ПК 4.3. Технологии обучения
методическая разработка по теме

Сулейманова Гульназ Рустамовна
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проблемного обучения

Слайд 2

Понятия проблемного обучения Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания (А.М. Матюшкин). Проблемное обучение — это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь).

Слайд 3

Концептуальные аспекты проблемного обучения Суть концепции: провозглашение тезиса о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося; оказания ему помощи в процессе исследовательской деятельности; организация изложения учебного материала специальным образом.

Слайд 4

Концептуальные аспекты проблемного обучения Ведущая идея концепции: вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством постановки проблемно сформулированных вопросов и заданий; активизация их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

Слайд 5

Основой для реализации концепции является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Слайд 6

Основные понятия проблемного обучения Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности, не может достичь цели известными ему способами действий. Проблемная ситуация по сути является: закономерностью продуктивной, творческой познавательной деятельности; причиной, побуждающей человека искать новый способ объяснения или действий.

Слайд 7

Признаки наличия учебной проблемы Наличие проблемной ситуации. Информационная готовность к решению. Внутренняя психологическая готовность войти в ситуацию. Вариативность решения.

Слайд 8

Методы проблемного обучения По способу решения проблемных задач выделяют четыре метода: проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее); совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися); исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно); творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение).

Слайд 9

Методы проблемного обучения По способу представления проблемных ситуаций и степени активности учащихся выделяют шесть методов (М.И.Махмутов): метод монологического изложения; рассуждающий метод; диалогический метод; эвристический метод; исследовательский метод; метод программированных действий.

Слайд 10

Возникновение проблемной ситуации Проблемная ситуация порождается: логикой учебного предмета; логикой учебного процесса; учебной или практической ситуацией. В первых двух случаях, как правило, они возникают объективно, т.е. независимо от желания учителя. Проблемные ситуации учитель создает преднамеренно,если ему известны общие закономерности их возникновения.

Слайд 11

Способы создания проблемных ситуаций Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике. Поиск новых путей практического применения учащимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.

Слайд 12

Способы создания проблемных ситуаций Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов. Ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем. Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций. Варьирование, переформулировка задач и вопросов.

Слайд 13

Способы создания проблемной ситуации Способы создания проблемной ситуации Постановка проблемного вопроса Проблемная задача или задание Демонстрация опыта Сочетание слова и наглядности

Слайд 14

Этапы постановки учебной проблемы Этапы постановки учебной проблемы Анализ проблемной ситуации Осознание сущности затруднений Словесная формулировка проблемы

Слайд 15

Этапы решения проблемы Этапы решения проблемы Доказательство или опровержение гипотезы Проверка правильности решения проблемы

Слайд 16

Прогнозируемый результат умение мыслить логично, научно, диалектически, творчески; способствование переходу знаний в убеждения; пробуждение интеллектуальных чувств (удовлетворенности, уверенности в своих возможностях); пробуждение интереса к научному знанию.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока по окружающему миру

Технология проблемного обучения

Тема: В лес по ягоды пойдем.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя, беседа

7 мин

Загадка.

У меня для вас загадка, она связана с темой нашего урока. Отгадайте загадку, но будьте внимательны:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню - земляникой

Таню - костяникой

Машеньку - орешком

Петю - сыроежкой.

- О чем идет речь? Почему так решили? Докажите.

- Как вы считаете, зачем люди ходят в лес?

Ребусы.

   Чтобы узнать, зачем мы пойдем в лес, отгадаете ребус.

 (Малина.)

  (Земляника.)

 (Ежевика.)

 -  Правильно, разговор пойдет о ягодах!   Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

-  Где можно проверить правильность вашего вывода? (В учебнике)

Откройте нужную страницу сами. Кто другим скажет? Тема урока  «В лес по ягоды пойдем».

-  Какие цели поставим?  Что нам нужно выяснить о ягодах?

- Узнать, какие ягоды съедобные и несъедобные.  

Отвечать на вопросы.

Отгадывать загадку.

Называть тему урока.

Ставить цели.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока по русскому языку

Технология оценивания.

Тема: «Изложение»

5

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

5 мин

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

или сейчас мы вместе с … (имя ученика) что учились делать?

– С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу?

Обобщать изученное

Оценивать свои действия

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.



Предварительный просмотр:

3)  Усвоение новых знаний и способы действий

12 мин

Откройте учебник на странице 110.

– Как М.В.Ломоносов показал, что наука помогает развиваться промышленности страны?

– Какой вклад внес этот ученый в развитие науки страны?

– Как на примере Пешеланского завода проиллюстрирован союз науки и техники в России?

– Как используются научные разработки на этом заводе?

– Что вы слышали о горной породе, которая называется ШУНГИТ?

Теперь поработаем в подгруппах, на странице 111 рассмотрите фотографии и расскажите о социально ответственной работе завода так, словно ты проводишь экскурсию. Пользуетесь материалом  на странице 110  Итак, 1

1 – подгруппа берет 1 иллюстрацию «на территории завода»;

2 – подгруппа «в подземном музее»;

 3 -  подгруппа – «в заводском зоосаде»;

 4 – подгруппа – «изделия борнуковского камнерезного промысла ».

- Теперь каждый по одному человеку из подгруппы выходит и кратко пересказывает.

Присаживаетесь на свои места.

 

 Задает вопросы

Метод словесный, практический

Прием: беседа

Работают по подгруппам, текстам учебникам

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Фрагмент урока по окружающему миру

Технология сотрудничества

Окружающий мир. Тема: «Умная сила России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....