ПК 4.3. Технологии обучения
методическая разработка по теме

Клявлина Татьяна Владимировна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы

методического объединения учителей начальных классов.

В современной школе методическая работа направлена  на совершенствование педагогического  мастерства учительских  кадров, включение в педагогический  поиск, применение  ИКТ в образовательном  процессе. В 2017-2018 учебном году МО учителей начальных классов  работало по теме «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Работа МО была направлена на решение основной задачи - достижение высокого уровня преподавания, изучения и внедрения в практику новых технологий, систем и методов обучения.

Цель работы методического объединения - повышать качество знаний учащихся посредством применения инновационных образовательных технологий.

Основные задачи, которые были поставлены перед коллективом в 2015-2016 учебном году:

  • Продолжение работы по применению новых образовательных стандартов в начальной школе.
  • Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях перехода на ФГОС через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя.
  • Внедрение в процесс обучения мониторинга процесса формирования  УУД младшего школьника.
  • Создание оптимальных условий для выявления, развития и реализации потенциальных способностей учащихся.
  • Усиление воспитывающей роли урока.

При планировании содержания методической работы педагоги старались отобрать наиболее эффективные формы работы:

  • Методическое объединение
  • Индивидуальные консультации
  • Индивидуальная работа по теме самообразования.
  • Предметные недели.
  • Участие детей  в конкурсах различного уровня.
  • Участие учителей в семинарах.
  • Открытые уроки и внеклассные мероприятия

Главными направлениями МО учителей начальных классов на данном этапе стали:

  1. Внедрение в практику каждого учителя новых технологий  обучения.
  2. Исследовательская работа: проведение диагностических работ по русскому  языку и математике, анализ результатов и ошибок, мониторинги уровня  обученности и качества знаний по этим работам.
  3. Обмен опытом по совершенствованию методики  преподавания, изучение  передового педагогического опыта:

- взаимопосещения уроков с целью совершенствования аналитической деятельности учителей;

- создание передового педагогического опыта.

4. Работа с одарёнными учащимися:

- организация и проведение интеллектуального марафона

- участие школьников в районной и республиканской олимпиаде по мокшанскому языку;

- организация внеурочной деятельности;

- участие в республиканских, районных конференциях, интернет- конкурсах

5. Работа по совершенствованию учебно-методического комплекса и материальной  базы кабинетов; использование ресурсов медиатеки (в том числе и Интернета) в  учебно-образовательных целях.

6. Создание медиатеки с презентациями уроков и мероприятий учителей и воспитателей ГПД

7. Внеклассная работа с учащимися по развитию познавательного интереса у них к изучаемым предметам, по повышению их образовательного уровня (в том числе через участие в Неделе начальных классов и ГПД, Неделе экологии.)

Много внимания уделялось методическому переоснащению кабинетов начальных классов. Во всех классах есть ПК, мультимедийные проекторы.

 Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. В двух классах в этом учебном году были установлены ИД.

Были переработаны и разработаны новые дидактические материалы, тесты по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру, направленные на уровневую дифференциацию опроса учащихся.   Приобретены за счет средств родителей пособия по промежуточной аттестации 1-4 классы.

Творческий потенциал внеурочной деятельности по предметам успешно реализуется в таких формах, как творческие соревнования, конкурсы, праздники. По традиции в начальных классах прошли Неделя начальных классов «Путешествие в Почемучию» и Неделя ГПД «Нам вместе весело». Учителя 1-4 классов и воспитатели ГПД готовили открытые уроки и внеклассные мероприятия. Принцип проведения предметных недель  - каждый ребенок является активным участником всех событий недели. Он может попробовать свои силы в различных видах деятельности.

Мероприятия в начальной школе проводились с учётом возрастных особенностей учащихся. Данная форма работы способствует формированию коммуникативных навыков, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает уровень познавательной мотивации, способствует формированию навыков работы в коллективе, развивает творческие способности детей. Предметные недели прошли в атмосфере творчества, сотрудничества и показали высокую результативность работы начальных классов. Мероприятия проводились по плану, подготовлены добросовестно. Дети принимали активное участие, проявили большой интерес и самостоятельность. Широко применялся наглядный и дополнительный материал, ИКТ, поддерживалась связь с библиотекой.

В ходе проведения предметных недель учащиеся начальных классов узнали много нового и интересного, получили возможность продемонстрировать не только овладение программным материалом, но и умение применять свои знания при выполнении нестандартных заданий.        

Регулярно ведётся работа по повышению познавательного интереса у учащихся, вовлечение их в интеллектуальные олимпиады, конкурсы, марафоны.

В ежегодном «Интеллектуальном марафоне» приняли участие 26 учеников 1 – 4 классов (38%). Победители: 3 класс – Бахлов Р. (87%), 2 класс – Арсланбекова А. (80%). 10 учеников стали призерами марафона.

Учитывая вышесказанное, на 2017 - 2018 учебный год определены следующие задачи:

Вести систематическую работу по освоению и применению современных образовательных технологий, принципов здоровьесберегающих технологий, повышать эффективность и усиливать  деятельностные организации учебного процесса.

Обеспечить оперативное информирование педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных технологиях, передовом опыте с целью внедрения в практику своей работы.

Продолжать работу по выявлению «одаренных» учащихся, способствовать развитию их творческого потенциала, стимулируя творческую деятельность учащихся.

Оказывать педагогическую поддержку учащимся с разным уровнем обучаемости.

Повышать уровень психолого-педагогической подготовки учителей путем самообразования, участие в семинарах, профессиональных конкурсах.

Изучать педагогические потребности учителей посредством диагностики и  мониторинга образовательного процесса в школе.

Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания  стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология критического мышления

Слайд 2

«Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию». Я.А. Коменский

Слайд 3

Ключевой тезис всей технологии критического мышления: “Конструирование” собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности

Слайд 4

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Слайд 5

Критическое мышление — это: способность ставить новые, полные смысла вопросы ; вырабатывать разно-образные, подкрепляющие аргументы ; принимать независимые продуманные решения .

Слайд 6

Цель применения технологии развития критического мышления: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).

Слайд 7

Трёхфазовая структура урока: Вызов Осмысление (реализация ) Рефлексия

Слайд 8

Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) Функции трех фаз технологии развития критического мышления

Слайд 9

Приемы ТКРМ: Корзина идей Пересказ наперебой Свободное письмо Авторское кресло Синквейн Взаимоопрос Лови ошибку Верю - не верю

Слайд 10

треугольник Прием «Кластер» Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Слайд 11

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. 2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. 3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Слайд 12

Виды кластеров

Слайд 13

Инсерт (чтение с пометками) – это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, используемый при работе с текстом, с новой информацией. В методике « Инсерт» часто называют и технологией эффективного чтения. Пометки: « V » - информация мне известна «+» - узнал что-то новое «--» - противоречит тому, что знаю; думал иначе, не согласен «?» - хочу узнать подробнее

Слайд 14

Прием « Я уже знаю» Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. 1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняю работу индивидуально. 2 этап. 2 минуты. Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатываютколлективный вариант ответа . 3 этап . 2-4 минуты. “Сброс идей в корзину”. Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие –не повторять то, что уже было сказано другими.

Слайд 15

В результате , на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностироватьуровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

Слайд 16

Прием «Зигзаг »: 1. Деление на группы (обучение будет более успешным, если количество слушателей в группах будет совпадать с количеством групп: 3 группы по 3 человека, 4 группы по 4 человека и т.д.). Перед группой ставится задача: совместное создание текста, в группе определяются основные ключевые идеи (опорные понятия, примерный план сценария и т.п.) будущего текста. 2. Переход в новые группы. Каждая новая группа работает с отдельным текстом, в котором отражается материал, являющийся частью изучаемой темы.

Слайд 17

3 . После работы над текстом во временной группе возобновляется работа в домашних группах, теперь в каждой такой группе есть специалист по отдельному аспекту изучаемой темы. Происходит создание общего текста в группе, при этом каждый привносит в коллективную работу свои специфические знания, таким образом, реализуется идея взаимообучения слушателей. Данная стратегия на наш взгляд как нельзя лучше подходит для формирования умения создавать коллективные гипертексты.

Слайд 18

Прием «Мозговая атака» Не путать с психологическим приемом стимулирования творчества «мозговой штурм», Алекс Осборн «Прикладное воображение», 1950. При этом оба эти словосочетания являются вариантами русского перевода английского термина «brainstorming», однако используются в разных сферах и выполняют разные функции. Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

Слайд 19

1 этап : Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме; 2 этап : Обмен информацией. Рекомендации к эффективному использованию: 1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут; 2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; 3. Оперативная запись высказанных предложений. Примечание : парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Слайд 20

Знаю Хочу узнать Узнал Прием «З-Х-У » («Знаю – Хочу знать – Узнал» ) Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. 1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». 2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». 3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф. Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

Слайд 21

Прием « Кубик . Грани.» Дай описание. Сравни с чем-нибудь. Проассоциируй (на что похоже). Проанализируй (из чего состоит). Примени это. Приведи примеры. Дай описание.

Слайд 22

Вопрос “+” верю, “-” не верю 1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? 2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова? 3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке? Прием «Верю-не верю»

Слайд 23

№ рисунок Определяемое понятие Используемые ключевые понятия 1 Окружность Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр. Прием «Ключевые слова»

Слайд 24

“+” “–” “?” Прием « Плюс – минус – интересно » Данный прием используется на стадии осмысления, В графу “+” записываются все факты, элементы текста уже известные ученику или вызвавшие у него положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно. Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. В конце работы можно провести обсуждение спорных вопросов. Это один из приемов активной работы с текстом.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока по предмету окружающий мир с использованием ТРИЗ технологии

Тема: «Человек и природа», 1 класс

Цель: систематизация знаний о социальной и биологической сущности человека.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Давайте рассмотрим человека в нашем волшебном экране.

2экран(надсистема). Город, село, фабрика, школа и т.д.

4экран( прошлое системы). Мамина и папина клеточка-эмбрион-новорожденный-младенец-ребенок-подросток-девушка(юноша)

1экран (система). Человек

5экран(будущее системы).

Профессия-семья –старость.

3экран (подсистема). Части тела

1  экран. Человек

2 экран. Где можно встретить человека? Частью чего является?- То есть человек является частью общества, частью окружающего мира, природы.

3 экран. Назовите части тела человека. Для чего они нужны? Каждый орган выполняет свою работу не останавливаясь, поэтому человек с детства должен следить за своим здоровьем. (Учитель показывает здоровьесберегающие упражнения для различных частей тела.)

4 экран. Мы рассматриваем взрослого человека, а каким он был до того как стал взрослым?

(Девушка (юноша)-подросток-ребенок- младенец-новорожденный- у мамы в животе (эмбрион)- мамина и папина клеточка.)

- Мама вынашивает ребенка 280 дней. Ребенок рождается маленьким и беспомощным.

Конструирование загадки.

-О взрослом человеке мы загадку знаем, а о новорожденных загадки нет, давайте придумаем.

-Какой ребенок(Предлагает - Что такое же?

учитель) (Предлагают дети)

Кричащий сирена

Теплый грелка

Хрупкий стекло

Загадка: Теплый, но не грелка. Хрупкий, но не стекло. Кричащий но не сирена. Кто это? (Несколько человек рассказывают загадку.

Анализируют таблицу

Отвечают на вопросы учителя

Работают с таблицей

Называют, прикрепляются карточки

Отгадывают загадки



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока по предмету окружающий мир с использованием ТКРМ

Тема урока: «Во времена Древней Руси», 4 класс

Цель урока: формирование первоначальных представлений об истории Древней Руси: ее территории, городах, столице, принятии христианства; способствование пониманию причин возникновения Древнерусского государства.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Теперь мы поговорим про следующего правителя.

Это Князь Владимир. Посмотрите видеоролик о Великом князе Владимире, затем обсудим.  Назовите время правления Владимира.( 980 – 1015 гг.) Какое принял важное решение для всего народа Руси? (Крещение) Назовите дату. (988 г.)

- Сейчас, я вам предлагаю поработать с текстом. (на парту по одному экземпляру текста с заданием + каждому таблица)

Вы работаете в парах, у каждого своя часть текста. Читаете по очереди, пересказываете кратко основную мысль. Затем составляете по этому тексту и знаний полученных раннее вопросы в 2 колонки. 1 колонка – «толстые» вопросы, 2 колонка – «тонкие». Как вы понимаете, что такое толстые вопросы? А что такое тонкие?

Толстые?

Тонкие?

Дайте 3 объяснения, почему...?

   Объясните, почему...?

   Почему Вы думаете ...?

   Почему Вы считаете ...?

   В чем различие ...?

   Предположите, что будет, если... ?

   Что, если ... ?

Кто ?
   Что ? 
   Когда ?
   Может ..?
   Будет ...?
   Мог ли ... ?
   Как звать ...? 
   Было ли ...?
   Согласны ли Вы ...?
   Верно ли ...?

- Теперь вы меняетесь парами. Теперь свои составленные вопросы вы задаете друг другу по очереди.

Смотреть видеоролик.

Отвечать на вопросы учителя.

Выполнять творческую работу в паре сменного состава.

Высказывать свое мнение.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока по русскому языку с использованием технологии проблемного обучения

Тема урока: «Алфавит»

Цель урока: знакомство с  последовательностью  букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом  для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Практическое задание.

 Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на доске появляется карточка с данным словом)

 Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …

Вкус у ягоды хорош.

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках, будто еж,

Вот и назван…

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков …

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

 - Напишите слова в алфавитном порядке.

(После самостоятельного выполнения учащиеся работают в группах)

- Обсудите результаты работы в группах.

- Смогли ли вы справиться с заданием?

- Есть ли какие-нибудь затруднения?

Что вас удивило?

-В чем возникли затруднения?

-Чем это задание похоже на предыдущее?

- Какие знания применили для решения этого задания?

- Можно ли считать, что задание выполнено?

- Что является причиной затруднения?  

- С какой проблемой столкнулись?

- Что нам известно для решения задачи?

- Что неизвестно?

- Над каким вопросом подумаем сегодня на уроке?

- Сформулируйте тему урока.

Отгадывают загадки

(морковь

капуста

ежевика

горох

малина)

Отвечают на вопросы учителя.

В этом ряду слов есть слова на одну и ту же букву. Мы такого задания еще не выполняли.

Не знаем, какое слово писать сначала.

-В этом задании тоже нужно расположить слова в алфавитном порядке.

-Знание алфавита.

- Существует два решения. Мы не знаем, верны ли они.

-Не знаем, как располагать слова, начинающиеся на одинаковую букву в алфавитном порядке.

Не знаем, в каком порядке писать слова. Встретились два слова на одну и ту же букву.

-.Мы знаем, что, располагая слова в алфавитном порядке, обращаем внимание на первую букву.

- Не знаем, как расположить слова, начинающиеся на одну и ту же букву.

- Как располагать слова в алфавитном порядке, если есть несколько слов начинающихся на одну и ту же букву.

- Продолжаем тему «Алфавит»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....