Формирование действия самоконтроля и взаимоконтроля у младших школьников в начальных классах
статья (4 класс)

Под самоконтролем понимается умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам, мыслям, регулировать свое поведение и управлять им. Самоконтроль охватывает все стороны личности, ее жизни и деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование действия самоконтроля и взаимоконтроля у младших школьников в начальных классах

Проблема самоконтроля является весьма актуальной.

Под самоконтролем понимается умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам, мыслям, регулировать свое поведение и управлять им. Самоконтроль охватывает все стороны личности, ее жизни и деятельности. Начальная школа призвана обеспечить формирование у школьников умения и желание учиться. Основными составляющими «умения учиться» являются рефлексивные и продуктивные действия и операции, отвечающие на вопрос: чему учиться и как научиться. Умеющий учиться инициативен, самостоятелен, активен, владеет приемами самоконтроля.
Необходимо, чтобы ребенкок  нашёл развитие в учебной деятельности. Этому может способствовать самоконтроль, что обязательно любой, в том числе и в учебной деятельности. Одной из проблем начальной школы является сформированность у учащихся умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, сравнивать ее результаты с эталоном. В ходе обучения постоянно возникают вопросы – может ли учащийся самостоятельно проанализировать свою работу, найти и исправить ошибки, контролировать не только соответствие выполненных действий их схеме, но и соответствие самой схемы изменившимся условиям задачи. Самоконтроль в учебной деятельности побуждает к аккуратному выполнению учебных заданий, устраняет ошибки, помогает лучше осознать содержание, приучает учащихся выражать свое собственное мнение, производить сравнение изучаемых объектов, формировать внимание, давать оценку, словом, проявлять самостоятельность мысли. Самоконтроль учащихся обеспечивает получение учащимися информации о полноте и качестве изучения программного материала, прочности сформированных умений и навыков в возникших трудностях. В ходе самоконтроля человек совершает умственные и практические действия. Самоконтроль способствует развитию мышления и других психических процессов, он тесно связан с памятью и вниманием. Будучи качеством личности, условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью всех видов учебной деятельности. При организации практической деятельности возможно использование памяток, схем, таблиц, образной наглядности, перфокарточек, алгоритмов. Различные виды диктантов способствуют развитию действия самоконтроля. Данная работа должна обязательно проходить в «ситуации успеха» для улучшения результатов. В итоге такой работы у учащихся повышается интерес к выполняемой ими работе. На уроках русского языка применяются такие методы и приемы развития действия самоконтроля: предъявление образца для разбора; придумывание собственных примеров на новое правило; обсуждение затруднений в написании и установление их причин; проведение самодиктантов; различные разборы; лексические игры; различные приемы проверки учителя (подчеркивание, указания на полях или проставление общего количества ошибок), затем самопроверка; инструктирование учащихся (объяснение, показ, письменная инструкция).
Самоконтроль очень тесно связан с взаимоконтролем. Взаимоконтроль является особой формой контроля. Взаимоконтроль представляет собой особую форму контроля, при организации которого учитель знакомит детей с правилами этики, так как оценку, высказанную в адрес однокласснику, необходимо подкреплять объективностью, обоснованностью и тактом. Взаимоконтроль — это совокупный педагогический контроль, при котором учащиеся оценивают работу друг друга без предъявленной эталонной учебной задачи и ее решения, но при обоюдном согласии. Взаимоконтроль представляет собой диалоговую форму работы на основе взаимодоверия.  Организация делового общения учащихся как в парах сменного, так и постоянного состава, полезна не только слабым, но и сильным учащимся, оказывающим своевременную помощь своим одноклассникам. Обучая других, ученик может лучше освоить учебный материал (до 90 %). Взаимоконтроль влияет не только на индивидуальные учебные достижения, но и способствует формированию таких качеств личности как: товарищеская взаимопомощь, стремление помочь своему товарищу не подсказкой, а своевременно проведенной консультацией: вырабатывает ясность и четкость речи, логичность изложения мысли, умение выделить главную мысль из всего объема информации, повышает интерес к изучению предмета. Все это можно назвать универсальными учебными действиями. Учащиеся в процессе организации взаимопроверки учатся оценивать работу одноклассника объективно, с обоснованием своей оценки. Но прежде, чем вводить взаимопроверку на уроке необходимо познакомить учащихся с алгоритмом проверки и оценивания. Для усвоения данного алгоритма рекомендуется проведение проверки задания совместно с учителем. При этом все ученики класса прослушивают ответ ученика, затем осуществляется коллективное исправление неточностей, обосновывается отметка. Взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока (при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме). Взаимопроверка может осуществляться и при работе в группах при выполнении как письменной, так и устной работы. На группу дается одно общее задание. Ученики выполняют задание совместно, попутно контролируя друг друга. При выполнении устной работы также дается одно задание и назначается главный консультант в группе. Консультант опрашивает 2–3 человек, остальные следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта переходит к другому ученику. При выполнении группового проекта выполненную работу презентует выбранный из группы ученик. Оценку каждому участнику группы ставят сами ученики этой группы. При этом оценка должна быть обоснована в зависимости от вклада, внесенного учеником в работу. Взаимоконтроль входит в оценочную деятельность учащихся, в ходе которого ученик должен объективно оценить работу одноклассника или целой группы учеников. При взаимоконтроле важно не то, чтобы учащиеся научились оценивать работу механически, а то чтобы они смогли обосновать свою оценку. Взаимная проверка нравится учащимся: она призывает их к активной деятельности и значительно увеличивает интерес к знаниям. При взаимном контроле хорошо прослеживается раскрытие индивидуальных особенностей детей и их взаимоотношения с товарищами, благодаря взаимному контролю учитель осуществляет проверку знаний учащихся. Организация и проведение самоконтроля и взаимоконтроля — очень трудоемкий процесс. Для поддержания активности учащихся в проведении самоконтроля и взаимоконтроля на уроке, необходимо вводить много новых и интересных заданий, которые способствуют формированию самостоятельности и инициативности.
      Для развития самоконтроля необходимы методы и приемы, которые  включены в учебно воспитательный процесс. Эти методы используются на уроках русского языка, математики, чтения, окружающего мира.  Методы включаются в уроки ежедневно. Основными методами, которые используются во время проведения опытно практической работы, были: сверка с написанным образцом; проверка по инструкции; устное комментирование; прогнозирование своей будущей оценки; взаимопроверка с товарищем; коллективное выполнение задания и коллективная проверка; выполнение задания по алгоритму; проверка с помощью сигнальных карточек; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального; составление вопросов для самоконтроля. Сверка с написанным образцом. Ученикам предлагается записать текст под диктовку учителя. Для проверки написанного производится сверка написанного с образцом (по книге, с записью на доске). Учитель ставит знак на полях, дети сами должны найти и исправить ошибку.  Проверка по инструкции.  Учитель предлагает ученикам выполнить задание в форме теста. После, учитель раздает ученикам инструкцию по проверке данного теста. Ученику необходимо соотнести свой ответ с ответом, данным в инструкции. После проверки своей работы, ученик соотносит количество своих верных ответов, с количеством правильных ответов, данных в инструкции. Отметка ставится учеником самостоятельно, в зависимости от количества правильных ответов. После проведения данной работы, учитель перепроверяет работы учеников. Устное комментирование Например. Во 2 классе при комментировании правописания безударных гласных используется эффективный приём – выделение корня слова. Например, учитель диктует предложение - Вдали виднелись верхушки тополей. Ученики записывают его, комментируя проверку безударного гласного выделением корня слова: Вдали (даль), виднелись (вид), верхушки (верх), тополей (тополь). Дети вслух комментируют свои действия, называют корень и подчёркивают орфограмму. Прогнозирование своей будущей оценки. После контрольных и самостоятельных работ проводится прогнозирование своей будущей оценки, то есть ученики анализируют свои работы и говорят свои будущие оценки. Взаимопроверка с товарищем Дети, объединенные в пары, могут обмениваться тетрадями, для того, чтобы проверить самостоятельно выполненную каждым их них работу. Например, ученикам, сидящим за одной партой, предлагается одна карточка, на которой даны 2 задачи и 2 задания: 1) Решите задачи (сидящий слева 1 задачу, а сидящий справа решит 2 ую). 2) Проверьте решение задачи друг у друга и сделайте вывод о правильности решения ваших задач. 3) Каждый ученик решает свою задачу, затем они сверяют полученный результат с ответом, предложенным учителем. Это позволяет детям убедиться в правильности выполнения заданий. В такой ситуации ученик ставит себя на место учителя, у него формируются ответственное отношение к выполнению контроля. Коллективное выполнение задания и коллективная проверка Простейшим случаем коллективных учебных занятий могут служить взаимные диктанты учащихся, если каждый по очереди работает с разными партнерами и выполняет функции то обучению (диктующего и проверяющего), то обучаемого. Следующий прием организации коллективной работы – смена заданий в четверках. Для этого объединяются четверо ребят, сидящие за двумя соседними партами, они поворачиваются лицом друг к другу. Обмен карточками заданиями происходит следующим образом: по горизонтали, по диагонали, по вертикали. Возможная смена заданий такова: выполнят задания в парах постоянного состава, а затем меняются друг с другом. Выполнение задания по алгоритму. Пример алгоритма по математике: Прочитай еще раз задание. Проверь, правильно ли ты списал данные. Если ты решаешь задачу, проверь, правильно ли ты записал ответ, на все вопросы ответил. Если ты решаешь пример, содержащий несколько действий, проверь порядок действий. Если ты решаешь примеры, выполни устную проверку своих вычислений. Если ты решаешь уравнение, подставь значение Х в начальное уравнение. Когда выполнил всю работу, проверь, все ли задания ты сделал и все ли ты проверил. 42 Проверка домашнего задания осуществлялась во время проведения устного счета, учащимся задавались вопросы по тому, как он осуществлял проверку своей работы. Проверка с помощью сигнальных карточек Учитель диктует утверждения, учащиеся с помощью сигнальных карточек должны обозначить его правильность: 1. Частное чисел 24 и 3 равно 7. (Красный сигнал). 2. Число 48 больше, чем 12, в 4 раза. (Зеленый сигнал). 3. Первый множитель 15, второй 4, произведение 70. (Красный сигнал). 4. Делимое равно 60, делитель 5, частное 12. (Зеленый сигнал). 5. Произведение 14 и 6 равно 20. (Красный сигнал). А при закреплении нового материала выбирался метод, с помощью которого учащиеся учились отбирать из предложенных вариантов решения поставленной задачи самый оптимальный. Подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального Например, 67+16=67+(16+4) 4=67+20 4=87 4=83. Детям предлагают выполнить вычисления другими способами. После сравнения решения разными способами, делается вывод, что полученные результаты одинаковые. Рациональным приемом вычисления произвели быстрее и легче. Составление вопросов для самоконтроля.  Например, на уроке русского языка после изучения темы «Предложение» учащимся предлагается  карточки с такими вопросами: 1.Что такое предложение? 2.Какие бывают предложения по цели высказывания? 3.Какие предложения называются повествовательными? 4.Какие предложения называются вопросительными? 5.Какие предложения называются побудительными? 6.Какие бывают предложения по интонации? 7.Какие предложения называются восклицательными? 8.Какие предложения называются невосклицательными? Учащимся для осознания самой цели самоконтроля постоянно нужен внешний контроль, поэтому в начале работы с учащимся идёт контроль учителя, а также взаимоконтроль по продукту и взаимоконтроль по процессу. На уроках русского языка были использованы методы и приемы, направленные на развитие самоконтроля у учащихся, как на этапе чистописания, проверки домашнего задания, объяснения новой темы, так и при выполнении различных упражнений на этапе закрепления. Фрагмент урока № 1. Тема: "Распознавание частей речи". Цель: закрепить умение распознавать различные части речи в тексте. Этап урока: минутка чистописания. Учитель: "Ребята, сейчас мы с вами отгадаем загадки, а слова, которые у нас получатся, вы должны будете записать через запятую, обращая внимание на соединения между буквами.. Первая загадка: Зацепилась за карниз, Головой свисает вниз. Акробатка крохотулька, Зимний леденец (Сосулька). Следующая загадка: Он из снега одного, Из морковки нос его. Чуть тепло, заплачет вмиг И растает. (Снеговик). И последняя загадка: Кружит снег она вдоль улиц, Словно перья белых куриц. Зимушки зимы подруга, Северная гостья. (Вьюга). Затем учащимся предлагается образец правильного написания этих слов один из приемов самоконтроля, по которому учащиеся оценивают свою работу самостоятельно. Фрагмент урока № 2. Тема: "Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам". Цель: познакомить учащихся с изменением частей речи по числам. Этап урока: изучение нового материала. Учитель говорит учащимся: "Ребята, давайте составим предложения, в котором бы подлежащее стояло в единственном числе". Учащиеся приводят примеры, наиболее удачный вариант записывается на доске: Рыжая белка прыгала с ветки на ветку. "Определите число имени прилагательного и глагола. Теперь давайте переделаем предложение, изменив число имени существительного. Что у нас получилось? Рыжие белки прыгали с ветки на ветку. Хорошо, что вы можете сказать теперь о числе имени прилагательного и глагола. У них тоже изменилось число. Значит, изменив число одной части речи, необходимо изменить и число зависящей от нее другой части речи. Давайте теперь прочитаем сведения из учебника и проверим, правильно ли мы рассуждаем". На этом этапе был использован такой метод развития самоконтроля, как коллективное выполнение задания и коллективная проверка..
На уроках окружающего мира используются также различные методы и приемы формирования навыка самоконтроля такие, как индивидуальная работа по карточкам с последующей самопроверкой с использованием текста учебника.  Уроки труда и изобразительной деятельности не возможны без осуществления, поэтому после анализа образца изготовляемого изделия учащимся предлагается  продолжить работу по инструкционным картам, висящим на доске. При проведении анализа готового продукта их деятельности выявлялись допущенные ошибки, из за которых изделие не получилось или имеет не совсем хороший вид.

Формирование самоконтроля в учебной деятельности младших школьников возможно при использовании таких методов и приемов, как сверка с написанным образцом; взаимопроверка с товарищем; коллективное выполнение задания и коллективная проверка; сочетание коллективной и индивидуальной работы; проверка с помощью сигнальных карточек; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.



Предварительный просмотр:

Формирование действия самоконтроля и взаимоконтроля у младших школьников в начальных классах

Проблема самоконтроля является весьма актуальной.

Под самоконтролем понимается умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам, мыслям, регулировать свое поведение и управлять им. Самоконтроль охватывает все стороны личности, ее жизни и деятельности. Начальная школа призвана обеспечить формирование у школьников умения и желание учиться. Основными составляющими «умения учиться» являются рефлексивные и продуктивные действия и операции, отвечающие на вопрос: чему учиться и как научиться. Умеющий учиться инициативен, самостоятелен, активен, владеет приемами самоконтроля.
Необходимо, чтобы ребенкок  нашёл развитие в учебной деятельности. Этому может способствовать самоконтроль, что обязательно любой, в том числе и в учебной деятельности. Одной из проблем начальной школы является сформированность у учащихся умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, сравнивать ее результаты с эталоном. В ходе обучения постоянно возникают вопросы – может ли учащийся самостоятельно проанализировать свою работу, найти и исправить ошибки, контролировать не только соответствие выполненных действий их схеме, но и соответствие самой схемы изменившимся условиям задачи. Самоконтроль в учебной деятельности побуждает к аккуратному выполнению учебных заданий, устраняет ошибки, помогает лучше осознать содержание, приучает учащихся выражать свое собственное мнение, производить сравнение изучаемых объектов, формировать внимание, давать оценку, словом, проявлять самостоятельность мысли. Самоконтроль учащихся обеспечивает получение учащимися информации о полноте и качестве изучения программного материала, прочности сформированных умений и навыков в возникших трудностях. В ходе самоконтроля человек совершает умственные и практические действия. Самоконтроль способствует развитию мышления и других психических процессов, он тесно связан с памятью и вниманием. Будучи качеством личности, условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью всех видов учебной деятельности. При организации практической деятельности возможно использование памяток, схем, таблиц, образной наглядности, перфокарточек, алгоритмов. Различные виды диктантов способствуют развитию действия самоконтроля. Данная работа должна обязательно проходить в «ситуации успеха» для улучшения результатов. В итоге такой работы у учащихся повышается интерес к выполняемой ими работе. На уроках русского языка применяются такие методы и приемы развития действия самоконтроля: предъявление образца для разбора; придумывание собственных примеров на новое правило; обсуждение затруднений в написании и установление их причин; проведение самодиктантов; различные разборы; лексические игры; различные приемы проверки учителя (подчеркивание, указания на полях или проставление общего количества ошибок), затем самопроверка; инструктирование учащихся (объяснение, показ, письменная инструкция).
Самоконтроль очень тесно связан с взаимоконтролем. Взаимоконтроль является особой формой контроля. Взаимоконтроль представляет собой особую форму контроля, при организации которого учитель знакомит детей с правилами этики, так как оценку, высказанную в адрес однокласснику, необходимо подкреплять объективностью, обоснованностью и тактом. Взаимоконтроль — это совокупный педагогический контроль, при котором учащиеся оценивают работу друг друга без предъявленной эталонной учебной задачи и ее решения, но при обоюдном согласии. Взаимоконтроль представляет собой диалоговую форму работы на основе взаимодоверия.  Организация делового общения учащихся как в парах сменного, так и постоянного состава, полезна не только слабым, но и сильным учащимся, оказывающим своевременную помощь своим одноклассникам. Обучая других, ученик может лучше освоить учебный материал (до 90 %). Взаимоконтроль влияет не только на индивидуальные учебные достижения, но и способствует формированию таких качеств личности как: товарищеская взаимопомощь, стремление помочь своему товарищу не подсказкой, а своевременно проведенной консультацией: вырабатывает ясность и четкость речи, логичность изложения мысли, умение выделить главную мысль из всего объема информации, повышает интерес к изучению предмета. Все это можно назвать универсальными учебными действиями. Учащиеся в процессе организации взаимопроверки учатся оценивать работу одноклассника объективно, с обоснованием своей оценки. Но прежде, чем вводить взаимопроверку на уроке необходимо познакомить учащихся с алгоритмом проверки и оценивания. Для усвоения данного алгоритма рекомендуется проведение проверки задания совместно с учителем. При этом все ученики класса прослушивают ответ ученика, затем осуществляется коллективное исправление неточностей, обосновывается отметка. Взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока (при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме). Взаимопроверка может осуществляться и при работе в группах при выполнении как письменной, так и устной работы. На группу дается одно общее задание. Ученики выполняют задание совместно, попутно контролируя друг друга. При выполнении устной работы также дается одно задание и назначается главный консультант в группе. Консультант опрашивает 2–3 человек, остальные следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта переходит к другому ученику. При выполнении группового проекта выполненную работу презентует выбранный из группы ученик. Оценку каждому участнику группы ставят сами ученики этой группы. При этом оценка должна быть обоснована в зависимости от вклада, внесенного учеником в работу. Взаимоконтроль входит в оценочную деятельность учащихся, в ходе которого ученик должен объективно оценить работу одноклассника или целой группы учеников. При взаимоконтроле важно не то, чтобы учащиеся научились оценивать работу механически, а то чтобы они смогли обосновать свою оценку. Взаимная проверка нравится учащимся: она призывает их к активной деятельности и значительно увеличивает интерес к знаниям. При взаимном контроле хорошо прослеживается раскрытие индивидуальных особенностей детей и их взаимоотношения с товарищами, благодаря взаимному контролю учитель осуществляет проверку знаний учащихся. Организация и проведение самоконтроля и взаимоконтроля — очень трудоемкий процесс. Для поддержания активности учащихся в проведении самоконтроля и взаимоконтроля на уроке, необходимо вводить много новых и интересных заданий, которые способствуют формированию самостоятельности и инициативности.
      Для развития самоконтроля необходимы методы и приемы, которые  включены в учебно воспитательный процесс. Эти методы используются на уроках русского языка, математики, чтения, окружающего мира.  Методы включаются в уроки ежедневно. Основными методами, которые используются во время проведения опытно практической работы, были: сверка с написанным образцом; проверка по инструкции; устное комментирование; прогнозирование своей будущей оценки; взаимопроверка с товарищем; коллективное выполнение задания и коллективная проверка; выполнение задания по алгоритму; проверка с помощью сигнальных карточек; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального; составление вопросов для самоконтроля. Сверка с написанным образцом. Ученикам предлагается записать текст под диктовку учителя. Для проверки написанного производится сверка написанного с образцом (по книге, с записью на доске). Учитель ставит знак на полях, дети сами должны найти и исправить ошибку.  Проверка по инструкции.  Учитель предлагает ученикам выполнить задание в форме теста. После, учитель раздает ученикам инструкцию по проверке данного теста. Ученику необходимо соотнести свой ответ с ответом, данным в инструкции. После проверки своей работы, ученик соотносит количество своих верных ответов, с количеством правильных ответов, данных в инструкции. Отметка ставится учеником самостоятельно, в зависимости от количества правильных ответов. После проведения данной работы, учитель перепроверяет работы учеников. Устное комментирование Например. Во 2 классе при комментировании правописания безударных гласных используется эффективный приём – выделение корня слова. Например, учитель диктует предложение - Вдали виднелись верхушки тополей. Ученики записывают его, комментируя проверку безударного гласного выделением корня слова: Вдали (даль), виднелись (вид), верхушки (верх), тополей (тополь). Дети вслух комментируют свои действия, называют корень и подчёркивают орфограмму. Прогнозирование своей будущей оценки. После контрольных и самостоятельных работ проводится прогнозирование своей будущей оценки, то есть ученики анализируют свои работы и говорят свои будущие оценки. Взаимопроверка с товарищем Дети, объединенные в пары, могут обмениваться тетрадями, для того, чтобы проверить самостоятельно выполненную каждым их них работу. Например, ученикам, сидящим за одной партой, предлагается одна карточка, на которой даны 2 задачи и 2 задания: 1) Решите задачи (сидящий слева 1 задачу, а сидящий справа решит 2 ую). 2) Проверьте решение задачи друг у друга и сделайте вывод о правильности решения ваших задач. 3) Каждый ученик решает свою задачу, затем они сверяют полученный результат с ответом, предложенным учителем. Это позволяет детям убедиться в правильности выполнения заданий. В такой ситуации ученик ставит себя на место учителя, у него формируются ответственное отношение к выполнению контроля. Коллективное выполнение задания и коллективная проверка Простейшим случаем коллективных учебных занятий могут служить взаимные диктанты учащихся, если каждый по очереди работает с разными партнерами и выполняет функции то обучению (диктующего и проверяющего), то обучаемого. Следующий прием организации коллективной работы – смена заданий в четверках. Для этого объединяются четверо ребят, сидящие за двумя соседними партами, они поворачиваются лицом друг к другу. Обмен карточками заданиями происходит следующим образом: по горизонтали, по диагонали, по вертикали. Возможная смена заданий такова: выполнят задания в парах постоянного состава, а затем меняются друг с другом. Выполнение задания по алгоритму. Пример алгоритма по математике: Прочитай еще раз задание. Проверь, правильно ли ты списал данные. Если ты решаешь задачу, проверь, правильно ли ты записал ответ, на все вопросы ответил. Если ты решаешь пример, содержащий несколько действий, проверь порядок действий. Если ты решаешь примеры, выполни устную проверку своих вычислений. Если ты решаешь уравнение, подставь значение Х в начальное уравнение. Когда выполнил всю работу, проверь, все ли задания ты сделал и все ли ты проверил. 42 Проверка домашнего задания осуществлялась во время проведения устного счета, учащимся задавались вопросы по тому, как он осуществлял проверку своей работы. Проверка с помощью сигнальных карточек Учитель диктует утверждения, учащиеся с помощью сигнальных карточек должны обозначить его правильность: 1. Частное чисел 24 и 3 равно 7. (Красный сигнал). 2. Число 48 больше, чем 12, в 4 раза. (Зеленый сигнал). 3. Первый множитель 15, второй 4, произведение 70. (Красный сигнал). 4. Делимое равно 60, делитель 5, частное 12. (Зеленый сигнал). 5. Произведение 14 и 6 равно 20. (Красный сигнал). А при закреплении нового материала выбирался метод, с помощью которого учащиеся учились отбирать из предложенных вариантов решения поставленной задачи самый оптимальный. Подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального Например, 67+16=67+(16+4) 4=67+20 4=87 4=83. Детям предлагают выполнить вычисления другими способами. После сравнения решения разными способами, делается вывод, что полученные результаты одинаковые. Рациональным приемом вычисления произвели быстрее и легче. Составление вопросов для самоконтроля.  Например, на уроке русского языка после изучения темы «Предложение» учащимся предлагается  карточки с такими вопросами: 1.Что такое предложение? 2.Какие бывают предложения по цели высказывания? 3.Какие предложения называются повествовательными? 4.Какие предложения называются вопросительными? 5.Какие предложения называются побудительными? 6.Какие бывают предложения по интонации? 7.Какие предложения называются восклицательными? 8.Какие предложения называются невосклицательными? Учащимся для осознания самой цели самоконтроля постоянно нужен внешний контроль, поэтому в начале работы с учащимся идёт контроль учителя, а также взаимоконтроль по продукту и взаимоконтроль по процессу. На уроках русского языка были использованы методы и приемы, направленные на развитие самоконтроля у учащихся, как на этапе чистописания, проверки домашнего задания, объяснения новой темы, так и при выполнении различных упражнений на этапе закрепления. Фрагмент урока № 1. Тема: "Распознавание частей речи". Цель: закрепить умение распознавать различные части речи в тексте. Этап урока: минутка чистописания. Учитель: "Ребята, сейчас мы с вами отгадаем загадки, а слова, которые у нас получатся, вы должны будете записать через запятую, обращая внимание на соединения между буквами.. Первая загадка: Зацепилась за карниз, Головой свисает вниз. Акробатка крохотулька, Зимний леденец (Сосулька). Следующая загадка: Он из снега одного, Из морковки нос его. Чуть тепло, заплачет вмиг И растает. (Снеговик). И последняя загадка: Кружит снег она вдоль улиц, Словно перья белых куриц. Зимушки зимы подруга, Северная гостья. (Вьюга). Затем учащимся предлагается образец правильного написания этих слов один из приемов самоконтроля, по которому учащиеся оценивают свою работу самостоятельно. Фрагмент урока № 2. Тема: "Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам". Цель: познакомить учащихся с изменением частей речи по числам. Этап урока: изучение нового материала. Учитель говорит учащимся: "Ребята, давайте составим предложения, в котором бы подлежащее стояло в единственном числе". Учащиеся приводят примеры, наиболее удачный вариант записывается на доске: Рыжая белка прыгала с ветки на ветку. "Определите число имени прилагательного и глагола. Теперь давайте переделаем предложение, изменив число имени существительного. Что у нас получилось? Рыжие белки прыгали с ветки на ветку. Хорошо, что вы можете сказать теперь о числе имени прилагательного и глагола. У них тоже изменилось число. Значит, изменив число одной части речи, необходимо изменить и число зависящей от нее другой части речи. Давайте теперь прочитаем сведения из учебника и проверим, правильно ли мы рассуждаем". На этом этапе был использован такой метод развития самоконтроля, как коллективное выполнение задания и коллективная проверка..
На уроках окружающего мира используются также различные методы и приемы формирования навыка самоконтроля такие, как индивидуальная работа по карточкам с последующей самопроверкой с использованием текста учебника.  Уроки труда и изобразительной деятельности не возможны без осуществления, поэтому после анализа образца изготовляемого изделия учащимся предлагается  продолжить работу по инструкционным картам, висящим на доске. При проведении анализа готового продукта их деятельности выявлялись допущенные ошибки, из за которых изделие не получилось или имеет не совсем хороший вид.

Формирование самоконтроля в учебной деятельности младших школьников возможно при использовании таких методов и приемов, как сверка с написанным образцом; взаимопроверка с товарищем; коллективное выполнение задания и коллективная проверка; сочетание коллективной и индивидуальной работы; проверка с помощью сигнальных карточек; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование действий контроля и оценки у младших школьников.

Контроль - выявление, установление и оценивание знаний учащихся....

Формирование действия самоконтроля в учебной деятельности младших школьников как необходимое условие успешности обучения русскому языку.

Инновационный педагогический проект  "Формирование действия самоконтроля в учебной деятельности младших школьников как необходимое условие успешности обучения русскому языку".В настоящее время на...

"Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников."

Статья раскрывает вопросы формирование самооценки младшего школьника....

Выступление на педагогическом совете по теме самообразования «Формирование действий самоконтроля и самооценки у младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО» (Учитель: Н.Л.Захарина)

Отчётное выступление на педагогическом совете школы по итогам работы а рамках областной экспериментальной площадке по безотметочному обучению....

Статья "Формирование действий контроля и оценки у младших школьников"

В статье рассматриваются методические подходы к формированию на уроках и во внеурочной деятельности УУД, в частности регулятивных учебных умений: действий контроля и оценки у младших школьников....

Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников в ГПД

Формирование навыков самоконтроля и самооценкиу младших школьников в ГПД...

Формирование умения самоконтроля и самооценки у младших школьников

Оценочная деятельность является обязательным компонентом в структуре учебно-познавательной деятельности, без которого невозможно продвижение ученика по пути овладения им комплекса знаний и умений по п...