Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность.
статья по зож (1 класс) на тему

Елена Николаевна Коваленко

.

Школа должна помочь своим воспитанникам вырасти людьми, максимально подготовленными к сложной современной жизни. Важно научить их не выживать, а занимать своё достойное место в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность”

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Школа должна помочь своим воспитанникам вырасти людьми, максимально подготовленными к сложной современной жизни. Важно научить их не выживать, а занимать своё достойное место в жизни.

В настоящее время благодаря средствам массовой информации поток этой  информации настолько велик, что у ребенка складывается свой запас знаний и преставлений об окружающем мире. Пришедшим в школу детям, как правило, свойственно любопытство, проявляющееся в желании самостоятельно найти ответы на вопросы. В школе ребенку зачастую объясняют, что он не прав, дадут правильный ответ. При неоднократном повторении подобной ситуации педагог, сам не желая того, отбивает у ученика желание рассуждать и искать истину. В результате ребенок замолкает, а затем перестает думать, в итоге он ждет, когда ему дадут новый ответ. Но в последующей взрослой жизни перед человеком регулярно будут возникать проблемы, решить которые за него никто не сможет. При этом ребенок не научен строить взаимоотношения, организовывать сотрудничество, воспринимать и передавать информацию.

Дети 6–7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослым. В то же время, именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости и интереса к общению.

Поэтому я считаю, важно начинать формирование коммуникативных   навыков с самого раннего возраста.

1 класс благоприятен для начала обучения всем формам учебного диалога, для участия в конкурсах ,играх ,проектах ,олимпиадах ,подготовки и проведения праздников ,создания классных традиций.  Для меня и моих учеников стали традиционными -походы за кладом .

Со своим классом  я «открыла» много кладов на территории города и области .Эти многочасовые и многолюдные путешествия помогают создать внутри коллектива детей и родителей комфортную обстановку ,сберегают психическое здоровье.

В процессе подготовки к походу ,на уроках окружающего мира, мы знакомимся с различными условными обозначениями в истории карты (планом местности),делимся на команды ,учимся выбирать капитана ,составляем общие правила дружного коллектива ,правила туриста и многое другое .Готовимся к первому походу целый год !

Внеурочная деятельность позволяет проявить и развить разные способности у ребят: творческие, организаторские, исследовательские, ораторские.

При этом преобладают:

- действенные умения;

- умение вести диалог;

- умение слышать и слушать и вести обсуждение;

- умение вставать на точку зрения другого;

- умение работать сообща для достижения общей цели.

В результате сотрудничества с родителями и детьми  мы смогли изменить к лучшему школьную жизнь детей :

- расширилось пространство живого и неформального общения между детьми и взрослыми.

Стали доступными и выполнимыми поставленные в начале пути цели :

- наполнение и разнообразие интересными играми, беседами, проектами;

- овладение умениями, навыками в непосредственной обстановке;

- развитие творческого потенциала и пропаганда здорового образа жизни;

- развитие физических качеств ребенка;

- формирование первоначальных представлений о  способах работы с информацией ;

- формирование коммуникативной культуры ребенка ( мобильность ребенка, непосредственность и раскованность при  общении с одноклассниками).

Таким образом ,через внеурочную деятельность можно формировать коммуникативные универсальные действия.

Спасибо за внимание!

Напоследок ,крошечный фильм о нашем путешествии.