Информационная компетентность как средство развития учительского потенциала.
опыты и эксперименты

Использование цифровых образовательных технологий в начальной школе является одним из важнейших аспектов развития универсальных учебных действий младших школьников, позволяющих поддержать активность и самостоятельность обучающихся и сделать урок интересным и результативным. Однако само по себе использование тех или иных цифровых образовательных ресурсов и сервисов не гарантирует результата. Важно правильно сочетать различные формы и методики обучения, от которых зависит коэффициент усвоения учебного материала.

На современном этапе развития информационных технологий существует широкий спектр различных платформ, включающих разнообразие образовательных ресурсов и сервисов, основным преимуществом которых, по сравнению с печатными изданиями выступают мобильная обратная связь, визуализация, удобная коммуникация посредством

различных мессенджеров и возможность построения индивидуальных образовательных маршрутов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Информационная компетентность как средство развития учительского потенциала.

В конце XX века человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций.

 Концепция современного образования определила цель профессиональной деятельности учителя — сформировать у учащихся способность к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда. Следствием этого становится разработка инновационных технологий в обучении. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным.

Время диктует нам новые правила. Реализация принципа преемственности ФГОС НОО, «Профессиональный стандарт педагога» ставит перед учителем новые цели и задачи. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. В настоящее время обучение невозможно представить без использования инновационных технологий, которые занимают большое место в процессе обучения. Они используются при передаче, освоении и контроле знаний обучающихся.

Использование цифровых образовательных технологий в начальной школе является одним из важнейших аспектов развития универсальных учебных действий младших школьников, позволяющих поддержать активность и самостоятельность обучающихся и сделать урок интересным и результативным. Однако само по себе использование тех или иных цифровых образовательных ресурсов и сервисов не гарантирует результата. Важно правильно сочетать различные формы и методики обучения, от которых зависит коэффициент усвоения учебного материала.

На современном этапе развития информационных технологий существует широкий спектр различных платформ, включающих разнообразие образовательных ресурсов и сервисов, основным преимуществом которых, по сравнению с печатными изданиями выступают мобильная обратная связь, визуализация, удобная коммуникация посредством различных мессенджеров и возможность построения индивидуальных образовательных маршрутов. Вместе с тем у каждого учителя начальных классов возникает проблема – как эффективно использовать цифровые технологии, и какие платформы удовлетворяют требованиям критериев эффективности?

Использование цифровых технологий в образовании будет наиболее эффективным, если они позволяют:

- экономить время учителя и автоматизировать проверку выполненных заданий учащимися;

- формировать навыки работы школьников с различными источниками информации;

- организовать активную деятельность обучающихся, самоконтроль, самопроверку обучающихся, получения моментальной обратной связи;

- обеспечить индивидуализацию и персонализацию образования.

Используя ИКТ на своих уроках, я решаю не только задачи развивающего обучения и подготовки ученика, умеющего применять новые технологии в своей деятельности, но и специальные практические задачи, записанные в программе.  Применение компьютерных технологий позволяет реализовать важную  концепцию — визуализацию учебной информации. деятельность, коллективные формы работы, обмен мнениями. Особенностями инновационного обучения являются:

– работа на опережение, предвосхищение развития;

 – открытость к будущему;

 – направленность на личность, её развитие;

 – обязательное присутствие элементов творчества;

 – партнёрский тип отношений: сотрудничество, сотворчество, взаимопомощь и др.

Онлайн-платформа для изучения школьных предметов в интерактивной форме Uchi.ru  

Второй год я  использую в практике своей работы отечественную онлайн – платформу УЧИ.РУ. В настоящее время здесь реализуются курсы по математике, русскому языку, английскому языку и окружающему миру для начальной школы. Постепенно копилка имеющихся заданий пополняется новыми.

Почему именно  был выбран этот ресурс?

Во-первых, обучение построено на выполнении интерактивных заданий, которые соответствуют школьной программе. Задания моделируют ситуации из реальной жизни, знакомые каждому ребенку.

Во-вторых, дети имеют возможность самостоятельно изучать предмет, что является важной частью образовательного процесса. Знания не даются в готовом виде, ребенку предлагаются наводящие вопросы и создаются условия, при которых тот сможет разобраться и найти ответ сам. Предложенная система реагирует на действия ученика и, в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задает уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению.

В-третьих, образовательная платформа Учи.ру подстраивается как под одаренного ребенка, так и под отстающего, планомерно повышает их уровень знаний,   навыков. Платформа анализирует действия каждого ученика: учитывает скорость и правильность выполнения задании, количество ошибок и поведение ученика и на основе этих данных автоматически подбирает персональные задания и их последовательность, создавая индивидуальную образовательную траекторию.

      На мой взгляд, очень важно, что в данной системе имеются олимпиады, которые обучающиеся с желанием выполняют. Например, в прошлом учебном году наши ученики начальной школы приняли участие в «Дино олимпиаде», «Русский с Пушкиным», «Юный предприниматель», онлайн-олимпиаде по математике.

Сначала детям предлагается принять участие в пробном туре, где они могут потренироваться в выполнении заданий. А затем проводится основной тур. Там уже идет ограничение по времени, 60 минут.

За участие в олимпиадах ребенок в обязательном порядке получает сертификат или диплом, который размещается в разделе портфолио. Эти данные есть и в портфолио ученика, и в портфолио учителя. Там его можно скачать и распечатать, ну а потом, поместить в школьное портфолио.

Кроме этого, «плюс» данной платформы в том, что она не привязана ни к одному конкретному автору или учебнику.

Также хочется отметить, что у Учи.ру — это отечественная онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме.

Учи.ру раскрывает потенциал каждого ребенка. Платформа анализирует действия каждого ученика и на основе данных подбирает персональные задания, создавая таким образом индивидуальную образовательную траекторию.Учи.ру — это отечественная онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме.

И вот какой результат я имею:

- зарегистрированы все 25 обучающихся класса, из них активно работают 15 человек

Причем, во время каникул работа детей на данном портале активизировалась. За это время с данным ресурсом постоянно работали 12 чел.

Кроме этого, на Учи.ру зарегистрированы 18 моих родителей.

Электронный ресурс школьного образования «ЯКласс».

Что еще я использую в своей работе в школе и при выполнении домашних заданий- это электронный ресурс «ЯКласс» - предлагает теоретические материалы, практические задания и тесты практически по всем школьным предметам .

Возможности сайта «ЯКласс»: помогают учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашние задания в электронном виде, работать на уроке фронтально, индивидуально, в парах и в малых группах. Это база электронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажёр по школьной программе. С помощью данного ресурса можно разобраться в трудной теме, так как содержит теоретический материал. Повторить пройденный материал или самостоятельно изучить пропущенный в школе урок. Коллекция материалов постоянно пополняется. Материалы расположены по параграфам и по темам школьного учебника, соответствуют нашим рабочим программам. Встречаются необычные, нестандартные задания, которые привлекают интерес обучающихся, что делает работу по формированию умений и навыков интересной и увлекательной. А самое главное в основе ресурса лежит технология генерации огромного числа вариантов для каждого задания - тем самым, решена проблема списывания. Есть элементы игры. Это рейтинги лидеров класса и школ в «ТОПах», которые стимулируют не только обучающихся, но и учителя. «ЯКласс» развивает навыки работы с информационными технологиями, позволяет учителю автоматизировать процесс подготовки и проверки заданий, внедрить индивидуализацию обучения, проводить мониторинг успеваемости обучающихся и мгновенно создавать отчёты. Я считаю, что сегодня «ЯКласс» - это полноценный электронный ресурс для школьного образования. Экономит время учителя. решённых задач. Ресурсы « ЯКласс» можно использовать на уроке, дома и для внеклассной работы. Не нужно проверять горы тетрадей. Система проверит и даст процент выполнения работы, предоставит подробную статистику. Всё это можно найти в разделе «Результаты учащихся». Соревновательный элемент в разделе «ТОПы» положительно сказывается на успеваемости. На «ЯКласс» введена система сертификации учителей и учащихся. За активную работу на сайте учитель имеет возможность получения сертификатов, а по итогам года благодарственное письмо. За активную работу обучающихся учитель имеет возможность выдать сертификат.

Выводы:

Что даёт «ЯКласс» родителям?

Я считаю, что у родителей есть возможность участвовать в образовательном процессе. Видеть результаты работы своего ребёнка, полученные от независимого эксперта. Возможность помочь ребёнку устранить пробелы в знаниях без репетитора. Повысить личную ИКТ-компетентность и помочь в этом ребёнку.

Что даёт «ЯКласс» обучающимся?

Я считаю, что данная технология помогает не списывать, а реально понять учебный материал. Почувствовать уверенность в собственных силах. Повторить нужную тему перед контрольной или проверочной работой. Заработать отметки даже в период отсутствия в школе по уважительной причине, во время болезни, карантина. Проявить себя и стать «лидером» в классе, в школе.

Что даёт «ЯКласс» учителю?

Я считаю, что использование инновационных технологий, образовательных интернет - ресурсов школьного образования, дают учителю возможность более качественно организовать образовательный процесс, за счёт реализации деятельностного подхода в обучении, реализации принципа построения индивидуальной образовательной траектории, организации учебного процесса, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Использование мотивирующего фактора в форме интеграции с соревновательно - игровым фоном; формирования у учащихся психологической уверенности в собственных силах, повышения ИКТ- компетентности. Даёт возможность обучающимся получить более качественное образование.

Цифровой образовательный ресурс LECTA

 Цифровая образовательная платформа LECTA (lecta.ru) создана для внедрения современного электронного образовательного контента в школах РФ. Данная платформа обеспечивает современный подход к реализации образовательного процесса в начальной школе, сочетает в себе возможности использования электронных форм учебников и сервисы, направленные на отработку практических навыков и умений обучающихся, и позволяет провести занятия для ученика более разнообразно и интересно.

Использование в начальной школе двух «умных» сервисов образовательной платформы LECTA – это «Классная работа» и «Контрольная работа», продемонстрировало свою эффективность.

Рассмотрим, как сервис «Классная работа» помогает облегчить работу учителя начальных классов в процессе планирования и проведении занятий. Одно из преимуществ сервиса – это наличие готовых материалов: к конкретным учебникам или к любому учебно-методическому комплексу. Благодаря сервису можно создавать свои планы уроков (технологические карты) и презентации к урокам, редактировать их. Это конструкторы, которые позволяют облегчить работу учителя, ускорить процесс планирования урока и подготовки педагога к занятиям. Сервис включает такие объекты, как тренажеры и даже кроссворды, а также схемы, таблицы, различные фотографии, иллюстрации, озвученные слайд-шоу, 3D-изображения. Одним из главных продуктов данного сервиса является широкий спектр электронных учебников, которые содержат видео, мультимедийные элементы, тренажеры, интерактивные ссылки, которые позволяют делать процесс обучения познавательным и увлекательным. Младший школьник может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебе.

Учитель использует тренажеры для получения обратной связи во фронтальном режиме, для организации самоконтроля и самопроверки ученика школьниками с использованием «листа достижений», в котором отмечены планируемые результаты и даны ссылки на задания тренажера. Продукты, представленные на сервисе «Классная работа» позволяют существенно сократить время учителя на подготовку к урокам и составлению учебных заданий. Вместе с тем необходимо отметить, что электронный учебник – это всего лишь инструмент в руках учителя, который побуждает детей чувствовать, мыслить и творить.

В дополнение к сервису «Классная работа» разработан и запущен сервис «Контрольная работа», на котором представлены готовые контрольные, тренировочные и проверочные задания разного уровня сложности с ключами для учителя (которые можно выполнить в электронном виде на интерактивной доске, устройстве ученика или в распечатанном виде) и автоматизированной проверкой правильности выполненных заданий и анализом результатов. Этот сервис демонстрирует свою эффективность при подготовке к всероссийским проверочным работам в начальной школе, формируя задания базового и повышенного уровней. Система перемешивает варианты заданий, предотвращая списывание учащихся. Тренажер разработан LECTA совместно с Электронной школой Знаника и является полностью бесплатным.  

Электронная школа «ЗНАНИКА»

Хотелось бы несколько слов об опыте работы с электронной школой «Знаника» .

 «Электронная школа Знаника» в период с 9 по 22 апреля 2018 года проводят традиционную Всероссийскую неделю мониторинга по математике и русскому языку – бесплатное диагностическое мероприятие, в рамках которого учителя и администрации образовательных организаций могут проверить уровень усвоения знаний школьников 1-8 классов по итогам учебного года, оценить готовность учеников к диагностическим работам (в частности, к ВПР в 4, 5, 6 классах).

 В прошлом году в апреле  первый раз  мы участвовали  во  Всероссийской  неделе мониторинга по математике и русскому языку. В  этом году учебном году мониторинг был в сентябре, следующий будет в апреле. Наш класс уже готовится к участию.

 Мониторинг проводится по русскому языку и математике. Мероприятие проводится очно, в классе. Возможно проведение мониторинга в компьютерных классах, если нет такой возможности и для учеников начальных классов — в бумажной форме на бланках в классах. Ответы вносятся на сайт, либо учениками во время тестирования, либо позднее учителем. Результаты и отчеты становятся доступны пользователям в течение нескольких дней после загрузки выполненных работ.

По итогам мониторинга каждый учитель получает отчеты по классу и сможет оценить результаты для принятия педагогических решений в оставшееся до конца учебного года время. Каждый ученик получает сертификат участника, а также комплект индивидуальных домашних заданий, составленный с учетом результатов школьника и позволяющий провести корректировку уровня знаний по западающим тема.

Заключение.

Подводя итог, необходимо заключить, что использование цифровых технологий в начальной школе – это не самоцель. Самое главное – это достижение планируемых результатов, поэтому задача учителя начальных классов заключается в расширении диапазона знаний о цифровых образовательных ресурсах и сервисах, способности выбирать наиболее эффективные для решения конкретных учебных задач. Учитель нового цифрового поколения должен работать так, чтобы младший школьник понял, что он самостоятельно постигает путь новых открытий и приобретения новых навыков. Учитель только направляет мысли ребенка в то русло, плывя по которому, ученик сам делает открытия и заражается «вирусом увлеченности и любознательности». Учитель выступает навигатором повышения мотивации, интереса, развития интеллекта обучающихся, что, в конечном счете, обеспечивает эффективную работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проигрывание фольклорных произведений как средство развития нравственного потенциала личности младшего школьника

Проигрывание произведений фольклора оказывает большое воспитательное воздействие на личность ребенка, являясь одним из средств развития нравственного потенциала младшего школьника,т. к. понимание ситу...

Фольклор как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника

В данной статье рассмотрены условия развития творческого потенциала личности младшего школьника. Применяемые в педагогике средства и методы, основывающиеся на фольклоре, в полной мере учитывают присущ...

статья Информационная компетентность как средство обеспечения непрерывного образования

Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и про­фессиональную мобильность....

Формирование информационной компетентности учащихся средствами ИКТ

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного п...

Информационная компетентность как средство развития учительского потенциала.

Основные составляющие компетентности педагогических работников. Формирование информационной компетентности учителя. Коллекции электронных образовательных ресурсов....

Ключевые направления развития учительского потенциала

Выступление на Форуме педагогической общественности....