Достижение метапредметных результатов через проектную деятельность
статья по теме

Копылова Светлана Алексеевна

Организация проектной деятельности в начальной школе через факультативный курс "Очевидное - невероятное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_proektoy_deyatelosti_v_nachalnoy_shkole.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования.  Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Таким образом, на первый план выходит личность школьника, способность его к самостоятельному целеполаганию, самоорганизации, самостоятельному решению проблемы, к рефлексивному анализу собственной деятельности.

Перспективная работа по данному направлению начинается в начальной школе через организацию познавательной деятельности исследовательского характера на уроках. Однако, совершенно ясно, что никакого исследования не проведёт ни младший школьник, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. С этой целью в нашей школе со второго класса введён факультативный курс «Я – исследователь», ценность которого заключается не столько в результате познавательной деятельности ученика, сколько в развитии умений проектирования: проблематизации, целеполагания, организации и планирования деятельности, самоанализа и рефлексии, презентации, коммуникативности, умения принимать решения.

В учебно–методический комплект факультативного курса входят:

1. Модифицированная программа исследовательского обучения младших школьников. (Автор Александр Ильич Савенков).

2. Рабочая тетрадь «Я – исследователь»

3. Методическое пособие «Методика исследовательского обучения младших школьников»

Учебная нагрузка определяется из расчёта 1 час в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы.

Программа данного курса включает 3 подпрограммы: «Тренинг», «Исследовательская практика»,  «Мониторинг»

На «тренинговых» занятиях учащиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, учатся видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, работать с текстом, наблюдать, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Пройдя первый круг в 1 и 3 четверти 2 класса, возвращаемся к аналогичным занятиям в 3, 4 классах, естественно, что задания  усложняются от класса к классу.

Второй, основной и центральной, самой интересной и требующей активной творческой деятельности подпрограммой факультативного курса является «Исследовательская практика».

Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований, экспериментов и выполнение творческих проектов.

Первые проекты и исследовательские работы носят коллективный характер. Темы исследовательских работ самые различные. Н-р, изучение чистоты снега, жизнь зеленого листа, эксперименты с магнитом и металлами.

Хочется отметить, что дети не только проводят исследование или эксперимент, а, прежде всего, определяют проблему, формулируют цель, ставят задачи, выдвигают гипотезы, а затем в практической деятельности проверяют их и делают выводы.

С большим интересом дети участвуют в разработке и реализации коллективных проектов.

Структура учебного проекта или исследования включает в себя следующие основные этапы:

1. Организационный. (Формулируется проблема, выдвигается гипотеза, определяются цель и задачи проекта)

 2. Подготовительный. (Организуются группы, распределяются обязанности, планируются деятельность по решению задач и формы презентации результатов)

В практике работы сложилось следующее деление на группы или, мы их называем, творческие центры.

Научный центр «Не знаю – найду» (Работает с литературой по данной проблеме). Пресс-центр «Академические вести» (Выпускает информационные газеты с освещением исследуемой проблемы). Статистический центр «Цифры и факты» (Проводит анкетирование, опросы). Пиар – центр «Полезно знать» (Освещает (популяризирует) исследуемую проблему среди родителей и учащихся других классов). Практический центр «Очень умелые ручки» (Разрабатывает и изготавливает макеты по данной проблеме).

Мы прекрасно знаем, что не каждый ребёнок может чётко, интересно, захватывающе рассказать, но зато он хорошо рисует или без труда изготовит макет,  поэтому и объединяются дети в творческие центры по способностям и интересам. Есть дети, которые, могут и то, и другое, поэтому в реализации проекта они  успевают проявить себя сразу в нескольких центрах.

3. Деятельностный. (Собирается информация, проводятся исследования, наблюдения,  структурируется полученная информация и готовится презентация)

4. Презентация. Виды презентационных проектов могут быть различными, например: путешествие, реклама, ролевая игра, спектакль, телепередача, экскурсия и др.

Следующий этап работы на факультативных занятиях – самостоятельная исследовательская практика школьников.

Каждый ребёнок, имея рабочую тетрадь «Я – исследователь», где подробно описана последовательность действий на пути проведения собственного исследования, переходит к самостоятельной деятельности по реализации индивидуальной исследовательской работы или проекта.

Учитель в это время выступает только в роли помощника, и занятия проходят в форме  индивидуальных консультаций.

Третья подпрограмма курса – «Мониторинг»

Она включат в себя проведение семинаров, конференций, защиту исследовательских работ и творческих проектов. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. С этой целью в школе проводятся дни науки, проектные недели, в которых участвуют учащиеся  всех классов начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижение метапредметных результатов через построение гипотез

Уроки, направленные на работу с гипотезами учащихся, не могут  быть проведены без опоры на метапредметные умения, и в то же время открывают путь для их естественного «включения» в урок Полно...

Доклад для методического объединения "Достижение метапредметных результатов через уроки русского языка"

Перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ФГОС нового поколения. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов. Под метапредметными результатам...

Мастер-класс_Мониторинг сформированности метапредметных результатов через внеурочную деятельность

Мастер-класс, в ходе которого педагоги знакомятся, каким образом можно получить мониторинг формирования познавательных и коммуникативных способностей и способами формирования и развития данных результ...

Исследовательский и проектный подход в обучении. Оценка метапредметных результатов через защиту проектов.

Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуа­ции. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школь­ник должен...

Проектно-исследовательская деятельность ученика начальной школы как способ достижения метапредметных результатов образовательного процесса

Статья является итогом длительной работы по вовлечению обучающихся в работу над проектом. Систематичность такой деятельности побуждает детей к разного рода исследованиям и поиску информации. Обработка...

Проектная методика как один из способов достижения метапредметных результатов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.С помощью данных т...

Достижение метапредметных результатов через построение гипотез

Уроки, направленные на работу с гипотезами учащихся, не могут  быть проведены без опоры на метапредметные умения, и в то же время открывают путь для их естественного «включения» ...