихся понятия «самоконтроль»;

-развитие потребности детей в самоконтроле через анализ собственных действий и их результатов;

-развитие способности к поэтапному (пооперационному) самоконтролю действий по достижению цели;

- развитие умения реконструкции ошибочного действия как способа самоконтроля;

-создание диагностической карты по отслеживанию уровня развития самоконтроля у младших школьников, ориентированную на успешность их учебной деятельности.

Теоретической базой

моей работы по формированию самоконтроля в учебной деятельности младших школьников явились исследования:

- Н.И. Пирогова, который считал, что самоконтроль у обучающихся находится в прямой зависимости от педагогической деятельности преподавателя, которая не приемлет устоявшихся рецептов и шаблонов;

- К. Д. Ушинского, подчёркивающего значение самоконтроля как важнейшего условия повышения эффективности обучения;

-Ю.К. Бабанского, который определял самоконтроль как умение самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруженных пробелов;

-М.Н. Скаткина, П.М. Эрдниева, показывающих, что результативность и успешность деятельности учащихся в процессе обучения зависят от умения критически оценивать свои знания, обнаруживать пробелы, недоработки, ошибки, провести анализ причин их возникновения и внести коррективы в свою деятельность.

-Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина, которые самоконтроль считают одним из ведущих компонентов процесса формирования учебной деятельности.

Как видно авторы, пользующиеся понятием самоконтроля, понимают, его далеко не всегда одинаково. Но при всём разнообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия, его хода или его результата, или того и другого вместе с эталоном, образцом, в обнаружении ошибок и их исправлении. Необходимость формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признаётся всеми исследователями. В соответствии с уровнем сформированности действия контроля выделяют несколько видов самоконтроля:

-контроль по результату (итоговый), функция которого состоит в сличении результата с заданным образцом;

-пооперационный (пошаговый) контроль, функция которого состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведённых действий;

-прогнозирующий контроль, дающий учащемуся возможность предвосхищать результаты ещё не осуществлённого действия.

По формам организации работы учащихся самоконтроль делится на:

-фронтальную проверку;

- индивидуальную проверку;

-взаимную проверку.

В качестве сформированности действия контроля были выделены следующие критерии:

- эффективность самоконтроля (нахождение и исправление ошибок);

-осознанность самоконтроля (основанная на осознании каких знаний выбраны операции);

-процессуальность самоконтроля (основанная на предупреждении и исправлении ошибок в процессе письма);

-количество пропущенных ошибок учеником при выполнении учебного задания.

Уровни сформированности действия самоконтроля, выделенные на основе

критериев:

-низкий;

-средний;

-высокий.

Критерии

Уровень

Эффективность самоконтроля

Осознанность самоконтроля

Процессуальность контроля

Высокий

Находит и правильно исправляет 91%-100%

Объясняет и классифицирует 91%-100% ошибок.

Все действия выполняются без ошибок, процесс выполнения контролируется самостоятельно.

Средний

Находит и исправляет от 65% до 90% ошибок в тексте

Объясняет и классифицирует в пределах 65% до 90% ошибок.

В процессе деятельности исправляет от 65% до 90% ошибок.

Низкий

Находит и исправляет менее 65%ошибок.

Объясняет и классифицирует менее 65% ошибок.

Допускает много ошибок, которые почти не исправляет.

Общее содержание работы

построено таким образом, чтобы по мере его усложнения у обучающегося сформировалось понятие «самоконтроль» и способность контролировать свою учебную деятельность.

Процесс формирования навыков самоконтроля в учебной деятельности

осуществляю параллельно и одновременно, организуя по концентрическому принципу с первого по четвёртый класс.

Так в 1 классе дети учатся:

- сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной

форме;

- воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;

- выполнять действия по развернутой инструкции;

- осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;

- использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем.

Во 2 классе ученикам предлагается:

- сравнивать промежуточный результат с эталоном;

- перечислять последовательность действий и операций контроля;

- осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;

- участвовать в коллективно-распределительной деятельности по составлению

схем, алгоритмов к правилам и определениям.

В З классе ученики тренируются в:

- сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;

- выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;

- реконструкции ошибочного действия;

- самопроверке по плану с отсутствующими звеньями.

В 4 классе школьники осуществляют самоконтроль разными способами.

Эффективность формирования навыка самоконтроля достигается в результате

использования следующих методов и приёмов. В начале обучения наиболее приемлемым методом является объяснительно - иллюстративный. Использование этого метода на самом начальном этапе можно объяснить тем, что у учащихся очень медленно формируется навык самоконтроля и уровень развития этого навыка является недостаточным, поэтому преподнесение учебного материала с помощью этого метода является оптимальным.

По мере продвижения детей в развитии используется частично-поисковый метод, исследовательский метод, проблемное обучение.

Первым важным условием обучения школьников самоконтролю является

установка учителя на его осуществление. Формирование навыков самоконтроля начинаю с первых дней обучения детей в школе в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Провожу беседы с учащимися в важности

действия контроля, о том, зачем нужно контролировать свои действия. Для того, чтобы ученик осознал необходимость делать проверку, пишу на доске слова с ошибками и предлагаю прочесть их. В процессе работы над этими словами приходим к выводу, что ошибки мешают понимать написанное, о необходимости осуществления самоконтроля. Также использую упражнения для развития внимания детей, которые формируют навык самоконтроля, так как при отсутствии

внимания не может быть речи ни о самоконтроле, ни о контроле вообще. Поэтому сотрудничаю с психологом, который определяет уровень развития внимания детей и проводит занятия с детьми, нуждающимися в коррекции.

На первом этапе учу детей осуществлять контроль по образцу. Это первоначальная и простейшая форма самоконтроля, которую осваивают учащиеся. Его функция состоит в сличении результата с заданным образцом, то есть совершается проверка. Ответственным моментом в обучении детей данному самоконтролю я считаю – это уяснение цели деятельности и ознакомление с образцом, по которому дети будут сравнивать полученные результаты. В результате проверки учащиеся должны убедиться, что выполненное задание удовлетворяет всем условиям .

Для отработки навыка самоконтроля по умению сравнивать свою работу с образцом дети отмечают правильность знаком « + », неверное - « - ».

Для обучения детей самоконтролю по образцу использую следующие виды заданий:

-проверка правильности вычеркнутых букв на карточке и образце;

-нахождение заданной буквы среди многих, изображённых в беспорядке;

-сопоставление письменной работы с письменным образцом;

-проверка с помощью сигнальных карточек;

- дидактические игры: «Шифровальщики», «Угадай букву», «Третий лишний», «Молчанка», и др.,

-орфографическое проговаривание, которое помогает детям писать без пропусков и искажений и выступает в качестве контрольной операции при повторном чтении уже написанного слова. Особенно эффективно послоговое проговаривание

при проверке написанного, если оно сопровождается подчёркиванием каждого прочитанного слога дужкой. Послоговой способ чтения предполагает замедление процесса чтения и фиксацию внимания ребёнка на том, каждый ли звук обозначен своей буквой. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в

привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.

-комментированное письмо, при котором достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил.

-коллективная проверка в сочетании с контролем педагога:

Такая ситуация возникает тогда, когда весь класс слушает ответ ученика и под руководством учителя проводит разбор выполненного на доске задания, устанавливаются допущенные ошибки и проводится коллективное исправление с объяснением. Если ученики делают это задание у себя в тетради, после устного разбора каждый должен сверить свою работу с образцом. Таким образом, дети приучаются следить за правильностью и логичностью действий других, а также

критически относится к своим собственным действиям. Такие фронтальные проверки являются переходным этапом между контролем учителя и самоконтролем учащихся.

При формировании самоконтроля в учебной деятельности положительный результат даёт работа с памятками. В первом классе дети работают по готовым памяткам, включающим 1- 3 пункта. Пример такой памятки.(Слайд)

Как определить, сколько слогов в слове?

1. Прочитай слово.

2. Сосчитай, сколько гласных букв в слове.

3. Сколько гласных букв в слове, столько и слогов.

Задание.

Сколько слогов в слове, запиши.

Школа -_______________.

Сорока -______________.

Большой- ___________.

Водица -____________.

Морковка- ____.

Лось - ___________.

Проверь себя.

Школа -2 сл.. Сорока – 3 сл.

Большой- 2 сл.. Водица – 3 сл.

Морковка- 3 сл.. Лось - 1 сл.

Как поставить ударение в слове?

1.Позови слово.

2. Тот слог, который произносишь протяжно и с большей силой, ударный.

3. Поставь над гласной знак ударения. /Помни!

1. В словах буква ё всегда ударная, поэтому над ней знак ударения не ставиться.

2. Знак ударения не ставится, если в слове один слог.

Такие карточки с памятками - алгоритмами есть у каждого ученика. К ним

он может обратиться в любое время, когда испытывает затруднения при выполнении заданий.

Задачу формирования контроля решаю с помощью тестов. Важно, чтобы вопросы и задания в тестах развивали мыслительные операции, учили детей обобщать изученные явления, устанавливать причинно- следственные связи, побуждали к применению определённых способов действий, учу, как работать с инструкцией к заданиям. Опытом работы по использованию тестов на уроках русского языка я делилась на семинаре завучей и в МОУ «НОШ №1». На первом этапе в тестах использую задания закрытого типа.

Например:

-Прав ли Вася Иванов, утверждая, что в слове « рассказ» два звука [с] ?

Ответ: а) да; б) нет.

Обведи правильный ответ.

Эффективным приёмом формирования самоконтроля я считаю подчеркивание, так как в работу одновременно включаются и речедвигательный, и слуховой, и зрительный анализаторы. Все они вместе обеспечивают гибкий синтез между компонентами орфографического действия, а значит, способствуют успешному

становлению орфографического навыка и развития самоконтроля в целом. На данном этапе дети подчёркивают:

-большую букву в начале предложения и именах собственных;

-знаки препинания в конце предложения;

- сочетания жи-ши, чу-щу, чк-чн;

-ь знак - показатель мягкости;

-двойные согласные.

Формирование самоконтроля - процесс непрерывный. Он осуществляется на всех стадиях процесса обучения (изучение нового материала, отработка навыков практической деятельности, выполнение самостоятельных работ). В процессе работы перед выполнением каждого задания организую установку на контроль.

Во 2-ом классе формирование самоконтроля начинаю с повторения знаний о самоконтроле, полученных в 1-ом классе, довожу до сознания детей установки, что любая работа считается выполненной только тогда, когда она проверена, когда найдены ошибки, если они есть. Для развития навыков самоконтроля по образцу использую следующие виды работ.

Взаимопроверка работ учащимися:

обмен тетрадями повышает ответственность ребят, они становятся более внимательными, это заставляет их вспомнить и повторить про себя, т.к. им нужно будет не просто механически исправить ошибку, но и обосновать её исправление.

Разноцветные поправки:

Суть данного приёма состоит в том, что учащимся после выполнения работы предлагаю проверить свою работу и сделать поправки синей пастой. Тетради собираются, проверяются учителем. На следующий день предлагаю учащимся взять тетради и внести поправки другой пастой. Затем работы снова собираются и

анализируются. Качество и количество внесённых поправок позволяет приблизительно определить уровень развития самоконтроля. Для исправления ненайденных ошибок на данной строке ставлю /, а ученик самостоятельно её находит и исправляет.

С введением понятия «орфограмма» начинаю обучать детей графическому выделению орфограмм. В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, использую условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит её написание. В этом случае орфограмма подчёркивается

снизу одной чертой, последующая или предшествующая (или та и другая вместе) буквы, от которых зависит написание данной орфограммы. Образец письменного объяснения играет важную роль: он служит целям разъяснения условий, определяющих написаний той или иной орфограммы (опора на зрительную орфографическую память) и используется как приём письменного объяснения допущенной

орфографической  ошибки. Графическое обозначение орфограмм способствует и развитию самоконтроля учащихся. Есть только один способ их найти – это проанализировать слова, чтобы убедиться в том, есть ли в этих словах орфограммы.

Это возможно, если школьник твёрдо знает опознавательные признаки каждой орфограммы.

Часто для проверки учащимися правильности выполнения своего задания использую карточки самопроверки, на которой записано правило, слева слова с пропущенной орфограммой, справа – ответы и пояснения. Во время работы графы «Ответы» и «Пояснения» закрываются, слева в слова вставляются буквы, после окончания работы сверяют с ответами и пояснениями.

Запомни!

Большая буква пишется в именах, отчествах, фамилиях людей,

в кличках животных и географических названиях.

Вставь нужную букву Ответы Пояснения

Флаг .. .оссии (Р, р) Р

Россия (название страны)

…осский город (Р, р) р

российский (городов много)

наши ...оссияне (Р, р) р россияне (их много)

школьники .. .осквы (М, м) М Москва ( название города)

юные …осквичи (М, м) м москвичи (их много)

…осковская область (М, м) М Московская (название области)

…осковский школьник (М, м) м московский (школьников много)

…осковские площади (М, м) м московские (площадей много)

…расная__площадь (К, к) К Красная площадь (запомни!)

древние ....ремли (К, к) к Кремли ( их много)

Московский …ремль (К, к) К Кремль (запомни)

...осковские улицы (М, м) м московские (улиц много)

улица …анежная (М, м) М Манежная (название улицы)

дача в …одмосковье (П, п) П Подмосковье (название местности)

Жить в ...елоруссии (Б, б) Б Белоруссия (название страны)

…елорусская песня (Б, б) б белорусская (песен много)

дружные …елорусы (Б, б) белорусы (их много)

Количество ошибок____. Номера заданий с ошибками ________.

Одним из приёмов развития самоконтроля и повышения грамотности я считаю работу над ошибками. Исправление ошибок в детских работах должно быть обучающим. Общепринятый способ – зачеркнуть неверное написание и исправить – не способствует воспитанию у детей критического отношения к написанному. Ведь, по сути, учитель нашёл за ученика орфограмму, определил u1077 её тип, выбрал верную букву в соответствии с предписаниями правила. В своей работе я использую следующие приёмы, которые расположила по степени возрастания

самостоятельности, проявляемой учеником при работе над ошибками:

-неправильная буква зачёркнута;

-подчёркнуто слово с ошибкой;

- подчёркнута часть слова с ошибкой;

-на полях отмечена соответствующей пометкой: орфографическая ошибка -/, пунктуационная - . Чтобы ученик имел ясные представления о том, что нужно делать для проработки каждой ошибки на данном этапе, предложила памятку, которая обеспечивает руководство его действиями:

Как выполнить работу над ошибками

Ошибка

Выполняю

1 Пропуск, замена,

вставка буквы

Запиши правильно слово , подели его на слоги, подчеркни исправление.  Ро-маш-ка.

2 Сочетания жи-ши,

ча-ща, чу-щу, чк- чн, нч,нщ.

Запиши правильно слово, подчеркни исправление, запиши ещё

два слова. Пример: мыши, машина, камыши.

3 Двойная согласная Запиши правильно слово, подчеркни исправление, запиши ещё

два слова. Касса, масса, класс

4. Большая буква в

именах собственных.

Илья. Денис, Наташа.

5 Ь- показатель мягкости. Коньки, пальто, радость.

6. Перенос слов Подели слово на слоги, выбери правильный перенос. О-_шиб- ка –

ошиб-ка.

7. Ъ, Ь разделительные знаки

Запиши слово правильно. Подчеркни графически орфограмму. За-

пиши ещё два сова.

Соловьи, ручьи, деревья.- разд. Ь.

Подъезд, разъезд, подъ ём - разд.Ъ.

8 Безударная гласная в корне

В о д а/ - во/дный- безуд. гл. в корне.

9 Парная согласная Варежка – варежек – парн. согл.

10 Непроизносимый согласный

Солнце - солнышко

Выполненная работа над ошибками в тетрадях учащихся выглядит так:

(Слайд).

В своей работе использую игровые приёмы обучения самоконтролю. Вот пример использования игры «Составь картинку».

Тема: Проверка парной согласной в корне слова.

Ученики получают карточку, на которой написаны слова с пропущенной парной согласной в корне слова. На разрезных частях картинки написаны парные согласные. Ученик читает слово, вставляет нужную букву, берет часть картинки с написанной буквой и выкладывает на парту. Если буквы вставлены правильно, то получается картинка. Если нет, то не получится. Такой вид работы способствует нахождению и исправлению ошибок при выполнении работы.

Организованный таким способом процесс решения учебной задачи способствует формированию самоконтроля результата деятельности у учащихся, а также подготавливает их к формированию способности к пооперационному контролю.

Эту работу я проводила на протяжении 2-ой и 3-ей четверти.

В 4-ой четверти начала работу по формированию умения контролировать процесс достижения цели, т.е. пооперационный контроль. Пооперационный контроль обеспечивает осознанное выполнение учебного задания на всех его этапах, своевременное исправление ошибок. Учащиеся, прошедшие этот этап формирования действия контроля, приобретают умения:

-выделять и осознавать возникшие в процессе решения задачи затруднение;

-осознавать к какому этапу решения задачи относится затруднение;

-могут самостоятельно вернуться к предыдущему этапу решения;

- указать на состав и последовательность выполненных операций.

Пример того, как я провожу формирование пооперационного контроля промежуточных результатов на уроке.

Тема:

Формирование понятия о способах проверки безударных гласных в корне слова.

Учебная задача: выявить способы проверки безударных гласных о, а, и, е, я в корне слова. 1-й этап.

Процесс формирования понятия о способах проверки безударных гласных в корне сопровождается моделированием всех возникающих вопросов и ответов на них. Таким образом появляется схема:

Постановка Результат

учебной задачи Действия учеников (цель)

Форма слова,

Способы проверки 1 2 3 4 5 однокоренное слово

с ударной гласной

Промежуточные.

-Какая цель наших действий? (Узнать способы проверки безударных гласных в корне.)

1.Что знаете о написании безударных гласных в корне?

(Написание безударных гласных не соответствует произношению).

2.Что знаете о написании ударных гласных в корне?

(Написание и произношение совпадает.)

3. Какое знание поможет нам правильно написать безударную гласную в корне?

(Соответствие написания и произношения ударной гласной в корне.)

4. Какой способ выбираем для правильного написания безударной гласной?

(Подбор слов с ударной гласной в корне слова).

5. А каким должно быть это слово? (Форма этого слова или однокоренное).

По достижении каждой промежуточной цели ( например, знание о несоответствии написания и произношения безударных гласных) ученик «находит место» этого знания в карточке и отмечает знаком «+» или «-»

Критерии Ученик

1 Знаю о несоответствии написания и произношения безударной гласной.

2. Знаю о соответствии написания и произношения безударной гласной.

3. Знание о соответствии написания и произношения безударной гласной

3. Умею подобрать форму слова с ударной глас-

ной в корне.

4. Умею подбирать однокоренное слово с ударной гласной в корне.

Когда цель достигнута, ученики соотносят, сравнивают её со своим представлением при постановке учебной задачи, оценивают результат.

-Что хотели получить и что получили?

Процесс решения учебной задачи сопровождается записью, графическим изображением, то есть фиксируются промежуточные результаты на пути достижения поставленной цели.

В результате составляется алгоритм работы над безударной гласной в корне слова.

Как проверить безударный гласный о а и е я в корне?

1. Читаю слово

2. Ставлю ударение /

3. Подчёркиваю безударные гласные __

4..Выделяю корень __

5. Проверяю:

6.изменяю слово подбираю однокорен- (форма слова) ное слово ,

5. чтобы безударный гласный стал ударным .

Составленные таким образом правила- алгоритмы служат хорошим под-

спорьем для формирования самоконтроля. К концу изучения темы каждый ученик хорошо запоминает правило и применяет его в своей работе.

2-ой этап.

Контрольная работа.

Контрольные работы по содержанию не отличаются от контрольных

работ из учебника по русскому языку.

1.) Целеполагание. Знаю ли я, способы проверки безударных гласных в

корне слов? Умею ли я применять это правило на практике?

2.) Выполнение контрольной работы.

а) Запиши твои действия для проверки безударных u1075 гласных в кор-

не.

Действия Оценка

учителя

1

2.

3.

4.

5.

6.

б)Вставь пропущенные буквы,в скобках напиши проверочное слово.

Пришла (_________) з…ма. (________________) Тр…щать

(_________________)м…розы. (________________) Зам…рзли

(_____________) р…ка и (____________)оз…ро. (___________) П…ля и

(______________) х…лмы покрылись пушистым белым

(_________________) к…вром.

В)Запиши сначала проверочное слово, затем слова с безударной гласной в

корне:

Далеко, даль, вдали, огляделся, удаление.

___________________________________________________________________

Г) Прочитай предложение, выпиши слова с безударной гласной в корне.

Пушистый снежок покрыл поля, леса и долины.

____________________________________________________________________.

3) Проверка работы учителем без исправления ошибок, без выставления отметки. Отмечаю знание и незнание ученика в таблице ученика, для себя фиксирую в журнале результаты работы.

4) Анализ результатов:

1. Если есть «несовпадение», ученик уясняет причину .( Почему я ошибся?)

2.Ученик определяет способ коррекции.

3. Ученик исправляет ошибку.

18

5) Повторная проверка работ учителем, которая даёт возможность определить уровень самоконтроля учащихся.

Административный контрольный срез по теме «Безударные гласные в корне слова» показал:

Оценка Количество учащихся

Ошибки Количество учащихся

«5» 9 Подбор проверочного слова 1

«4» 7 Исправление по 1 ошибке в

процессе выполнения работы.

1 человек допустил ошибку, 6 учащихся исправили по одной ошибке в процес-

се выполнения работы, что говорит о сформированности пооперационного само-

контроля и успешности усвоения учебного материала.

В третьем классе учащиеся упражняются в нахождении и исправлении специально допущенных ошибках, так называемого какографического письма, способствующего развитию самоконтроля. Младшие школьники охотно выполняют задания на исправление «чужих» ошибок. Начинаю данный вид работы с коллективной работы под руководством учителя. Только после того, как дети овладели данным приёмом работы, они смогут самостоятельно находить и исправлять в тексте ошибку. При составлении таких заданий необходимо соблюдать ряд условий, чтобы не нарушить принципа «не навреди»:

-применение при усвоении правил написания орфограмм;

- начинать с исправления графических ошибок и распространять на орфографические;

-соблюдать этапность в предъявлении ошибочного материала: сначала написания, нарушающие одно правило, а потом – несколько; сначала слова, а затем-предложения и тексты;

-предъявляемый материал не должен превышать 8-12 отдельных слов или текст в 25-30 слов, на которые должно приходиться не более 4- 6 ошибок, причём нельзя их концентрировать в конце текста;

- не злоупотреблять этим видом работы.

Для контроля над правописанием, поиска ошибок был разработана памятка, которая позволяет оптимальным способом установить ошибочное написание и применить нужное правило.

Как найти ошибку в слове.

1. Читай по слогам, нет ли пропущенных или лишних букв.

2. Просмотри написание большой буквы.

3. Просмотри слитное и раздельное написание слов.

4. Поставь в слове ударение.

5. Определи, в какой части слова безударные гласные: .

6. Вспомни, знакомы ли тебе эти орфограммы.

7. Где можешь, объясняй выбор букв и решай, нет ли ошибок.

8. Если не нашёл слово с ошибкой, то проверяй каждое слово по словарю.

На уроках я использую карточки с напечатанными какографическими текстами. Дети не только должны найти и исправить ошибки, но и определить вид ошибки, распределить слова по группам.

Какие слова написаны верно? Поставь над ними знак +,

ошибки исправь, докажи.

Солнце, позний, прелесный, прекрасный, месность, окресность,

гигантский, грусный, свиснул, чудесный, звёздный, радостный.

1.________________________________________________

2.________________________________________________

3._______________________________________________

4.________________________________________________

5.________________________________________________

6.________________________________________________

Проверь себя.

1.Солнце- солнышко ( непр. согл.,).

2.Прелестный – прелести (непр. согл.).

3.Местность – место (непр. согл.).

4.Окрестность – кресты (непр. согл.).

Найди слова с ошибками, распредели их по виду орфограмм,

запиши правильно, докажи.

В лесу снек всюду. На ветках пушыстые шапки. Тонкие

берёски согнулись, а ели опустили махнатые лапы. Лижыт под ёлкой заяц.

Ряпчик покливал семян и нырнул в снег.

Безуд. гл. в корне Парный согл. Жи - ши

1 1. 1.

2 2. 2.

3 3.

4

Проверь ___________себя.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Наша цель: Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования,самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содер...

Выступление на педагогическом совете по теме самообразования «Формирование действий самоконтроля и самооценки у младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО» (Учитель: Н.Л.Захарина)

Отчётное выступление на педагогическом совете школы по итогам работы а рамках областной экспериментальной площадке по безотметочному обучению....

Тема по самообразованию: Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

Тема по самообразованию: Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях ФГОС...