Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность
статья (1 класс) по теме

Неуступалова Анна Викторовна
Формирование  коммуникативных  умений  младших  школьников –  чрезвычайно  актуальная  проблема,  так  как  степень  сформированности   данных  умений  влияет  не  только  на  результативность  обучения  детей,  но  и  на  процесс  их  социализации  и  развития  личности  в  целом.  Умения  формируются  в  деятельности,  а  коммуникативные  умения  формируются  и  совершенствуются  в  процессе  общения  учащихся,  как  на  уроках,  так  и  во  внеурочной  деятельности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных УУД

через внеурочную деятельность.

Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования  (ФГОС  НОО)  предлагает  формировать  коммуникативные  универсальные  учебные  действия  для  адаптации  ребенка  в  социуме. 

Формирование  коммуникативных  умений  младших  школьников –  чрезвычайно  актуальная  проблема,  так  как  степень  сформированности   данных  умений  влияет  не  только  на  результативность  обучения  детей,  но  и  на  процесс  их  социализации  и  развития  личности  в  целом.  Умения  формируются  в  деятельности,  а  коммуникативные  умения  формируются  и  совершенствуются  в  процессе  общения  учащихся,  как  на  уроках,  так  и  во  внеурочной  деятельности.

Личность ребенка и группа продленного дня, с членами которой он общается, составляет диалектическое единство. Для установления причин, определяющих положение ребенка в группе, социальной роли, которую он выполняет, формирующихся у него личностных качеств, важно изучение общения в семье и группе в единой системе.

Группа и семья находятся в сложном взаимодействии. Нормы поведения, усвоенные в семье, находят своё отражение в поведении ребенка при его общении со сверстниками. С другой стороны, многие качества, приобретенные в детском обществе, ребенок приносит в семью, где они претерпевают своеобразное преломление в соответствии с правилами, установленными родителями. Отношения со сверстниками существенно влияют на развитие ребенка: от их благополучия зависит многое в психическом здоровье школьника, в развитии творческого потенциала личности.

Коммуникативные  умения  обеспечивают  социальную  компетентность  и  учет  позиции  других  людей,  партнёров  по  общению  или  деятельности;  умение  слушать  и  вступать  в  диалог;  участвовать  в  коллективном  обсуждении  проблем;  интегрироваться  в  группу  сверстников  и  строить  продуктивное  взаимодействие  и  сотрудничество  со  сверстниками  и  взрослыми.

К  коммуникативным  умениям,  формируемым  в  младшем  школьном  возрасте  относятся:

- планирование  учебного  сотрудничества  с  учителем  и  сверстниками – определение  целей,  функций  участников,  способов  взаимодействия;

- постановка  вопросов – инициативное  сотрудничество  в  поиске  и  сборе  информации;

 - разрешение  конфликтов – выявление,  идентификация  проблемы,  поиск  и  оценка  альтернативных  способов  разрешения  конфликтов,  принятие  решения  и  его  реализации;

 - управление  поведением  партнера – контроль,  коррекция,  оценка  его  действий;

 - умение  с  достаточной  полнотой  и  точностью  выражать  свои  мысли  в  соответствии  с  задачами  и  условиями  коммуникации;

 - владение  монологической  и  диалогической  формами  речи  в  соответствии  с  грамматическими  и  синтаксическими  нормами  родного  языка.

На основе развития коммуникативных умений формируются такие качества личности как:

1.        коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми);

2.        позитивная установка в общении;

3.        эмпатичность (умение прочувствовать состояние другого, сопереживать);

4.        аттрактивность (внешняя привлекательность, способность вызывать симпатию);

5.        убедительность речи;

6.        уверенность в себе;

7.        активность и инициативность в общении;

8.        гибкость и креативность в ситуациях общения;

9.        повышается  уровень произвольности при регуляции своих эмоций.

Методы, ориентированные на коммуникацию: все формы учебного диалога, ролевые и деловые игры, проекты, выступления на праздниках (исполнение ролей в спектаклях), участие в конкурсах, олимпиадах.

Направления,  осуществляемые  во  внеурочной  деятельности  младших  школьников:  спортивно-оздоровительное,  художественно-эстетическое,  научно-познавательное,  военно-патриотическое,  общественно  полезная  и  проектная  деятельность.

Внеурочная деятельность позволяет проявить и развить разные способности у ребят: творческие, организаторские, исследовательские, ораторские.

Одними из главных отличительных  особенностей организации внеурочной деятельности по каждому направлению является: свободный выбор каждым ребенком образовательной области, признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе; личностно - деятельностный характер обучения; личностно - ориентированный подход к ребенку; создание условий для самореализации; самопознания, самоопределения личности.

Для  реализации в  начальном  образовании  доступны  следующие  виды  внеурочной  деятельности:

1.  игровая  деятельность;

2.  познавательная  деятельность;

3.  проблемно-ценностное  общение;

4.  досугово-развлекательная  деятельность  (досуговое  общение);

5.  художественно-эстетическое  творчество;

6. социальное  творчество  (социально-преобразующая  добровольческая  деятельность);

7.  трудовая  (производственная)  деятельность;

8.  спортивно-оздоровительная  деятельность;

9.  туристско-краеведческая  деятельность.

Во  внеурочной  деятельности  возможно  применение  различных  упражнений  и  игр,  которые  направлены  на  формирования  коммуникативных  учебных  действий.

При работе в кружках используются  такие формы работы, как парная, групповая, индивидуальная. В процессе взаимодействия ученики раскрываются, что позволяет увидеть их личностные качества, как они развиваются, изменяются и формируются. Работа в парах формирует следующие умения: слышать друг друга, т.е. понимать услышанное; считаться с мнением партнера, уважать его мнение; отстаивать свою точку зрения. Ребята учатся договариваться, развивается речь, обогащается словарный запас.

Групповые игры и упражнения

для развития навыков общения у младших школьников

     Использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнерства, взаимоответственности и т.д. Без этих навыков ребенку трудно адаптироваться в школьном коллективе. В процессе занятий специально направляется активность ребенка, которая способствует развитию психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения и т.п.

  1. «Змейка» или «Закончи слово»

6-10 детей встают в две равные шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово, подбирая подходящий слог (можно два слога), и в свою очередь называет свой слог – задание для стоящего напротив второго члена противоположной шеренги, и так далее до конца.

2.   «Тропинка»

Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесет слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка!»,- все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна!», - дети направляются к центру круга, выставив руки вперед. Если говорит: «Кочки!», - дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит все задания, получит поощрительные очки. Чемпионом становится ребенок, набравший наибольшее количество поощрительных очков.

3.          «Найди себе пару»

Дети получают карточки со слогами:

НА       СОС          КА       МЫШ            ГО       РА          

ЖИ      ВОТ          ПАР     ТА                  ВО      ДА

Задание детям: найти пару и встать рядом так, чтобы получилось слово.

4.        «Смотри на руки»

Дети стоят друг за другом, первый – командир. Во время спокойной ходьбы по кругу командир показывает различные движения рук, остальные повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир. Он должен придумать другие движения, остальные участники игры их повторяют.

5.        «Животные»

Ведущий бросает мяч ребенку, называя животное. Ребенок ловит мяч, вспоминает какое-нибудь другое животное, называет его, бросает мяч другому ребенку и т.д.

6.        «Расставить посты»

Дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши или свистнет в свисток), идущий последним ребенок должен немедленно остановиться и стоять на посту, не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т.д.). Затем назначается новый командир и т.д., пока командиром не побывает каждый ребенок.

7.  «Давайте  познакомимся!»

Цель  этой  игры  —  развитие  коммуникативных  навыков.

Игра  начинается  так:  дети  с  учителем  становятся  в  круг,  учитель  держит  мяч,  затем  он  называет  свое  имя  и  имя  того,  кому  бросает  мяч.  Названный  ребенок  должен  поймать  мяч,  назвать  свое  имя  и  имя  того,  кому  он  бросит  мяч,  и  т.  д.

Комментарии:  Для  игры  понадобится  надувной  мяч.  Эта  игра  помогает  познакомиться  с  детьми,  которые  только  что  пришли  в  класс,  а  также  вовлечь  в  общение  стеснительных  детей.  Если  же  дети  ещё совсем  плохо  знакомы,  правила  можно  немного  изменить:  ребенок,  поймавший  мяч,  называет  имя  предыдущего  игрока,  затем  свое,  а  далее  (если  знает)  имя  ребенка,  которому  будет  кидать  мяч.

Учитель  начинал  игру  с  себя,  и  в  основном  кидал  мяч  стеснительным  учащимся,  чтобы  вовлечь  их  в  ход  игры.  Поэтому  в  этой  игре,  с  помощью  учителя,  участвовали  все  учащиеся.  В  этой  игре  дети  учились,  не  стеснятся  окружающих  людей  и  развивали  зрительную  и  слуховую  память.

8.  «Небоскреб»

Цель  игры – развитие  умения  договариваться,  работать  в  команде.  Для  игры  понадобится  складной  метр;  2—3  деревянных  кубика  (можно  разного  размера)  на  каждого  ребенка.

Все  начинается  с  того,  что  дети  садятся  в  круг,  их задача –  в  центре  круга построить  небоскреб.  Дети  по  очереди  ставят  свои  кубики  (по  одному  за  ход).  При  этом  они  обсуждают,  куда  лучше  положить  кубик,  чтобы  небоскреб  не  упал.  Если  хотя  бы  один  кубик  упадет,  строительство  начинается  сначала.  Учитель,  наблюдающий  за  ходом  строительства,  периодически  измеряет  высоту  постройки.

Комментарии:  Учитель  в  данной  игре  занимает  место  стороннего  наблюдателя.  Он  может  вмешаться  в  ход  игры  только  в  случае  возникновения  неконструктивного  конфликта.  Дети  должны  самостоятельно  попытаться  найти  общий  язык,  преследуя  игровую  цель:  построить  как  можно  более  высокую  башню,  более  или  менее  устойчивую.

В  конце  игры  учитель  может  провести  аналогию  между  башней  и  командной  работой,  поясняя  детям,  что  дружба  и  умение  приходить  к  единому  решению – это  та  основа,  которая  может  удерживать  башню  от  падения,  а  группу – от  развала.

В  этой  игре  учитель  сам  распределяет  обязанности  между  обучающимися  и  наблюдает  за  их  работой,  чтобы  не  было  конфликтов  и  после  падения   небоскребы  учащиеся  начинали  строительство  сначала.  В  ходе  игры  обучающиеся  учатся  не  только  общаться  между  собой,  но  и  плодотворно  договариваться  для  успешного  результата.

9.  «Изобрази  предмет»

Цель  упражнения – знакомство  с  приемами  общения;  развитие  базовых  коммуникативных  умений.

Ход  упражнения:  Учитель  движениями  рук,  тела  и  мимикой  изображает,  как  использовать  какой-то  предмет.  Например,  он  говорит  по  мобильному  телефону,  бреется,  пристраивает  у  подбородка  скрипку,  собирает  на  поляне  цветы  и  т.  п.,  побуждая  группу  отгадать,  что  за  предмет  у  него  в  руках.  Отгадавший  первым  загадывает  свой  предмет  и  т.  д.

Упражнение  «Изобрази  предмет»  учитель  начинает  с  себя,  чтобы  детям  было  все  ясно  и  понятно.  При  затруднениях  у  детей  в  изображении  предмета  он  помогает  им  изобразить  этот  предмет.

При  постоянном  использовании  этих  упражнений  и  игр  у  учащихся  успешно  формируются  и  закрепляются  коммуникативные  универсальные  учебные  действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование коммуникативных ууд через внеурочную деятельност

Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и всту...

Доклад "Классный час - как одна из форм формирования коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности".

Организация веурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения....

Формирование коммуникативных умений через групповую деятельность на уроках.

Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению в совместной деятельности....

Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой.  Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров п...

Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность.

. Школа должна помочь своим воспитанникам вырасти людьми, максимально подготовленными к сложной современной жизни. Важно научить их не выживать, а занимать своё достойное место в жизни....

" Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности младших школьников"

Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.Сформировать ...