Метапредметные связи во внеурочной деятельности
статья на тему

Соколова Любовь Викторовна

В этой статье я постаралась раскрыть особенности метапредметных связей в условиях реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx14.61 КБ

Предварительный просмотр:

Соколова Л.В.

Учитель начальных классов

МКОУ СОШ №5

Метапредметные связи во внеурочной деятельности

В последние годы в связи с научно-техническим прогрессом общества, необходимостью решения комплекса задач, стоящих перед школой, возросла роль метапредметных связей, реализуемых учителями разных предметов на уроке и во внеурочной работе.

Усилению внимания к проблеме метапредметных связей педагогов, ученых и практиков способствовало включение в новые учебные программы специального раздела «Метапредметные связи», рекомендации которого активизировали творческие поиски учителей, стимулировали совершенствование их педагогического мастерства в плане овладения умениями по осуществлению связей с другими предметами на уроках и во внеклассной работе.

В дидактической системе, построенной на основе принципа метапредметности, перестраиваются все этапы деятельности учителя и учащихся. Деятельность учителя и обучающихся имеет общую процессуальную структуру: цель – мотив – содержание – средства – результат – контроль. Под влиянием метапредметных связей  содержание этих этапов и способы их реализации приобретают специфику.

На первом этапе деятельности обучающиеся, совместно с учителем, ставят объективно значимую общепредметную цель, которая отражает общие учебно-воспитательные задачи и предъявляется учащимся в форме учебно-познавательных метапредметных задач. Учащиеся под руководством учителя должны осознать метапредметную сущность такой задачи, осуществлять анализ ее условий, отбор необходимых опорных знаний из различных предметов. При этом важно направить внимание, мысль, волю ученика, его активность не только на усвоение новых общественных знаний и способов деятельности, но и на развитие своих умений переноса синтеза, качеств личности, способностей и интересов. Это целевой этап.

Следующий этап – побудительный. Учитель, руководствуясь мотивами коллективного сотрудничества в достижении общих целей всестороннего и гармоничного развития личности, стимулирует познавательный интерес учащихся к мировоззренческим знаниям. К обобщению понятий из смежных предметов. Учитель подчеркивает практическую и личную значимость для ученика успеха в предлагаемой деятельности по изучению комплексных метапредметных проблем. Учащиеся актуализируют познавательные мотивы, мобилизуют волевые усилия.

Содержательная сторона деятельности. Учитель вводит новый материал, одновременно актуализируя опорные знания из других предметов, осуществляя преемственные, сопутствующие или перспективные метапредметные связи на уровне общих фактов, понятий, законов, теорий, идей. Способы осуществления таких связей могут быть различны, и соответственно изменяется характер деятельности учащихся по реализации метапредметных связей.

Одновременно с овладением содержанием осуществляется и операционная сторона деятельности. Школьники, опираясь на наглядные средства обучения, способствующие обобщению знаний из различных предметов, выполняют действия актуализации, переноса, синтеза, оценки значимости новых выводов их речевого закрепления. В этом процессе происходит применение ранее усвоенных знаний и умений и выработка новых метапредметных связей.

Познавательные умения совершенствуются во взаимосвязи с оценочными, коммуникативными, организационными, речевыми, творческими, практическими, организационными, речевыми, творческими, практическими, стимулируя мотивацию учебной и трудовой деятельности учащихся.

Результативный этап, когда формулируются выводы, обобщения, включаемые в систему мировоззренческих знаний, когда фиксируются достижения в овладении новыми, более совершенными умениями и навыками, новыми связями, отмечаются сдвиги в мотивационной сфере и организаторские успехи в учебной и трудовой деятельности на основе метапредметных связей.

Оценка результатов. Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ обучающихся. Параметры оценивания  представленных работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся 1-2 раза в год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.

Таким образом, метапредметные связи при их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивают весь процесс обучения, т.е. выступают как современный дидактический принцип.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта развития метапредметных результатов курса внеурочной деятельности

Рефлексивная карта , лист индивидуальных достижений ученика по курсу внеурочной деятельности, карта развития метапредметных результатов заполняются 1 раз в год....

Мастер-класс_Мониторинг сформированности метапредметных результатов через внеурочную деятельность

Мастер-класс, в ходе которого педагоги знакомятся, каким образом можно получить мониторинг формирования познавательных и коммуникативных способностей и способами формирования и развития данных результ...

Формирование метапредметных компетенций во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы школы. Основное внимание акцентируется  на достижении личностных и метапредметных резу...

статья "Формирование метапредметных результатов во внеурочной деятельности"

Опыт работы по внеурочной  деятельности по направлению «Основы начального технического моделирования»...

Формирование метапредметных результатов в внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в условиях школы-интерната для детей с НОДА

Направления внеурочной деятельности – декоративно-прикладное исскуство.Принимают свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у них свой взгляд на красоту, они способны создавать...

Учёт личностных и метапредметных УУД по внеурочной деятельности

Таблица отслеживания личностных и метапредмеьных УУД по внеурочной деятельности "Литературная мастерская "В мире книг", "Учусь создаватьп роект"...

Личностные и метапредметные результаты во внеурочной деятельности

В условиях введения ФГОС нового поколения особое внимание в организации внеурочной деятельности акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов....