Причины аддиктивного поведения и факторы защиты
статья на тему

Кель Анастасия Михайловна

В данной работе раскрываются некоторые социальные и психологические причины причины возникновения аддикций  у детей и подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichiny_vozniknoveniya_addiktsiy.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Коррекционная школа-интернат г. Катав-Ивановска»

Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель  методического объединения классных руководителей и воспитателей МОУ

Микляева Е.В.

_________________

ДОКЛАД

по теме: «Причины аддиктивного поведения и факторы защиты» 

 

Выполнила:

учитель начальных классов

Кель А.М.

 2017г

Причины возникновения аддикций

Нельзя говорить о том, что существует какая-то конкретная причина формирования аддиктивного поведения. Можно говорить, что аддикции формируются у определенных личностей при определенных условиях.

Личностными особенностями подростков, способствующих формированию аддикций, являются следующие:

  • Комплекс неполноценности.
  • Склонность ко лжи.
  • Страх перед социальными  контактами  
  • Избегание ответственности.
  • Обидчивость и подозрительность.
  • Высокая тревожность, зависимое поведение.
  • Наличие устойчивых моделей, стереотипов поведения.
  • Сниженная переносимость трудностей

Выделяются три типа личностных мотиваций, характерных  для аддиктивного поведения:

  • позитивная (для получения удовольствия),
  • негативная (защита, бегство от тоски, проблем и т.п.)  
  • нейтральная (для приспособления к окружающим, по привычке). Одной из преобладающих мотивацией приема ПАВ для российских подростков является стремление "быть своим" в микрогруппе.

Аддиктивное поведение в подростковом возрасте развивается при сочетании перечисленных личностных особенностей со следующими условиями:

  1. Неблагоприятная социальная среда (невнимание родителей к ребёнку, алкоголизм, семейные ссоры, пренебрежение ребёнком и его проблемами).
  2. Неспособность подростка переносить любой дискомфорт в отношениях.
  3. Низкая адаптация к условиям школы.
  4. Нестабильность, незрелость личности.

Некоторые психологи выделяют дополнительные факторы риска, которые повышают вероятность возникновения аддиктивного поведения:

  • Желание быть особенным, выделяться из серой массы обывателей.
  • Азартность, стремление к острым ощущениям.
  • Низкая психологическая устойчивость.
  • Трудности с самоидентификацией и самовыражением.
  • Чувство одиночества, беззащитности.
  • Восприятие своих житейских обстоятельств как трудных.
  • Эмоциональная скудность.

Основным источником аддиктивного поведения подростков является семья. Лечение аддикций вне семейного окружения неэффективны и бессмысленны. При этом верно и обратное – наличие аддиктивной личности в семье (неважно, ребёнка или взрослого) вызывает постепенную её деградацию и переход в деструктивную категорию.

Связь зависимости родителей и аддиктивного поведения у детей может проявляться даже через поколение, приводя к развитию зависимостей у внуков людей с алкоголизмом или наркоманией.

В категорию риска попадают следующие  типы дисфункциональных семей:

  • Неполная семья.
  • Аморальная семья, для которой характерны алкоголизация, сексуальная распущенность или насилие.
  • Криминогенная семья.
  • Проблемные семьи, в которых происходят постоянные конфликты.
  • Псевдоблагополучные семьи, которые не имеют видимых дефектов в структуре и зависимостей, однако в такой семье используются неприемлемые способы воспитания. К таким семьям относят семьи с эмоциональной холодностью  (воспитание по типу "Золушки"), гипоопеку с эмоциональным принятием (мало родительского контроля и внимания компенсируются вседозволенностью), доминирующая гиперопека (чрезмерный контроль, лишение самостоятельности), потворствующая гиперопека (воспитание по типу "кумира семьи"), непоследовательный и противоречивый стиль семейного воспитания.

Семейные проблемы становятся особенно явными по достижении ребёнком подросткового возраста. Требования и правила, установленные родителями, вызывают протест и стремление уйти из-под опеки. Обретение самостоятельности, избавление от контроля родителей являются одними из ведущих целей подростков. Психология аддиктивного поведения утверждает, что в процессе «бегства» из семьи место родителей занимает группа авторитетных сверстников. Эта группа становится новым источником жизненных правил, норм поведения, нравственных ориентиров и жизненных целей.

Факторы защиты от развития аддиктивного поведения у детей и подростков

Психологи и наркологи выделяют  факторы защиты (протективные факторы) — обстоятельства, достоверно снижающие шансы на развитие аддиктивного поведения подростка.

К макросоциальным  факторам защиты (на уровне государства) относятся:

продуманная государственная политика в отношении семьи как социального института;

• низкая криминогенность;

• высокое качество медицинской помощи;

• доступность служб социальной помощи;

• организация доступного и разнообразного досуга подростков;

• законодательно закрепленные запреты в отношении продажи легальных ПАВ несовершеннолетним и контроль за их соблюдением;

• ограничение рекламы ПАВ в СМИ;

• организованная ранняя превентивная работа с детьми и подростками в школах.

Микросоциальные факторы — это непосредственное окружение ребенка: семья, школа и те люди, с которыми он общается помимо семьи и школы. На школьном уровне к факторам защиты можно отнести такие как

  • высокая школьная успеваемость,
  • позитивный характер общения и удовлетворяющая подростка позиция в школьном коллективе,
  • хорошие отношения с учителями,
  • социальноприемлемый тип референтной группы.

К микросоциальным семейным факторам  защиты относят

функциональная семья;

• гармоничные детско-родительские отношения;

•  привитые с детства навыки общения с людьми;

• высокие моральные принципы и интеллектуально-культурная ориентация жизни в семье;

• уважение семейных ценностей.

Факторами защиты от развития аддиктивного поведения, относящимися к личностной, когнитивной и поведенческой сферам, являются:

• высокая самооценка;

• стрессоустойчивость;

• развитый самоконтроль;

• навыки самостоятельного решения проблем, поиска и принятия социальной поддержки;

• устойчивость к негативному влиянию сверстников;

• высокий уровень интеллекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи образовательного учреждения и деятельности педагогов в работе по профилактике аддиктивного поведения в образовательной среде.

К статье добавлен  материал одного из классных часов, который  возможно  использовать  образовательными  учреждениями  в  своей  работе  по  проф...

Психологическая основа аддиктивного поведения.

В статье рассматриваются причины поведения подростков склонных к аддиктивным формам поведения....

Аддиктивное поведение

Презентация - можно использовать на родительском собрании или педсовете...

Тема родительского собрания: "Аддиктивное поведение - саморазрушение путём ухода от реальности"

Отсутствие необходимой стимуляции центров удовольствия в головном мозгу аддиктов. Предполагается, что мозг любого здорового человека имеет центр удовольствия, активизация которого вызывает огромное чу...

УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В настоящее время актуальность увеличения количества детей с вредными привычками становится всё более очевидной, поскольку за последние годы проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних приобр...