СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Бугаева Ольга Олеговна

Система  оценки достижений  планируемых результатов по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру и модулю "Юный исследователь", технологии, музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenki_dostizheniya_planiruemyh_rezultatov.docx61.8 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Русский язык

Оценка знаний учащихся по русскому языку осуществляется по результатам текущих письменных работ учащихся, плановых тематических и итоговых контрольных работ. Письменная проверка знаний учащихся позволяет увидеть степень усвоения изучаемого программного материала, дает возможность убедиться в умении детей практически применять полученные знания. Контроль уровня достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ.

К письменным формам проверки можно отнести:

  • списывание текста (печатного, рукописного) без каких-либо изменений;
  • списывание текста со вставкой пропущенных букв, слов;
  • списывание текста с грамматическим заданием, разнообразные виды грамматического

разбора (с использованием графических обозначений);

  • работа с деформированным текстом;
  • контрольное списывание;
  • диктант;
  • тестовые задания;
  • изложение;
  • сочинение;
  • работа с дидактическим материалом.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения+0 организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  •  наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  •  употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
  •  отсутствие «красной» строки;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Нормы оценок за контрольные работы по русскому языку соответствуют требованиям, указанным в данном положении.

Особенности организации контроля по русскому языку

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила, или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Текущие и тематические контрольные работы

Тематические контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого программного материала. Их содержание и регулярность определяется учителем с учетом специфики изучаемой темы, степени ее сложности, а также особенностей нарушений речи учащихся каждого класса.

Итоговые контрольные работы проводятся после изучения основных тем в каждой учебной четверти, проверяют уровень знаний и умений учащихся по изученному материалу на конец четверти, полугодия, учебного года.

Итоговые контрольные работы проводятся по графику, составленному администрацией школы по согласованию с учителем. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, после праздника, в понедельник.

В один учебный день в классе следует проводить одну письменную итоговую контрольную работу, в течение недели - не больше двух.

При оценке письменных работ необходимо учитывать характер ошибок (дисграфические и орфографические).

Дисграфические ошибки:

фонетические ошибки:

  • замена и смещение букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляторно-акустическим признакам: звонкие и глухие, свистящие и шипящие, аффрикаты и звуки, входящие в их состав; нейотированные и йотированные, фонетически сходные гласные (о-у, и-е);
  • нарушение в обозначении мягкости согласных на письме (с помощью ь и йотированных гласных);
  • нарушение анализа структуры слова: пропуски, недописывание, перестановки букв и слогов, лишние буквы, персеверации.
  • нарушения анализа структуры предложения: слияние слов (в том числе и предлога со словом);
  •  раздельное написание частей слова (в том числе и приставки в слове);

оптические ошибки:

  • замена и смещение букв по оптическому сходству: букв, отличающихся количеством элементов либо пространственным расположением элементов букв,
  • искаженное воспроизведение букв (в том числе и зеркальное письмо),

морфологические аграмматизмы:

  •  ошибки словоо6разования: замены словообразующих морфем (приставок, суффиксов), их пропуск в слове, искаженное воспроизведение;
  • ошибки словоизменения: нарушение согласования (прилагательного и существительного в роде, числе и падеже, местоимения и существительного, числительного и существительного, глагола и существительного),
  • нарушение управления (неправильные падежные окончания, нарушения в употреблении падежно-предложных конструкций),

                синтаксические аграмматизмы:

  • пропуск главных членов предложения;
  • пропуск значимых второстепенных членов предложения;
  • нарушение последовательности слов в предложении,

                лексические ошибки:

  • замена слов на основе общности ситуации (грядка — клумба, вязать — шить);
  • замена слов, обозначающих обобщающее понятие словами конкретного значения, родовое понятие подменяется видовым (одежда — платье);
  • замена слов, обозначающих предмет словами, обозначающими действия предмета или качество (краски — рисовать);
  • замена слов, обозначающих целый предмет, словами, обозначающими часть или деталь предмета (воротник — платье).

Оценка контрольных диктантов

Контрольный диктант для проверки навыков правописания оценивается одной оценкой. В контрольной работе, включающей диктант и грамматическое задание, ставятся две оценки.

В   I классе на проверочную работу отводится до 20 минут, во II классе — до 35 минут, в IV классе — до 40 минут.

В I классе текст диктант проводится со 2 полугодия и в основном содержит слова и предложения, ранее взятые для анализа на уроках грамоты.

В текущем контрольном диктанте используются слова на изученные правила по текущей теме, а в итоговом контрольном диктанте — и слова с ранее изученными орфограммами.

Объем диктанта увеличивается в каждой четверти на 4-6 слова, за год — на 15-20 слов.

Примерный объем текстов для диктантов (на конец года):

1 класс — 15-25 слов;

II класс — 25-30 слов;

III класс — 40-45 слов;

IV класс — 55-60 слов.

Если диктант сопровождается грамматическим заданием, его объем может быть сокращен на 10-15 слов.

Диктант оценивается следующим образом:

Оценка «5» ставится, если нет  ошибок. Допустимо одно исправление.

Оценка «4» ставится, если допущено до двух орфографических ошибок,  до двух пунктуационных ошибок.

Оценка «3» ставится, если допущено до трех-четырех орфографических ошибок, до четырех пунктуационных ошибок.

Оценка «2» ставится, если допущено до шести орфографических ошибок.

При выставлении оценки уровень каллиграфии принимается во внимание с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.

Оценка грамматических заданий

Грамматическое задание оценивается с учетом следующих положений:

оценка «5» ставится при правильном выполнении всех заданий;

оценка «4» ставится при правильном выполнении не менее 3/4 заданий;

оценка «3» ставится при выполнении не менее половины заданий;

оценка «2» ставится при выполнении менее половины заданий.

Оценка изложений и сочинений

Изложения и сочинения позволяют проверить умения правильно излагать содержание текста, правильно строить предложения и ставить знаки препинания. В изложениях и сочинениях оцениваются содержание, стиль, грамотность.

Изложения вводятся с начала 3 класса, а сочинения -  со 2 полугодия  3 класса. Объем текстов изложений должен быть примерно на 10-15 слов больше объема текстов диктантов. Для изложения следует брать тексты в основном повествовательного характера. В 4  классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем изложения и сочинения необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевом оформления. Периодичность проведения творческих работ о6учающего характера — примерно 1 раз в 10-14 дней.

Основными критериями оценки изложения (сочинения) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложениях), создание текста (в сочинениях), речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность.

При анализе творческих работ учитывается разнообразие лексического, синтаксическогои речевого оформления мыслей, поэтому работы по развитию речи оцениваются двумя оценками: одна ставится за содержание и речевое оформление, другая - за грамотность.

Критерии оценки за грамотность остаются такими же, как при оценке диктанта. При оценке содержания и речевого оформления изложений и сочинений следует учитывать наиболее типичные недочеты: несоответствие теме, искажение содержания исходного текста (изложения), внесение лишних фактов, отсутствие связи между частями текста, неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении, неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слова в несвойственном ему значении.

Оценка «5» ставится по содержанию и речевому оформлению:

─ за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допускается не более одной ошибки по содержанию и одной стилистической ошибки.

─ за грамотность: допускается не более одной орфографической. Допускается одно-два исправления.

Оценка «4» ставится по содержанию и речевому оформлению:

─ если правильно, достаточно полно передан авторский (исходный) текст (изложение), раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допускается не более двух ошибок по содержанию, двух стилистических ошибок.

─ за грамотность: если допускается не более двух-трех орфографических,  двух-трех исправлений.

Оценка «3» ставится по содержанию и речевому оформлению:

─ если в работе допущены отклонения от авторского текста, от темы; в главном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении предложений, беден словарь, имеются речевые неточности; допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей; отсутствует логическая связи между всеми частями работы, крайне бедный словарь. В целом в работе допущено не более пяти речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

─ за грамотность: если допускается не более шести орфографических.

Оценка устных ответов по русскому языку

Оценка «5» ставится за правильный и полный ответ на поставленный вопрос. При этом школьник самостоятельно распознает в устной и письменной речи грамматические явления, умеет объяснять написание слов и употребление знаков препинания, подтверждает ответ примерами, точно формулирует правило или допускает свободное изложение правила без искажения его содержания. Может быть допущено не более двух ошибок в речи.

Оценка «4» ставится в том случае, если школьник самостоятельно распознает изученные грамматические явления, но допускает отдельные неточности в подтверждении ответа примерами и в формулировании правила, легко исправляет ошибки.

Оценка «3» ставится в том случае, если школьник распознает изучаемые грамматические явления с помощью учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить ответ примерами, формулирует правила только по вопросам учителя.

Оценка «2» ставится в том случае, если школьник не распознает изученные грамматические явления, допускает грубые ошибки при ответе, не исправляет их даже с помощью учителя.

Итоговая оценка знаний и умений учащихся

Оценка за каждую четверть выставляется с учетом знаний и умений учащихся на основе текущих и итоговых контрольных работ, как письменных, так и устных. Итоговая оценка по русскому языку за учебный год выставляется по результатам четвертных оценок.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Литературное чтение

Чтение и читательская деятельность

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение и прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, выразительности при характеристике образов.

Кроме навыков чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоение (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во втором - четвертых классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80-85% в четвертом классе).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

─ в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста;

─ во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста; умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев.

─ в третьем классе проверяется сформированность умения читать целыми словами;

проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;

─ в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысленного текста, прочитанного; выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

─ чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения

слов при чтении вслух;

─ неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

─ неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и предложения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

─ нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

─ монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

─ отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

─ неточности при формулировке основной мысли произведения;

- нецелесообразность использования средств выразительности при передаче характера персонажа.

Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют требованиям, указанным в данном документе.

Оценка читательских умений

При оценке чтения учитывается степень понимания прочитанного, навыка чтения, выразительность, умение работать с текстом.

Оценка «5» ставится, если ученик правильно читает, правильно ставит ударение в словах, соблюдает логическое ударение (III-IV классы) и орфоэпические нормы при чтении, соблюдает нормативы чтения для данного года обучения, понимает прочитанный текст, при работе с текстом правильно употребляет вновь усвоенные слова, умеет дать оценку содержанию прочитанного, показать свое отношение к событиям и поступкам героев произведений, правильно передает с помощью интонации мысли и чувства героев (III-IV классы), умеет читать по ролям (III- IV классы), правильно отвечает на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывает прочитанный текст с соблюдением последовательности (II- IV классы), умеет озаглавливать части произведения (III-IVклассы), знает наизусть текст стихотворения, читает его выразительно (II-III классы), выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения.

Оценка «4» ставится ученику, если он соблюдает нормативы беглого чтения для данного года обучения, допускает при чтении не более трех-четырех ошибок в словах или в выделении словесных и логических ударений, при соблюдении пауз и норм орфоэпического чтения, правильно понимает основное содержание прочитанного произведения или его частей, но недостаточно четко формулирует ответы на вопросы по содержанию прочитанного, может допускать неверное употребление слов, при самостоятельном делении текста на части,  нахождении нужных эпизодов рассказа допускает одну-две неточности, но сам устраняет их), самостоятельно выделяет основную мысль прочитанного, но при ее формулировке допускает речевые неточности, которые может устранить без помощи учителя, умеет подробно (I-II классы), сжато и выборочно (III-IV классы) пересказать содержание текста, но допускает три- четыре лексико-грамматические ошибки или упускает несущественные детали, которые легко исправляет с помощью учителя, знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении наизусть перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет допущенные неточности (II класс), знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает при этом незначительные неточности (III-IV классы), выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения, но допускает неточности при назывании книг их авторов, при воспроизведении их содержания по памяти.

Оценка «3» ставится ученику; если он недостаточно владеет техникой чтения для данного класса, допускает не более семи ошибок, повторы частей слова и слов, не соблюдает пауз между словами, допускает ошибки в словесном логическом ударении и при соблюдении норм при воспроизведении обнаруживает нетвердое усвоение текста, требование по внеклассному чтению выполняет при оказании помощи учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он не соблюдает нормативы беглого чтения для данного года обучения, допускает большое количество ошибок на замену слогов и слов, перестановку, повторы частей слова и слов, не воспроизводит содержания текста с помощью вопросов учителя (II класс), искажает содержание прочитанного, не может разделить текст на части при помощи дополнительных вопросов учителя (III класс), пересказывает текст, искажая содержание прочитанного, допускает много речевых ошибок и не может составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью вопросов учителя, при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

Для проверки навыка чтения привлекается текст, доступный ребенку. При оценке чтении учитываются индивидуальные возможности ребенка, форма и степень речевого дефекта и динамика продвижения. Допускается снижение темпа чтения у детей с тяжелой степенью дизартрии, с алалией, осложненной заиканием, с заиканием, с сенсорной алалией.

Особенности организации контроля по чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и текстовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке навыка чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Математика

Оценивание письменных работ

В         основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнение задания или используемых в ходе его выполнения;
  • неправильный выбор действий, операций;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
  • пропуск части математических выкладок, действий операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
  • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин
  • выполненным действиям и полученным результатам;
  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочеты:

  • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
  • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
  •  наличие записи действий;
  •  отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Ошибки:

  • неправильный ответ на поставленный вопрос;
  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
  • при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
  • при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
  • неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
  •  медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью

школьника;

  • неправильное произношение математических терминов.

Особенности организации контроля по математике

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерения величин и др.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый их которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 7- 10 минут урока.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.

При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют требованиям, указанным в данном положении.

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится ученику в том случае, если он:

  • дает развернутые и правильные ответы на поставленные вопросы,
  •  правильно и достаточно быстро производит арифметические вычисления (в соответствии с требованиями программы);
  • в процессе решения арифметических задач правильно анализирует данные условия задачи,

самостоятельно составляет план решения, при выполнении решения поясняет свои действия, достаточно точно формулируя ответ на вопрос задачи;

  • в  ходе выполнения практических заданий по измерению и черчению правильно использует  измерительные и чертежные инструменты, выполняет практические работы аккуратно и точно:

Оценка «4» ставится ученику в том случае, если он:

  • в процессе вычислений допускает отдельные несущественные ошибки и сам их  исправляет;
  • в ходе решения арифметических задач дает краткие, иногда недостаточно точные пояснения  при правильном решении задачи;
  • допускает некоторые неточности в процессе практической деятельности по измерению и

черчению; при определении оценки за выполнение практических заданий необходимо учитывать особенности развития ручной моторики учащихся;

  • способен исправить допущенные неточности при незначительной помощи учителя.

Оценка «3» ставится в том случае, если ученик:

  •  при выполнении арифметических действий допускает грубые ошибки, однако может  исправить их с помощью учителя;
  • правильно выполняет решение задачи только с помощью учителя.

Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:

  •  затрудняется в ответах на 6дльшую часть поставленных вопросов;
  • не может правильно решить задачу, делает грубые ошибки в вычислениях и не исправляет их даже после помощи учителя.

Контрольные работы могут быть однородными или комбинированными. При оценке однородных контрольных работ (состоящих только из двух задач) оценка «5» ставится, если правильно решены обе задачи.

Оценка «4» ставится, если при правильном ходе решения обеих задач допущены ошибки (до 2-х) в вычислениях.

Оценка «3» ставится, если при правильном ходе решения обеих задач допущены 3 ошибки в вычислениях; если одна задача решена правильно, а в другой имеется ошибка в ходе решения.

Оценка «2» ставится, если в обеих задачах неправильный ход решения.

Для оценки результатов комбинированных контрольных работ (включающих задачи, примеры, неравенства и др.)

оценка «5» ставится, если правильно выполнены все задания.

Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 ошибки (в вычислениях, при выполнении чертежей).

Оценка «3» ставится, если допущены 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится, если допущено более 4 ошибки.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Окружающий мир  и Юный исследователь

Специфичность содержания интегрированного курса по предметам, составляющих образовательную область «Окружающий мир» оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия   несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она  является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе - рассуждении) причины, закономерности, условия  протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификация на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры,  подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  •  ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, на приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов; неточности при нахождении объекта на карте.

Особенности организации контроля по предмету  «Окружающий мир»

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие основательные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ - описание и рассказ - рассуждение.

Рассказ - описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Поэтому целесообразны тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками – заданиями. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно - научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ –

 определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Нормы оценок за все виды проверочных работ по предметам образовательной области

«Окружающий мир» соответствует требованиям, указанным в данном документе.

Оценка знаний и умений учащихся

Знания и умения учащихся оцениваются с учетом программных требований к предмету на основе ответов на уроках, экскурсиях, практических занятиях.

Оценка «5» ставится, если ученик полно, правильно, логично излагает учебный материал, опираясь на непосредственные наблюдения в природе. Учитывается также усвоение природоведческой лексики.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика в основном соответствует вышеизложенным требованиям (см. требования к оценке «5»), но в ответе имеются одна - две неточности или пропуски в изложении фактического материала, которые исправляются наводящими вопросами учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик излагает знания по наводящим вопросам учителя, или допускает две-три фактические ошибки, либо, излагая учебный материал, не использует в ответе наблюдения в природе.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей части учебного материала, причем наводящие вопросы не оказывают результативного влияния на качество ответа.

Отметка может быть выставлена за конкретную практическую работу в классе и на местности (за работу на экскурсии, на учебно-опытном участке). При этом учитывается последовательность, тщательность выполнения работы, степень самостоятельности ученика, правильность полученных выводов.

При выведении итоговой отметки за учебную четверть или год учитывается, насколько ученик овладел знаниями и умениями в соответствии с программными требованиями.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Творческая мастерская

Содержание программы по изобразительному искусству школе направлено на приобщение обучающихся к искусству, овладение ими способами художественной деятельности, развитие индивидуальности и творческих способностей.

Оценка «5» - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:

─ полное соответствие  поставленным задачам,

─ завершенность,

─ аккуратность,

─ выразительные особенности графического и живописного решения: чувствует и определяет красоту линий, формы, цветовых объектов в действительности и в изображении; передает в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень; анализирует изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения; использует цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков;

─ правильное композиционное решение; легко ориентируется в изученном материале, принимает активное участие в беседе, умеет делать выводы, рассматривает и проводит подробный анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определяет его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства.

Оценка «4» - уровень выполнения требований выше удовлетворительного:

─ соответствие поставленным задачам;

─ завершенность - 70%;

─ аккуратность;

─ выразительные особенности графического и живописного решения: чувствует и определяет красоту линий, формы, цветовых объектов в действительности и в изображении; передает в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень; анализирует изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения; использует цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков;

─ допускает незначительные ошибки композиционного решения; легко ориентируется в изученном материале, грамотно излагает ответ на поставленный вопрос, но в ответе допускает неточности; рассматривает и проводит простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определяет его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства.

Оценка «3» - достаточный минимальный уровень выполнения требований:

─ соответствие поставленным задачам;

─ незавершенность - 50%;

─ неаккуратность;

─ выразительные особенности графического и живописного решения: работа выполнена по образцу;

─ допускает различные композиционные ошибки; испытывает трудности ориентирования в учебном материале, ответы на вопросы носят репродуктивный характер, испытывает трудности при анализе произведения искусства (содержания, художественной формы), определении его принадлежности к тому или иному виду или жанру искусства.

Оценка «2» - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного:

─ несоответствие поставленным задачам;

─ незавершенность;

─ неаккуратность;

─ допускает множественные композиционные ошибки (отсутствие композиционного решения);

─ не ориентируется в учебном материале, на поставленные вопросы отвечает не по существу, неспособность анализа произведения искусства (содержания, художественной формы), не может определить его принадлежности к тому или иному виду или жанру искусства.

Творчество детей надо поощрять, при неудачах помогать или давать возможность сделать другую работу. Некоторые неудачные работы можно вообще не оценивать. Плохая оценка по искусству приведет только к отказу от работы. Оценивается включение в творческий процесс. Отдельно оценивается трудолюбие - поддержка порядка на рабочем месте, эстетика работы, бережное и экономное отношение к художественным материалам и инструментам, выполнение отдельных поручений.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Физическая культура

Оценка результатов освоения курса должна учитывать  индивидуальные возможности, уровень физического развития, а также последствия заболеваний обучающихся. При проведении уроков физической культуры учителю необходимо учитывать специфику качественного состава класса, различного по структуре дефекта, уровню физического развития  и двигательной подготовленности.

Главным  требованием оценивания достижений школьников является создание благоприятных условий выполнения упражнений, определенных программой, и качество их выполнения.

Основные критерии оценки:

  • степень овладения основами двигательных навыков;
  • проявление стремления к выполнению упражнений, достижению результатов;
  • понимание инструкций;
  • знание и употребление в самостоятельной речи спортивной терминологии;
  • умение использовать доступные лингвистические средства для объяснения техники выполнения упражнений;
  • отношение к уроку физической культуры, наличие спортивных интересов;
  • использование помощи со стороны учителя, других обучающихся;
  • дисциплинированность.

При оценке достижений учеников следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии двигательных способностей детей с ОВЗ.

 Оценка «5» - упражнение выполнено без ошибок, четко, легко, уверенно, в играх учащийся показал знание правил игры, умение пользоваться изученными упражнениями для быстрейшего достижения индивидуальных и коллективных целей.

Оценка «4» -упражнение выполнено правильно, но с некоторым напряжением, недостаточно уверенно, допускались незначительные ошибки, в играх учащийся показал знание правил игры, но недостаточно уверенно пользовался изученными движениями для достижения необходимых результатов.

Оценка «3» - упражнение выполнено, но с большим напряжением, допущено несколько значительных ошибок, в играх учащийся показал лишь знание основных правил, но не всегда умело пользовался изученными движениями.

Оценка «2» - упражнение выполнено неправильно, неоднократно допускались значительные ошибки, в игре учащийся показал слабое знание правил, отсутствие умения пользоваться изученными движениями.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Технология

Непосредственный контакт с различными предметами (материалами, инструментами, приспособлениями) при выполнении разнообразных операций активизирует мыслительную деятельность обучающихся. Развивается память (слуховая, зрительная, двигательная).

Трудовая деятельность стимулирует развитие речевых процессов.

Оценка «5»:

  •  уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:
  • полное соответствие поставленным задачам;
  •  самостоятельный анализ образца изделия;
  • легко ориентируется в изученном материале;
  • принятие активного участия в беседе, умение делать выводы;
  •  аккуратность выполнения практической работы, завершенность, оформление с элементами творчества;
  • знание и соблюдение правил техники безопасности при работе с колющими и режущими

инструментами.

Оценка «4»:

  • уровень выполнения требований выше удовлетворительного:
  • соответствие поставленным задачам;
  • анализ образца изделия с допущением 1-2 ошибок;
  • легкость ориентирования в изученном материале;
  • допущение 1-2 ошибок при работе с технологическими картами;
  • аккуратность выполнения практической работы, завершенность- 70 %, оформление с

элементами творчества; знание и соблюдение правил техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

Оценка «3»:

  • достаточный минимальный уровень выполнения требований:
  • соответствие поставленным задачам;
  • анализ образца под руководством учителя с допущением 3 и более ошибок;
  • трудность ориентирования в изученном материале;
  • допущение 3 и более ошибок при работе с технологическими картами;
  •  небрежность в выполнении практической работы, завершенность - 50 %, оформление по

образцу; частичное знание правил техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

Оценка «2»:

  • уровень выполнения требований удовлетворительный,
  • несоответствие поставленным задачам;
  • неспособность анализа образца;
  • не ориентируется в учебном материале;
  • небрежность в выполнении практической работы, незавершенность, оформление по

образцу;

  • частичное знание правил техники безопасности при работе с колющими и режущими

инструментами.

Отдельно оценивается трудолюбие - поддержание порядка на рабочем месте, эстетика работы, бережное и экономное отношение к материалам и инструментам, выполнение отдельных поручений.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Музыка

Воздействие средствами музыки и ритмики способствует общему развитию обучающихся, воспитанников, нормализации двигательных функций, коррекции речевых нарушений. Поскольку основной контингент школы – дети, страдающие алалией, дизартрией, ринолалией,  то для большинства из них характерна моторная недостаточность.    Учитывая эти особенности детей, учитель музыки и ритмики решает специфические задачи - научить обучающихся, воспитанников с тяжелыми нарушениями речи:

  • владеть основными движениями, управлять мышечным тонусом, владеть темпом, устойчивостью при выполнении движений, координировать их в связи с изменением музыки;
  • движениями отражать характер, динамику, ритм произведений, используя упражнения на

воспитание и развитие внимания, воли;

  • включаться в любое упражнение по сигналу;
  • развить вокально-хоровые навыки, учитывая, что у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи имеется недостаточность слухового внимания, координации между голосом и слухом, нарушения в произношении звуков.

Слушание музыки является важным средством воспитания музыкального слуха, что оказывает благотворное влияние на формирование фонематического восприятия.

Пение имеет большое коррекционное значение. При пении особое внимание следует обращать на правильность речи детей и четкое произношение звуков. Все певческие умения вырабатываются постепенно. Во время пения не следует заставлять детей петь громко – это ведет к форсированию звука. Громкое пение утомляет внимание и слух. На уроке следует осуществлять дифференцированный подход, учитывая подготовленность и индивидуальные возможности обучающихся.

Танцевальные движения и танцы вырабатывают правильную осанку, выразительность и красоту движений, развивают музыкальный вкус и общую культуру, служат для активизации зрительного, слухового и речевого внимания.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции проводятся в соответствии с этапами работы и решают задачу нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Упражнения на развитие дыхания служат для формирования правильного диафрагмального дыхания, воспитания плавного, длительного, сильного выдоха и проводятся в сочетании с движениями рук, туловища, головы.

Оценка «5» ставится, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:

  • полное соответствие поставленным задачам;
  • самостоятельный анализ музыкального произведения (знание наиболее значительных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве);
  • легко ориентируется в изученном материале, проявляет творческое самовыражение;
  • принятие активного участия в беседе, умение делать выводы, а также находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством).

        Оценка «4» ставится, если уровень выполнения требований выше удовлетворительного:

  • соответствие поставленным задачам;
  • анализ музыкального произведения соответствует требованиям, но имеет одну-две неточности, которые исправляются наводящими вопросами учителя;
  • задания выполняются неточно, но самостоятельно, с элементами творчества;
  • точность выполнения упражнений, заданий -70%;
  • принятие активного участия в беседе, умение делать выводы при помощи учителя.

        Оценка «3» ставится при   минимальном  уровне выполнения требований:

  • соответствие поставленным задачам;
  • анализ музыкальных произведений выполняется со значительными затруднениями и требуется активная помощь учителя;
  • при выполнении задания допускаются грубые ошибки, и требуется значительная помощь учителя.
  • точность выполнения упражнений, заданий-50%;
  • в беседах принимает участие при помощи наводящих вопросов учителя.

Оценка «2»

  • несоответствие поставленным задачам;
  • неспособность анализировать музыкальные произведения, помощь учителя либо отвергается, либо не приводит к желаемому результату;
  • упражнения, задания не выполнены или отказ от выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижений планируемых результатов

Презентация поможет тем, кто готовится к переходу на новый образовательный стандарт....

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...

Система оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов

Презентация создана на основе материала статьиСистема оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов. //Начальная школа. Всё для учителя: №8, 2012. Ав...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Планируемые результаты освоения ООП НОО и система оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД.

Материалы из ООПрограммы НОО "Средней школы № 8" г. Когалыма. Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...