Главные вкладки

    Формирование метапредметных компетенций во внеурочной деятельности.
    статья по теме

    Носова Зоя Ивановна

    Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы школы. Основное внимание акцентируется  на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности. Цель организации внеурочной деятельности - создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_vneurochnaya_deyatelnost.docx22.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Носова З.И.

    МБОУ СОШ №88 с УИОП

    учитель начальных классов

    Внеурочная деятельность – путь к развитию

    обучающихся начальных классов.

    Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

    Внеурочная деятельность учащихся,   как и деятельность  в рамках уроков,  направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.  Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на  достижении личностных и метапредметных результатов, что и  определяет  специфику внеурочнойдеятельности,  в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

    Цель организации внеурочной деятельности МБОУ СОШ №88 с УИОП в соответствии с ФГОС НОО -  создание условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

    Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе  позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

    • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
    • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
    • улучшить условия для развития ребенка;
    • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

    Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

    • спортивно-оздоровительное
    • художественно-эстетическое
    • проектная деятельность
    • учебно-познавательная  

     Формы внеурочной деятельности,  используемые в начальной школе: экскурсии, кружки, секции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

    Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

    • учебный план образовательного учреждения
    • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
    • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
    • классное руководство

                  К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности  отнесены:

    Личностные результаты:

    • готовность и способность к саморазвитию;
    • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
    • самостоятельность и ответственность за свои поступки;
    • установка на здоровый образ жизни;
    • ценностное отношение к природному миру

    Коммуникативные УУД:

    • обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
    • задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
    • договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • определять общую цель и пути ее достижения;
    • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

    Регулятивные УУУД:

    • формулировать и удерживать познавательную задачу;
    • составлять план и последовательность действий;
    • адекватно воспринимать замечания и предложения;
    • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

    Познавательные УУД:

    • поиск и выделение необходимой информации из различных источников;
    • сбор, обработка и передача информации различными способами;
    • классификация по заданным критериям;
    • построение рассуждений, обобщений;
    • называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием.

     Актуальность программы курса «Школа правильного питания» (спортивно-оздоровительного направления)заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.

    Цель программы: формирование у детей  основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

    Занятия предполагают непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждение интереса и желания соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).

      Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка родителей. Поэтому в курсе «Школа правильного питания»  часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.

     В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности.

    Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные. Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия; получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.

    По программе курса «Логика, память, мышление» (общеинтеллектуальное направление) на протяжении учебного года учащиеся занимаются в активной игровой  форме. Увлекательные задания и упражнения тесно пересекаются с материалами основных учебных предметов. Занятия направлены на повышение эффективности учебной деятельности и снижение утомляемости младших школьников за счет развития качеств, необходимых для успешной учебы в школе: памяти, внимания, мышления, воображения, логики, риторики, навыков чтения и умения правильно излагать свои мысли.  Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

    Программа курса «Я познаю мир» (общеинтеллектуальное направление) позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

    В рамках внеурочной деятельности учащимся предоставляется возможность развить в себе качества, позволяющие  решать образовательные задачи, научиться самостоятельно добывать знания, наметить траекторию личностного роста  и многое другое.  

    Внеурочная деятельность позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы. Помочь им их реализовать. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе; между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

                   Школа после уроков   должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

    Литература:

    1.   Примерная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М., Просвещение, 2011.
    2. Сборник рабочих программ «Перспектива», М., Просвещение, 2011.

    Интернет-ресурсы:

    1. Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru/.
    1. Федеральный государственный образовательный стандарт –    http://www.standart.edu.ru/.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад "Классный час - как одна из форм формирования коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности".

    Организация веурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения....

    Доклад "Формирование ключевых компетенций через внеурочную деятельность младших школьников"

    Формирование ключевых компетенций необходимо начинать в начальных классах, так как в этот период дети восприимчивы ко всему новому, у них высокий познавательный интерес, стремление к общению....

    АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

    статья "Формирование метапредметных результатов во внеурочной деятельности"

    Опыт работы по внеурочной  деятельности по направлению «Основы начального технического моделирования»...

    Социально-образовательная практика «Тризленд» как средство формирования метапредметных результатов во внеурочной деятельности.

    Социально-образовательная практика «Тризленд» как средство формирования метапредметных результатов во внеурочной деятельности....

    Формирование метапредметных результатов в внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в условиях школы-интерната для детей с НОДА

    Направления внеурочной деятельности – декоративно-прикладное исскуство.Принимают свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у них свой взгляд на красоту, они способны создавать...

    Формирование агробизнес-компетенций через внеурочную деятельность в начальной школе

    В статье рассмотрена проблема формирования агробизнес-компетенций через внеурочную деятельность в начальной школе МБОУ «Хохорская СОШ» в соответствии с Концепцией развития непрерывного агр...