Игровая деятельность у воспитанников младшего школьного возраста с ОВЗ в группе продленного дня.
статья (1 класс)

Лебедева Юлия Андреевна

В статье рассмотрено значение игры для развития обучающихся младших классов, особенности подбора игр для воспитанников с ОВЗ, важность использования подвижных игр в коррекции психофизического развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛЕБЕДЕВА Ю.А. —

воспитатель ГПД

ГБОУ школа № 502

Санкт-Петербург.

Игровая деятельность у воспитанников младшего школьного возаста с ОВЗ в группе продленного дня.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

         Дети с ОВЗ, обучающиеся начальной школы, как правило, демонстрируют низкий уровень развития психических процессов. Таким образом, бесспорно: коррекция психических процессов в игре является необходимым условием как для их дальнейшего обучения, так и для социализации.

Учитывая, что важное место у данной категории детей  занимает игра, будет логичным именно внутри этой деятельности и развивать такие фундаментальные психические процессы, как восприятие, мышление, память, речь. Наиболее благоприятные для этого условия в группе продленного дня.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.).

Как воспитатель  я в своей работе с обучающимися всегда обращаюсь к игре. Арсенал игр обширный: от дидактических, настольных, творческих игр в помещении до подвижных на улице, и считаю, что именно подвижные игры(учитывая потребность детей в движении) создают наиболее благоприятные условия для развития психических процессов.

Любая игра — как спокойная настольная игра в помещении, так и — особенно — подвижная на свежем воздухе способствует коррекции пространственной ориентации, речи, моторики и пр. в виду необходимости коммуницировать с партнерами по игре.

Обучающимся с интеллектуальной недостаточностью в игру включаться сложнее по очевидным причинам. В то же время эмоциональная основа игры как забавы помогает успешному решению ряда коррекционно-развивающих задач в ГПД .

Поэтому, подбирая для посещающих ГПД игры, в частности подвижные, важно учесть ряд условий:  

  • Сюжет/правила и нагрузка должны соответствовать физическому, интеллектуальному и эмоциональному состоянию детей;
  • Динамика с тенденцией к неочевидному усложнению;
  • Предусматривать коррекционно-оздоровительный комплекс;
  • Стимулировать познавательную деятельность;
  • Активизировать психические и творческие процессы.

Одна из важных задач педагога — дозирование нагрузки.

 Из-за высокой эмоциональной насыщенности игры дети не всегда могут контролировать свое состояние, следствием чего может явиться перевозбуждение или утомление, симптомами которых являются частое нарушение правил играющими, их невнимательность, пассивность, неточность движений, учащенное дыхание. В таких случаях необходимо либо снизить нагрузку, либо вывести ребенка из игры, а при необходимости — оказать первую помощь.

На психофизическое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с тем взрослым, к которому он эмоционально привязан, с которым ему нравится общаться. Именно в игре создаются необходимые условия для возникновения и развития таких отношения.

Достигнутые в игре успехи в психическом развитии ребёнка существенно влияют на возможности его систематического обучения на занятиях, способствуют совершенствованию его реальной нравственно- эстетической позиции среди сверстников и взрослых.

Прогрессивное, развивающие значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы  интересов детей, возникновению потребности в занятиях, становлению мотива учебной деятельности.

Примеры подвижных игр для детей с ОВЗ:

  1. «Догоняй мяч»

Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений.

Количество игроков – 10-12 детей.

Инвентарь: два озвученных мяча.

Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдается по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.

Методические указания.

· Мячи можно только передавать, но не бросать.

· Количество мячей можно увеличивать.

· Передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди.

  1. «Метание мешочков»

Цель: развитие меткости, координации движений, силы мышц конечностей и туловища.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: мешочки с песком, обруч (веревка).

Инструкция. Дети становятся в круг. В центре круга лежит обруч (веревка в форме круга). В руках у детей мешочки. После того как ведущий произносит: «Бросай!», все дети бросают свои мешочки. Ведущий отмечает, чей мешочек упал точно в круг. Задание повторяется 10 раз. Выигрывает тот у кого больше точных попаданий.

Вариант: каждый из играющих (поочередно) становится на линию, прочерченную на расстоянии 3-4 метров от стула, и бросает на него один за другим три мешочка так, чтобы все они остались лежать на стуле. Затем он передает мешочки следующему, который так же бросает их, и т.д. Выигрывает тот у кого больше точных попаданий.

Методические указания.

  • Мешочки можно бросать из любого положения (сидя, стоя), одной или двумя руками.
  • Если играют дети разного возраста, то малышей можно поставить ближе к цели, а старших детей дальше от нее.
  1. «Повтори, не ошибись»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции; накопление количества и уточнение смысла слов, обозначающих действие.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Дети стоят полукрутом. Ведущий медленно выполняет простые движения руками (вперед, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполнять те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.

Варианты:

Простые движения можно заменить на более сложные, включить движения ногами и туловищем, асимметричные движения (правая рука вверх, левая вперед) и т. д.

Ведущий одновременно с показом движения называет имя одного из играющих, который и должен это движение повторить, а остальные игроки наблюдают. Ведущий проговаривает движение (руки вверх), а выполняет в этот момент другое действие (руки вниз). Дети должны выполнять движение по показу ведущего, не обращая внимания на его сбивающие команды.

    На каждое движение  ведущий называет  слово (например, ручка, самолет,  мяч, воробей и  т.д.). Дети должны  выполнять только  те движения, которые  сопровождаются названиями  летающего предмета (воробей,  самолет).

   Методические  указания. Во время игры ведущему необходимо следить за тем, чтобы все дети видели его одинаково хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсно – игровая программа для детей младшего школьного возраста «Дорога к доброму здоровью»

В данной статье приводится сценарий игровой программы «Дорога к доброму здоровью», цель которой - пропаганда ЗОЖ. Ребятам в увлекательной форме предлагается закрепить имеющиеся знания по д...

особенности воспитания нравственной культуры обучающихся и воспитанников младшего школьного возраста

Процесс развития духовно - нравственной личности является основным звеном в системе воспитания младшего школьника. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте  начального общего...

Важность двигательной активности и игровой деятельности для детей младшего школьного возраста

Тема родительского собрания объединения САМБО педагога дополнительного образования МУ ДО ДДТ г. Красный Кут Котунова Игоря Владимировича:«Важность двигательной активности и игровой деятельности ...

Внеклассная беседа с воспитанниками младшего школьного возраста.

            Раскрыть содержание художественного произведения по методу М.М.Бахтина. Анализ языка, стиля и поэтики стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя до...

Оздоровительная музыкальная терапия в процессе воспитательной работы младшего школьного возраста на занятиях в группе продленного дня

Оздоровительная музыкальная терапия в процессе воспитательной работы младшего школьного возраста на занятиях в группе продленного дняСвязь между музыкальным искусством и эмоциями установлена еще множе...

Формирование культуры поведения у воспитанников младшего школьного возраста с нарушением слуха во внеурочной деятельности

laquo;Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано,Когда ребенку еще очень далеко до грамотности, Когда он только научился хорошо говорить,Слышать и кое-как говорить.»Антон Семёно...