ПК 04.03 Технологии обучения
презентация к уроку по теме

Жуланова Екатерина Николаевна
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности использования ТРИЗ технологии в начальной школе

Слайд 2

2 Разработка теории ТРИЗ — конец 40-х годов XX века Первая публикация о ТРИЗ - 1956 год Начало применения в педагогике — 60-е годы Автор - Генрих Саулович Альтшуллер 15 октября 1926 г. - 24 сентября 1998 г. Азербайджанский индустриальный институт Псевдоним - Генрих Альтов Преподаватель, писатель-фантаст ТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач

Слайд 4

Цели ТРИЗ технологии: развитие творческих способностей активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности формирование качеств творческой личности

Слайд 5

Компетенции : Учебные: самостоятельно решать учебные проблемы, использовать отдельные части знания и связывать их воедино . Социально-личностные: видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, вступать в дискуссию, вырабатывать своё собственное мнение. Коммуникативные: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике . Сотрудничество: принимать решения, сотрудничать и работать в команде . Личностно-адаптивные : использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации.

Слайд 6

ДА-НЕТКА ( метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да – нет ») Посмотрите на слова. Вы можете мне задавать вопросы, на которые я могу ответить «да» или «нет». Сформулируйте тему урока. Беречь , туч, ключ, ночь, дочь, задач, свеч, вещь, лещ, мышь, карандаш, молодёжь, багаж, испечь, стеречь

Слайд 7

Какие УУД помогает формировать этот прием? Коммуникативные: умение формулировать вопрос . Познавательные: умение анализировать информацию, осуществлять синтез.

Слайд 8

«ЛОВИ ОШИБКУ » - универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Прием «Лови ошибку» может использоваться в работе по группам, по парам и в индивидуальной работе на разных этапах урока: в начале – при устных упражнениях или при повторении; в середине урока – при закреплении материала, на стадии осмысления; в конце урока – при подведении итогов, на стадии рефлексии.

Слайд 9

Задания для групп Математика Измените один знак действия в каждом выражении так, чтобы решение оказалось верным. 2+2+2=8 15+6*100=900 120:4-2=15

Слайд 10

Реши уравнение, проверь утверждение , найди ошибку. Х*25=100 Чтобы найти неизвестный множитель, нужно на известный множитель умножить произведение.

Слайд 11

Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Слайд 12

«ЛОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА» Пример. Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки , дети должны их угадывать и указывать их тип. Например: Сколько будет 8 и 4: 11 или 12? Что растет не березе - яблоки или груши? Слово "часы" - пишется как "чесы" или " чисы "? Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок? Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры? Сколько в минуте секунд - 10 или 100?

Слайд 13

Какие УУД помогает формировать этот прием? Познавательные: умение анализировать информацию

Слайд 14

НЕСТАНДАРТНЫЙ ВХОД В УРОК Пример: Свет , светить, светлый, свеча (корень отличается одной буквой. Проблема: корень свет, свеч или све ? УУД : регулятивные: целеполагание

Слайд 15

ПИНГ-ПОНГ «ИМЯ – ЗНАЧЕНИЕ» Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов и диапазонах их возможных значений. Формирует: для заданного конкретного объекта выделять имена признаков; определять значения признаков объекта по заданному имени признака.

Слайд 16

Тема: «Обобщение и систематизация изученного о частях речи». Предмет. На какие вопросы отвечает? Кто? Что? Как называются существительные, которые отвечают на вопрос кто? Одушевленные. Как называются существительные, которые отвечают на вопрос что? Неодушевленные. Как называются существительные, которые пишутся с заглавной буквы? Собственные. Как называются остальные имена существительные? Нарицательные. В какую форму надо поставить имя существительное, чтобы определить род? Начальную. У имен существительных, какого рода на конце после шипящих пишется мягкий знак? Женского. Как называется изменение имен существительных по вопросам? - Склонение . Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже?

Слайд 17

Какие УУД помогает формировать этот прием? Коммуникативные: умение формулировать вопрос. Познавательные: умение анализировать информацию

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока математики  

Технология обучения: ТРИЗ

Тема:  деление с остатком

Класс: 3

Цели: активизация внимания учащихся на уроках математики.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продолжим с вами работу. Сейчас мы будем работать в группах по 3 человека. Назовите правила работы в группах.

Отлично.

Сейчас вы получите листок с выражениями и  увидите  их на доске. Я могу вам сказать, что здесь есть ошибка. Какой она может  быть?

2+2+2=8

15+6*100=900

120:4-2=15

И именно в этом задании все верно, кроме одного знака действия в каждом выражении.

Кто догадался, что вам нужно сделать?

Правильно найти ошибку и исправить так, чтобы ответ при решении осталось тем же.

Приступайте к работе, помните о  правилах работы  в группах.

На доске вы видите эти же примеры все еще с ошибками. Из первой группы один человек подходит и  исправляет ошибку, 2 группа проверяет. 3 группа исправляет 2  пример  , а ее проверяет 4 группа, затем 5 группа исправляет 3 пример, а 6 группа ее так же проверит.

Молодцы, нашли все ошибки!

На листе оцените работу каждого челна группы.

- не шуметь;

-не критиковать;

- выслушивать мнение каждого;

  1. Ошибка в записи чисел;
  2. Ошибка  в записи знака действия;
  3. Ошибка в записи ответа.

Найти ошибку в каждом выражении и исправить ее.

Работа в группах.

Взаимопроверка между группами.

Оценивают работу каждого в группе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемное обучение Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения.

Слайд 2

Проблемная ситуация Компоненты проблемной ситуации: 1) неизвестные знания; 2) противоречие; 3) познавательная потребность; 4) интеллектуальные возможности учащегося к «открытию» нового.

Слайд 3

Классификация проблемных ситуаций

Слайд 4

Методы проблемного обучения Проблемное изложение Частично - поисковый Исследовательский

Слайд 5

Создание педагогической проблемы Перевод педагогической проблемы в психологическую ситуацию Поиск путей решения Выдвижение и проверка гипотиз «Ага- реакция» Нахождение решения Появление новых ЗУН, СУН IV этап Доп. информация Наведение Помощь Поддержка III этап Наводящая информация Осознание сущности противоречия Формулировка неизвестного II этап I этап Вводная информация Слово устное, письменное, техническое средство, мультимедиа Реализация решений Создание продукта Развитие личности V этап Контроль отдаленных результатов обучение VI этап учитель ученик Отбор проблемных заданий Научно-методическая база Технологическая схема цикла проблемного обучения

Слайд 6

Типы уроков на которых может применяться проблемное задание: изучения нового материала и первичного закрепления; комбинированных; блоковых проблемных занятиях - тренингах.

Слайд 7

ПРИЕМ 1 Побуждение учащихся к проведению наблюдения, анализа, сопоставления, противопоставления с целью выявления общего и различного в наблюдаемых предметах и явлениях. ПРИЕМ 2 Постановка перед учениками таких практических задач, которые требуют поиска новых способов решения, новых подходов к решению знакомой задачи. ПРИЕМ 3 Использование жизненных ситуаций, возникающих при самостоятельном выполнении учениками практических задач, и их анализ с целью формулировки проблемы. ПРИЕМ 4 Столкновение учеников с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний. В этом случае они должны осознать возможность переноса действий с известной ситуации на новую. ПРИЕМ 5 Привлечение ряда фактов, относящихся к изучаемому материалу, с целью нахождения рационального способа вычисления или решения новой проблемной задачи. ПРИЕМ 6 Составление задач по вопросу, для чего необходимо найти недостающие данные. Так возникает проблемная ситуация, разрешить которую можно при условии, если ученики поняли новый материал. ПРИЕМ 7 Проблемную ситуацию может создать и вопрос, поставленный к условию конкретной задачи.

Слайд 8

Этапы урока на которых можно использовать проблемное задание: -Актуализация прежних знаний; - Усвоение новых знаний и способов действия; - Формирование умений и навыков.

Слайд 9

Структурными элементами современного проблемного урока: Актуализация прежних знаний; Усвоение новых знаний и способов действий; Формирование умений и навыков.

Слайд 10

Учителю рекомендуется продумать: 1.Точное определение объема и содержания учебного материала, предназначенного для изучения на уроке. 2.Систематизация учебного материала в соответствии с логикой учебного предмета, его структурой, а также в соответствии с принципами дидактики. 3. Деление учебного материала на легко усваиваемые и тесно между собой связанные части. 4. Усвоение частей, сопровождающихся контролем и корректированием результатов усвоения. 5. Учет индивидуальных темпов учебного материала школьниками и темпов работы группы.

Слайд 11

Тип проблемного задания Тип затруднения Приёмы создания проблемной ситуации С удивлением Между двумя (или более) фактами Одновременно предъявить противоречивые факты, теории Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием Между житейским представлением учеников и научным фактом а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”; б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Дать практическое задание, не сходное с предыдущим Дать практическое задание, не выполнимое вообще а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим; б) доказать, что задание учениками не выполнено Приемы создания проблемной ситуации



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока математики

Технология обучения: проблемное обучение

Тема: увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз

Класс: 3

Цели: Возбудить у учащегося познавательный интерес и сформулировать основную задачу поиска путей решения проблемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ребята помогали в школе ремонтировать книги, и чтобы похвалить детей выдали грамоты, где написали сколько книг все починили. У Маши было написана 15 книг, и это было самое большое количество, кто отремонтировал книги, а у Пети было написано всего 3 книги. Но когда Петя и Маша принесли грамоты из дома, оказалось, что у Пети отремонтированных книг оказалось в 2 раза больше, чем у Маши, как это могло произойти?

А если бы он приписал два нуля, какое бы у него получилось число?

Какой вывод мы можем сделать?

А хорошо ли поступил Петя? Почему?

Молодцы. Послушайте еще одну историю про Петю и Машу.

Ребятам дали задание, написанное на листе бумаги. Собрать перед школой 200 листочков с дерева, Маша делала это задание долго, а Петя управился быстро. Когда посчитали, то получилось, что дети принесли всего 220 листочков. Учителя проверили задания на листочке и оказалось, что у Пети стерся один символ. Какой это был символ и почему так получилось?

Во сколько раз получилось, что Петя собрал меньше листочков?

А если бы у него стерлось все 2 нолика, сколько бы он собрал листов?

А во сколько раз меньше, чем Маша?

Какой вывод можем сделать из этой задачи?

Слушать учителя

Он приписал к 3 ноль.

300

Приписав к числу справа один ноль, мы его увеличиваем в 10 раз, а приписав 2 нуля – увеличиваем в 100 раз.

Нет. Объяснение почему Петя поступил плохо.

У него стерся один нолик.  

В 10 раз

В 2 раза.

В 100 раз.

Если у числа справа отбросить один ноль, то оно станет меньше в 10 раз, а если отбросить 2 нуля, то оно станет меньше в 100 раз. Молодцы.

Цели: Возбудить у учащегося познавательный интерес и сформулировать основную задачу поиска путей решения проблемы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....