Главные вкладки

    Презентация к уроку на тему:
    статья "Формирование метапредметных результатов во внеурочной деятельности"

    Моргачёва Ольга Васильевна

     Опыт работы по внеурочной  деятельности по направлению «Основы начального технического моделирования»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл morgacheva_o.v._konferentsiya_2016.docx90.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование метапредметных результатов во внеурочной деятельности

           (слайд 1) Внеурочная работа  является необходимой составляющей обучения в школе. Она повышает интерес к образовательным предметам, развивает  различные умения учащихся и является способом проявления личностных качеств.  Так, например, на достижение планируемых результатов по математике хорошо работает организованная внеурочная деятельность по направлению «Основы начального технического моделирования». Актуальность данной программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения. Этот курс создан с целью содействия развитию у детей младшего школьного возраста способностей к техническому творчеству и постепенному  переходу от начального технического моделирования к конструированию простейших технических объектов и игрушек. Одной из задач этого направления является формирование универсальных учебных действий младших школьников: исследовательских, проектных, конструкторско-технологических, коммуникативных.

      (слайд 2)    Кружок  «Основы начального технического моделирования» носит интегрированный характер. Программа представлена творческими мастерскими: игротеки, коллекции идей, оригами, конструирование и моделирование. Они расширяют конструкторско-технологические знания и умения, обеспечивая реализацию основной идеи стандарта второго поколения – взаимосвязи образовательного пространства и развития универсальных учебных действий младшего школьника.

            Выбирая темы для работы в этом направлении, для меня важно было не повторить тематику уроков технологии. Так же я опиралась на практическую и социальную значимость нашей с ребятами деятельности.

            В результате появилась программа, рассчитанная на четыре года обучения. В первом классе упор делается на работу в технике оригами. Начинаем работать с простейшими базовыми формами, развиваем моторику, аккуратность, точность в действиях, пространственное воображение.  Делаем кошелёк, стаканчик, шапки для жаркой погоды, пилотки – всё это можно использовать в повседневной жизни. Так же работаем с конструктором «Лего»: в парах или группах придумываем модель, собираем её, защищаем свой проект. В процессе работы может появиться среда, окружающая модель (строительная площадка, парк и др.).

             Со второго года обучения начинается работа с чертежами: читаем чертёж, разбираемся в обозначениях, работаем с простейшими  развёртками (коробочки, шкатулки). Продолжаем работу  в технике оригами, изделия усложняются, появляется техника киригами (отдельный вид оригами, в котором разрешается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе складывания модели).

             С третьего года обучения появляются  геометрические построения, составляем чертежи по готовым размерам. Усложняются модели оригами (осваиваем новые базовые формы) и киригами. Начинаем осваивать динамические модели. Работаем с бросовым материалом, переходим  к проектной деятельности. Начинаем участвовать в конкурсах, выставках.

            В четвёртом классе продолжаем работу с геометрическими построениями, делаем чертежи к моделям по собственному замыслу, работаем с бросовым материалом, разрабатываем, воплощаем в жизнь и защищаем свои проекты.

             В своём мастер-классе мне хочется представить фрагмент работы, которую мы делали с ребятами в третьем классе.

             Я предлагаю вам готовую работу в технике оригами. (слайд 3) Это изделие называется «Ваза - Не трогай конфеты». Эта ваза была сложена россиянкой Еленой Афонькиной. Независимо от нее такую же вазу придумал Филип Шен из Гонконга, и подобную вазу можно найти в испанской традиции складывания бумаги (приблизительно 1939 года).

       Внимательно посмотрите на вазу и подумайте, какая фигура лежит в её основе? Для этой модели требуется шестиугольный лист бумаги.

    Мы с ребятами сделали небольшой экскурс в историю и выяснили, для чего людям впервые понадобился шестиугольник и где вообще требуется деление окружности на части. Вот что у нас получилось. (слайды 4- 14) Заодно изучили историю возникновения чертёжных инструментов.

    (Слайд 15) Итак, перед нами задача – получить шестиугольник из обычного листа.  Конечно, первоначально нам нужна окружность. Она у вас уже есть. Но сначала давайте вместе подумаем,  определения каких понятий можно повторить с детьми на таком занятии (радиус, диаметр, окружность, круг, симметрия).  До этого занятия мы с ребятами уже сталкивались с необходимостью начертить шестиугольник и научились делать это с помощью циркуля и транспортира. А теперь я предлагаю открыть для себя новый способ – при помощи угольников. (слайд 16) Перед вами два вида угольников – с углами 90, 30 и 60 градусов и с углами 90, 45 и 45 градусов. Подумайте все вместе, как вы можете получить из окружности шестиугольник? (слайд 17) Кто может объяснить весь процесс работы? (слайд 18) (в окружности 360 0, мы делим 360 на 6, т.к. нужен шестиугольник, получается 60. Значит, воспользуемся шестиугольником с углом 600, прикладывая его к центру окружности нужным углом и отмечая на окружности делением, получим шесть отметок, соединив которые, получим шестиугольник).

    Есть способ быстрее. Но для этого надо вспомнить о симметрии фигуры. Тогда достаточно провести три радиуса и продолжить  их, получив диаметры.

          У вас есть заготовки шестиугольников, попробуем сложит вазу… (слайд 19-26)

    С этой работой справляются третьеклассники, а в четвёртом классе можно предложить ребятам работу посложнее – из базовой шестиугольной формы сложить нарцисс. Кроме такой вазы, умение строить шестиугольник разными способами нам пригодилось при изготовлении лэпбуков – книжек-раскладушек, которые можно использовать на любых уроках. В лэпбуке вся информация содержится в кармашках разной формы – гармошках, блокнотах, разных развёртках. Один из видов кармашков мы делаем из шестиугольника.

    На протяжении всего времени сотрудничаем с Центром детского технического творчества и Городским дворцом творчества детей и молодёжи, посещаем выставки и сами участвуем в них, консультируемся, участвуем в конкурсах.  

           Результат работы был вполне ожидаем: у ребят развивается пространственное воображение, логическое мышление, лучше усваивается геометрический материал и у многих появился интерес к математике, черчению, конструированию.

            Немаловажен и тот факт, что появился интерес к техническим профессиям. (слайд 27)

    1. Деление окружности на 6 частей с помощью циркуля, транспортира, угольников, путём складывания бумаги, способ в оригами
    2. Получение 12 частей (циферблат)

    102_Origami_iz_bumagi


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Карта развития метапредметных результатов курса внеурочной деятельности

    Рефлексивная карта , лист индивидуальных достижений ученика по курсу внеурочной деятельности, карта развития метапредметных результатов заполняются 1 раз в год....

    Мастер-класс_Мониторинг сформированности метапредметных результатов через внеурочную деятельность

    Мастер-класс, в ходе которого педагоги знакомятся, каким образом можно получить мониторинг формирования познавательных и коммуникативных способностей и способами формирования и развития данных результ...

    Формирование метапредметных компетенций во внеурочной деятельности.

    Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы школы. Основное внимание акцентируется  на достижении личностных и метапредметных резу...

    Социально-образовательная практика «Тризленд» как средство формирования метапредметных результатов во внеурочной деятельности.

    Социально-образовательная практика «Тризленд» как средство формирования метапредметных результатов во внеурочной деятельности....

    «Активные современные формы обучения на уроках во внеурочной деятельности как результат повышения мотивации учащихся в изучении предмета «Музыка» и во внеурочной деятельности.

    Как оживить урок или занятие? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или, наоборот, бесполезным в реальной жизни?...

    Формирование метапредметных результатов в внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в условиях школы-интерната для детей с НОДА

    Направления внеурочной деятельности – декоративно-прикладное исскуство.Принимают свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у них свой взгляд на красоту, они способны создавать...

    Метапредметные связи во внеурочной деятельности

    В этой статье я постаралась раскрыть особенности метапредметных связей в условиях реализации ФГОС....