Окружающий мир Нестандартные уроки
учебно-методический материал по окружающему миру

Ересько Тамара Николаевна

Функции предмета:

1)Сообщение элементарных сведений о неживой и живой природе, труде людей, об изменениях природы по временам года.

2)Обогатить личный опыт уч-ся путем проведения систематических наблюдений за предметами и явлениями природы.

3)Раскрыть экологические взаимосвязи предметов и явлений природы.

4)Формировать гуманное отношение учащихся к окружающей природе, воспитывать чувство необходимости бережно относиться к предметам природы.

                Для осуществления данных функций необходимо сформировать познавательную мотивацию, учитывая следующие положения:

                       1)Выделение основных понятий и учебной задачи урока.

                       2)Полную умственную нагрузку всех учащихся класса в течение урока.

                       3)Разнообразие структуры и методов обучения.

                       4)Использование на каждом уроке наглядных пособий и практических методов обучения.

                        5)Знание учителем психических особенностей младшего школьника, а поэтому применение физкультминуток и дидактических игр.

                        6)Использование на уроках самостоятельной работы: решение проблемных задач, выполнение опытов, работ с дополнительной литературой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nestandartnye_uroki_okruzhayushchiy_mir.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Нестандартные уроки

Функции предмета:

1)Сообщение элементарных сведений о неживой и живой природе, труде людей, об изменениях природы по временам года.

2)Обогатить личный опыт уч-ся путем проведения систематических наблюдений за предметами и явлениями природы.

3)Раскрыть экологические взаимосвязи предметов и явлений природы.

4)Формировать гуманное отношение учащихся к окружающей природе, воспитывать чувство необходимости бережно относиться к предметам природы.

                Для осуществления данных функций необходимо сформировать познавательную мотивацию, учитывая следующие положения:

                       1)Выделение основных понятий и учебной задачи урока.

                       2)Полную умственную нагрузку всех учащихся класса в течение урока.

                       3)Разнообразие структуры и методов обучения.

                       4)Использование на каждом уроке наглядных пособий и практических методов обучения.

                        5)Знание учителем психических особенностей младшего школьника, а поэтому применение физкультминуток и дидактических игр.

                        6)Использование на уроках самостоятельной работы: решение проблемных задач, выполнение опытов, работ с дополнительной литературой.

Способы активизации учебной деятельности:

                      -проблемное изложение знаний

                      -дискуссия

                      -комментированные упражнения

                      -самостоятельная работа учащихся

                      -творческая работа учащихся

                      -коллективная познавательная деятельность

                      -формирование стимулов к учению

                      -игровые методы

                      -проведение нетрадиционных уроков

Нетрадиционный (нестандартный) урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру».

Типы нетрадиционных уроков:

Урок – КВН                                                        Урок - консультация

Урок – сказка                                                      Урок - экспедиция

Урок – путешествие                                           Урок – «Лесная газета»

Урок – спектакль                                                Урок - соревнование

Урок – викторина                                               Урок – «Следствие ведут знатоки

Урок – ярмарка                                                   Урок – деловая игра

Урок – игра                                                          Урок - эстафета

Урок – аукцион                                                   Урок – «Клуб почемучек»

Урок – лекция                                                      Урок – «Эврика»

Урок – экзамен                                                     Урок - творчество

Коллективный урок                                             Урок - встреча

Урок – конференция                                            Интегрированный урок

   Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний. Но некоторые из них (путешествие, интегрированный, коллективный урок, лекция) можно использовать при изучении нового материала. Проводят нестандартные уроки не чаще 1-2 раз в триместр, обычно при завершении какого – либо раздела. К данному виду урока готовятся не только учитель, но и весь класс, а иногда и родители. Дети могут смастерить наглядные пособия, подготовить доклады и сообщения по дополнительной литературе, оформить кабинет, пригласить гостей.

Урок – путешествие

Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования. Экскурсоводом может быть учитель или заранее подготовленный ученик.

Учащимся предлагается маршрутный лист, затем дети выбирают транспорт, снаряжение, одежду – все, что необходимо для путешествия.

Урок строится в виде практических исследований, работы с изобразительными наглядными пособиями, бесед и докладов об объектах природы, «встречающихся» на остановках во время путешествия. Остановки планируются заранее. Например, во время путешествия по теме «Материки и океаны» учащиеся совершают остановки на каждом континенте и узнают отличительные особенности природы Америки, Африки, Австралии и т.д.

Во время путешествия учащиеся выполняют путевые заметки, зарисовки, заполняют маршрутный лист. По окончании путешествия составляют отчет об «увиденных» объектах природы.

Урок – сказка

Такой вид нетрадиционного урока проводится в 1-2 классах при обобщении и систематизации любой сезонной темы: «Лето», «Осень», «Зима», «Весна».

Урок строится по сказкам В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова, по  русским народным сказкам, или учитель сочинят сам новую сказку. Как и в любой сказке, на таком уроке должны быть положительные герои и отрицательные герои. В сказке должна быть завязка: проблемный вопрос, необычная ситуация(в зимнем лесу слышится голос кукушки), загадка и т.д.

Далее следует кульминация, развитие сюжета, где обязательны борьба добра и зла, необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки. Преодоление трудностей и т.д.

Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока.

Заканчивается урок – сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием. Урок заканчивается всеобщей радостью, удовлетворением, учитель называет лучших знатоков природы, ставит отметки, вручает призы.

Урок – КВН

Проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: разминка, практические задания, поединок капитанов, физкультминутки.

Каждая команда в начале урока выбирает название(лучше по теме урока) и капитана команды. Приглашается жюри.

Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.

Урок – викторина

Урок похож на урок – КВН, разница только в том, что учащиеся работают не по командам, а индивидуально. Проводится с целью повторения материала.

Урок – игра

Названный вид может быть проведен в форме игр «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Крестики – Нолики» и др.Учебная задача данных уроков – обобщение и систематизация знаний.

Этапами урока – игры «Крестики – Нолики» являются конкурсы, которые записаны на доске в виде игрового поля. Конкурсы могут сокращены или изменены в зависимрсти от возраста учащихся и от темы.

1.Домашнее задание.   2.Конкурс «Зеленых».   3.Конкурс фантазеров.   4.Конкурс эрудитов.   5.Конкурс ботаников.   6.Физкультминутка.   7.Конкурс географов.   8.Конкурс зоологов.   9.Конкурс художников.   10.Конкурс пародистов.   11.Фольклорный конкурс.   12.Литературный конкурс.

Класс делится на две команды: «Крестики» и «Нолики». Выбирают жюри. Учитель называет задание или вопрос по этому конкурсу. Обе команды выполняют задание, жюри оценивает, клетка игрового поля закрывается «+» или «0» в зависимости  от того. Кто победил. Следующий ход делает победившая команда. После выполнения всех заданий урока – игры жюри подсчитывает количество «крестиков» и «ноликов» и называет победившую команду. Победившая команда получает «пятерки» за урок или призы.

 : «Животные и растения леса» (4класс).

Конкурс «Зеленых»         Рассказать об охране  какого - либо животного и растения.

Домашнее задание           Составить дома ребус или кроссворд по теме.

Конкурс фантазеров           Придумать сказку, необычную историю о любом животном

                                              или  растении, в рассказе должны присутствовать научные    

                                              сведения.

Конкурс ботаников              Учитель задает вопросы о взаимосвязи животных и растений.

Конкурс зоологов  

Конкурс географов                Задание выполняется по картам, планам, глобусу, контурным

                                                 картам.

Художественный                   Нарисовать зверя или птицу, а команда должна отгадать,

конкурс                                                 кого нарисовали.

Конкурс пародистов               Показать с помощью мимики и жестов какой-либо живой

                                                  организм леса, а команда должна его отгадать.

Фольклорный                          Предлагаются приметы, загадки, пословицы, связанные

конкурс                                     с животными или растениями леса; учащиеся должны

                                                   их объяснить.

Литературный                          Учащиеся читают стихи, рассказывают сказки, вспоминают

конкурс                                     отрывки из книг о лесе.

           

Урок – лекция

Проводится в 3 или 4классе при условии высокого интеллектуального развития школьников. Материал лекции должен быть интересным, сопровождаться показом наглядных пособий, содержать много примеров из личного опыта учителя и школьников. Лекция проводится в течении 30 минут, в остальное время урока можно провести самостоятельную работу по проверке усвоения материала или провести этап закрепления и систематизации знаний.

Коллективный урок

Используется при изучении несложного нового материала. Класс делится  на  несколько групп по 5-6 человек. В одну из групп выбираются наиболее сильные учащиеся. В начале урока каждая группа выполняет проверочное задание по домашней работе (письменные по карточкам, перфокартам; устные – по ребусу, кроссвордам, учебникам).

Учитель в это время работает с группой сильных учеников, объясняет им новую тему, закрепляет материал дает инструкции, выполняет схемы, рисунки, таблицы. Подготовленные «учителя» подсаживаются по одному к другим группам и объясняют новую тему одноклассникам. Учащиеся сразу проводят в своих группах закрепление материала, выполняют в классных тетрадях  рисунки и схемы. В конце урока учитель проверяет знания школьников либо устно, либо письменно. Оценивается работа «учителей» и их «учеников».

Коллективная  форма обучения довольно сложна для учащихся начальной школы. К подобному уроку детей необходимо готовить постепенно, вводя элементы групповой работы и на другие предметы. Многое зависит от продуманности заданий при объяснении нового материала группе сильных школьников.