ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
статья по русскому языку на тему

Гайдук Ирина Анатольевна

Данная статья рассматривает проблему формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка у учащихся 1 класса. Авторами анализируется ситуация с мониторингом сформированности УУД младших школьников и предлагаются средства контроля за сформированностью данных действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_m.v._vishnyakovoy_i_i.a._gayduk.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Гайдук И. А., Вишнякова М.В.

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Большой объём фактических знаний – в изменившемся мире, потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их можно добывать и  применять. Этим обусловлено введение нового государственного стандарта. В свою очередь новые социальные запросы выдвигают на первый план следующую задачу: подготовить выпускников начальной школы к решению различных организационных, познавательных и коммуникативных проблем. В связи с этим особое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) уделено метапредметным результатам, которые дополняют «портрет современного выпускника начальной школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать и т. д. Перечисленные характеристики входят в состав метапредметных компетенций младших школьников (регулятивной, познавательной, коммуникативной) и конкретизируют общее понимание метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Во ФГОС второго поколения для начальной школы, наряду с развитием конкретных предметных компетенций учащихся, прямо, как отдельная, специальная задача выдвигается положение о необходимости создания психолого-педагогических условий для формирования универсальных учебных действий и метапредметных понятий.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Авторы системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, в частности А.Б. Воронцов,  отмечает, что в ФГОС НОО представлены только требования к образовательным результатам. Описание же самих образовательных результатов произведено только в примерной основной образовательной программе начального общего образования. Однако этот документ не является нормативным, поэтому появляется риск «двойных стандартов». Отсюда, получается, что на самом деле нет нормативного документа в РФ, где были бы описаны образовательные результаты. Отсюда каждая школа, также как и авторы примерной ООП, по-разному могут трактовать образовательные результаты. Более того, предлагаемые в примерной ООП, описания образовательных результатов достаточно громоздки и, в таком виде, вряд ли выполнимы большей частью младших школьников. Так, только за курс начальной школы должно быть сформировано:

  • личностных универсальных учебных действий (УУД) – 23 умения;
  • регулятивных УУД – 16 умений;
  • познавательных УУД – 24 умения;
  • коммуникативных УУД- 20 умений;
  • умение работать с текстом – 27 умений.

Итого за четыре первых года школьного образования у ребенка должно быть сформировано 110 умений универсальных учебных действий, предметных – около 350 умений, не считая личностных результатов.

Выходом из этой ситуации авторы развивающего обучения видят в переформатировании планируемых образовательных результатов так, чтобы, с одной стороны, они стали более компактные, с другой стороны, в задании таких этапов освоения учебного материала, которые могли бы фиксировать индивидуальный прогресс учащегося.

На практике отсутствие внятных образовательных результатов для начальной школы привело к тому, что на данный момент реализации ФГОС НОО учитель не получил новых контрольно-измерительных материалов для оценки современных образовательных результатов. Предлагавшиеся для апробации контрольно-измерительные материалы (группа под руководством Г.С.Ковалевой) в большей степени воспроизводят знания, умения и навыки традиционного информационного подхода. Предлагаемые 14 заданий включают в себя: обязательную часть (10 заданий) ориентированных на репродуктивное знание, действие по образцу, и вариативную часть (4 задания), которые можно вообще не выполнять или выполнять по желанию. Но ведь именно здесь есть то, что относится к метапредметным образовательным результатам.

Кроме того в образовательной политике делается акцент на внешнюю оценку качества образования с использованием тестовых технологий в начальной школе. Такой подход может привести  к тому, что в начальной школе учитель и ребенок будет делать акцент в своей деятельности на результат, а не на способ действия, что не соответствует системно-деятельностному подходу, который является методологической основой нового Стандарта. К тому же, при ориентировке на внешнюю оценку может произойти сворачивание формирующего оценивания, которое ориентировано на оценивание для обучения. При таком подходе контрольно-оценочная деятельность учителя может потерять такие функции как диагностика и коррекция действий учащихся.

Поэтому перед нами встала задача  разработки новых контрольно-измерительных материалов, в которых будут отражены оценочные процедуры формирующего оценивания. В результате чего была создана «Тетрадь контрольно–оценочной деятельности»  для учащихся 1 класса.

Структура  тетради включает в себя:

1. Обращение к первоклассникам.

2. Стартовая работа.

Цель - определить актуальный уровень знаний учащихся и зафиксировать проблемы при входе в новый предмет.

3. Карта Знаний «Мой путь».

Цель - планировать, удерживать предметную логику в течение учебного года и рефлексировать индивидуальный путь движения учащихся в учебном предмете.

Маршрутный лист каждого раздела.

Куда идём? Зачем? Чему научимся? Основные способы действий.

4. Проверочная работа А.

Цель работы - проверить правильность выполнения новой операции, входящей в состав действия. Проверка работы осуществляется через взаимный контроль учащихся. Критерием проверки является правильность выполнения операции.

5. Проверочная работа В.

Цель работы - проверить правильность выполнения всех операций, входящих в новое действие. Проверка осуществляется через работу с эталоном. Содержание работы включает в себя все операции, входящие в состав нового действия. На выполнение работы учащимся отводится 15-20 минут. Работы собираются и анализируются учителем, но не исправляются. На основе ошибок, допущенных учащимися, учитель составляет новую работу. Далее возможны два варианта коррекции:

1) учитель предлагает на экране текст с ошибками, который подлежит общему анализу. В итоге появляется правильный вариант текста. Ученикам раздается первоначальный текст для повторной проверки. Оценивается текст сначала учеником, затем учителем по следующим критериям:

- правильность выполнения всех операций, входящих в действие;

- корректировка всех ошибок.

2) ученикам возвращаются их работы и тексты – эталоны. Им предлагается самостоятельно сравнить, найти, исправить и объяснить причины допущенных ошибок. Оценивается текст учеником сначала самостоятельно, затем учителем по следующим критериям:

  • правильность выполнения всех операций, входящих в действие;
  • корректировка всех ошибок.

6. Проверочная работа С.

Цель работы - определить уровень сформированности обобщенного способа действия у учащихся, уровня достижения поставленных целей в начале раздела.

7. Итоговая проверочная работа.

Цель: определить уровень достижений поставленных целей в начале года, разработать маршрут коррекции. Задания в проверочных работах отвечают следующим требованиям:

  1. Подобраны так, чтобы учащиеся целенаправленно использовали известный способ действия (действовали в соответствии с планом) и способы самопроверки при его использовании.
  2. Включены задания, содержащие ошибки, связанные с использованием изученного способа действия. Их выполнение предполагает поиск, обнаружение, исправление ошибок и анализ их причин.
  3. Предложены задания с «ловушками». Отказ от выполнения которых, позволяет говорить о сформированности умения отличить знание от незнания.

Система оценивания проверочных работ:

  • каждое задание делится на действия (операции), которые являются критериями оценки;
  • каждому критерию присваивается балл с учетом его значимости;
  • сумма баллов выделенных критериев составляет «стоимость» задания;
  • сумма «стоимостей» заданий составляет общую стоимость проверочной работы;
  • выполненная работа первоначально проверяется учащимся в соответствии с заданными критериями;
  • учащимся подсчитывается набранное количество баллов;
  • учащимися заполняется оценочный лист;
  • работа проверяется учителем в соответствии с заданными критериями, выявляются ошибки;
  • сравниваются суммы баллов, подсчитанные учителем и учеником;
  • баллы переводятся в проценты:

«стоимость» работы             –       100%

набранное количество баллов –       Х %

Х =        (набранное количество баллов х 100 %)

                         «стоимость» задания

  • проценты переводятся в соответствующую отметку.

Апробация данных контрольно-измерительных материалов была  успешно проведена на базе первых классов ЧОУ-СОШ «Развитие» г.Армавира в 2011-2012 году. И в настоящее время «Тетрадь контрольно-оценочной деятельности» используется учителями развивающего обучения, работающими в первых классах. Структура данной тетради, требования к заданиям, система оценивания – могут быть использованы учителями разных систем обучения для формирования метапредметных образовательных результатов первоклассников.

Список литературы.

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.: Педагогика.- 1986.

2. Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта в первых классах и их возможная минимизация // Составитель А.Б. Воронцов.- М., ОИРО,2012 - 24 с.

3.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. http://standart.edu.ru/

4. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС/ И.В. Крючкова – Армавир: Редакционно-издательский центр АГПА, 2010. – 82 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

В настоящий момент модернизация образовательной системы ставит нас перед необходимостью формировать у учащихся способность к обучению в течение всей жизни. для достижения этой цели учителю необходимо,...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

Необходимость формирования у учащихся осознаётся особенно остро всвязи с модернизацией российского образования, поэтому необходимо научит обучающихся учиться. В статье представлены планомерные действи...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов на уроках русского языка по УМК « Школа 21 века».

Учебный курс «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом о...

Формирование универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО на уроках русского языка

Начальная школа играет исключительно важную роль в системе общего образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной к...

: «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на содержании предмета «Русский язык» «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...

Совершенствование выразительного чтения младших школьников через формирование универсальных учебных действий контроля и оценки

В данной статье затрагивается проблема формирования универсальных учебных действий контроля и оценки у младших школьников. Решение заявленной проблемы предлагается через совершенствование навыка выраз...