ПК 4.3.Технологии обучения.
учебно-методический материал по теме

Аврамчук Инесса Сергеевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подводящий к теме диалог

2 класс, окружающий мир, тема урока “Природные часы, календарь, компас”; ОС «Школа 2100»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Для определения времени мы куда смотрим?

– На часы.

– Чем пользуемся для точного определения частей света: север, юг, запад, восток?

– Компасом.

– Как определяем месяц, день недели?

– По календарю.

– Могут ли животные пользоваться этими приборами?

– Куда улетают птицы, как летучие мыши узнают, что им пора на охоту?

– Нет?

– Как животные узнают время и направление без приборов?

– Чувствуют природу, пользуются своими часами, компасами, календарями, которые им дала природа.

– Значит, какая сегодня тема урока?

Фиксирует тему на доске

– Природные часы, компас, календарь. (Тема)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развивающее обучение: что это такое?

Слайд 2

Программы обучения Традиционное обучение Развивающее обучение Система Л. В. Занкова Система Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова

Слайд 3

Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Даниил Борисович Эльконин – виднейший советский психолог, академик РАО, автор всемирно известной периодизации возрастного развития. Василий Васильевич Давыдов – академик, вице-президент РАО, автор теории развивающего обучения, теории содержательного обобщения.

Слайд 4

Развивающее обучение новый, активно - деятельностный способ обучения, в котором учитываются и используются закономерности, уровень и особенности развития индивида.

Слайд 5

Сравнение технологий ТО и РО ТО РО понимание, запоминание, воспроизведение, применение ЗУН умение добывать ЗУН

Слайд 6

Комплект учебников

Слайд 7

Авторы учебников Владимир Владимирович Репкин Зинаида Николаевна Новлянская Елена Васильевна Чудинова Горбов Сергей Федорович Давыдов Василий Васильевич - Кудина Галина Николаевна

Слайд 8

Сравнение технологий ТО и РО ТО РО обучение пристраивается к развитию (обучаемое развитие) обучение впереди развития (развивающее обучение)

Слайд 9

Сравнение технологий ТО и РО ТО РО ученик – объект ученик – субъект (источник деятельности)

Слайд 10

Сравнение технологий ТО и РО ТО РО объяснительно – иллюстративный подход деятельностный подход

Слайд 11

Проблемное изложение (проблематизация) Преподнесение материала в сочетании с мотивационным введением. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но по возможности ведет их к открытию, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. мотивация исследование вывод

Слайд 12

Метод учебных задач Учебная задача - цель, личностно значимая для ученика. мотивирует изучение нового материала; решение УЗ состоит в отыскании общего способа действия.

Слайд 13

Коллективно – распределенная деятельность каждый ученик становится в положение субъекта, источника идеи, оппонента в рамках коллективного обсуждения проблемы; проблемные вопросы вызывают у ученика творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы, проверять их в диалоге с оппонентами.

Слайд 14

Моделирование это такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Учебная модель - Моделирование отношений между частями и целым А В С

Слайд 15

Особенности содержания обучения в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Русский язык. Образовательные задачи: формирование у детей навыков чтения и письма; ознакомление детей с особенностями языка как знаковой системы и важнейшего средства общения; подготовка к овладению иностранными языками.

Слайд 16

Развивающие задачи: развитие речи учащихся; формирование учебной деятельности . Воспитательные задачи: воспитание речевой культуры; воспитание любви к языку, являющемуся носителем национальной культуры.

Слайд 17

Математика. Основное содержание курса: Формирование содержательного обобщения, понятия действительного числа , которое является стержневым для всей школьной математики. Исходное отношение, порождающее все виды действительного числа, - отношение величин , получаемое в результате измерения одной величины с помощью другой, принятой в качестве единицы (мерки).

Слайд 18

Литературное чтение. Цель – воспитать эстетически развитого читателя, способного понимать художественный текст и авторскую позицию, побуждать к собственному суждению о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях.

Слайд 19

Окружающий мир Основная задача курса – формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума



Предварительный просмотр:

Технология обучения

Тема

Фрагмент урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

Сообщение темы с мотивирующими приёмами

«Как двигается человек?»

Задумайтесь над высказыванием известного древнегреческого философа и мыслителя Аристотеля: «Жизнь требует движения».

Представьте себе, если движение в городе остановить на 5 минут. На что он будет похож?

А чтобы мир не останавливался, что нужно сделать?

Правильно! Тема нашего урока посвящена опорно-двигательному аппарату, при помощи которого человек двигается. Откройте учебники на стр. 16 и прочитайте, как звучит наша тема в учебнике.

Мы всегда должны двигаться.

Каждый шаг - продляет нашу жизнь.

На фотографию, которую запечатлели в какой-то момент.

Двигаться.

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

Подводящий к теме диалог.

«Как двигается человек?»

Встаньте, пожалуйста, те…

-у кого сегодня хорошее настроение!

-кто является старшим ребёнком  в семье.

-кто любит животных!

-кто любит играть!

Что мы сейчас с вами делали?

А какая система, или какие системы органов позволяют нам это делать?

Поднимите руку те, кто предполагает, что человек двигается только с помощью скелета; с помощью мышц; с помощью скелета и мышц?

Исходя из этого, определите тему урока.

Двигались.

Опорно-двигательная система.

Как движется человек?

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

«Как двигается человек?»

Предлагаю вам, ребята, немножко размяться: побежали, похлопали  в ладоши и заняли свои места.

Что мы с вами только что делали?

Одним словом?

Мозговой штурм.

Ребята, какие ассоциации(представления, воображения) возникают у вас при слове «опорно-двигательная» система?

На столе лежат листочки. Распределитесь в группы по 5 человек. Напишите и зарисуйте ваши представления. Обсудите в группе, что у вас получилось.

Выступает по одному человеку из группы(2 группы спросить).

Как человек двигается? С помощью чего?

Мнения ваши расходятся. Возникает противоречие.

Другими словами: «У нас появилась проблема, сформулируйте её».

Ну что же, будем открывать знания вместе и узнаем в конце урока, кто же был прав?!

Бегали.

Двигались.

Какая-либо опора, движущий механизм.

С помощью костей.

Мышц. Костей + мышц.

Как человек двигается?



Предварительный просмотр:

Технология оценивания учебных достижений в ОС « Школа 2100»

          Оценка - словесная характеристика  результатов действий, которую можно давать любому, особенно успешному действию ученика: удачная мысль в диалоге, односложный ответ на вопрос…

        Отметка- фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы.

       Виды знаков: плюс, минус, цвет, цифровой балл, процент. Вид знака принимается как коллективно, так и индивидуально.

За что выставляется отметка?

Отметка выставляется за каждую продуктивную задачу.

Одна задача - одна отметка.

Среднюю отметку выставлять нельзя, так как ученик в момент проверки демонстрировал разные умения.

При изучении новой темы отметка ставится по желанию ученика.

Итоговая отметка выставляется за четверть, полугодие, триместр и определяется не количеством уроков, а темами,  которые изучались в это время.

Шкала оценивания

Уровень

Балл успешности

Необходимый уровень («ХОРОШО»)

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и давно изученные знания.

1 балл успешности:

  • частично успешное решение  (с незначительной – не  влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

2 балла успешности:

  • полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Программный уровень по ОС

 « Школа 2100» («отлично»)

Решение нестандартной задачи, где потребовалось

  • либо применить новые, изучаемые в данный момент знания;
  • либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации

 

3 балла успешности:

  • частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

4 балла успешности:

  • полностью успешное решение  (без ошибок и полностью самостоятельно)

Максимальный уровень

 ( «сверхотлично»)

Решение не изучавшейся в классе « сверхзадачи», потребовавшей

  • либо самостоятельно добытых, не изучавшихся знаний;
  • либо новых самостоятельно освоенных умений

5 баллов успешности:

  • частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

6 баллов успешности

  • полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Подведём итоги.

Как соотнести балл успешности и традиционную отметку?

Качественная оценка

Отметка - баллы успешности

Пятибалльная отметка

Не достигнут необходимый уровень

Пустая клетка-незачет или « 0»-

долговое обязательство

2 (неудовлетворительно)

Возможность исправить!

Необходимый

уровень

1 балл - частичное освоение

2 балла - полное освоение

3 (удовлетворительно) Возможность исправить!

4 (хорошо)

Возможность исправить!

Программный

уровень

3 балла - частичное освоение

4балла - полное освоение

4+(близко к « отлично»)

Возможность исправить!

5 (отлично)

Максимальный

уровень

5баллов - приближение к уровню « макси»

6 баллов-выход на уровень

 « макси»

5+ или 5 и 5(сверхотлично)

5+ или 5 и 5 (сверхотлично)

Благодаря системе новых правил:

  • заметно снижается уровень тревожности;
  • через содержательную дифференциацию отметок по признакам трёх уровней успешности отражается овладение учеником умениями и знаниями по принципу минимакса, что позволяет проследить индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика через фиксацию в таблице требований.


Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения.

Фрагменты урока литературного чтения, разработанные в соответствии с технологией продуктивного чтения в УМК ПНШ. При изучении художественных произведений главное– «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют цель урока, в результате чего создаѐтся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им. Перед чтением любого произведения необходимоприменять приѐм «прогнозирования», то есть ученикам предлагается сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своѐм воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своѐ эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.). В рамках образовательной системы «Перспективная начальная школа» я разработала фрагменты урока литературного чтения с применением технологии продуктивного чтения, а также составила план-конспект урока изучения нового материала с использованием технологии продуктивного чтения.

Борис Заходер «История Гусеницы» 3 класс.

 1 этап. Работа с текстом до чтения. Фрагмент урока № 1.  Составьте из данных символов и букв фамилию писателя, с произведением которого мы будем работать (Заходер).  О ком или о чѐм произведения Б. Заходера? (Б.Заходер писал рассказы для детей о животных).  Рассмотрите иллюстрации и предположите о чѐм очередной рассказ этого автора. (Предположения учащихся)  Найдите слова со звѐздочкой (шелковинка, заморить червячка, роковой, кокон). Найдите значение в толковом словаре.

 2 этап. Работа с текстом во время чтения. Фрагмент урока №2 («История гусеницы» продолжение) 21 Дети читают по цепочке отрывок рассказа.  Что необычного в этой истории?  Почему Гусенице хотелось стать крылатой?  В какое время года началась эта история?  Вспомни самое начало «Истории Гусеницы. Сколько времени она длится? Найди подтверждение своего ответа в этом отрывке текста.  Ты можешь определить главную мысль этого отрывка?

3 этап. Работа с текстом после чтения. Фрагмент урока №3  Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка? (Рассказ).  Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль?  Чем удивителен этот рассказ?  Что узнали, прочитав текст? (о превращении гусеницы в бабочку)



Предварительный просмотр:

Анализ работы

методического  объединения  учителей  начальных  классов

за 2017-2018 учебный год

        Анализ работы МО проводится с целью оценки деятельности учителей начальных классов, определения путей совершенствования работы методического объединения учителей начальной школы в 2017-2018 учебном году.  

Основные методические темы, над которыми   работал   коллектив   МО учителей начальных классов в 2017-2018 учебном году:

1. Проектно-исследовательская деятельность.

2. Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Приоритетные цели деятельности МО:

1. Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки учителей начальных классов: ознакомление с нормативными документами, овладение современными педагогическими технологиями, совершенствование методики преподавания учебных предметов, изучение психологических аспектов личности и педагогики.

2. Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к образованию и социализации учащихся. Учет преемственности при переходе на каждую ступень образования – от дошкольной подготовки до перехода в среднее звено. Преемственность обеспечивается при соблюдении единых принципов обучения и воспитания, с использованием соответствующих возрасту технологий и методик преподавания, а также на уровне содержания

Задачи методического объединения учителей начальных классов

1. Повышение профессионального мастерства учителей

- Организация системы обучения в соответствии с ФГОС второго поколения.

- Усиление внимания к дифференциации и индивидуализации обучения на основе разнообразия программ и государственного стандарта.

- Составление и коррекция рабочих программ с учетом возможностей и особенностей класса.

- Составление адаптированных рабочих программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья инклюзивно и  индивидуально на дому.

- Освоение и внедрение в практику работы учителей методического объединениясовременных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.

- Освоение и внедрение в практику коррекционно-развивающих технологий.

- Развитие практики работы с одарёнными детьми, приобщение их к активной исследовательской и проектной деятельности.

-  Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в учебно-воспитательном процессе.

- Осуществление психолого-педагогической поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

- Знакомство с методическими новинками и опытом педагогов-новаторов в области деятельностного подхода к обучению, метода проектов.

- Совершенствование качества современного урока. Повышение его эффективности.

-  Взаимопосещение  учителями уроков.

- Акцентирование внимания на повышение уровня самообразования каждого учителя, инновационного развития путем повышения квалификации педагогических работников.

- Совершенствование воспитательного процесса в школе.

2. Работа с молодыми и вновь прибывшими специалистами:

- Организация наставничества.

- Знакомство с правилами ведения школьной документации (рабочие программы, журналы)

- Составление памяток по ведению документации, тетрадей и дневников учащихся, памяток для учащихся, планированию уроков (структура уроков)

- Обеспечение контроля работы молодых специалистов.

3. Взаимодействие с общественными организациями и родителями:

- Налаживание системы взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, культурными центрами, дошкольной организацией.

- Организация внеклассной и внешкольной работы.

- Взаимодействие с родителями по вопросам учебно-воспитательного процесса и социализации обучающихся.

        Приоритетные направления в работе МО:

1. Обеспечение развития педагогического мастерства учителей, повышение их мотивации самосовершенствования в рамках внедрения ФГОС.

2. Совершенствование технологии проверки качества обученности учащихся с учётом создания условий для их самореализации в учебной деятельности.

3. Совершенствование учебного процесса на основе обновления содержания образования и внедрения новых образовательных технологий в соответствии с ФГОС.

4. Проведение мероприятий по повышению профессионального уровня и совершенствованию педагогического мастерства учителей.

5. Изучение, обобщение и распространение опыта работы лучших преподавателей МО.

6. Разработка программ, методических рекомендаций.

7. Подготовка и проведение предметной недели, олимпиад; внеклассных мероприятий по предметам МО.

8.  Посещение и анализ уроков.

9.  Установление творческих связей с другими методическими объединениями (участие в сетевых сообществах учителей начальных классов).

       В своей деятельности МО учителей начальных классов руководствуется   федеральными государственными образовательными стандартами, нормативными документами, рекомендациями Министерства образования и конкретными  целями  и задачами, стоящими  перед  коллективом  начальной школы.

      Поставленные цели и задачи достигнуты благодаря активной работе членов МО и их заинтересованности в составе 11 учителей начальных классов.

1. Кадровый состав МО начальных классов:

Ф.И.О.

Образование

Специальность

подиплому

Категория

Стажработы в должности

1

КопалкинаТатьянаВикторовна

высшее

Педагогика и методика начального обучения

высшая

37 лет

2

СысоеваАнтонинаИвановна

высшее

Педагогика и методика начального обучения

высшая

37 лет

3

ГробовцоваВалентинаИвановна

высшее

Учитель русского языка и литературы

первая

31 год

4

Гайтанкин Андрей Владимирович

высшее

Педагогика и методика начального обучения

----

27 лет

5

КвасоваВераВладимировна

высшее

Психология. Преподаватель психологии.

Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы

высшая

24 года

6

ПедашенкоЕленаЕвгеньевна

высшее

Педагогика и методика начального обучения

первая

23 года

7

Блезникова Светлана Николаевна

высшее

Физик

-----

2 года

8

ПеревёртоваДарьяГригорьевна

высшее

Учительистории и обществознания

-----

2 года

9

Иванова Оксана Николаевна

высшее

Учитель биологии

-----

6 лет

10

Астапова Галина Владимировна

высшее

Прикладная информатика

-----

0 лет

11

ЧурякОльга Анатольевна

высшее

Лингвист, преподаватель

-----

1 год

1.1. Количественный состав педагогов:

Общее количество  педагогов

11

В том числе,  пенсионеров

4

Молодых специалистов

1

1.2. Образование педагогов:

Высшее      

11

1.3. Действующая квалификационная категория:

Высшая  

3

Первая

2

Не имеют  

6

1.4. Прохождение курсов повышения квалификации:

Всего учителей начальных классов в ОУ

11

Прошликурсы ПК

6

Прошли курсы ФГОС

10

Прошли курсы ОРКиСЭ

5

        По результатам анализа работы МО на 2017-2018 учебный год определены следующие задачи:

1. Обеспечить учебно-методическую поддержку в условиях реализации ФГОС по УМК «Школа России »

2. Продолжить работу по формированию общеучебных и исследовательских умений у младших школьников.

3. Активизировать работу с одаренными детьми по участию в олимпиадах и конкурсах различного уровней.

4. Совершенствовать формы и методы работы со слабоуспевающими детьми.

5. Активно использовать здоровьесберегающие, информационные компьютерные технологии в образовательном процессе. Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических технологий и систем образования.

6. Продолжить просветительскую работу с родителями по вопросам обучения и воспитания, систематически знакомить их с результатами обучения и достижениями учащихся, разработать тематику классных собраний на основе родительского запроса.

7. Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов, поддерживать и стимулировать инициативу учителей, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности.

8. Применять мониторинговую систему отслеживания успешности обучения каждого ребенка, его роста. Сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться (через ситуацию успеха, портфолио).

Подводя итоги можно сказать, что цели и задачи МО начальных классов успешно решаются.    

Руководитель МО начальных классов:  Абакумова Татьяна Геннадьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....