«Одаренные дети: выявить и поддержать»
статья на тему

Развитие интеллектуальных способностей, развитие самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления является одной из основных задач школьного обучения вообще и в начальных классах в частности. Начальное образование должно заложить базовые основы интеллектуального развития детей, которые создали бы условия для воспитания творческого, самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, который бы мог сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько  способов решения проблемы, выделять главное и делать обобщенные выводы; применять знания в нестандартных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_hakiro.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Гребенкина Светлана Ивановна

 учитель начальных классов

 МБОУ «Опытненская СОШ»

«Одаренные дети: выявить и поддержать»

Развитие интеллектуальных способностей, развитие самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления является одной из основных задач школьного обучения вообще и в начальных классах в частности. Начальное образование должно заложить базовые основы интеллектуального развития детей, которые создали бы условия для воспитания творческого, самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, который бы мог сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько  способов решения проблемы, выделять главное и делать обобщенные выводы; применять знания в нестандартных условиях.

Интеллектуальное творчество, выступая одним из факторов социализации школьников, способствует всестороннему развитию личности в целом. Освоение школьниками новых социальных ролей в процессе интеллектуального творчества, будет способствовать развитию коммуникативной культуры, расширению круга общения, пониманию своей роли и осознанию меры ответственности участия в общем деле.
В нашей школе особое место уделяется развитию  интеллектуального творчества учащихся,  начиная с начальных классов.

Основной целью педагогической деятельности в этом направлении является формирование личности, способной к творческой познавательной деятельности

Как выявить одаренных детей?  Методом наблюдения за детьми в учебной и внеурочной деятельности

С целью выявления одаренных детей психологи рекомендуют обращать внимание на следующие характеристики детей: живость и любознательность; независимость в действиях; инициатива, стремление участвовать во всем новом; использование воображения в мышлении; гибкость в подходах к решению проблем; разнообразные интересы; сочинение нестандартных  историй; чувство юмора

В целом,  для поддержания и гармонизации процесса развития интеллектуальных способностей, во время занятий мы стараемся поощрять самостоятельные мысли и действия ребёнка; не мешать желанию ребёнка сделать что-то по- своему.  Предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных образов и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятия. Безоценочно  относиться к детскому творчеству. Творить и играть иногда с детьми вместе – в качестве рядового участника процесса. Больше внимания уделять организации процесса интеллектуального и творческого напряжения, а не результатам. Использовать «творческие» методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами и др. Поддерживать на занятиях положительный эмоциональный фон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности каждого ребёнка.

Формы работы по развитию интеллектуального творчества учащихся:  самостоятельная подготовка рефератов по таким предметам как окружающий мир, изобразительное искусство, музыка; самостоятельная подготовка мультимедийных презентаций; участие в работе районных и республиканских  научно-исследовательских конференциях; участие в дистанционных конкурсах «Кенгуру», «Человек и природа», «Золотое руно», Инфознайка, Олимпусик, Пегас, Политоринг, Русский Медвежонок, КиТ (комп и техн), Гелиантус (окр мир); участие в школьных и районных предметных олимпиадах. Интересна такая форма работы как участие в Интернет олимпиадах –олимпиада Плюс, Дино- олимпиада, русский с Пушкиным, Юный предприниматель. Обучение одаренных учащихся в дистанционной школе

Результатом этой работы является систематические победы наших учащихся  в мероприятиях районного и  республиканского уровня

В начальной школе введен курс внеурочной деятельности «Я-исследователь», в рамках которого дети занимаются разработкой собственных исследовательских работ. Во время этой работы чувствуют себя настоящими учеными, исследователями, творцами. Приведу пример создания и защиты собственного интеллектуального продукта ученика 2 класса.

На уроке литературного чтения изучали хокку – японские стихотворения. Было задано домашнее задание – кто хочет – сочинить хокку на любую тему. Обратила внимание на ученика, который сочинил более 10 хокку. Он задавал много дополнительных вопросов о Японии, о культуре этой страны, о японских поэтах. Так как эта тема вызвала у него интерес, предложила ему выполнить научно – исследовательскую работу на районную конференцию. В течение месяца весь класс помогал Никите . Одноклассники предложили ему помощь в оформлении сборника его хокку – нарисовали иллюстрации. Получился интересный совместный продукт интеллектуальной и творческой деятельности учеников 2 класса. Никита занял 1 место в районной научно – исследовательской конференции «Ломоносовские чтения».Сегодня выступает на всероссийской конференции в ХГУ.  Но самое ценное, что благодаря этой деятельности учащиеся получили еще и опыт сотрудничества, тоже захотели создавать свои исследования. Уже через 2 месяца два ученика 2 класса выступили на районной научно – исследовательской конференции «Рождественские чтения» со своими темами и заняли призовые места.

Кроме того, интеллектуальное развитие учащиеся получают в рамках взаимодействия школы и дополнительного образования: 

Например,  наши ученики с удовольствием посещают занятия, которые проводят преподаватели Центра Дополнительного Образования, шахматы и спортивное ориентирование, которые способствуют развитию математических способностей и интеллектуальному развитию в целом. Есть результаты этой деятельности – призовые места в соревнованиях районного и республиканского уровня. Она девочка заинтересовалась историей шахмат и выполнила исследовательскую работу по теме Шахматы: это спорт, искусство или игра. Заняла 3 место в районной научно-исследовательской  конференции и сегодня тоже выступает на конференции в ХГУ.

Часто дети увлекаются какой – либо темой в ходе подготовки к конкурсу. Н.п, в ходе подготовки к  конкурсу «Письмо неизвестному солдату» родилось два исследовательских проекта «Мой прадед герой» . Второклассницы не только  изучили семейные архивы, но и прикоснулись к истории Великой отечественной войны, узнали в ходе каких битв были ранены или погибли их прадеды.

Или фестиваль Лего, который проходит второй год в нашем районе, натолкнул ребенка на мысль - Кто создал Лего, какова история этого конструктора,  разновидность деталей. Получился проект

Всем известно, что умственное развитие идет за физическим, поэтому рекомендуем детям заниматься в танцевальном кружке и спортивных секциях. 100% учащихся начальной школы заняты этой деятельностью

Взаимодействие в этом направлении  осуществляется и с музыкальной школой, с сельской библиотекой и домом культуры. Проводим игры, развивающие эрудицию, расширяющие кругозор. Например, такие как: «Что? Где? Когда?»,  «Умники и умницы».

Таким образом, престиж знаний повышается.

Результатами нашей работы является:

  1. Позитивная динамика показателей знаний обучающихся. Значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
  2. Позитивная динамика количественных и качественных показателей участия детей в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях разного уровня. Из 17 человек 2 класса  разработали научно – исследовательский проект , выступили с его защитой на районных научно практических конференциях 10 человек. Из них 6 учеников заняли призовые места.

Роль учителя в развитии интеллектуальных способностей ученика

 «…не только и не столько учить, сколько помогать , ребенку учиться , направлять его познавательную активность»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренность ребенка: раскрыть, понять, поддержать

Одаренность казалась мне раньше явлением необычайно таинственным и редким, связанным с образами гениальных людей прошлого и отдельными примерами детей-вундеркиндов. Это былотак далеко от забот п...

Презентация по теме ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ

Многим педагогам кажется, что одаренность увидеть легко. Но так ли это на самом деле?...

Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся школы

Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одареннос...

Буклет. Одаренные дети – что такое одаренность?

Одаренные дети – что такое одаренность?...

Одаренные дети .Общая интеллектуальная одаренность.

Общая  интеллектуальная одаренность  является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими  понятиями,  легко запоминают и сохраняют информацию....

Понятие "одаренность". Психологические особенности одаренных детей. Виды одаренности.

В статье раскрывается понятие "одаренность", рассматриваются особенности одаренных детей, выделены основные виды одаренности...

Статья по теме "Поддержим одаренных детей".

В современном обществе возрастает потребность в людях творческих, умеющих мыслить не стандартно. Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для развития творческих способностей ребенка....