ПК 4.3 Технологии обучения
методическая разработка на тему

Ветчинникова Ирина Владимировна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология сотрудничества

Предмет: окружающий мир

Класс:

Тема урока: Иван Третий

Цели урока: формирование представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского.

Планируемые результаты:

  • Предметные – знать  о правлении Ивана Третьего; раскрыть основные причины возникновения войн.
  • Личностные - уметь развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу; ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; уметь формировать положительный психологический климат в детском коллективе, развивать позитивное отношение к себе, как успешной личности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

4. Открытие нового знания

Словесный метод – беседа.

Практический метод - работа по страницам учебника.

Словесный метод - фронтальная беседа.

Практический метод – игра «ты – мне, я – тебе».

7- 8 мин.

 Работа в группах

— Прочитайте текст о событиях того времени. Сформулируйте три вопроса. Чей вопрос окажется самым интересным? (Текст для работы в группах.)

Прошло сто лет после Куликовской битвы. Московское княжество еще более расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство русских земель.

Важным событием во времена правления Ивана III было присоединение Новгорода к созданному Московскому государству. Это событие готовилось предшественниками великого князя, начинавшими собирание русских земель. Через два года после покорения Новгорода Иван Васильевич вынужден был выступить против татар. Он был еще данником Орды, хотя не очень исправным, чем навлек на себя ханский гнев.

Сто лет прошло после Куликовской битвы. Изменилось русское войско, появились пушки, ручное огнестрельное оружие — пищали. Главной силой в русском войске была кованая рать — хорошо вооруженная конница, в походах ее поддерживала судовая рать — пешее войско, которое к месту битвы доставляли на лодках.

Летом 1480 г. московский князь Иван III узнал, что на Русь ведет свои войска ордынский хан Ахмат. Ко времени начала правления Ивана III Русь тоже изменилась — все княжества объединились вокруг Москвы. Московский князь был теперь главным среди всех князей.

Иван III повел войско навстречу Ахмату. Летопись говорит, что в русском войске было 180 тыс. человек. Недалеко от Калуги протекает неширокая река Угра. Русское войско заняло броды (места, где реку мог перейти пеший или конный воин), и все попытки хана Ахмата перейти реку заканчивались неудачей. Началось знаменитое стояние на Угре. Русские и монгольские войска встали друг против друга на противоположных берегах реки, и никто не решался первым начать наступление. Так продолжалось до октября. Князь Иван убедился, что монголы через Угру не перейдут, и решил отвести свое войско на зимние квартиры к Боровску. «Отступили сыновья русские от берега, тогда враги, страхом одержимые, побежали...» — записал летописец. Так ушли захватчики с Русской земли.

Этот день — 11 ноября 1480 г. — принято считать днем освобождения Руси от ордынской зависимости.

Игра «Ты мне, я тебе»

(Группы отвечают на вопросы друг друга.)

 (Устная проверка)

Слушать учителя.

Работать в группах.

Читать текст учебника.

Играть в игру.

Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Познавательны: применять свои знания.

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы

 



Предварительный просмотр:

Технология проектного обучения, технология сотрудничества.

Предмет: математика

Класс:

Тема урока: Что узнали. Чему научились. Проект «Составляем сборник математических задач и заданий».

Цели урока: нацеливание на выполнение проектной работы; донесение в игровой форме до учащихся важность изучения математики; развитие творческих способностей; повышение мотивации к изучению предмета; формирование коммуникативных умений.

Планируемые результаты:

  • Предметные - уметь понимать значимость математики в жизни людей, самостоятельно находить и составлять интересные математические задания, использовать приобретенные математические знания для описания и объяснения окружающих процессов, для оценки их отношений, анализировать и представляют информацию в разных формах (стенгазета, сборник математических задач и заданий).
  • Личностные -  уметь проявить мотивацию учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, понимать универсальность математических способов познания окружающего мира.

Тип урока: рефлексия (закрепление).

Оборудование: раздаточный материал, мелодичная музыка.

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

Очень важна психологическая установка на урок: урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”.

Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

 - Я радуюсь этому.

 - Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

 - Память моя крепка.

 - Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

 - Я очень хочу учиться.

 - Я готов к работе.

 - Я работаю! 

(Учащиеся объединяются в группы. Столы расставлены соответствующим образом.)

Приветствовать учителя.

Записывать число и «Классная работа».

Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.

Регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод-беседа.

4-5 мин.

(Учитель читает стихотворения.)

Математика повсюду,

Глазом только поведешь —

И примеров разных уйму

Ты вокруг себя найдешь.

Вот строительство большое.

Прежде чем его начать,

Нужно было все подробно

Начертить и рассчитать.

А иначе в этом доме

Счастья нам не увидать:

Стекла будут с перекосом,

Потолок провалится.

 А кому, друзья, скажите,                            

Это может нравиться?

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь!

И при этом, и при этом

Вы заметьте-ка, друзья,

Очень важная наука —

Математика.

—  Как вы понимаете главную мысль этих стихотворений? (Чтобы выполнить любую работу, надо знать и любить математику, уметь считать, решать задачи.)

Слушать учителя.

Регулятивные: выполнять учебные задания, используя план.

Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.

3. Постановка учебной задачи

Практический метод - работа над заданиями.

4- 5 мин.

Сегодня мы с вами начнем работу над проектом, в котором вам нужно будет показать, насколько разнообразны математические задачи и задания, с которыми мы встречаемся каждый день.

—  Как вы думаете, как будет называться наш проект? (Ответы детей.)

—  Проверьте свои предположения. Прочитайте тему проекта на с. 40 учебника.

Отвечать на вопросы учителя.

Формулировать тему и цель урока.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

4. Открытие нового знания

Практический метод - работа над упражнением в группах.

7- 8 мин.

Работа по учебнику. (Работа в группах. Проверка.)

№5 (с. 41).

 

Работать самостоятельно.

Познавательны: применять свои знания.

5. Первичное закрепление во внешней речи 

Практический метод – работа в группах.

20-25 мин.

Работа над проектом

—  Прочитайте план работы над проектом на с. 41.

—  Расскажите о задачах, которые вы приготовили к уроку.

—  По каким разделам их можно распределить? (Например: «Считалочка», «Головоломки», «Задачник» и т. д.)

—  Обсудите в группах, как вы будете представлять проект.

—  Распределите обязанности: кто будет оформлять сборник, записывать задачи, составлять ответы к задачам, представлять сборник классу и т. д.

- И будет представлять свой сборник каждая группа.

Работать самостоятельно в группах.

Познавательны: применять свои знания.

Физминутка

1 мин.

Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал и считал:

«Раз — прыжок и три кивка,

Два - направо голова,

Три - налево поворот» —

И помчался до ворот,

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел.

Выполнять физминутку.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический метод – защита сборника.  

5-6  мин.

Подготовка выступления. 

Защита своего сборника.

Составляют план своего выступления, распределяют роли.

Познавательные – использование операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

7. Включение в систему знаний

Практический метод - c/р

2 - 3 мин.

с. 38-39  самостоятельная работа по вариантам.

Работать самостоятельно.

Познавательны: применять свои знания.

8. Рефлексия деятельности

1-2 мин.

Появились ли затруднения в ходе работы?

- Чему научились на уроке?

- Что было интересно?

- А сейчас оцените себя на уроке с помощью смайликов, которые я вам раздам.

- Спасибо за урок!

Записывать домашнее задание.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Регулятивные – самостоятельно давать оценку окружающему и своим поступкам.

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Математика

                                                                                                                                                           Выполнила студентка 45гр.

                                                                                                                                            Сальникова Ирина

                                                                                                                                                            Проверил: _____________

                                                                                                                                                    Отметка: ___________

                                                                                                                                       Дата: 28. 02. 18.

Челябинск, 2018



Предварительный просмотр:

Технология ТРИЗ, прием «Синквейн»

Предмет: литературное чтение

Класс:

Тема урока: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Пересказ от имени главного героя.

Цели урока: прививание интерес к чтению знакомство с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отработка навыков выразительного чтения; составление анализа поступка героев, составление сравнительное описание на основе текста;; прививание любовь и бережное отношение к животным; расширение кругозора учащихся; развивать наблюдательность, любознательность; помощь в открытии «тайны» природы.

Планируемые результаты:

  • Предметные - уметь  прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;
  • Личностные - привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Тип урока: рефлексия (закрепление)

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин.

 - Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь.

Я очень хочу, чтобы вы улыбались

Работаю нашей довольны остались

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

Приветствовать учителя.

Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.

2. Актуальность знаний и мотивация

Словесный метод – беседа.

Практический метод - работа в группах.

4-5 мин.

- Итак, кто напомнит нам домашнее задание?  

  • - Сейчас у нас с вами будет очень интересное задание-вы будете составлять синквейн. Что же это за такое волшебное слово?
  • -  Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. 
  • Первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
    Вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
    Третья строка – 
    три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
    Четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
    Пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

1 ряд составляет Синквейн о Стрижихе.

2 ряд составляет Синквейн о Скрипе.

3 ряд составляет Синквейн о стрижах.

(1 ученик записывает на доске синквейн от каждого ряда)

1 ряд: Синквейн о Стрижихе:

 1. Стрижиха

2. Строгая, заботливая

3. Кормит, воспитывает, оберегает

4. С ней очень хорошо.

5. Мать.

2 ряд: Синквейн о Скрипе:

 1. Скрип

2. Храбрый, сильный (стремительный) стр.108

3.Летает, строит, выживает

4.Скрип сделался стремительным, сильным.

5. Лето

3 ряд: Синквейн о стрижах:

1. Стрижи

2. Дружные,милосердные

3.Учат, кормят,оберегают

4. Стрижи помогают выжить Скрипу.

5. Народ

Отвечать на вопросы учителя.

Работать в группе.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.

Коммуникативные: работать в группе.

3. Постановка учебной задачи

Наглядный метод - демонстрация

Практический метод – работа с книгой.

Словесный метод - беседа.

4- 5 мин.

- Итак, а сейчас мы вспомним то, что было задано.

( помощью плана пересказать произведение Астафьева В. П. «Стрижонок Скрип» от имени стрижонка).

- Откройте учебник на странице 100.

-Для начала давайте повторим тот план, который мы с вами составили на предыдущем уроке  (дан на слайде)

1. Новорожденные стрижи:

1) рождение Скрипа;

2) плохо одним;

3) мама вернулась.

2. Жизнь стрижиной семьи:

1)кормление птенцов;

2) обидно;

3) папы нет (или Тяжело жить без папы).

3. Птенцы подросли:

1) хочется выглянуть из норки;

2) мамино наказание;        

3) враги стрижат.

4. Случилась беда:

1) мама погибла;

2) плохо без мамы;

3) дружные стрижи.

5. Учатся летать:

1) первый полет Скрипа;

2) наелся хорошо.

6. Новое жилье:

1) потерялась норка;

2) строит дом;

3) мальчишки достали.

7. Пора в дорогу:

1) беспокойство стрижей;

2) стрижи полетели;

3) мальчишки-рыбаки прощаются

Отвечать на вопросы учителя.

Работать по учебнику.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: выполнять учебные задания, используя план.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

4. Открытие нового знания.

Практический метод - пересказ по частям.

10- 15 мин.

- Кто желает рассказать? (пересказ от лица стрижонка Скрипа по микротемам).

Оценивают себя самостоятельно, учитель соглашается или не соглашается, аргументируя свою позицию)

Пересказ произведения по микротемам.

Оценивать себя.

Познавательны: применять свои знания.

5. Первичное закрепление во внешней речи 

Практический метод – работа с книгой

Словесный метод - беседа

5- 7 мин.

- А сейчас ответьте на вопросы, поясняя свой ответ доказательствами из текста:

- Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками? (Бывают хорошие, бывают плохие).

-Почему Скрип оказался в руках ребят? (норка была не глубокаяСлайд.

- Что он почувствовал в этот момент, а вы?

-Какой вывод сделал Скрип для себя? (стр. 108 , 2 абзац)

-Как вы думаете почему Скрип не погиб от голода и других опасностей? Какие черты характера помогли ему выжить?

Работать по вопросам учебника.

Отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: отвечать на вопросы

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод - работа с книгой

Практический метод - работа в парах.

3 - 5 мин.

- А сейчас вы будете работать в парах.

- 1 задание: Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сёстрам? Напишите их. 

 На листочках : терпение, хитрость, сострадание, забота, бессердечие, милосердие, доброта, равнодушие, сочувствие.

- Кем стали для Скрипа стрижи? (Семьёй).

(сверка со слайдом)

Работать по рассказу.

Отвечать на вопросы учителя.

Познавательны: применять свои знания.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы

7. Включение в систему знаний

Словесный метод - беседа

2 - 3 мин.

– С каким произведением вы познакомились?

- Кто его автор?

- Что вы открыли для себя, читая рассказ В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»?

– Что вы чувствовали, переживали?

– Изменил ли что-то в вас наш урок?

Отвечать на вопросы учителя.

Познавательны: применять свои знания.

Познавательные: отвечать на вопросы.

8. Рефлексия деятельности

1-2 мин.

– Понравилась ли вам работа на уроке?

Оцените свою работу на уроке с помощью карандашей.

Домашнее задание: взять в библиотеке книги рассказов М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, принести их на урок.

Записывать домашнее задание.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Регулятивные: анализировать собственную работу.

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

Выполнила студентка 45гр.

Сальникова Ирина

Проверил: __________

Отметка: ___________

Дата: 22. 02. 18.

Челябинск, 2018

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проектного обучения в начальной школе

Слайд 2

Проект - замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определенным правилам. В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед»

Слайд 3

Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.

Слайд 4

Виды проектов и особенности вида: - информационные; - исследовательские; - творческие; - практико-ориентированные; - ролевые.

Слайд 5

По комплексности (по предметно-содержательной области): 1 . Монопроекты проводятся как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. 2. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время.

Слайд 6

По характеру контактов между участниками : Внутриклассными; Внутришкольными; Региональными; Межрегиональными; Международными.

Слайд 7

По продолжительности: Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее; Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков; Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели (примерно 30-40 часов); Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально

Слайд 8

Основные этапы проектной деятельности : мотивационный ( УЧИТЕЛЬ-ученик ); планирующий ( учитель –УЧЕНИК ); информационно-операционный ( учитель – УЧЕНИК ); рефлексивно-оценочный ( УЧИТЕЛЬ-ученик )

Слайд 9

Использование технологии проектного обучения способствуют таких качеств личности: самостоятельность; целеустремленность; ответственность; инициативность; настойчивость; толерантность.

Слайд 10

Вывод: Эффективность использования технологии проектной деятельности в начальной школе – это не просто один из методов обучения – это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРИЗ - технологии

Слайд 2

Генрих Саулович Альтшуллер (псевдоним - Генрих Альтов) - автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель. Автор теории Генрих Саулович Альтшуллер (писатель фантаст). Альтшуллер начал строить принципиально новую «методику изобретательства». Впервые о его теории заговорили в 1956 году. ТРИЗ – это инженерная дисциплина, но используется и в педагогике.

Слайд 3

Области применения ТРИЗ Первоначально создавался для решения изобретательских задач в технических системах

Слайд 4

Принципы ТРИЗ - педагогики В основе лежит проблемно-поисковый метод, что сближает с развивающим обучением При «тризовском обучении» перед учащимися не только ставятся проблемы, но и предлагаются инструменты для их решения Принцип свободного выбора Принцип открытости Принцип деятельности Принцип обратной связи Принцип идеальности Ставит целью формирование сильного мышления и воспитание креативной личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности

Слайд 5

Основной принцип работы учителей – научить ребенка самостоятельно думать и работать, научить учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....