ПК 4.3 Технологии обучения
материал на тему

Абраамян Анаит Арменовна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение-система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Цели:

-осмысленное усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

-развитие познавательных и творческих способностей

-воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Типы проблемного обучения:

  1. Недостаточность знания для решения конкретной учебной задачи.
  2. Наличие противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа;
  3. Наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования. 

Достоинства проблемного обучения:

-высокая самостоятельность учащихся

-формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащихся

-развитие мыслительных способностей учащихся

Недостатки проблемного обучения:

-требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объёма информации

Этапы технологии проблемного обучения:

  1. Постановка учебной проблемы
  2. Поиск решения проблемы:

-через диалог

-выдвижение гипотез

3. Проверка гипотез, начиная c ложной

4. Формулировка правила, способа

5.Обучение постановке учебных вопросов

6.Проведение контрольных и проверочных работ о включении знаний проблемного   характера

Создание проблемной ситуации:

  1. Побуждающий от проблемной ситуации, диалога
  1. Побуждение к осознанию противоречия
  2. Побуждение к формулированию проблемной ситуации
  3. Принятие ученических формулировок учебной проблемы

Б) Подводящий к теме диалог

1. Вспомнить

2.Выполнить по образцу

3.Анализ,сравнение и обобщение

В) Сообщение темы c мотивирующим приёмом

  1. «Ярке пятно»
  2. Актуальность



Предварительный просмотр:

Технологии проблемно-диалогического обучения

(Е.Л. Мельникова)

 Проблемный диалог (Побуждающий от проблемной ситуации):

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

На ваших столах лежат листочки с изображением двух полушарий Земли. На прошлом уроке мы говорили о тепловых поясах на земном шаре. Ваша задача закрасить синим цветом  пояса, на которых холодно; желтым – тепло; красным – жарко.

Поднимите руку те ребята, кто закрасил кранным цветом пояс Южного полушария. Почему вы так решили?

Посмотрите на картинку в учебнике. Проверьте, верно ли вы закрасили тепловые пояса.

Так куда же летят птицы? Из холода снова в холод?

Давайте разберемся с этим на сегодняшнем уроке. Как можно сформулировать тему урока?

Давайте назовем наш урок – открытие нового знания. А темой урока будут «Тепловые пояса», т.к. мы снова будем говорить о низ.

(выполняют задания, возникают вопросы, затруднения).

Исходя из названия. Птицы улетают на юг, значит там тепло.

Нет. Пояс Южного полушария закрашен синим цветом, значит там холодно. (Возникает спор: птицы летят на юг, потому что там теплее).

(проблема).

«Куда улетают птицы зимовать?», «Где тепло, а где холодно?» и т.д.

Проблемный диалог (Подводящий к теме):

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей планете. Как называется наша планета?

Как вращается земля?

Все приходит в движение. Только две точки неподвижны. Вспомните из прошлых уроков, о каких двух точках идет речь?

Верно. Как вы считаете, на Северном полюсе какая погода? На Южном?

Откройте учебники и прочитайте о Южном и Северном полюсе. Что вы узнали?

А какой вопрос у вас возник?

Давайте сформулируем тему урока.

Наша планета называется Земля.

Земля вращается вокруг своей оси.

Северный и Южный полюсы.

На Северном полюсе холодно, а на Южном – тепло (житейские представления).

Мы узнали, что Южный и Северный полюсы окружены холодными поясами.

А где же тогда тепло? Есть ли еще какие-то пояса?

Тема урока: «Тепловые пояса».

Проблемный диалог (Сообщение темы с мотивирующим примером):

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о тепловых поясах.

«Тепловые пояса» - это различные области земного шара, которые получают от Солнца неодинаковое количество тепла. Как вы думаете, сколько тепловых поясов на земном шаре?

А хотите это узнать?

В конце урока мы ответим с вами на этот вопрос.

Что такое «тепловые пояса»?

(ответы детей).

Да.



Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс («Школа 2100»)

Тема: «Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса»

Этап урока

Методы и приёмы

Время

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

3

Решение частных задач

Словесный:

 учебный диалог;

Практич.:

чтение стихотворения;

анализ;

Практич.: 

чтение стихотворения и анализ;

Практический:

Анализ стихотворения;

Учебный диалог;

5

15

6

Работа со стихотворением

Г. Сапгира “Леса-чудеса”

Работа с текстом до чтения.

- Сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку.

- Прочитайте заглавие. Что вы ждёте от стихотворения с таким названием?

- Знакома ли вам фамилия автора? Какие произведения мы уже читали?

- Какие чудеса могут быть в лесу? Может, иллюстрация нам поможет?

- Как вы думаете, какое стихотворение по настроению мы будем читать? Почему? Что подсказало вам ответ?

Работа с текстом во время чтения.

  • Чтение стихотворения учителем.
  • Выявление первичного восприятия.

- Оправдались ли ваши ожидания после чтения стихотворения?

- Какие же чудеса есть в этих лесах?

- Кто из героев вам понравился больше других?

- А теперь давайте все вместе совершим  путешествие в леса – чудеса.

  • Чтение вслух по смысловым частям

 (комментированное чтение, диалог с автором).

1 строфа. – “Мы поедем с тобой”

- Кому поэт это предлагает? (Нам, детям)

- О скольких чудесах мы уже прочитали? (О двух: лось голубой, лиса хвостом подметает чащу)

2 строфа.

- А во всех сказках медведь какой? (Увалень, недотёпа)

- Почему у совы в дупле светло? (Глаза совы как лампы: ярко светят в темноте)

- Автор, наверное, видел сову ночью в лесу, раз находить такие интересные сравнения

- Найдите лесную песню, прочитайте хором. Почему в ней такие простые слова? (Она о том, что знакомо лесным обитателям).

3 строфа.

- Как лев мог оказаться в лесу? (Это сказка. В ней всё возможно)

 -Каким представляете льва? (Большим, сильным, добрым)

- «Лев добрый» - табличка на двери. – Чудеса продолжаются.

4-5 строфа.

- Что такое пятнашки? (Игра, когда один игрок бегает, бросая в других мячом, или, догнав, касается рукой)

- Чем вас еще удивил этот край?

6 строфа.

- Что такое пугач? (Это такой пистолет)

Работа с текстом после чтения.

- Захотелось ли вам поехать в леса-чудеса?

- Чем это стихотворение-сказка отличается от других сказок? (Здесь нет борьбы добра со злом. Это самая добрая сказка. Зло (в виде рогаток, оружия) автор в сказку не пускает).

- Можете ли вы, прочитав это стихотворение, выделить 2-3 основные черты Генриха Сапгира? (доброта, любовь к живому, юмор)

- Найдите в тексте, какой закон придумал автор для посетителей сказочного леса?

- Мы с вами побывали в сказочном лесу.

- А как же сделать так, чтобы и наши леса оставались такими же прекрасными и красивыми, как в сказке? (беречь и охранять природу)

- Верно, молодцы!

Высказывать свои предположения

Извлекать информацию

Анализировать

Читать комментировано

Отвечать на вопросы

Высказывать свои предположения

Читать слова и объяснять их значения

Отвечать на вопросы

Высказывать свои предположения

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К: аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений;

П: читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

П: умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

П: поиск и выделение необходимой информации;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;



Предварительный просмотр:

Анализ заседания методического объединения учителей начальных классов

Тема заседания «Дифференциация обучения как способ повышения качества образования»,  была актуальной в рамках учебного 2017-2018 года.

Присутствовало: 14 педагогов.  

В начале учебного года, была поставлена цель: «Обеспечение доступного качественного образования, соответствующего ориентирам внедрения ФГОС НОО».

Методическое объединение поставило перед собой  задачи:

-Способствовать обеспечению внедрения современных образовательных технологий как значимого компонента содержания образования.

-Создать условия для повышения уровня квалификации педагога.

-Акцентировать внимание на повышении уровня самообразования каждого учителя.

-Продолжить изучение нормативной базы ФГОС НОО.

-Совершенствовать систему внеурочной работы через обогащение содержания, форм и методов внеурочной деятельности, направленных на активизацию жизнедеятельности всех участников образовательного процесса, культурных центров, организаций дополнительного образования.

Для решения данных задач в 3 четверти  проведена следующая работа.  

 Работали с нормативными документами:

-корректировка и утверждение программ курсов по предметам 1-4 классов;

- корректировка и утверждение программ курсов внеурочной деятельности;

- утверждение тем по самообразованию;

-составление графиков проведения открытых уроков и внеклассных занятий предметной и методической недели.

Проведены следующие заседания МО:

  1. Основные направления деятельности МАОУ СОШ № 21 г. Челябинска» на 2017-2018 учебный год в условиях реализации новой модели методической работы. Определение основных направлений работы и формирование планов работы методического  объединения на 2017-2018 учебный год. Формирование планов работы наставников.
  2. Практическая  работа по теме семинара «Рецепт современного урока». Подготовка к педагогическому совету «Оценочная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС как необходимое условие управления качеством образования»: участие в констатирующем эксперименте (анкеты).
  3.  Итоги школьной  конференции исследовательских работ обучающихся.

Педагогами МО была организована работа по внеурочной деятельности: кружки, классные часы, индивидуальные занятия, воспитательные мероприятия, экскурсии, работа над проектами. Обучающиеся приняли  участие в конкурсах «Аты-баты! Шли солдаты!», «Истина» и др.

На данном заседании было заслушано  выступление заместителя директора по УР Карнауховой Т.А. по теме: «Дифференциация обучения как способ повышения качества образования».

На мой взгляд, содержание заседания МО учителей начальных классов соответствует целям и достигнутым результатам. На протяжении всего заседания, мне было интересно познавать новую информацию от докладчиков по теме заседания.

Выводом заседания МО учителей начальных классов стало: создать сборник разноуровневых контрольно-измерительных материалов по русскому языку, математике, литературному чтению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Оценки и отметки нужны не для того, чтобы: старшие контролировали ученика ученик боялся получить плохие отметки ученик любой ценой старался получить хорошие оценки

Слайд 4

Изменения нужны, чтобы каждый ученик научился самостоятельно: определять, что получается хорошо определять, что еще пока плохо радоваться достижениям преодолевать неудачи

Слайд 5

Что оценивать? Всё! Но отметка – за решение задачи. Кто оценивает? (Ученик + учитель в диалоге) *Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную оценку 3 . Сколько ставить отметок? Одна задача – одна отметка.

Слайд 6

4. Где оценивать? В таблице требований по умениям. 5. Когда? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи) 6. Как оценивать? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок) *Итоговые оценки – среднее арифметическое за учебный модуль.

Слайд 7

1 шаг . В таблицу требований (в своих рабочих материалах) учитель выставляет все необходимые ему отметки (за текущие ответы, за проверочные работы и т.д.) в той шкале отметок, которую он выбрал 2 шаг . В традиционный журнал учитель переносит отметки, необходимые для правильного оформления журнала (за проверочную работу, за текущие ответы). Отметки выставляются в той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например, 5-балльная).

Слайд 8

Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности) Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика) *Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.

Слайд 9

1.Новые образовательные цели не проверяются старыми контрольно измерительными материалами 2.Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие требованиям 3.Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок 4.Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников 5.Традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию.

Слайд 10

Необходимый уровень – решение типовой задачи , подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего соответствующие гос.стандарту, что необходимо всем по любому предмету. Это «хорошо, но не отлично». Программный уровень – решение нестандартной задачи , где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - « отлично». Максимальный уровень (необязательный) - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований, «превосходно».

Слайд 11

В чем заключалось задание ? 2. Удалось ли получить результат ? 3. Полностью ли правильно , или с ошибкой? 4. Полностью самостоятельно , или с помощью? 5. По каким признакам различаем отметки? 6. Какую сам себе выставляешь отметку ?

Слайд 12

Уровень успешности – это оценка, которая может быть переведена в отметку по любой балльной шкале. Необходимый уровень «хорошо, но не отлично». Программный уровень «отлично». Максимальный уровень (необязательный) «превосходно». УРОВНИ УСПЕШНОСТИ 5-ти и 6-ти балльные ОТМЕТКИ ЧАСТИЧНО – 3 / 1 ПОЛНОСТЬЮ – 4 / 2 ЧАСТИЧНО – 4+ / 3 ПОЛНОСТЬЮ – 5 / 4 ЧАСТИЧНО – 5+ / 5 ПОЛНОСТЬЮ – 5 и 5 / 6

Слайд 13

*Итоговые оценки и отметки (за четверть и т.п.) рекомендуется определять не за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот период . Итоговая отметка - среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи. Итоговая оценка - характеристика продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровня возможностей.

Слайд 14

Организационные (умение определять достигнут ли результат) Коммуникативные (аргументированно отстаивать свою точку зрения) Интеллектуальные (логически обосновывать свои выводы) Оценочные (толерантное отношение к иным решениям)

Слайд 15

Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор. Развитие самооценки требует от нас дополнительных усилий, но вскоре мы увидим как дети станут другими! Как показала практика они говорят: «Теперь понятно зачем мы учимся!» и «Я больше не боюсь отвечать, потому что учитель со мной советуется!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....