Окружающий мир Нестандартные уроки.
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ересько Тамара Николаевна

 

Окружающий мир

Нестандартные уроки

Функции предмета:

 

1)Сообщение элементарных сведений о неживой и живой природе, труде людей, об изменениях природы по временам года.

2)Обогатить личный опыт уч-ся путем проведения систематических наблюдений за предметами и явлениями природы.

3)Раскрыть экологические взаимосвязи предметов и явлений природы.

4)Формировать гуманное отношение учащихся к окружающей природе, воспитывать чувство необходимости бережно относиться к предметам природы.

                Для осуществления данных функций необходимо сформировать познавательную мотивацию, учитывая следующие положения:

                       1)Выделение основных понятий и учебной задачи урока.

                       2)Полную умственную нагрузку всех учащихся класса в течение урока.

                       3)Разнообразие структуры и методов обучения.

                       4)Использование на каждом уроке наглядных пособий и практических методов обучения.

                        5)Знание учителем психических особенностей младшего школьника, а поэтому применение физкультминуток и дидактических игр.

                        6)Использование на уроках самостоятельной работы: решение проблемных задач, выполнение опытов, работ с дополнительной литературой.

 

Способы активизации учебной деятельности:

                      -проблемное изложение знаний

                      -дискуссия

                      -комментированные упражнения

                      -самостоятельная работа учащихся

                      -творческая работа учащихся

                      -коллективная познавательная деятельность

                      -формирование стимулов к учению

                      -игровые методы

                      -проведение нетрадиционных уроков

 

Нетрадиционный (нестандартный) урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру».

Типы нетрадиционных уроков:

Урок – КВН                                                        Урок - консультация

Урок – сказка                                                      Урок - экспедиция

Урок – путешествие                                           Урок – «Лесная газета»

Урок – спектакль                                                Урок - соревнование

Урок – викторина                                               Урок – «Следствие ведут знатоки

Урок – ярмарка                                                   Урок – деловая игра

Урок – игра                                                          Урок - эстафета

Урок – аукцион                                                   Урок – «Клуб почемучек»

Урок – лекция                                                      Урок – «Эврика»

Урок – экзамен                                                     Урок - творчество

Коллективный урок                                             Урок - встреча

Урок – конференция                                            Интегрированный урок

 

 

   Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний. Но некоторые из них (путешествие, интегрированный, коллективный урок, лекция) можно использовать при изучении нового материала. Проводят нестандартные уроки не чаще 1-2 раз в триместр, обычно при завершении какого – либо раздела. К данному виду урока готовятся не только учитель, но и весь класс, а иногда и родители. Дети могут смастерить наглядные пособия, подготовить доклады и сообщения по дополнительной литературе, оформить кабинет, пригласить гостей.

Урок – путешествие

Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования. Экскурсоводом может быть учитель или заранее подготовленный ученик.

Учащимся предлагается маршрутный лист, затем дети выбирают транспорт, снаряжение, одежду – все, что необходимо для путешествия.

Урок строится в виде практических исследований, работы с изобразительными наглядными пособиями, бесед и докладов об объектах природы, «встречающихся» на остановках во время путешествия. Остановки планируются заранее. Например, во время путешествия по теме «Материки и океаны» учащиеся совершают остановки на каждом континенте и узнают отличительные особенности природы Америки, Африки, Австралии и т.д.

Во время путешествия учащиеся выполняют путевые заметки, зарисовки, заполняют маршрутный лист. По окончании путешествия составляют отчет об «увиденных» объектах природы.

 

Урок – сказка

Такой вид нетрадиционного урока проводится в 1-2 классах при обобщении и систематизации любой сезонной темы: «Лето», «Осень», «Зима», «Весна».

Урок строится по сказкам В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова, по  русским народным сказкам, или учитель сочинят сам новую сказку. Как и в любой сказке, на таком уроке должны быть положительные герои и отрицательные герои. В сказке должна быть завязка: проблемный вопрос, необычная ситуация(в зимнем лесу слышится голос кукушки), загадка и т.д.

Далее следует кульминация, развитие сюжета, где обязательны борьба добра и зла, необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки. Преодоление трудностей и т.д.

Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока.

Заканчивается урок – сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием. Урок заканчивается всеобщей радостью, удовлетворением, учитель называет лучших знатоков природы, ставит отметки, вручает призы.

Урок – КВН

Проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: разминка, практические задания, поединок капитанов, физкультминутки.

Каждая команда в начале урока выбирает название(лучше по теме урока) и капитана команды. Приглашается жюри.

Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.

Урок – викторина

Урок похож на урок – КВН, разница только в том, что учащиеся работают не по командам, а индивидуально. Проводится с целью повторения материала.

 

 

 

 

 

 

Урок – игра

Названный вид может быть проведен в форме игр «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Крестики – Нолики» и др.Учебная задача данных уроков – обобщение и систематизация знаний.

Этапами урока – игры «Крестики – Нолики» являются конкурсы, которые записаны на доске в виде игрового поля. Конкурсы могут сокращены или изменены в зависимрсти от возраста учащихся и от темы.

1.Домашнее задание.   2.Конкурс «Зеленых».   3.Конкурс фантазеров.   4.Конкурс эрудитов.   5.Конкурс ботаников.   6.Физкультминутка.   7.Конкурс географов.   8.Конкурс зоологов.   9.Конкурс художников.   10.Конкурс пародистов.   11.Фольклорный конкурс.   12.Литературный конкурс.

Класс делится на две команды: «Крестики» и «Нолики». Выбирают жюри. Учитель называет задание или вопрос по этому конкурсу. Обе команды выполняют задание, жюри оценивает, клетка игрового поля закрывается «+» или «0» в зависимости  от того. Кто победил. Следующий ход делает победившая команда. После выполнения всех заданий урока – игры жюри подсчитывает количество «крестиков» и «ноликов» и называет победившую команду. Победившая команда получает «пятерки» за урок или призы.

 

 «Животные и растения леса» (4класс).

 

Конкурс «Зеленых»         Рассказать об охране  какого - либо животного и растения.

 

Домашнее задание           Составить дома ребус или кроссворд по теме.

 

Конкурс фантазеров           Придумать сказку, необычную историю о любом животном

                                              или  растении, в рассказе должны присутствовать научные    

                                              сведения.

Конкурс ботаников              Учитель задает вопросы о взаимосвязи животных и растений.

Конкурс зоологов 

 

 

Конкурс географов                Задание выполняется по картам, планам, глобусу, контурным

                                                 картам.

 

 

Художественный                   Нарисовать зверя или птицу, а команда должна отгадать,

конкурс                                                 кого нарисовали.

 

 

Конкурс пародистов               Показать с помощью мимики и жестов какой-либо живой

                                                  организм леса, а команда должна его отгадать.

 

 

Фольклорный                          Предлагаются приметы, загадки, пословицы, связанные

конкурс                                     с животными или растениями леса; учащиеся должны

                                                   их объяснить.

 

 

Литературный                          Учащиеся читают стихи, рассказывают сказки, вспоминают

конкурс                                     отрывки из книг о лесе.

          

 

 

 

Урок – лекция

Проводится в 3 или 4классе при условии высокого интеллектуального развития школьников. Материал лекции должен быть интересным, сопровождаться показом наглядных пособий, содержать много примеров из личного опыта учителя и школьников. Лекция проводится в течении 30 минут, в остальное время урока можно провести самостоятельную работу по проверке усвоения материала или провести этап закрепления и систематизации знаний.

 

 

Коллективный урок

Используется при изучении несложного нового материала. Класс делится  на  несколько групп по 5-6 человек. В одну из групп выбираются наиболее сильные учащиеся. В начале урока каждая группа выполняет проверочное задание по домашней работе (письменные по карточкам, перфокартам; устные – по ребусу, кроссвордам, учебникам).

Учитель в это время работает с группой сильных учеников, объясняет им новую тему, закрепляет материал дает инструкции, выполняет схемы, рисунки, таблицы. Подготовленные «учителя» подсаживаются по одному к другим группам и объясняют новую тему одноклассникам. Учащиеся сразу проводят в своих группах закрепление материала, выполняют в классных тетрадях  рисунки и схемы. В конце урока учитель проверяет знания школьников либо устно, либо письменно. Оценивается работа «учителей» и их «учеников».

Коллективная  форма обучения довольно сложна для учащихся начальной школы. К подобному уроку детей необходимо готовить постепенно, вводя элементы групповой работы и на другие предметы. Многое зависит от продуманности заданий при объяснении нового материала группе сильных школьников.                                            

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Автор: Ересько Т.Н. учитель начальных классов МОУ «СОШ № 62»

Слайд 2

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Цель и назначение проблемного обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению служит проблемная ситуация . Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы. Учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. Ребятам нравится спорить, приятно решить проблему. Учебные проблемы создают благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития индивидуальности и творческого мышления.

Слайд 3

Тема урока: «Живая и неживая природа» Проблемные вопросы: 1.Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и тоже? 2.Горшок с цветком – это объекты природы или предметы окружающего нас мира? 3.Может ли природа быть учителем? 4.Смогут ли существовать на Земле водоросли и если исчезнет солнце? 5.Какой объект живой природы может стать для природы лучшим другом или врагом? 6.Верно ли, что вьюнок, цепляющийся за забор,- это животное, а паутина паучка – растение? Проблемная задача: 1.Когда старое дерево сгниёт, образуется удобрение, а когда камень разрушится, образуется песок. Какой вывод можно сделать об объектах живой и неживой природы? Проблемные задания: 1.Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев, - живой организм. 2.Определи: что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются. 3.Перед вами два пластмассовых стаканчика: с водой и землей, блюдце и вата, семена пшеницы, репчатый лук, морковь. Какие объекты живой природы можно соединить с объектами неживой природы, чтобы через 5(7)дней убедиться в том, что растение – живой организм? Проблемная задача: 2.Известно: почва, солнце, осадки – объекты неживой природы. Цветок, пчела и человек – объекты живой природы. Какие из указанных объектов зависят друг от друга?

Слайд 4

Тема: «Термометр» Проблемные вопросы: 1.Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник? 2.Можно ли уличным термометром измерить температуру человеческого тела? 3.Чем опасен медицинский термометр? 4.Верно ли, что без термометра некоторые люди могут стать плохими специалистами? 5.В каком случае исправный водный термометр покажет неверную температуру? 6.Есть ли разница между термометрами, если один висит в столовой, а другой – в сталеварном цеху? 7.Когда может произойти такое, что два одно- классника, посмотрев на один и тот же термо- метр в одно и то же время, увидят разные показания температуры? Проблемные задачи: 1.Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5С. Нина решила прове- рить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 мин., она заметила, что столбик показывал +20С. Почему термометр показывал температуру выше, чем было на самом деле? 2.Лена очень любила свой красочный комнатный термометр. Он ей во многом помогал. Коту Вась- ке тоже нравился забавный прибор. Однажды, проснувшись утром, Лена заметила, что всезнаю- щий розовый ручеёк исчез из термометра. Подумай, что случилось с термометром и чем он помогал девочке

Слайд 5

Тема: Части растений Проблемные вопросы: 1.Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий василёк (цикорий) травой. 2.Зачем нужно знать, из чего состоять растения? 3.Может ли быть на одной веточке цветок и плод? 4.Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы? 5.Можно ли сказать, что люди, часами сидящие перед растениями, работают? Проблемные задачи: 1.В корзине лежат редис и лук, яблоки и персик, смородина и малина. Верно ли, что это растения, а не овощи? Кто, кроме биологов, мог их вырастить? 2.Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Угадай, какими? Чем не может похвас- таться цветок перед плодом, а плод перед цветком? Проблемные задания: 1.Сравни стебель и корень. Что у них общего и в чем различия? 2.Рассмотри клубень картофеля. Найди части растений. Чем клубень картофеля отличается от свёклы? 3.Рассмотри проросшие семена пшеницы и проросший репчатый лук. Найди корень и листья. Почему листья зеленые, а корешки белые? Почему корешки растут вниз, а листочки вверх? (Посади их в горшочки.) 4.Наблюдай за ростом растений. Проводи наблю- дения через три дня, измеряя высоту растений линейкой. Объясни, почему у растений, посажен- ных в одно и то же время разная быстрота роста? Записывай в тетрадь дату появления новых листьев, побегов. Сделай рисунки растений. Подумай, что у них общего и в чем отличие?

Слайд 6

Тема: «Осень» Проблемные вопросы 1.Что приблизит наступление осени: затяжные летние дожди или изменения положения солнца на небосклоне? 2.Почему поздней осенью календула загрустила, а стройный одуванчик был спокоен? И стоило ли ей грустить7 3.Почему озеленители в сквере посадили вместе с розами и пионами дуб, ведь у него нет красивых цветов? 4.Почему за выращенное тобой растение, которое цветет и плодоносит, люди называют тебя био- логом, а не цветоводом? 5.Можно ли задержать перелетных птиц, если развесить везде утепленные птичьи домики? Проблемные задания: 1.Рассмотри плоды клена и березы. Сравни их размеры, найди семена и крылышки, с помо- щью которых семена летают. Подумай, почему ранней весной на данной территории было боль- ше всходов клена, а не березы, хотя семян у нее намного больше, чем у клена? 2.Рассмртри внимательно плоды клена, березы и лопуха. Подумай, какие осенние изменения в природе радуют эти растения, а какие печалят? 3.Рассмотри и потрогай листья березы, клена, ольхи. Подумай, листья какого дерева лучше согреют растения зимой? Быстрее перегниют и обогатят почву? Дольше сохранят влагу?

Слайд 7

Рекомендации по использованию учебных проблем: ♦ При построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность учащихся при разрешении учебной проблемы. ♦ Планируя уроки, выбирать наиболее эффективное место учебных проблем в процессе обучения. ♦ На уроке учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика при решении учебных проблем, вовремя выяснить причины затруднения в разрешении проблемной ситуации и оказывать своевременную помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нестандартный урок математики в 1 классе Урок-сказка «Сложение и вычитание однозначных чисел»

Это нестандартный урок математики для любой программы. Урок по сказке "Золушка" . Тема "Сложение и вычитание однозначных чисел"...

Экологическое воспитание на уроке окружающего мира. Нестандартный урок "Сохраним мир цветным"

Открытый урок по экологии в начальной школе. Предусматривает использование медиа презентации. На уроке отслеживаются основные навыки работы в группе, используются фоновые знания по литературному чтени...

Нестандартный урок окружающего мира. 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Урок-экскурсия в музей хлеба: Окружающий мир.Учебник:  Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир».Класс: Первый.Тема: Как из зерна получилась булка.Цель: Сформировать представления о процессе выращив...

Окружающий мир Нестандартные уроки

Функции предмета:1)Сообщение элементарных сведений о неживой и живой природе, труде людей, об изменениях природы по временам года.2)Обогатить личный опыт уч-ся путем проведения систематических наблюде...

«Использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Виды нестандартных уроков».

В данной статье рассмотрено использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Рассмотрено понятие «нестандартный урок». Раскрыты виды и формы нестандартных уроков....

Понятие "нестандартные уроки" и виды нестандартных уроков по литературному чтению у второклассников

Понятие "нестандартных уроков" и виды нестандартных уроков у второклассников...