Статья "Формирование действий контроля и оценки у младших школьников"
статья на тему

Яковлева Надежда Павловна

В статье рассматриваются методические подходы к формированию на уроках и во внеурочной деятельности УУД, в частности регулятивных учебных умений: действий контроля и оценки у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_deystviy_k_i_o.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование действий контроля и оценки у младших школьников

                                                         «Человек образованный -  тот, кто знает,                                

                                                          где найти то, чего он не знает»

                                                                                               Георг Зиммель

         В рамках реализации программы ФГОС НОО формирование метапредметных УУД у обучающихся в настоящее время является самым актуальным в педагогической деятельности. Каким образом на практике «выращивать» у детей компетенции, относящиеся к регулятивным умениям?  

         Ключевой компетенцией, определяющей новое качество образования, считается оценочная самостоятельность учащихся. Базовым умением в осуществлении оценочной функции ребенка должна стать сформированная готовность к самоконтролю и самооценке собственной деятельности.(4, с.6)

         Поэтому специальной педагогической задачей выступает организация последовательной и системной работы по формированию учащимися «инструмента» для контроля и оценки своих действий. Детьми осуществляется контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действий. Таким образом, можно сказать, что главной формой контроля в учебной деятельности является пооперационный контроль. Способ действия усваивается тем лучше, чем полнее представлен состав входящих в него операций и чем тщательнее отрабатывается каждая из них. (1, с.44) Например, изучая по русскому языку способ определения спряжения глаголов по неопределенной форме, одна группа  четвероклассников   выделила следующие «шаги»:        

                                1)   неопред. форма глагола

2)  …ить - ?

                                3)  2 спр. (если  …ить), 1 спр. (остальные)

Другая группа представила более полный состав действия:

                                1) глагол (что делает? что сделает?)

2) неопр. форма глагола (что делать? что сделать?)

                                3)   оканчивается на –ить ? (по словарю)

                                4) 2спр., если на – ить, остальные – 1 спр.

Позднее, когда дети познакомятся с глаголами-исключениями, «шаги» добавятся. Работа по второму варианту операционного состава действия способствует более полному и точному освоению открытого способа, так как уже на начальном этапе с помощью вопросов различается вид глагола (без употребления  термина): выпиливаешь (что делаешь?) – н. ф.: выпиливать (что делать?)- 1 спряжение;

выпилишь (что сделаешь?) – н. ф.: выпилить (что сделать?) – 2 спряжение.

Кроме того, при определении на – ить ли  оканчивается глагол, правильным будет обращение к словарю при сомнении в написании суффикса инфинитива (например: таять, клеить, обессилеть).

            Итак, еще раз обращаем внимание на задачу педагога вычленять в совместной деятельности с детьми в каждом способе действий состав операций, и именно им уделять особое внимание. Постепенно состав операций может сокращаться и может даваться учениками готовый ответ.

            Дети прежде всего учатся контролировать друг друга и самих себя.

По выделенным «шагам» учащиеся проверяют свои действия: выполнил или нет ту или иную операцию (по наличию, пока без определения знания или незнания).

            Второе действие, которое должно быть передано самим учащимся для самостоятельного выполнения, - это оценка, то есть установление того, усвоено или нет то или иное учебное действие и над какими операциями необходимо поработать. Во время работы развернутым способом  дети оценивают свои умения по операциям. Так, на уроке математики во 2 классе, конкретизируя представление о многозначном числе, дети работают с числовой прямой: располагают числа одной системы счисления на прямой и оценивают выполнение каждой операции:

 выполнено верно +; выполнено неверно - ; затрудняюсь оценить - ?                 

«Шаги» решения:    1) отметить начало на числовой прямой;

2) определить мерку;

3) разбить на одинаковые мерки-шаги;

4) последовательно расположить числа

После того, как способ будет свернут, в оценочном листе ученика это умение находить число на числовой прямой оценивается «знаю» или «не знаю».

               Формируя у детей функции самоконтроля и самооценки, учителя решают задачу диагностики и коррекции освоения учащимися и самой учебной задачи и предметных знаний с помощью системы уроков.

Среди них выделяем тестово-диагностические (стартовые) работы, которые позволяют определить затруднения школьника  в присвоении способа (оценивание со стороны ребенка и учителя) и провести своевременную коррекцию. Следующим этапом развития действий контроля и оценки является самостоятельная работа, по результатам которой при необходимости формируются группы учащихся по отработке слабо усвоенных действий  или по углубленному изучению материала. В данный  период используется дидактический материал, «стол помощи», консультация у сильного ученика и у  учителя. Таким образом создаются индивидуальные образовательные маршруты учащихся. Освоены ли понятия и способы, выявляется с помощью проверочной работы, имеющей разноуровневые задания. Следует отметить, что действия контроля и оценки включают определение самим ребенком уровня своих потенциальных возможностей (выбор заданий для самостоятельного решения). И, наконец, проводится контрольная работа, определяющая «зону ближайшего развития» учащихся. Такие уроки  дают возможность оценить границу знаний учащихся, их способность самостоятельно определять эту границу, закладываются  основы учебной самооценки. (1, с.141)                                                                                                         Задача поэтапного формирования у детей функции самоконтроля и самооценки решается не только в рамках урочной деятельности, но и во внеурочных формах образования.

    Как формировать действия контроля и оценки в других видах деятельности, например, в художественной, творческой?

    В целях и учебная, и художественная деятельности равнозначны: они направлены на самоизменение ребенка.

В художественной деятельности в основе лежит стремление к идеалу, а общий способ действий с эстетической реальностью заключается в законе художественной формы. Оценивать свои творческие достижения сложнее, так как у каждого границы идеала свои. Дается тема сочинения. Один ученик принял задачу, решил ее да еще что-то свое раскрыл, а другой решил задачу на низком уровне. Можно оценить результат, отвечая на вопрос: «На сколько близок он к идеалу?» Используются новые критерии: «красиво-некрасиво», «хорошо-плохо». (6, с.104)

            На факультативе по литературе, работая в позиции «Автор» дети сочинили волшебную сказку. Оценивают свои работы:

                  «решил творческую задачу»,

                  «не решил творческую задачу»,

                  «решил свою творческую задачу».

В оценивании опираются на следующие признаки волшебной сказки:

  • волшебные герои (заступник, страдалец, помощник, злодей);
  • волшебный сюжет (завязка, вершина действия, развязка);
  • структура сказки (присказка, зачин, формулы сказки, концовка).

Обычно дети на одном занятии бывают в разных позициях. На итоговой рефлексии предлагается каждому участнику изобразить в круге,  какая роль выполнена удачнее, лучше.

            Обучаясь навыкам творческого мышления на клубных занятиях «Мир фантазии», дети чаще бывают в роли автора и критика. Например, они сочиняют загадки с использованием критерия новизны и оценивают результат, выделяя уровни:

   1 (высокий) – неожиданные, оригинальные идеи: «Так придумал один!»

   2 (средний) – интересные, не совсем обычные идеи: «Так придумали            

                            некоторые!»

   3 (низкий) – стандартные идеи: «Так могут все!» (2, с. 14)

Ранее выработанные параметры  загадки помогают в действиях контроля и оценки:   возрастные намеки, основные признаки, новизна, краткость и др.

Но, безусловно, самой значимой оценкой будет признание общественности.

 Ребенок с развитой самооценкой, считают ученые, имеет более высокий уровень творческих способностей. Способность к оценке предполагает критичность мышления и проявляется в возможности точно определять значимость продуктов собственной и чужой деятельности, понимать мысли и поступки свои и других людей. (7, с. 123)

 

 Список использованной литературы

  1. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. – М.: Русская          энциклопедия, 1998.
  2. Гин С.И. Мир фантазии. – М.: Вита-Пресс, 2001.
  3. Давыденко Т.М. Шамова Г.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: Педагогический поиск, 2001.
  4. Зак А.З. Диагностика видов мышления младших школьников. – М., 1998.
  5. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  6. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. – Литературное чтение // Программа для начальной школы. – М.: Вита-Пресс,2001.
  7. Макаревич Г.В. Художественная деятельность в РО. Анализ трудностей в действии контроля // Феникс, 1996,  №6.
  8. Савенков А.И. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002.
  9. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. – Томск: Пеленг, 1992.
  10. Цукерман Г.А. Что оценивает объективная оценка? // Психологическая наука и образование. – 1997, № 4

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование действий контроля и оценки у младших школьников.

Контроль - выявление, установление и оценивание знаний учащихся....

Современный инструментарий оценки освоения младшими школьниками универсальных учебных действий

В материале описан опыт работы по оценке регулятивных УУД младших школьников...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Данная статья рассматривает проблему формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка у учащихся 1 класса. Авторами анализируется ситуация с мониторингом сформированности УУД младш...

«Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;»

Универсальные Учебные Действия (УУД) –это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность субъекта к...

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ, ДЕЙСТВИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ДАН ПОДРОБНЫЙ ОБЗОР РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ И ДЕЙСТВИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В Н...

Совершенствование выразительного чтения младших школьников через формирование универсальных учебных действий контроля и оценки

В данной статье затрагивается проблема формирования универсальных учебных действий контроля и оценки у младших школьников. Решение заявленной проблемы предлагается через совершенствование навыка выраз...