ПК 4.3. Технологии обучения
материал по теме

Саттарова Луиза Хайдаровна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ заседания методического объединения учителей начальных классов

Подготовка к заседанию происходила на высоком уровне заместителем директора. Целесообразность повестки заседания МО актуальна на сегодняшний день. Цель заседания - совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных

учебных действий в рамках ФГОС путём внедрения в учебно-воспитательный процесс

современных образовательных технологий. В начале МО выступает учитель русского языка Шакаева Р.Х. с отчетом о работе методического объединения на сегодняшний день. Далее выступает заместитель директора по вопросу о дальнейшей работе методического объединения. После были утверждены темы по саморазвитию и затем познакомились с новыми правилами внутришкольного контроля, так как в этом учебном году произошли инциденты (ответственный был Хаиров Э.Ш.). В конце был «Круглый» стол среди учителей начальных классов. На методическом объединении присутствовали как администрация с руководителями, так и педагоги. Администрация утвердила вопросы по саморазвитию и курсов учителей. Педагоги рассказывали свой доклад. Содержание заседания методического объединения в полной мере соответствует теме заседания (саморазвитие) и достигла нужного результата. Заседание методического объединения длилось 1 урок (40 минут). Больше всего мне понравился момент, когда вопросы пошли о саморазвитии, так как вопросы оказались актуальны на сегодняшний день. Слушали все учителя, как начальных классов, так и учителя-предметники. В итоге заседания методического объединения цель была достигнута.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые технологии

Слайд 2

Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Слайд 3

Цели игры: Игра снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности; Игра позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысления; Игра способствует большей вовлеченности обучаемых;

Слайд 4

Цели игры: Игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах. Игра формирует установки профессиональной деятельности, преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка. В игре проявляется вся личность. Игра позволяет осмыслить полученные результаты.

Слайд 5

Игра подразделяется по игровой методике следующим образом: Предметная. Сюжетная. Ролевая. Деловая. Имитационная.

Слайд 6

Ролевая игра Это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проигрывания» жизненной ситуации или профессиональной ситуации

Слайд 7

Сценарий ролевой игры сближает события в реальности значительно отдаленные, позволяя участникам увидеть и понять «как слово наше отзовется», и при желании апробировать иную стратегию поведения.

Слайд 8

Проигрывание определенной сценарием роли, отождествляет с ней и помогает обучающемуся: Обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в различных ситуациях. Установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнеров по общению. Пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных ситуациях.

Слайд 9

Организация учебного процесса на основе ролевой игры I этап - сценарий ролевой игры; II этап - проведение игры как таковой; III этап - подведение итогов игры.

Слайд 10

Сценарий ролевой игры Существуют различные модификации ролевых игр. Выбирая одну из них для сценария необходимо ориентироваться на ряд факторов.

Слайд 11

Основные факторы: конкретные дидактические цели занятия в предметно – содержательном и социально-психологическом аспекте; степень зрелости воспитанников и их готовность к подобной деятельности; временные ресурсы; уровень компетентности педагога и его опыт использования интерактивных методов обучения.

Слайд 12

Проведение игры Педагог (создав игровую ситуацию) является нейтральным наблюдателем; в ходе игры происходит «проживание» участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении; цель – достичь компромисса, не жертвуя основными принципами; для повышения эффективности метода ролевой игры возможно использование видеотехники.

Слайд 13

Характеристики ролевой игры Наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную социально-экономическую систему; Наличие ролей. Различие целей участников игры, исполняющих разные роли. Взаимодействие ролей. Наличие общей цели у всего игрового коллектива.

Слайд 14

Способы распределения ролей Возможны два варианта: 1)Роли распределяются между некоторыми слушателями, а остальные, не получившие ролей, становятся активными зрителями, наблюдателями. 2)Слушатели разбиваются на небольшие группы единомышленников, и каждая группа коллективно берет на себя роль отдельного лица – участника ситуации.

Слайд 15

Подведение итогов игры Начинать желательно с вербализации участниками игры своих переживаний и обмен эмоциональным опытом между участниками игры; Далее идет анализ ролевой игры, который включает в себя самоанализ участников игры и «обратную связь»в их адрес от других членов группы.

Слайд 16

Подведение итогов игры Завершается обсуждение сопоставлением проигранной ситуации с реальными событиями, поиском аналогий из жизни . Одним из результатов обсуждения может быть внесение поправок и изменений в игру, участники также могут предложить повторное проведение игры, чтобы прожить ситуацию в другой роли или испытать другую стратегию поведения.

Слайд 17

Роль наблюдателя очень важна, он не только внимательно следит за развитием ситуации и сопереживает происходящему. Он учится видеть чужие промахи и успехи, замечает чужие проблемы, наблюдатели делают первый шаг на пути к признанию своего несовершенства. Наблюдательный лист составляется педагогом, в нем содержится перечень критериев, которые для удобства заполнения сведены в таблицу.

Слайд 18

Главным итогом ролевой игры можно считать желание участников воплотить полученный опыт в жизнь и их веру в успех.

Слайд 19

Деловые игры Это модель процесса принятия управленческого или хозяйственного решения. Такая игра строится на моделировании объекта управления, но для принятия решений в ней обязательно должны быть роли. Как должностные, так и игровые, игровое проектирование решений и взаимодействие участников.

Слайд 20

Деловые игры можно использовать для создания управленческих и коммуникативных обучающих моделей, способствующих лучшему пониманию интерактивных (сотрудничество) и персептивных (восприятие и понимание) механизмов взаимодействия и коллективного принятия решений , развивающих аналитический, диагностический и прогностический потенциал обучаемых.

Слайд 21

Виды деловых игр В зависимости от целевой направленности могут быть: производственные – ставят целью принятие решений по проблемам производства, оказание помощи предприятию, организации или учреждению по переходу на новый хозяйственный механизм, разработку стратегий выживания в условиях стагнации, нерентабельности или конкурентной борьбы;

Слайд 22

Виды деловых игр исследовательские – связаны с разработкой новых концепций, испытанием проблем и решений гипотетического характера, прогнозированием последствий и потенциальных проблем при внедрении нововведений; квалификационные или аттестационные – проводятся для выявления уровня компетентности, квалификации специалистов, принятия решений по вопросам подбора или увольнения, придвижения, оценки и аттестации кадров, управления компетентностью персонала предприятия; дидактические – развивают репродуктивное и творческое педагогическое и психологическое мышление, адаптационные свойства и способности, профессиональные и коммуникативные знания, умения и навыки.

Слайд 23

Признаки деловой игры по целенаправленности- учебная, исследовательская, экспериментальная, проектировочная, производственная, универсальная; по форме взаимодействия участников – игра с взаимодействием (установление контакта с помощью различных видов связи является обязательным элементом), без взаимодействия (решения одной группы не влияют на результаты и поведение другой);

Слайд 24

Признаки деловой игры по динамике моделируемых ситуаций – саморазвивающаяся, с регламентированным временем; с произвольным (зависящим от решения задач) регламентом; по способам обработки и передачи информации – ручная и с использованием обычных технологий тех.средств оргтехники;

Слайд 25

Признаки деловой игры по скорости игрового времени- с реальным масштабом времени, в условно ускоренном времени, в условно замедленном времени, в произвольном масштабе времени; по типу коммуникации – с использованием устной, письменной, визуальной, формальной, неформальной, межличностной, межгрупповой коммуникации; по конечному продукту игры – с материализованным конечным продуктом или с абстрактным результатом.

Слайд 26

Характеристики деловой игры Моделирование процесса деятельности по выработке управленческих решений. Распределение ролей между участниками игры. Наличие общей цели у всего игрового коллектива. Коллективная выработка решений участниками игры. Реализация цепочки решений в игровом процессе. Многоальтернативность решений. Наличие управляемого эмоционального напряжения.

Слайд 27

Преимущества деловых игр Повышается интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются на деловых играх. Обучаемые получают и усваивают большее количество информации, основанной на конкретных примерах, что способствует приобретению участниками игры навыков принятия конструктивных решений. Участие в деловых играх развивает аналитическое, экономическое и психологическое мышление обучаемых.

Слайд 28

Преимущества деловых игр Изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных знаний. Растет самооценка обучаемых, а для тех у кого она была завышена – становиться более объективной. Накопленный в деловых играх опыт помогает более правильно оценивать возможные реальные ситуации.

Слайд 29

Подготовка к разработке и описанию деловой игры Источники деловой игры. Состав и количество участников игры. Регламент деловой игры. Сценарий деловой игры или ее блок-структура. Система оценивания результатов деловой игры. Вспомогательный материал. Организация пространственной среды.

Слайд 30

Порядок проведения деловой игры Введение в игру. Разделение слушателей на группы. Погружение в игру. Изучение и системный анализ ситуации или проблемы. Игровой процесс. Общая дискуссия . Подведение итогов игры. Рефлексия. «Выгружение из игры».



Предварительный просмотр:

Технология проблемной ситуации

«Правописание суффиксов –ик- и –ек-»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

У доски два ученика

Задание: запишите слова: горошек, ключик, чулочек, карандашик, веночек, кирпичик.

- Итак, вы выполнили задание? Что же вас удивило?

Учитель открывает образец с правильным написанием.

- Задание я дала одно, а выполнили вы его по-разному. Сколько мнений получилось?

- Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы)

- Значит, какая будет тема урока?

Учитель записывает тему на доске

- У нас разное правописание суффиксов –ик- и –ек-.

- Два.

- Потому что мы не знаем эту орфограмму.

- Правописание суффиксов –ин- и –ек-.

Побуждающий диалог 

Правила переноса слов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Классная доска висит на стене. Можно сказать, что площадь классной доски меньше, чем площадь стены?

- Ковер лежит на полу и полностью его закрывает. Площадь ковра и площадь пола ровна?

- Площадь четырехугольника больше, чем площадь треугольника?

- Как вы это определили?

- Но сравнить площади круга и квадрата на глаз трудно. В таком случае используют другой способ, его называют способ наложения фигур.

- Мы нашли два способа сравнивания площадей, способ наложения фигур и на глаз.

- Теперь закончите текст. Круг весь поместился внутри квадрата. Значит, Площадь круга…, чем площадь квадрата, а площадь квадрата…, чем площадь круга.

- Часто бывает, что способ наложения сравнивать площади фигур нельзя.

- В этом случае можно подсчитать квадраты с одинаковой площадью, на которые разбита каждая фигура, и сравнить полученные числа.

- Давайте посмотрим, как площадь можно сравнить по-другому. Какая еще бывает площадь? На слайде вы видите Красную площадь и треугольник. Как вы думаете, площадь треугольника и Красная площадь — это дно и тоже?

- Верно. По площади Революции мы ходим, а математическая площадь – это часть, которая занимает место этот предмет.

- Да.

- Да.

- Да.

- Это видно на глаз.

Выполняют задание.

- Красная площадь, площадь революции.

- Нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....