Программа профилактики аддиктивного поведения с воспитанниками младшего школьного возраста
рабочая программа на тему

Лавриенко Елена Викторовна

Профилактическая деятельность педагога-психолога

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»

Утверждаю:

директор КГКУ

«Емельяновский детский дом»

_____________Н.С. Осадчая


Программа

профилактики аддиктивного поведения

с воспитанниками младшего школьного звена

на 2017-2018 г.г.


Разработала:

Педагог-психолог Лавриенко Елена Викторовна







Емельяново, 2016 г.

Пояснительная записка

Актуальность.

    В процессе воспитания происходит не только передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, но и закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно велика ответственность, когда речь идёт о воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, детей оставшихся без попечения родителей.

  В результате трудных жизненных обстоятельств многие воспитанники утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей.

Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.

Основная идея программы - формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.

Цели:

  • привлечь внимание воспитанников к проблемам употребления психоактивных веществ (ПАВ);
  • оказать помощь детям и подросткам в осознании ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, которые могут привести к употреблению ПАВ.

Основные задачи:

  • предоставить воспитанникам объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека;
  • сориентировать  на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни (ЗОЖ) ;
  • помочь овладеть определенными навыками поведения, которые помогут следовать ЗОЖ;
  • способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную работу.
  • оказать педагогам и воспитателям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставлять социальную и психологическую поддержку.

Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов:

  • УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года";
  • План мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.
  • Указ Президента РФ от 18.10.2007 №1374 "О дополнительных мерах противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" с приложениями;
  • Основы законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1 ФЗ;
  • Закон РФ от 1993 г. № 3186-1 ФЗ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании";
  • Закон РФ от 08.01.1998 г. № 3 ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23.08.1999 г. № 327 "Об анонимном лечении в наркологических учреждениях (подразделениях)";
  • Приказ Министерства здравоохранения СССР от 04.10.1980 г. № 1030"Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения";
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31.12.2002 г. № 420 "Об утверждении форм первичной медицинской документации для психиатрических и наркологических учреждений";
  • Приказ Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988 г. № 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией";
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29.09.1999 г. № 287 "О мерах по совершенствованию наркологической помощи населению РФ";
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28.04.1998 г. № 140 "Об утверждении стандартов (моделей протоколов) диагностики и лечения наркологических больных";
  • Совместный приказ Министерства обороны РФ и Министерства Здравоохранения РФ от 23.05.2001 г. № 240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе";
  • Постановление Госкомстата России от 29.06.1999 г. № 49 "Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за заболеваемостью населения, профилактическими прививками и медицинской помощью женщинам и детям.

В работе по данной программе необходимо учитывать следующие компоненты:

1. Образовательный компонент – знание о действии химических веществ на организм человека, о механизмах развития заболевания зависимости, понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость.

Цель: научить детей понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.

2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления ПАВ, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация воспитанников.

Цели: психологическая поддержка, формирование адекватной самооценки, навыков принятия решений, умения противостоять давлению сверстников.

3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации, овладение навыками общения.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.

Планируемые результаты

1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у учащихся.

2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от психоактивных веществ.

3. Повышение уровня развития умений и навыков:

а) активная жизненная позиция воспитанников в вопросах ЗОЖ;

б) конструктивное общение детей между собой и со взрослыми;

в) отстаивание и защита своей точки зрения;

г) осведомлённость в вопросах гигиены и профилактики болезней;

4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного человека.

Воспитанники  должны знать:

- болезни, связанные с применением ПАВ;

- причины и последствия употребления ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании);

существование наркотиков легальных и нелегальных;

Воспитанники должны уметь:

- применять полученные знания на практике;

- уметь говорить «Нет»;

- вести активный здоровый образ жизни.




Тематический план

Наименование разделов и тем                                                Всего часов

Старый друг – лучше новых двух                                           1

В здоровом теле – здоровый дух                                              1

Табак или здоровье?                                                                  2

Как не стать равнодушным                                                      1

Страна сильна, когда здоровы ее люди                                  1

От чего зависит здоровье?                                                         1

Что такое хорошо и что такое плохо?                                     1

Пагубное влияние алкоголя                                                     2

Ложь – прибежище слабых                                                       1

Основы безопасной жизнедеятельности                                2

Гигиена питания                                                                         1

Культура здоровья                                                                      1

Сила воли                                                                                  1

Алкоголь – враг здоровья и счастья                                        1

Хорошие и плохие вещества                                                     2

Подведение итогов :

«Что ты знаешь о здоровом и нездоровом образе жизни»   2

                                                           Всего: 21 час

Список литературы:

  1. «Правильный выбор»: Программа формирования у подростков социальных установок на здоровый образ жизни /Составители: С.М. Чечельницкая, А.А. Михеева, Д.А. Шалаева, Ю.В. Величкина. М.: Фонд «Центр социального развития и информации», 2005.
  2. «Александров А.А., Александрова В.Ю. Курение и его профилактика в школе. М.: Издательство «Медиа сфера», 1996.
  3. Ананьев В.А. Легальные и нелегальные наркотики. Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков. В 2-х частях. СПб.: Институт практической психологии «ИМАТОН», 2000.
  4. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А., Положевец П., Прутченков А., Смирнова Г. Мой выбор. Рабочая тетрадь для учеников средней школы. М.:2003.
  5. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А., Положевец П., Прутченков А., Смирнова Г. Мой выбор. Учебно – методическое пособие. М.:2003.
  6. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб .: 2002.
  7. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. Учусь понимать себя: Рабочая тетрадь для 2 класса. М.: Вентана-Граф, 2002. 56 с.
  8. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. Учусь понимать других: Рабочая тетрадь для 3 класса. М.: Вентана-Граф, 2002.
  9. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. Учусь общаться:Рабочая тетрадь для 4 класса. М.: Вентана-Граф, 2002.
  10. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: Книга для родителей. М.: Вентана-Граф, 2003.
  11. Валентик Ю.В., Булатников А.Н. Семейная реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. –М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
  12. Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: Руководство для специалистов социальной практики. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
  13. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов  родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  14. Дедловская В.И. Здоровый образ жизни. Методические рекомендации к комплекту демонстрационных таблиц по ОБЖ для 10-11 классов. М., 2003.
  15. Классные часы (беседы, устный журнал, уроки мужества, ток-шоу). 1-11 классы /Автор-составитель - С.В. Шевченко. Волгоград: Учитель, 2005.









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты профилактики интернет - зависимости у детей младшего школьного возраста

Интернет -зависимость младших  школьников представляет угрозу  для общественного и личного благополучия ,приобретает в последнее время признаки социальной болезни....

Некоторые аспекты профилактики интернет - зависимости у детей младшего школьного возраста

Интернет -зависимость младших  школьников представляет угрозу  для общественного и личного благополучия ,приобретает в последнее время признаки социальной болезни....

Коррекционная программа "Программа коррекции познавательной сферы, коммуникативных навыков, эвс и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с зпр".

Коррекционная программа для работы с детьми с ЗПР младшего школьного возраста. Может использоваться школьными педагогами-психологами....

особенности воспитания нравственной культуры обучающихся и воспитанников младшего школьного возраста

Процесс развития духовно - нравственной личности является основным звеном в системе воспитания младшего школьника. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте  начального общего...

Игровая деятельность у воспитанников младшего школьного возраста с ОВЗ в группе продленного дня.

В статье рассмотрено значение игры для развития обучающихся младших классов, особенности подбора игр для воспитанников с ОВЗ, важность использования подвижных игр в коррекции психофизического развития...

Внеклассная беседа с воспитанниками младшего школьного возраста.

            Раскрыть содержание художественного произведения по методу М.М.Бахтина. Анализ языка, стиля и поэтики стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя до...

Формирование культуры поведения у воспитанников младшего школьного возраста с нарушением слуха во внеурочной деятельности

laquo;Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано,Когда ребенку еще очень далеко до грамотности, Когда он только научился хорошо говорить,Слышать и кое-как говорить.»Антон Семёно...