Ключевые направления развития учительского потенциала
статья на тему

Выступление на Форуме педагогической общественности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon galinka_1274979598.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Ключевые направления развития учительского потенциала»

Выступление на Втором Форуме педагогической,

родительской и ученической общественности

«Чтобы быть хорошим преподавателем,

надо любить то, что преподаёшь,

и тех, кому преподаёшь»

(Василий Ключевский)

Проект «Новая школа» побудил меня задуматься над тем, а какой же она будет – школа будущего. Во-первых, это радостная, интересная и потому нескучная. Учитель-позитив нужен такой школе. Позитив не в смысле постоянной улыбки – что за Америка такая? – а в добром, благожелательном, участливом отношении к детям. Во-вторых, в нашей новой школе должно царить творчество. «Я мыслю нестандартно и заставляю это делать других», - вот суть творческого учителя. В-третьих, обязательно на высоте должна быть корпоративная этика. Учителя не конкуренты из-за часов, кабинетов, расписания, детской любви, стимулирующих выплат, а сотрудники, смотрящие в одном направлении, выполняющие одну миссию создания размышляющего, чуткого, умеющего жить и радоваться жизни человека. Ну а на четвёртой и пятой позициях и техническое оснащение школы, и красивые кабинеты, и чистота, и уют.

Таким образом, везде задействован человеческий фактор. «Кадры решают всё», - это старый лозунг проходит и сегодня.

Однако в  условиях  современного  динамичного  развития общества  и усложнения  его технической  и  социальной  инфраструктуры, важнейшим  стратегическим  ресурсом становится информация, поэтому  современные  информационные  технологии являются  не  только  важнейшим  фактором  жизни  общества, но  и  средством  повышения  эффективности  всех  сфер  общественной  деятельности,  в  том  числе  и  образования. В  связи  с  этим  необходимы  новые  подходы  к  обучению.  В  кабинете  наряду  с обычным  школьным  мелом и привычной  классной  доской, может находиться интерактивный  экран, на  котором  детям интересно работать, а сверху над доской может быть прикреплён экран плоского телевизора, на который с компьютера идёт проецирование подготовленной учителем презентации. Кстати, это гораздо выгоднее и практичнее, т.к. в медиапроекторе дорогая и не очень практичная лампа.

Эта своеобразная «взлётная  полоса  для  творчества» учителя будет способствовать самостоятельному повышению квалификации педагога, его профессиональному росту.

Бетти Риэрдон в своей книге «Толерантность – дорога к миру» пишет: «Учитель – это сама душа процесса образования. Школы хороши лишь настолько, насколько хороши работающие в них учителя».

Я думаю, что основой новой школы обязательно должно быть творчество. «Хорошая школа - это не та, где дети знают все формулы и определения из учебника, а та, где дети знают, для чего это им» (В. Габур). Необходимо развивать у школьников творческое мышление. Обучение должно проходить не на уровне заучивания каких-то правил, норм, а на осуществлении и внедрении в жизнь каких-то творческих идей. На мой взгляд,  необходим совсем другой подход к усвоению тех же правил – творческий. Ребят нужно заинтересовать процессом обучения, чтобы они сами стремились что-либо познать, открыть, вывести ту или иную формулу.

Для  каждого педагога важно увлечь и «заразить» детей пытливостью, неугасаемым  желанием     удивляться. Ведь «удивление рождает любопытство, любопытство – тропинка к любознательности, любознательность – дорога к знаниям». Педагог может детям показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. «Пусть ребёнок ищет, только бы не заблудился, пусть карабкается, только бы не упал, пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть борется, только осторожно».

Роль учителя в процессе урока в корне меняется: он не лектор, а менеджер учебного процесса,  организующий  учебное  взаимодействие и самостоятельную учебную деятельность детей.  

В связи с этим, я думаю, что одним из самых значимых методов работы в процессе обучения и воспитания должен быть метод проектов. Безусловно, этот метод потихоньку входит в нашу школьную жизнь, но не в той мере, как хотелось бы. Использование метода проектов даёт большие возможности и учителю, и ученику. Создание проекта – процесс творческий, в ходе которого каждый ученик становится равноправным участником, может проконсультироваться с учителем. Учитель в свою очередь осуществляет индивидуальный подход к каждому ученику. В процессе работы над проектом у школьников формируются различные общеучебные навыки: поисковые, исследовательские, рефлексивные, работа в сотрудничестве, менеджерские, коммуникативные, презентационные. Всё то, что необходимо в их дальнейшей жизни. К тому же проектная методика имеет большую практическую направленность, требует от школьника активизации всех сторон его характера.

Ребёнок – это, прежде всего, личность. Я считаю, что ребёнок должен научиться быть успешным, суметь самореализоваться, достичь определённых высот. Для этого выходные дни дети должны проводить с родителями, а не делать домашние задания. Суббота должна быть насыщена для ребенка новыми возможностями для развития: работа при школах различных кружков (клубов) по интересам (музыка, спорт, танцы, художественные мастерские и т.д.).

Ректорское сообщество тоже откликнулось на послание Дмитрия Медведева (информация с http://zavuch.info/component/content/article/40-pressa/601-reforma.html). Руководители вузов подготовили свои предложения по президентской инициативе «Наша новая школа». Среди них и тестирование учителей в школах по примеру царской России. В перспективе строительство "новой школы" должно идти по трем основным направлениям, заявил глава Российского союза ректоров Виктор Садовничий, это «новое качество преподавания, новый учитель, новые здания».

        

Новое качество преподавания даст образовательный стандарт. А вот подготовку учителя, по мнению Садовничего, надо менять за счёт того, что «нужно возобновить тесты, прохождение которых даст право преподавать в школах, наподобие тех, что были в царской России. А без них педагогов в школу не пускать». Переподготовкой учителей, при этом, вместе с традиционными курсами повышения квалификации должны заняться и классические университеты.

Тесты так тесты, но если уж брать царскую Россию за эталон, то стоит вспомнить, что не учительство одно сдавало экзамены на право занимать должность! А, прежде всего, именно на чиновничьи должности проходил такой отбор. Необходимость сдавать экзамены учителю была вызвана очень малым количеством профильных учебных заведений, готовивших именно учителей, и была возможность образованному человеку другой профессии или получившим знания самообразованием выполнить минимальный норматив и претендовать на должность учителя. И выпускные экзамены профильного ВУЗа уже такой норматив содержали!

Клочко Г.Ф., учитель начальных классов

МОУ гимназии № 40 г. Калининграда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ключевые направления общего образования.Наша новая школа

В преезентации раскрываются ключевые направления общего образования инциативы "Наша новая школа" по направлению обеспечения здоровья школьников....

Информационная компетентность как средство развития учительского потенциала.

Основные составляющие компетентности педагогических работников. Формирование информационной компетентности учителя. Коллекции электронных образовательных ресурсов....

Информационная компетентность как средство развития учительского потенциала.

Использование цифровых образовательных технологий в начальной школе является одним из важнейших аспектов развития универсальных учебных действий младших школьников, позволяющих поддержать активность и...

Развитие личностного потенциала детей с ОВЗ на внеурочных занятиях оздоровительной направленности.

В статью вошёл обзор Рабочих программ разработанных для учащихся коррекционной школы 8-го вида. И рассматривается развитие личностного потенциала детей с ОВЗ на внеурочных занятиях оздоровительной нап...