ПК 4.3. Технологии обучения
учебно-методический материал на тему

Худякова Юлия Юрьевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности использования ТРИЗ технологии в начальной школе

Слайд 2

Цели ТРИЗ технологии: развитие творческих способностей активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности формирование качеств творческой личности

Слайд 3

Компетенции : Учебные : самостоятельно решать учебные проблемы, использовать отдельные части знания и связывать их воедино . Социально-личностные : видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, вступать в дискуссию, вырабатывать своё собственное мнение. Коммуникативные : выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике . Сотрудничество : принимать решения, сотрудничать и работать в команде . Личностно-адаптивные : использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации.

Слайд 4

«ЛОВИ ОШИБКУ » - универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Прием «Лови ошибку» может использоваться в работе по группам, по парам и в индивидуальной работе на разных этапах урока: в начале – при устных упражнениях или при повторении; в середине урока – при закреплении материала, на стадии осмысления; в конце урока – при подведении итогов, на стадии рефлексии.

Слайд 5

ПИНГ-ПОНГ «ИМЯ – ЗНАЧЕНИЕ» Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов и диапазонах их возможных значений. Формирует: -для заданного конкретного объекта выделять имена признаков; -определять значения признаков объекта по заданному имени признака.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Слайд 2

Игра — эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.

Слайд 3

Классификация игр По видам деятельности . По характеру педагогического процесса. По характеру игровой методики. По игровой среде.

Слайд 4

Ф ункции игры : - развлекательная; -коммуникативная; -самореализация; -терапевтическая; -диагностическая; -коррекционная; -социализация.

Слайд 5

Структура игры 1 этап. Целеполагание . 2 этап. Планирование. 3 этап. Реализация цели. 4 этап. Анализ результатов.

Слайд 6

Основные направления реализации игровых приёмов 1. Постановка дидактической цели в форме игровой задачи. 2. Учебная деятельность по правилам игры. 3. Учебный материал как средства игры. 4. Игровой результат.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

Слайд 2

Понятие Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Слайд 3

Задачи технологии 1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать. 2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса.

Слайд 4

Задачи технологии 3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей. 4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

Слайд 5

Этапы технологии I этап. Работа с текстом до чтения. II этап. Работа с текстом во время чтения. III этап. Работа с текстом после чтения

Слайд 6

Система этапов технологии I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе;

Слайд 7

Система этапов технологии II этап. Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. - Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение. - Выявление первичного восприятия. - Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста; Перечитывание текста. - Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). - Анализ текста. - Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части ; Беседа по содержанию текста. Выразительное чтение.

Слайд 8

Система этапов технологии III этап. Работа с текстом после чтения Концептуальная беседа по тексту; Знакомство с писателем; Работа с заглавием, иллюстрациями; Творческие задания .

Слайд 9

Заключение Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока математики  

Технология обучения: ТРИЗ

Тема:  деление с остатком

Класс: 3

Цели: активизация внимания учащихся на уроках математики.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продолжим с вами работу. Сейчас мы будем работать в группах по 3 человека. Назовите правила работы в группах.

Отлично.

Сейчас вы получите листок с выражениями и  увидите  их на доске. Я могу вам сказать, что здесь есть ошибка. Какой она может  быть?

2+2+2=8

15+6*100=900

120:4-2=15

И именно в этом задании все верно, кроме одного знака действия в каждом выражении.

Кто догадался, что вам нужно сделать?

Правильно найти ошибку и исправить так, чтобы ответ при решении осталось тем же.

Приступайте к работе, помните о  правилах работы  в группах.

На доске вы видите эти же примеры все еще с ошибками. Из первой группы один человек подходит и  исправляет ошибку, 2 группа проверяет. 3 группа исправляет 2  пример  , а ее проверяет 4 группа, затем 5 группа исправляет 3 пример, а 6 группа ее так же проверит.

Молодцы, нашли все ошибки!

На листе оцените работу каждого челна группы.

- не шуметь;

-не критиковать;

- выслушивать мнение каждого;

  1. Ошибка в записи чисел;
  2. Ошибка  в записи знака действия;
  3. Ошибка в записи ответа.

Найти ошибку в каждом выражении и исправить ее.

Работа в группах.

Взаимопроверка между группами.

Оценивают работу каждого в группе.



Предварительный просмотр:

Игровая технология

Класс: 1 (характеристика звуков)

Программа: «Перспективная Начальная Школа»

Оборудование: учебная презентация

Игра «Одень человечка»

- Какую по вашему мнению одежду носит звук М?

- Как вы думаете, какой звук спрятал от нас своё имя: О, М, Х или Ц (На доске -«одетый» человечек без буквы на «животике»)

- Почему? Объясните свой ответ.

- Какие звуки одеваются одинаково? Почему?

- Почему звук [Ш’] любит только зелёный цвет, а звук [Ж] - только синий?

- Почему звуки [Р] и [Р’] надевают только желтую шляпку- колокольчик?



Предварительный просмотр:

Бунеев, Бунеева: Литературное чтение. 1 класс. "Капельки солнца"

Викентий Вересаев «Братишка»

Этапы урока, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здравствуйте. Начнем мы с вами работу с

I этапа – Работа с текстом до чтения.

1)Антиципация.

Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением.

Откроем учебники на с. 161.

Прочитайте имя автора и название произведения. Рассмотрите иллюстрацию к данному тексту.

Как вы думаете, соответствует ли иллюстрация названию рассказа? Почему вы так думаете?

Прочитайте ключевые слова и словосочетания на экране.

Значение каких слов вам непонятно? Как вы думаете, что обозначает это слово?

Где мы можем найти значение этого слова?

(Можно заранее приготовить презентацию с фотографиями и определением значения слов.)

Предположите, о чем будет текст?

Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать все произведение, и мы увидим, насколько точны были наши предположения.

2) Постановка целей урока.

Какие задачи мы поставим себе на урок?

Дальше мы переходим ко

II этапу – Работа с текстом во время чтения.

1)Первичное чтение текста.

Наш текст разделен на части. Посмотрите, сколько частей?

Прочитаем 1 часть рассказа. Как правило, это делает педагог или подготовленный ребенок. А сейчас я попрошу Вас прочитать 1 часть.

Дальше учитель задает уточняющие вопросы, например:

Где происходят события?

Познакомились ли мы с героями?

2)Перечитывание текста, более осознанное.

После чего следуют вопросы к автору, только теперь уже от детей.

Какие вопросы у вас возникли после чтения этой части?

Можем ли мы ответить на эти вопросы? А как бы вы на них ответили? Сделайте предположения?

Встретились ли слова, значение которых вам непонятно?

(обращение к словарю, или учитель объясняет значение слов)

Чтобы узнать, что же произошло дальше, прочитаем  2 часть.

Что мы узнали нового о наших героях?

Какие вопросы у вас возникли к автору?

Как бы вы ответили на них?

Это ваши предположения, а как автор решил, узнаем дальше.

Прочитаем 3 часть рассказа.

Получили ли мы ответы на ваши вопросы? Что конкретно узнали?

Чье предположение подтвердилось и совпало с авторским?

Появились ли у вас новые вопросы?

Давайте будем читать дальше и узнаем, чем закончилась эта история. Прочитайте 4 часть.

Что произошло с младшим братом?

Сразу ли он попил воды? Почему?

Добился ли старший брат своего?

Есть ли в этой части сложные слова, значение которых вам непонятно? Давайте объясним их значение.

И следующим, очень важным этапом, является -

III этап – Работа с текстом после чтения.

1)Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Давайте вернемся к тем предположениям, которые вы высказали в начале урока. Подтвердились ли они?

Ожидали ли вы такого развития действия?

Что вас удивило в рассказе?

Что было самым интересным?

После ответов детей можно перейти к вопросам в учебнике, направленных на формирование УУД. В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены (личностные – красным, регулятивные – оранжевым, познавательные – синим, коммуникативные – зеленым).

1.Чем привлекли писателя два обыкновенных воробья? Почему он решил написать о них?

Что вы скажете о старшем воробье? Какой он?

А какой его братишка?

Также к учебнику прилагается рабочая тетрадь, в которой ребята выполняют разные задания.

 (рабочая тетрадь - №4, определение главной мысли текста)

2.Как относится писатель к живой природе?

Это были ваши предположения относительно позиции автора.

А как вы относитесь к природе?

2)Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, его портрет.

Учитывая, что этот писатель для детей новый, то мы знакомимся с ним после подробного анализа текста. Если писатель знаком, то учащиеся выдвигают свои предположения на 1 этапе не только по опорным словам, но и по портрету писателя, опираясь на особенности его творчества.

3) Работа с заглавием, иллюстрацией.

Почему автор выбрал такое заглавие к своему тексту? Можно ли как-нибудь по-другому озаглавить рассказ? Предложите свои заголовки.

4)Творческое задание.

Обратимся снова к иллюстрации к тексту. Художник изобразил только фрагмент из рассказа.

А я предлагаю вам побывать в роли художников-мультипликаторов и попробовать создать диафильм по рассказу.

Я предлагаю вам разбиться на группы, каждая команда нарисует 4 иллюстрации ко всем частям текста, рисунки можно подписать предложением из текста. Затем вы работы соедините, и у вас получится диафильм.

Итог урока.

С какой целью был написан рассказ? Чему он вас может научить?

Приведите примеры из жизни, когда приходилось столкнуться с ситуацией, когда вам или кому-то была необходима помощь.

Кадушка, хотелось пить, ободряет, поглядывал на брата, неуверенно сел, напился.

Кадушка.

В толковом словаре, спросить у учителя

(Варианты детей)

Познакомиться с текстом. Совпадут ли наши предположения относительно  текста?

4 части.

На даче, во дворе.

2 воробья.

Что значит бок о бок?

Для чего воробьи сюда прилетели?

Бузина, пазухи.

Воробьи хотели пить. Один подлетел к кадушке, а второй остался на ветке.

Почему воробей, который хотел пить, не подлетел к кадушке?

Подлетит ли брат или нет? Добился брат своего или не добился?

Младший подлетел к кадушке и попил воды.

Нет, испугался.

Да, своим примером.

Порхнул, трепыхая.

Внимательный, заботливый, терпеливый, уверенный.

Боязливый, нерешительный.

И у птиц есть братская дружба и взаимопомощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....