Формирование метапредметных компетенций во внеурочной деятельности.
статья по теме

Носова Зоя Ивановна

Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы школы. Основное внимание акцентируется  на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности. Цель организации внеурочной деятельности - создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vneurochnaya_deyatelnost.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Носова З.И.

МБОУ СОШ №88 с УИОП

учитель начальных классов

Внеурочная деятельность – путь к развитию

обучающихся начальных классов.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность учащихся,   как и деятельность  в рамках уроков,  направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.  Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на  достижении личностных и метапредметных результатов, что и  определяет  специфику внеурочнойдеятельности,  в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности МБОУ СОШ №88 с УИОП в соответствии с ФГОС НОО -  создание условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе  позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное
  • художественно-эстетическое
  • проектная деятельность
  • учебно-познавательная  

 Формы внеурочной деятельности,  используемые в начальной школе: экскурсии, кружки, секции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
  • классное руководство

              К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности  отнесены:

Личностные результаты:

  • готовность и способность к саморазвитию;
  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
  • самостоятельность и ответственность за свои поступки;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • ценностное отношение к природному миру

Коммуникативные УУД:

  • обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
  • задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
  • договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • определять общую цель и пути ее достижения;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУУД:

  • формулировать и удерживать познавательную задачу;
  • составлять план и последовательность действий;
  • адекватно воспринимать замечания и предложения;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации из различных источников;
  • сбор, обработка и передача информации различными способами;
  • классификация по заданным критериям;
  • построение рассуждений, обобщений;
  • называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием.

 Актуальность программы курса «Школа правильного питания» (спортивно-оздоровительного направления)заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.

Цель программы: формирование у детей  основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Занятия предполагают непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждение интереса и желания соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).

  Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка родителей. Поэтому в курсе «Школа правильного питания»  часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.

 В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности.

Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные. Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия; получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.

По программе курса «Логика, память, мышление» (общеинтеллектуальное направление) на протяжении учебного года учащиеся занимаются в активной игровой  форме. Увлекательные задания и упражнения тесно пересекаются с материалами основных учебных предметов. Занятия направлены на повышение эффективности учебной деятельности и снижение утомляемости младших школьников за счет развития качеств, необходимых для успешной учебы в школе: памяти, внимания, мышления, воображения, логики, риторики, навыков чтения и умения правильно излагать свои мысли.  Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Программа курса «Я познаю мир» (общеинтеллектуальное направление) позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

В рамках внеурочной деятельности учащимся предоставляется возможность развить в себе качества, позволяющие  решать образовательные задачи, научиться самостоятельно добывать знания, наметить траекторию личностного роста  и многое другое.  

Внеурочная деятельность позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы. Помочь им их реализовать. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе; между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

               Школа после уроков   должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Литература:

  1.   Примерная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М., Просвещение, 2011.
  2. Сборник рабочих программ «Перспектива», М., Просвещение, 2011.

Интернет-ресурсы:

  1. Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru/.
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт –    http://www.standart.edu.ru/.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Классный час - как одна из форм формирования коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности".

Организация веурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения....

Доклад "Формирование ключевых компетенций через внеурочную деятельность младших школьников"

Формирование ключевых компетенций необходимо начинать в начальных классах, так как в этот период дети восприимчивы ко всему новому, у них высокий познавательный интерес, стремление к общению....

статья "Формирование метапредметных результатов во внеурочной деятельности"

Опыт работы по внеурочной  деятельности по направлению «Основы начального технического моделирования»...

Формирование метапредметных результатов в внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в условиях школы-интерната для детей с НОДА

Направления внеурочной деятельности – декоративно-прикладное исскуство.Принимают свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у них свой взгляд на красоту, они способны создавать...

Педагогический проект «Читаем вместе» как средство формирования читательской компетенции во внеурочной деятельности

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, в основе которого лежит системно – деятельностный подход, предполагает   воспитание и...

Методическая разработка «Формирование метапредметных компетенций через проектно-творческую деятельность младших школьников»

В статье раскрывается понятие Метода учебного проекта. Цельюработы является: создание условий для формирования метапредметных компетенций младших школьников через проектно-творческую деятельность...

"Тризленд» как средство формирования метапредметных результатов во внеурочной деятельности.

Данная технология обеспечивает широкие возможности  учащихся овладению знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеств...