ПК 4.3 Технологии обучения
учебно-методический материал по теме

Фёдорова Алёна Андреевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент урока русского языка

(Игровая технология)

             Тема: Слог и слово. Деление слов на слоги.

             Класс: 2

             Цели: уточнить представление учащихся о слоге; развивать умение делить слово на слоги; составлять из слогов слова.

Этапы, методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

2-5

-Здравствуйте, ребята! Послушайте и отгадайте загадку, а отгадку вы подарите друг другу.

Есть у радости подруга

В форме полукруга.

На лице она живет

И грустить нам не дает.

(улыбка)

Приветствовать учителя и одноклассников

Р:положительный  настрой ребят на урок.

Актуализация знаний 

Словесн.: слово учителя, ответы детей

Практич.: работа с иллюстрацией

4

 - Сегодня мы проверяем и закрепляем наши знания о слоге. Занимайте свои места.

- Что такое слог?                                                        

- Что образует слог?

- Для чего нужны слоги?

- Какие слоги бывают?

- Мы потренируемся делить слова на слоги  и составлять из слогов слова. Для этого мы отправимся в путешествие на поиски сокровища.

              (включается звук океана, крики чаек)

- Как вы думаете, на чем мы отправимся путешествовать? (На корабле)

- Правильно. Посмотрите, какой у нас корабль (слайд). Что можно о нем сказать?      (Красивый, надежный, крепкий, быстрый)

- Кто может отправиться в такое путешествие? (Педагог наводит детей на мысль, что только настоящая команда может пройти все испытания).        

Отвечать на вопросы учителя

Анализировать иллюстрацию

Постановка учебных задач

Словесный: учебный диалог

Практич.:

Работа в парах

3

- Сегодня я буду вашим капитаном. Все, что происходит на нашем корабле, мы будем записывать в бортовые журналы - наши тетради. (Педагог поясняет значение слов «бортовой журнал»).

- На нашем корабле есть колокол. Он называется рында. Как вы думаете, для чего его используют?

- Откроем бортовые журналы, запишем дату нашего путешествия.

Минутка чистописания.

В тихую погоду нет нас нигде

Ветер подует, бежим по воде.

(волны)

- Назовите 3-й звук в слове волны?        

- Разделите это слово на слоги.

- От чего появляются волны?        (От ветра).

- Разделите слово ветер на слоги.

- Сегодня мы пропишем букву лл  ллл  лл.

- Для того чтобы узнать, что нам пригодится в путешествии, выполним первое задание. Работаем в парах.

- Откройте конверты. Достаньте карточки со слогами. Составьте из них слова, и вы узнаете, что нужно взять с собой в морское путешествие. Каждая пара записывает слова в тетрадь и делит их на слоги.

- Проверим.                                                            

                        у-да-ча        ка-на-ты    ком-пас        я-корь

                        лод-ки                па-ру-са        во-да        кар-та

- Карта показывает, что сейчас мы попадем в шторм. Что это такое?

- Волны такие сильные, что со дна морского поднялись…А вот кто, вы узнаете расшифровав эти коды.

- Ответы запишите в бортовые журналы и разделите на слоги для переноса.

213       246135       351246      6314257    

икт       взазед        дзмеуа      илдьефн

Определять тему, цель и задачи урока

Отвечать на вопросы учителя

Работать в парах

П: определение темы и целей урока.

Решение частных задач

Словесн.: слово учителя

Учебный диалог

Практич.: работа с текстом

15

 - Итак, мы близки к цели. Осталось преодолеть последнюю преграду. От морского ветра и соли надпись стерлась. Давайте ее восстановим.

……          это     ……,   а  …….     учиться -   ….      к нему!

Знание – это сокровище, а умение учиться – это ключ к нему. (слайд и анимационным эффектом)

- Запишите наше открытие в бортовые журналы.

- Наше приключение завершилось. Давайте вспомним, что интересного и полезного мы сделали.

Составлять стертую надпись

Отвечать на вопросы учителя

Работать с бортовым журналом

Р.: принимать и сохранять учебную задачу;

К.: - общение и взаимодействие– умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

Физминутка

1

Мы бесстрашные матросы: йо-хо-хо! (2 раза)

Как живешь?  

Вот так! (поднимают большой палец)

Как идешь?

Вот так!  (идут по кругу)

Как шалишь?

Вот так!  (строят рожицы)

Ночью спишь?

Вот так!  (показывают)

Как дружишь?

Вот так!  (жмут руки, обнимают друг друга)

Выполнять упражнения



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока литературного чтения

(Технология продуктивного чтения)

Тема: К.Д. Ушинский. «Поездка из столицы в деревню. Столица и губернский город» (путевой очерк).

Класс: 4

Цели: развивать чувства любви и уважения к отечеству, его истории, в результате знакомства с художественным произведением жанра «путевой очерк», в ходе коллективной, групповой деятельности на основе анализа текста.

Этапы, методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

2-3

- Здравствуйте ребята!

- Прозвенел звонок, а это значит, что наша встреча началась. Надеюсь, работать нам будет интересно. Наши отношения на уроке мы будем строить согласно правилам. Давайте их прочтем (слайд)

1. В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все участники.

2. Каждый ученик заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая.

3. Следует говорить так, чтобы тебя понимали.

Приветствовать

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Актуализация знаний 

Практич.: работа со скороговоркой

Речевая разминка

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- Прочитайте скороговорку самостоятельно. (шепотом, громко)

Работать над скороговоркой

Постановка учебных задач

Практич.: работа с загадкой

Словесный: учебный диалог.

3

- Поднимите руки те, кому приходилось путешествовать?

- Как вы думаете, зачем путешествуют люди? (Чтобы увидеть прекрасное в обычном; это возможность увидеть новые места, узнать, как живут там люди).

- Представьте себе, что вы путешествуете, побывали во многих уголках России, увидели столько чудесного и интересного и вам захотелось поделиться увиденным с теми, кому не довелось испытать этого счастья. Как вы это сделаете? (Расскажем друзьям, покажем фотографии, снимем видеофильм).

- Я тоже путешествовала и привезла эти фотографии (слайд).

- Узнайте, в каких городах я была. (Москва и Кемерово)

- Как вы узнали?

- Что вы знаете о городе Москва? О городе Кемерово?

- А как без помощи камеры и фотоаппарата показать те места, которые произвели на нас впечатление и о которых хочется рассказать? (Нарисовать, написать об этом).

Работа в парах.

Как вы думаете, какой жанр литературы лучше всего использовать, чтобы рассказать о том, что вы видели и слышали? Обсудите это в парах и обоснуйте свой выбор.

Рассказ – повествование об отдельном эпизоде, отдельном событии в жизни человека.

Повесть – несколько событий, судьбы действующих лиц переплетаются, показана жизнь с ее сложностями и противоречиями.

Очерк – краткое описание, зарисовка.

Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле.

Басня – небольшое произведение с нравоучительным содержанием.

– Больше остальных жанров подходит очерк, так как надо рассказать о том, что видят, переезжая с места на место.

- Сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир детской литературы 19 века и поможет нам в этом учебник. Откройте его на странице 197.

- С творчеством какого писателя мы начинаем знакомство? (К.Д.Ушинского)

- Назовите тему урока.

Работать с ключевыми словами

Рассматривать иллюстрацию

Определять тему и цель урока

П: определение темы и целей урока.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу;

К.: - общение и взаимодействие– умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

Решение частных задач

Практич.: работа с текстом

Словесн.: побуждающие вопросы по тексту

Словесн.: ответы на вопросы

15

Работа с текстом до чтения.

 – Что вы узнали о К.Д.Ушинском из авторского текста?

К.Д.Ушинский – русский писатель и педагог. Написал много познавательных произведений для детей и две учебные книги «Детский мир и хрестоматия» и «Родное слово». С этой книгой выросли и получили превосходное образование несколько поколений русских детей. Эта книга была почти в каждой семье, бережно передавалась от старших детей младшим, вводя в мир знаний, пробуждая любовь к Отечеству и родному языку.

- Какой подзаголовок выбрал К.Д.Ушинский для своей книги «Детский мир и хрестоматия»? (Книга для классного чтения, приспособленная к постоянным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы).

- Предположите, с какой целью К.Д.Ушинский написал эту учебную книгу? (Развивать ум ребенка, обогащать его знаниями).

- Прочитайте еще раз заголовок, назовите ключевые слова. (Знакомство, поездка)

- Подберите слово синоним к слову поездка. (Путешествие, дорога, путь, экспедиция, плавание, командировка, экскурсия)

- Подумайте что такое путевой очерк? (Зарисовки, сделанные во время путешествия) (слайд)

- Пролистайте путевой очерк. Где побывают герои?

Читать произведение

Отвечать на вопросы по тексу

Слушать рассказ внимательно

К.: выполнять работу по цепочке;

П.:  работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

Физминутка

7-8

- Ребята, ну а чтобы нам плодотворно поработать, давайте немного передохнём.

Видеофрагмент.

Выполнять упражнения

Первичное закрепление

Словесн.: ответы на вопросы по тексту

Практич.:

поиск ответов в тексте

10-15

 Работа с текстом во время чтения.

Самостоятельное чтение текста «Столица и губернский город»

- Кто герои путешествия? (Володя и Лиза)

- Что мы узнали об этих детях?

- Почему автор так мало о них написал?

- Что для автора главное в произведении? (Для автора важнее рассказать о столице и губернском городе).

 Словарная работа (объяснить слова: верста, мачта, статуэтка, грош, экипаж)

Выборочное чтение с комментарием

- Найдите в тексте и зачитайте описание столицы.

- Какой город называют столицей?

- О какой столице идет речь в очерке?

- Ребята, как же так, в начале урока мы сказали, что столица России Москва, а здесь написано Петербург?

- Почему «великолепие» столицы не удивило ребят?

- Все ли так хорошо в столице?

- Благодаря каким словам, описаниям, используемым автором, мы понимаем что на улице суета?

- Найдите в тексте и зачитайте описание губернского города. (Все простым карандашом подчеркивают непонятные слова)

- Какие слова были непонятны? (Тарантас, присутственные места, гостиный двор)

- Почему описание губернского города занимает меньше места, чем столицы. (Он маленький, здесь мало примечательных интересных мест).

- Как вы думаете, Ушинский описывает конкретный город или создаёт обобщённый портрет губернского города? Почему?

- Как даёт автор их описание? (В сравнении)

- С какой целью К.Ушинский непроизвольно заставляет сравнивать столичный город и губернский город между собой? (Они разные Показать читателю разный уровень жизни).

Отвечать на вопросы, заданные учителем

Выполнять задание

Р.: принимать и сохранять учебную задачу;

Л.: выражать положительное отношение к процессу познания.

К.: взаимодействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гимнастика для глаз Берегите зрение

Слайд 2

Вращение Не двигая головой, начинайте вращать глазами сначала по часовой стрелке, потом в обратную сторону. По 10 раз туда и обратно. А теперь то же самое, только с закрытыми глазами.

Слайд 3

Во все стороны Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх – вниз, вправо – влево. По 10 – 15 раз.

Слайд 4

Пальчик Прижмите палец к переносице и посмотрите на него. Затем медленно отводите палец от себя, продолжая следить за ним глазами. Повторите это упражнение несколько раз.

Слайд 5

Кто там? Зажмурьтесь посильнее, а затем широко откройте глаза, словно вы чему-то очень удивились. Повторите это еще раз.

Слайд 6

Моргание Поморгай, быстро и сильно сжимая веки. Как можно больше и быстрее.

Слайд 7

Сон А теперь закройте глаза и расслабьтесь, будто собираетесь спать. Подумайте о чем-нибудь очень приятном.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....