Главные вкладки

    Доклад "Классный час - как одна из форм формирования коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности".
    материал по теме

    Организация веурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пушкарёва Татьяна Владимировна,

    учитель начальных классов МБОУ СОШ №2

    города Петровска Саратовской области.

    Доклад « Классный час – как одна из форм формирования  коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности»

       Дети 6–7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с взрослым. В то же время именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы. Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?

    Во-первых, она влияет на учебную успешность.

    Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.

    В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

         Актуальной проблемой является выбор средств формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в образовательном процессе.

    Как же решит эту проблему? Сейчас много говорят о проектной, исследовательской деятельности, но совсем забыли  об  одной из главных форм внеклассной работы классный час. Ведь именно на классных часах дети учатся общаться, дискутировать, сопереживать, разрешать возможные конфликты, анализировать свою деятельность.

                   Давайте вспомним, что такое классный час?  Классный час - это час прямого общения  воспитателя со своими воспитанниками, но не урок (следует уйти от назидательности, казёнщины). Это разговор «по душам»  и уточнение ценностей, это полезная информация, необходимая воспитанникам для будущей взрослой жизни, которую нельзя получить на уроках, это психологический тренинг по каким – либо проблемам общения и т.д.

    Классный час выполняет следующие функции: просветительскую, ориентировочную,  направляющую, формирующую.

    Суть просветительской функции  заключается в том, что классный час даёт возможность расширить  круг тех  знаний   воспитанников , которые не нашли отражения в учебных программах. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.

          Примерные темы: "Как появился этикет", "Наша Конституция", "Права и обязанности" и т. д.

    Ориентировочная  функция  состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценить явления, происходящие в окружающем мире. Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: "Образ русской женщины?", "Кем быть?", "Каким быть?" Девочки и мальчики" и т. д.

           Направляющая функция предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему "Международный год ребенка" может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.

       Реализует все вышеуказанные функции формирующая функция, которая формирует  у  обучающихся навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

    Формы классного часа могут быть самыми различными.  Выделяют следующие формы классного часа, которые можно применять в начальной школе:

    - беседы, дискуссии;

    - встречи с интересными людьми;

    - игры, тренинги;

    - КВН, читательские конференции, КТД;

    - викторины, театральные премьеры.

                  На классных часах я  использую  индивидуальную, фронтальную, парную  и групповую работу. В первом классе почти все классные  часы  носят коллективный характер, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.  Организация групповой работы учащихся является  особой педагогической задачей, так как учащиеся ещё не умеют  работать в группе.   Работу в группах  я начала с выработки основных правил. Мы с детьми пришли к выводу, что должно достигаться:

    - умение слушать и слышать;

    - терпимость,   дружелюбие;

    - никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т.к каждый имеет «право на ошибку»

               Все  обучающиеся принимают  активное участие в обсуждении этих правил. В 3 – 4 классах я применяю тренинговые  игры – занятия, которые развивают у детей умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезы, умение задавать вопросы. На классных часах можно проводить и коллективные творческие дела (КТД), которые могут стать традиционными. В моей работе я провожу  КТД: «День именинника», «Русь, Россия, Родина моя», «Праздник труда», «Праздник Букваря», «Моя родословная». Привлекаю для подготовки КТД родителей.

                Тематика классных часов может быть разнообразной. Я работаю по следующим направлениям:

    - Я гражданин;

    - Ученик и нравственность;

    - Я и труд;

    - Я и природа;

    - Эстетическое воспитание.

    1 направление: «Я - гражданин» Цель: формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям.

    Виды деятельности.

    Ожидаемые результаты.

    Классный час «Символика России»,

    конкурс рисунков.

    Понимание символики государства – Флага, Герба и Гимна России.

    Классные часы «Герои земли Русской»,

    «О тех, кто прославил Россию».

    Знакомство детей с героическими страницами

    истории русского народа; формирование у детей положительной нравственной оценки защитников родной земли. Восприятие их в качестве положительного идеала. Воспитание уважения к прошлому своего народа.

    Классные часы «Чье детство пришлось на

    военные годы», «Ветеран живет рядом»,

    Знакомство детей с героическими страницами

    истории русского народа; формирование у детей положительной нравственной оценки защитников Родины.

    2 направление: «Ученик и его нравственность»

    Цель: Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

    Виды деятельности.

    Ожидаемые результаты.

    «Будем знакомы, будем друзьями»

    (день рождения коллектива).

    Знакомство детей с классным руководителем, установление благоприятного микроклимата в классе.

    «Азбука вежливости, или Этикет на каждый день».

    Сформированные представления учащихся об

    основных этических нормах и навыках

    культурного общения.

    КТД «День Пожилого человека»

    Воспитание уважительного отношения к старшему поколению.

    3 направление: « Я и труд»Цель:  Усвоение ценностного отношения к результатам человеческого труда,составляющим всю среду обитания, все достижения науки, искусства, техники.

    Виды деятельности.

    Ожидаемые результаты.

    Викторина «Умники и умницы».

    Создание условий для формирования

    положительного отношения к знаниям, книгам;

    способствовать развитию любознательности,

    расширение кругозора в разных областях науки

    «Интеллектуальный марафон» (родители и дети)

    Проявление учащимися своих интеллектуальных возможностей и достижений .

    4 направление:» Я и природа» Цель:  усвоение ценностного отношения к природе и всем формам жизни, развитие художественно-эстетического восприятия явлений природы, животного и растительного мира, способность и потребность наслаждаться природой, не только не нанося ей ущерба, но и поддерживая ее жизненные силы.

    Виды деятельности.

    Ожидаемые результаты.

    Беседа «О братьях наших

    меньших» и др.

    Нетерпимое отношение к проявлениям

    жестокости к братьям нашим меньшим со

    стороны других людей.

    КТД «Мы знаем окружающий мир»

    Глубокое проникновение в экологические

    проблемы, желание их решать, начиная с себя.Бережное гуманное отношение ко всему живому.

    5 направление: Эстетическоевоспитание.

    Цель:  развитие представлений о душевной и физической красоте человека, практическое развитие умения видеть красоту природы, труда и творчества.

    Виды деятельности.

    Ожидаемые результаты.

    Классные часы «Жизнь замечательных

    людей», «Василий Иванович Суриков» и

    др.

    Сформированное представление учащихся об интеллектуальных достижениях различных людей, усвоение ценностного отношения к результатам человеческого труда.

    Праздник совместно с родителями  « Мир моих увлечений», «Мама – самый лучший друг»

    Создание условий для совместной творческой

    деятельности учащихся и их родителей,

    поддержка творческой деятельности обучающихся, сплочение коллектива учащихся и родителей

     

    Подводя итог, отмечу, что проводя внеурочную работу в форме классного часа, у детей появляется:

    • интерес  к теме, к занятиям в целом;
    • повышается активность детей, готовность участвовать, делать, заботиться, получать удовольствие от коллективной деятельности на благо других;
    • отсутствуют  конфликты, которые, возможно, случались ранее;
    • вовлекаются  в активную жизнь недавние «изгои», «отверженные»;
    • повышается ответственность за учёбу и, как следствие, повышение успеваемости

    Список литературы

    1. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе./М.: Центр

    « Педагогический поиск», 2002 – 160с.

    2.Дик Н.Ф. Классные часы в 3 -4 классах.Изд.2-е.- Ростов н/Д «Феникс», 2003. – 416 с.

    3.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа

    1- 4 классы. М.: «Вако», 2004, 240 с.

              


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    формирование коммуникативных ууд через внеурочную деятельност

    Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и всту...

    Доклад "Формирование ключевых компетенций через внеурочную деятельность младших школьников"

    Формирование ключевых компетенций необходимо начинать в начальных классах, так как в этот период дети восприимчивы ко всему новому, у них высокий познавательный интерес, стремление к общению....

    Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности

    Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой.  Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров п...

    Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность.

    . Школа должна помочь своим воспитанникам вырасти людьми, максимально подготовленными к сложной современной жизни. Важно научить их не выживать, а занимать своё достойное место в жизни....

    Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность

    Формирование  коммуникативных  умений  младших  школьников –  чрезвычайно  актуальная  проблема,  так  как  степень  сформированности   данн...

    Формирование метапредметных компетенций во внеурочной деятельности.

    Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы школы. Основное внимание акцентируется  на достижении личностных и метапредметных резу...

    Формирование агробизнес-компетенций через внеурочную деятельность в начальной школе

    В статье рассмотрена проблема формирования агробизнес-компетенций через внеурочную деятельность в начальной школе МБОУ «Хохорская СОШ» в соответствии с Концепцией развития непрерывного агр...