Проектно-исследовательская деятельность ученика начальной школы как способ достижения метапредметных результатов образовательного процесса
статья на тему

Нечепаева Светлана Анатольевна

Статья является итогом длительной работы по вовлечению обучающихся в работу над проектом. Систематичность такой деятельности побуждает детей к разного рода исследованиям и поиску информации. Обработка полученной информации заставляет ребёнка показывать результат своей работы, а это и есть мотивация к учебной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность ученика начальной школы как способ достижения метапредметных результатов образовательного процесса.

ФГОС нового поколения нацеливает Российскую школу на формирование у учащихся умения учиться [7]. В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход, который обеспечивает не только системное освоение предметных знаний и умений, но и развитие универсальных учебных действий, посредством включения в разнообразные виды деятельности, в том числе учебные. ФГОС определяет новые требования к результатам обучения школьников.  Выделяются личностные, метапредметные и предметные результаты. Метапредметные среди них занимают особое место. Метапредметность получила развитие в работах Ю.В.Громыко, А.В.Хуторского ещё в конце XX века. Она стала одним из ориентиров новых образовательных стандартов [6]. Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы началось формирование нового типа сознания учащихся и учителя, которое не ограничивается информационными знаниями одного предмета, а работает во взаимосвязи с другими дисциплинами.  В своём классе я считаю формирование метапредметных умений главным условием достижения планируемых результатов и на каждом уроке и во внеурочной деятельности стараюсь обращать на это внимание. В зависимости от предмета и темы урока использую групповые или парные формы работы учащихся. Это даёт возможность всем детям сразу ощутить результаты своей работы. Особенно это актуально для первоклассников, когда социального и предметного опыта у учащихся очень мало, то развитие ребёнка в метапредмете даёт возможность ему скорее адаптироваться и нацелить своё внимание на развитие познавательной активности. Хорошим стимулом в этом является ежегодный конкурс проектов и исследовательских работ «Хочу всё знать». В конкурсе в этом году приняли участие 24% учащихся, учитывая, что это 1 класс, конечно, помощь родителей присутствовала обязательно. Но это и ценно, в этом возможность укрепления семейных традиций, а значит успешности и активности ученика. В   прошлом учебном году,  для сравнения,  87% ребят-четвероклассников пробовали свои силы в классном этапе конкурса. Был победитель в школьном этапе и 1 ребёнок (Лихачёв Михаил) принял участие и занял третье место в городской научно-практической конференции «Открытие», проходившей на базе МБОУ «Гимназия № 1» в формате личного проекта. Всё это становится возможным потому, что двигаясь в метапредмете, ребёнок осваивает сразу два типа содержания: содержание в предметной области и деятельность. Получается, что метапредмет – это возможность удвоения производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста. В этом смысле проектно-исследовательская деятельность в начальной школе является прекрасным способом работы, когда у ребёнка возникает потребность пользоваться всеми видами собственных познавательных процессов. К тому же во время работы над проектом объединяются учащиеся разной степени подготовленности: как обладающие достаточным запасом знаний, так и не готовые к исследовательской деятельности, потому и выполняющие роль «статистов». Поэтому подготовка всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно к активной познавательной деятельности – одна из основных задач, стоящая перед учителем – организатором проектного обучения [4]. В этом году также я осуществила новый шаг и создала совместный проект с учеником моего класса Заволокиным Кириллом, который попробовал свои силы в использовании фотографии для изучения объектов природы. Материалы мною отправлены на конкурс «Многогранье», объявленный ВИРО в рамках проекта «Учимся с Intel”. Сейчас ждём результатов. Учителю необходимо во время работы над проектом не слишком явно контролировать и регламентировать деятельность ребёнка важно поощрять их самостоятельность. Я лишь стараюсь  создавать условия для решения задач, причём подход к решению может был в этот раз индивидуальным. Кирилл с удовольствием снимал на свой новый  телефон, принёс фото в класс, я всё показала детям, мы это обсудили и создали проект. Метапредметный подход во время работы над конкретным проектом задал новые возможности работы с мировоззрением ребёнка, его самоопределением, с обретением смысла жизни. Такой подход даёт возможности для всех учащихся, открывает реальную возможность повысить качество образования. А.В.Хуторской считает, что условием создания учеником метапредметного образовательного продукта является предоставление ему возможности познать реальный образовательный объект. И лишь затем – знакомиться со знаниями человечества о нём. [7, с.  159]. Так и мы, сначала сфотографировали окружающие школу деревья, а теперь начали искать о них информацию везде: атлас-определитель А.Плешакова, энциклопедии «ЭКСМО», просто у родителей-ботаников и местных жителей. Родилась идея продолжить проект: сфотографировать те же деревья через какое-то время, когда появятся листья или когда они зацветут, а потом сравнить. Многие ребята теперь приносят в школу и свои новые идеи. Результат налицо: дети достигают,  или пока пытаются достичь  результата через: образовательную  самостоятельность  (требуется умение  находить  средства  для  собственного  продвижения,  развития); образовательную  инициативу  (нужно научиться  выстраивать  свою  образовательную  траекторию,  создавать  необходимые  для  собственного  развития  ситуации  и  адекватно  их  реализовать); образовательную  ответственность  (важно уметь  принимать  для  себя  решение  о  готовности  действовать  в  нестандартных  ситуациях). Для достижения метапредметного результата обучения, конечно, ученики должны получать качественное предметное образование. Метапредметный подход не противоречит традиционному подходу, а позволяет интенсифицировать и усилить освоение предметных знаний [2]. 

Диагностика,  контроль  и  оценка  метапредметных  образовательных  результатов  проводятся  на  основании  создаваемой  учеником  образовательной  продукции.  Для  достижения  метапредметных  результатов  нужно  формировать  метапредметные  навыки.  Метапредметные  навыки  —  это  надпредметные  навыки,  которые  дают  возможность  обобщения  полученных  знаний  для  применения  в  любой  области  жизнедеятельности,  формируют  умение  решать  разные задачи.   Применение  проектной и исследовательской  деятельности  в  учебном  процессе  формирует  метапредметные  умения  и  навыки.  Они  включают  в  себя  умение  решать  постоянно  возникающие  новые,  нестандартные  проблемы; соответствовать  предъявляемым  повышенным  требованиям  к  коммуникационному  взаимодействию  и  сотрудничеству,  толерантности.  По  мнению  В. С.  Лазарева,  проектный  способ  решения  проблем  нужен  тогда,  когда  плохо  определён  образ  желаемого  результата,  и  его  нужно  спроектировать,  когда  возможно  спланировать  процесс  достижения  желаемого  результата,  когда  существует  возможность  контролировать  и  регулировать  ход  спланированных  действий  [1, с.  135].  Осваивая  способы  проектной  деятельности,  учащиеся  смогут  развить  умения (метапредметные умения),  которые  будут  полезными  и  в  жизни.  А именно:

1) умение  анализировать  проблемные  ситуации

2) умение  проектировать  цели

3) умение  разрабатывать  гипотезы

4) умение  проверять  гипотезы

5) умение  планировать  достижение  целей

6) умение  оценивать  решения  и  делать  обоснованный  выбор

7) умения  ставить  и  решать  познавательные  задачи

8) умение  эффективно  работать  в  группе

Важно учить детей действовать самостоятельно, учить ребёнка отслеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями, помогать формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования, учить высказывать собственные суждения, делать свои умозаключения. Очень рекомендую вначале первого класса запустить игровой проект «Добро и зло», который помогает раскрыться учащимся, плохо идущим на контакт, на выстраивание отношений в коллективе. Продуктом исследования может быть мини-спектакль, или акция «Спешите делать добро», в нашем случае акция «Белый цветок», в котором принимают участие и дети и родители. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. Такими могут быть проекты: «Витамины», «Пчёлы - крылатые фармацевты» (проект моей ученицы Шапетиной Юлии представлен в рубрике «Алые паруса» в социальной сети учителей nsportal). Практико-ориентированные проекты направлены на решение определённой практической проблемы. Их отличает чётко обозначенный результат с самого начала: разработка действий, рекомендаций, направленных на устранение выявленных нарушений в состоянии природных и социальных объектов, как наш проект «С фотоаппаратом на урок». Проект, который требует чётких выводов, например, «Сохрани своё здоровье», с которым выступила ученица 1 класса Коровченко Полина в 2016 году на школьном конкурсе проектов «Хочу всё знать». В этом случае учитель, в свою очередь, из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности учащихся. Это и приносит так необходимый нам образовательный метапредметный результат, как возможность комплексного решения мотивации ребёнка и ориентира его деятельности на результат.

Список  литературы:

  1. Лазарев  В.С.  Проектная  и  псевдопроектная  деятельность  в  школе  //  Народное  образование.  —  2014.  —  №  8.  —  С.  130—136.
  2. Петунин  О.В.  Метапредметные  умения  школьников  //  Народное  образование.  —  2012.  —  №  7.  —  С.  164—169.
  3. Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  основного  общего  образования  /  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm  (дата  обращения:  09.04.  2015).
  4. Хаустова В. Н., Губарева Е. Г., Солошенко Н. Н. Проектно-исследовательская деятельность школьников как один из эффективных способов обучения// Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. — Челябинск:  Два комсомольца, 2016. — С. 14-16. 
  5. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№1. 
    http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail:
    journal@eidos.ru.
  6. Хуторской  А.В.  Методика  личностно-ориентированного  обучения.  Как  обучать  всех  по-разному?:  Пособие  для  учителя.  М.:  Изд-во  ВЛАДОС-ПРЕСС,  2005.  —  383  с. 
  7. Хуторской  А.В.  Работа  с  метапредметным  компонентом  нового  образовательного  стандарта  //  Народное  образование.  —  2013.  —  №  4.  —  С.  157—171.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как способ достижения метапредметных результатов. Мастер-класс . Опарина О.Н., Клюшина Е.Н.

Основная цель нашего мастер – класса – это возможность поделиться опытом, который мы приобрели за время работы по развитию метапредметных умений у наших учеников, посредством применения метода проекто...

Характеристика личностных и метапредметных результатов образовательного процесса на разных этапах обучения в начальной школе

Характеристика личностных и метапредметных результатов образовательного процесса на разных этапах обучения в начальной школе...

Проектная методика как один из способов достижения метапредметных результатов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.С помощью данных т...

« Технология продуктивного чтения как способ достижения метапредметного результата»

От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться. Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, анали...

«Современные образовательные технологии как способ достижения метапредметных результатов в начальной школе»

Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным д...