ПК 4.3. Технологии обучения
методическая разработка по теме

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ заседания методического объединения учителей начальных классов.

На заседании МО начальных классов присутствовало 10 педагогов.  Тема заседания «Дифференциация обучения как способ повышения качества образования» была актуальной. В начале учебного года учителями была поставлена цель: «Обеспечение доступного качественного образования, соответствующего ориентирам внедрения ФГОС».

Методическое объединение поставило перед собой  задачи:

- способствовать обеспечению внедрения современных образовательных технологий как значимого компонента содержания образования;

- создать условия для повышения уровня квалификации педагога;

- акцентировать внимание на повышении уровня самообразования каждого учителя;

- способствовать выявлению, изучению ценного передового педагогического опыта и его распространения;

- обеспечить методическое сопровождение функционирующих программ и проектов;

продолжить изучение нормативной базы ФГОС НОО;

- совершенствовать систему внеурочной работы через обогащение содержания, форм и методов внеурочной деятельности, направленных на активизацию жизнедеятельности всех участников образовательного процесса, культурных центров, организаций дополнительного образования.

Педагогами МО была организована работа по внеурочной деятельности: кружки, классные часы, индивидуальные занятия, воспитательные мероприятия, экскурсии, работа над проектами.

 На данном заседании были заслушаны  выступления по теме: «Дифференциация обучения как способ повышения качества образования».

На мой взгляд, содержание заседания МО учителей начальных классов соответствует целям и достигнутым результатам. На протяжении всего заседания, мне было интересно познавать новую информацию от докладчиков по теме заседания. Выводом заседания МО учителей начальных классов стало: создать сборник разноуровневых контрольно-измерительных материалов по русскому языку, математике, литературному чтению.

Таким образом можно сделать вывод: педагоги  постоянно совершенствуют своё мастерство; регулярно проводится диагностическая деятельность; ведётся внеклассная работа; члены МО принимают активное участие в методической работе. Каждый педагог проводит входные и итоговые контрольные работы, составляет отчёты по предметам и прохождению программного материала, мониторинг обученности учащихся. Вместе с этим учителя ведут огромную работу по  учёту индивидуальных учебных достижений каждого ученика класса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология продуктивного чтения. Формирование типа правильной читательской деятельности.

Слайд 2

Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Слайд 3

Цель формирование читательской компетенции школьника.

Слайд 4

Задачи формирование техники чтения и приёмов анализа текста; введение детей через литературу в мир отношений и формирование нравственно-этических ценностей; развитие устной и письменной речи; приобщение к литературе как искусству слова и ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

Слайд 5

Этапы технологии работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.

Слайд 6

I этап. Работа с текстом до чтения Цель: прогнозирование будущего чтения. Задание: предположите, о чём этот текст (его направленность) по: названию; имени автора; иллюстрациям (перед текстом); выделенным слова; привлекая предшествующий читательский опыт. Результат: мотивирование к чтению.

Слайд 7

II этап. Работа с текстом во время чтения Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации. Задания: самостоятельно читать текст про себя с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания; читать в слух в режиме диалога с автором, комментированное чтение; видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл); прогнозировать ответы на эти вопросы; проверять свои прогнозы по ходу чтения; словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведётся по ходу чтения; беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

Слайд 8

III этап. Работа с текстом после прочтения Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. 2. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.

Слайд 9

Задания: осмысление содержания (рассказ о герое, событии, выборочный или краткий пересказ, составление плана); эмоциональная сфера (выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства); сфера воображения (творческий пересказ, иллюстрирование, изготовление карт, схем, чтение по ролям, инсценирование).

Слайд 10

Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту: ответы детей и беседа (понимание авторского смысла); формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (эта иллюстрация ко всему тексту)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.

Слайд 11

Приёмы анализа текста Диалог с автором через текст Беседа по прочитанному Комментированное чтение Выделение ключевых слов

Слайд 12

Вывод Технология продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательным учреждением в рамках ФГОС.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока по литературному чтению с использование технологии продуктивного чтения

Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Класс: 3 

Цели: 

формировать вдумчивое чтение произведения;

учить анализировать произведение.

Этапы, методы и приёмы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Работа с текстом ДО прочтения

Постановка учебной задачи

Словесный: анализ заголовка и иллюстрации к тексту

3 мин

- Посмотрите внимательно на заголовок и предположите о чём это произведение ? (О листьях, о листопаде)

- Какое время года описывается? (Осень)

- С чем у вас ассоциируется слово Листопадничек? (С маленьким листопадом)

- Можно ли по заголовку определить, какое настроение у произведения? Какое оно? (Хорошее, так как автор назвал ласково)

- А теперь посмотрите на иллюстрацию, что видите? (Зайчиков, пенёк, листья жёлтые и красные)

- Как вы думаете, правильно ли мы определили время года произведения? (Да)

- Чему мы будем учиться, работая над произведением? (Надо понять о ком или о чём произведение. Выяснить, как автор относится к героям, к их поступкам)

- Сегодня мы будем учиться понимать тему и основную мысль произведения. Учиться выражать своё отношение к происходящему.

Рассказ об авторе.

- смотреть на заголовок и высказывать свои предположения, на основе прочитанного;

- отвечать на задаваемые учителем вопросы;

- смотреть и анализировать иллюстрацию;

- оценивать свои предположения;

- определять цель урака;

- внимательно слушать рассказ об авторе

П.: - определять тему и цель урока.

Р.: - принимать и сохранять учебную задачу.

К.: - общаться и взаимодействовать; участвовать в дискуссии  и уметь аргументировать свои позиции.

Работа с текстом ВО ВРЕМЯ чтения

Решение частных задач

Практический: чтение произведения

25 мин

Первичное чтение

Читает учитель (комментированное чтение, диалог с автором). Продолжают читающие ученики.

- Откройте учебник на стр. 60.

- Нам встретится слово настлана, что это? А ходко?

Настлана - настелена

Ходко - быстро

- Я читаю, а вы следите за чтением только глазами. Во время моего чтения определите к какому жанру оно относится.

- открывать учебники;

- предполагать значение слов;

- внимательно следить за чтением учителя;

- определять жанр произведения

П.: - работать с учебным текстом, выделять информацию, заданную аспектом.

Р.: - принимать и сохранять учебную задачу.

П.: - определять жанр, доказывать свои доводы.

Работа с текстом ПОСЛЕ чтения

Первичное закрепление

10 мин

Выявление первичного восприятия

- К какому жанру относится данное произведение? (Сказка, потому что животные разговаривают)

- Подумайте, почему Соколов-Микитов начинает сказку с  указания времени рождения Листопадничка? (Автор хотел нам подсказать, почему у главного героя такое имя и раскрыть некоторые особенности жизни зайцев)

- Почему зайчат называют листопадничками?

- Почему, на ваш взгляд, зайчонок побежал за журавлями в тёплые края? (Он маленький и глупый, испугался прихода зимы, позавидовал журавлям)

- Что могло произойти с Листопадничком? (Он мог потеряться, погибнуть)

- Прочитай, как описал автор побег зайчонка?

- Как автор относится к этому поступку героя? (Автор осуждает Листопадничка )

- А вы?

- Почему Листопадничек попросился в хатку бобра? (Бобры сказали, что зимой у них в хатке тепло, безопасно)

- Чем питались бобры?

- Чему зайчонку следовало поучиться у бобров?

- Что не понравилось Листопадничку у бобров? (У них в хатке темно и сыро)

- Почему сырой и тёмный, по мнению зайчонка, дом бобров для них был самым лучшим?

 - Если зайчонку не понравилось у бобров, почему он не убежал? (Боялся холодной воды, не умел плавать и нырять)

- Какова тема произведения? (Одиночество тех, кто оказался вдали от своего дома, близких)

- Главная мысль? (Надо дорожить любовью близких. Они главная опора в жизни)

- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя?

- Что бы вы на будущее посоветовали Листопадничку?

- Как вы думаете, мог бы зайчик по-другому провести зиму? Попробуйте придумать свой вариант.

- определять жанр произведения и аргументировать свой ответ;

- строить предположения, на основе прочитанного;

- отвечать на задаваемые учителем вопросы;

- анализировать произведения;

- отвечать на вопросы по прочитанному произведению;

- определять тему произведения и его главную мысль;

- раскрывать истину произведения;

- давать советы;

- придумывать свой вариант сказки

Р.: - принимать и сохранять учебную задачу.

Л.: - выражать положительное отношение к процессу познания.

П.: - анализировать произведения, и строить доводы на основе прочитанного.

П.: - определять основную тему и мысль произведения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровая технология в обучении и развитии в начальных классах

Слайд 2

Игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Слайд 3

В игровой технологии решаются такие задачи как: дидактическая (расширение кругозора, познавательная деятельность и д.р.); развивающая (развитие внимания, памяти, речи, мышления и д.р.); воспитывающая (воспитание самостоятельности и д.р.); социализирующая (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды).

Слайд 4

Функции технологии развлекательная; коммуникативная; самореализации; игротерапевтическая; диагностическая; коррекционная; социализация.

Слайд 5

Составляющие игры Роли Сюжет, отношения внутри Правила игры

Слайд 6

Применение в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, тема, раздела учебного предмета; в качестве технологии занятия или его фрагмента; как технология внеклассной работы.

Слайд 7

Классификация по виду деятельности; по игровой среде; по характеру игровой методики; по характеру педагогического процесса.

Слайд 8

Игровая технология обладает средствами, активизирующими познавательную деятельность, предопределённую содержательностью отобранного материала, что позволяет решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока русского языка с использованием игровой технологии

(Дидактическая игра)

Тема: «Звуки-буквы»

Класс: 3

Цель: повторить и закрепить знания о фонетике букв.

Этапы, методы и приёмы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Решение частных  задач

30 мин

- Сегодня я прелагаю вам повторить уже изученные знания в виде небольшой игры. Каждому варианту будут даваться задания, вы их прорешиваете, а потом вместе будем проверять.

Задание 1 

- Какие звуки важнее – гласные или согласные – для понимания речи? Сделайте вывод. Попробуйте прочитать данные слова.

к-р-нд-ш
з-мл-
ж-в-тн-
-п-ст-л-сь

-о-о-а (корова)
-о-а- (школа)
-о-у-а (подруга)
-о-и-а (столица)

Задание 2 

- Подберите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных. Кто быстрее?

1-й вариант

Кора, сиять, жить, дом, жаль, пас, роса, пар, бухнуть, дочка.

2-й вариант

Коза, колос, шалость, кол, твоих, пить, злой, удочка, башня, гость.

Задание 3 

- Подберите слова, отличающиеся только мягкостью/твёрдостью согласных. Учитель называет твёрдый вариант, а учащиеся – мягкий.

Мал – ... , нос – ..., ток – ..., лук – ..., мыл – ..., лыс – ..., воз – ..., был – ..., выл – ..., пыл – ..., угол – ... .

Задание 4

- Распределите слова в три колонки так:

1. букв < звуков; 
2. букв  
3. букв = звукам.

Юла, шитье, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

Задание 5

Соберите букет.

1-й вариант

- Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твёрдые звуки.

2-й вариант

- Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.

- настраиваться на выполнение заданий;

- определять какие звуки важны в речи, на основе этого делать вывод;

- подбирать слова по глухости\звонкости одного из двух согласных;

- подбирать слова отличающиеся мягкостью\твёрдостью согласных;

- распределять слова по признакам;

- находить названия цветов только с твёрдыми звуками;

- находить названия цветов только с мягкими звуками

Р.: - принимать и сохранять учебную задачу.

К.: - работать с соседом по парте или в группе: распределять между собой роли и обязанности.

Л.: - выражать положительное отношение к процессу познания.

К.: - планировать учебное сотрудничество с учителем или сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....