Конкурсно – игровая программа для детей младшего школьного возраста «Дорога к доброму здоровью»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Часовских Татьяна Петровна

В данной статье приводится сценарий игровой программы «Дорога к доброму здоровью», цель которой - пропаганда ЗОЖ. Ребятам в увлекательной форме предлагается закрепить имеющиеся знания по данной проблеме и получить новую информацию и мудрые советы. Мероприятие проводится в форме игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Chasovskih_T.P._Doroga_k_dobromu_zdorovyu.rar256.46 КБ

Предварительный просмотр:

     Конкурсно - игровая программа для детей младшего школьного возраста

Тема: Дорога к доброму здоровью.

                             

                                                                                                                                                                                                            

        

                                                                                          

                                                                             

 Учитель: Часовских Т.П.

Тема:  Дорога к доброму здоровью.

Цель: сохранение психологического и физического здоровья учащихся.

Задачи: 

              образовательная - формирование знаний о здоровом  образе              

               жизни;

              развивающая  - развитие знаний учащихся о здоровом питании, о

              здоровом образе жизни;

 воспитательная -  воспитание активной жизненной позиции;      

         ответственного  отношения к своему здоровью, воспитание чувства

          товарищества, взаимопомощи  снятие физического и

              психологического  утомления, стресса.

Форма:  конкурсно – игровая программа.

Тип:  обобщение и систематизация, творческое применение знаний.

Методы:  репродуктивный, диалогический, монологический, частично-исследовательский.

Системность:  плановое  итоговое мероприятие.

Место проведения:  классная комната.

Контингент:  учащиеся 3 класса.

Участник: учитель начальных классов.

Оборудование  и технические  средства:  карточки,  плакаты с высказываниями о здоровье, рисунки детей. Плакаты «Дерево жизни», «Фрукты и овощи», «Правила правильного питания», «Ромашка». Карточки для индивидуальной и групповой работы,  жетоны, кубики, воздушные шары, аудиокассеты, магнитофон, анкета для учащихся.

           

                             

                                                          Здоровье – это вершина, на которую
                                                         человек должен подняться сам.

                                                                              И. Брехман.

                                        Ход занятия:

I. Постановка учебной задачи. 

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята!

При встрече люди издревне  желали друг другу здоровья:

  1. «Здравствуйте, доброго здоровья!»
  2. «Как ваше драгоценное здоровье?!»

И это не случайно. Ведь ещё в Древней Руси говорили

  1. «Здоровья не купишь»
  2. «Дал бы здоровья, а счастья найдёшь»


II. Мозговой штурм

Учитель: Ребята, а какого человека можно считать здоровым?

Дети высказываются на тему:
Здоровый человек- это…

Учитель: Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. В нашей стране 145 млн. человек, по прогнозам специалистов, к 2050 г. нас, россиян, может остаться всего лишь 102 млн. человек. Коэффициент здоровья в России составляет 0,2. Это значит, что из 10 человек только 2 –  здоровые люди. В чем причина такого массового нездоровья? (выслушиваю ответы детей)

Учитель: - Бесспорно, их много. Одна из главных – мы не умеем нести ответственность за него. Мы сами можем возвращать и сохранять свое здоровье. Сила внутри нас, надо только научиться, ей    пользоваться.

Здоровье  в большей  степени зависит от вас самих, что может повлиять на состояние здоровья?

Ш. Игра «Ромашка» 

Учитель: На лепестках ромашки записана первая половина пословицы-  

В здоровом теле … (здоровый дух)

Быстрого  и ловкого человека… (болезнь не догонит) 

Землю сушит зной, человека …(болезни)

К слабому  человеку и болезнь ….(пристает)  

Любящий  чистоту человек –   (будет здоровым) 

Учитель: Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы - это народная мудрость. Так что же такое здоровье?

Учитель: Расскажу вам сказку, а вы послушайте и скажите, какие чувства, мысли появились у вас?

                       В одной стране когда-то жил-был один король.
                      Имел он много злата, но был совсем больной.

                        (Выходит король – ученик)

                       Он мало двигался и много очень ел,
                      И каждый день, и каждый час - все больше он толстел.
                      Одышки и мигрени измучили его
                      Плохое настроение - типично для него.
                      Он раздражён, капризен – не  знает почему
                       Здоровый образ жизни был незнаком ему.
                       Росли у него детки - придворный эскулап
                       Микстурами, таблетками закармливать их рад.
                       Больные были детки и слушали его,
                       И повторяли детство папаши своего.
                       Волшебник Валеолог явился во дворец,
                        И потому счастливый у сказки был конец.

(учащиеся по желанию высказывали свои впечатления).

Учитель: Ребята, вы догадались кто такой Валеолог? Что такое валеология?

                                               валеолгия

 Учитель: Термин вамология впервые прозвучал в работах доктора медицинских наук И.И. Брехмана в начале 80-х годов. Существует несколько определений вамологии, но самое поэтичное из них – здоровьетворение.

Вамология – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья.

Учитель: Как самому стать властелином своего тела, своей души?

(выслушиваю ответы детей) ну, а сейчас послушайте продолжение сказки.

(выходит ученик в роли Вамолога)

                       Волшебник Вамолог сказал: “Долой врача!”
                      Вам просто не хватает прыгучего мяча.
                      Вам надо больше двигаться,в походы, в лес ходить.
                      И меньше нужно времени в столовой проводить
                      Вы подружитесь с Солнцем, со свежим Воздухом, Водой.
                      Отступят все болезни, промчатся стороной.
                      Несите людям Радость, добро и сердца свет.
                      И будете здоровы вы много, много лет!

Учитель: Счастливую полноценную жизнь можно представить в виде дерева жизни.

                                               

Учитель: Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону и будут равноценны ветви “Я могу”, “Я хочу”, “Я должен”. Эти ветви поддерживает ствол “Здоровый образ жизни” - питаемый корнями.

IV. Оздоровительная минута. Упражнение “Гора” (для осанки).

(Начинается словами). “Люди с самого рождения жить не могут без движения”.

Учитель: Руки опустите вниз, выравнивайте спину, голову не  наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половинка горы говорит “Сила во мне!” и тянется вверх. Другая говорит:  “Нет, сила во мне!” и тоже тянется вверх. «Нет!» – решили они, - мы две половинки одной горы, и сила в нас обоих!” Потянулись обе вместе – сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

V Беседа   по  теме.

Учитель:  Мы продолжаем наше путешествие и сегодня еще поговорим о питании. Древним людям принадлежат мудрые слова: “Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть”.

Что значит разнообразие? Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни  продукты  дают  организму энергию,  чтобы двигаться,  хорошо думать,  не уставать.  (Мед, гречка, геркулес, изюм, масло).   Другие помогают строить организм и сделать его более сильным. (Творог, рыба, мясо, яйца, орехи).  А третьи  –  фрукты,  овощи,   содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают  организму расти и развиваться.  (Ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы). Работа по таблице.

1

6

15

16

25

2

7

14

17

24

3

8

13

18

23

4

9

12

19

22

5

10

11

20

21

Учитель:  Объясните, как вы понимаете пословицу: “Овощи – кладовая здоровья”? Какие из продуктов вы больше всего любите?

(Показ рисунков и ответы детей).

VI.    Игра   “Кто быстрее?”

(класс делится на три команды, выбирает название, у  каждой команды кубик от 1 до 6 баллов).

                      1 команда – “Лимон” - жёлтый кружок

                      2 команда – “Яблоко” - зеленый кружок.

                      3 команда – “Апельсин” - оранжевый кружок.

Дети бросают кубики по очереди и делают ходы на игровом поле.

(Приложение 1).

Повторяются вопросы, связанные с питанием. Побеждает та команда, которая быстрее всех наберет 25 очков.

VI. Групповая   работа.

Учитель: В группах обсудите и вспомните правила правильного питания. Свой ответ обоснуйте.


  1. Главное – не переедайте.


  1. Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.


  1. Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.


  1. Перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.

VII. Оздоровительная минутка “Этюд души”.

Учитель: Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу и вслух произнесите: “Я приветствую тебя, Земля!” Вытяните руки перед собой ладонями вперед: “Я приветствую тебя, Вода!” Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: “Я приветствую тебя, Воздух!” Поднимите руки вверх ладонями вперед: “Я приветствую тебя, Солнышко!”

VIII. Конкурсы.

Учитель: Ребята, а давайте проверим ваши знания и умения?! Для этого проведём несколько конкурсов.

                                            1. Умывание
3-4 человека с завязанными глазами под диктовку рисуют на доске, как они умывают свое лицо.
                                        2. Зарядка-1
4 человека собирают рассыпанные по полу спички, не сгибая ноги в коленях.

                                       3. Зарядка-2 “Упражнение для легких”
Надуть воздушный шарик.
IX.Анкета “Как твое здоровье”

(Приложение 2).

Учитель: Чего больше получилось - “да” или “нет”? Подумайте, как улучшить своё здоровье. Ведь вы уже знаете, отчего появляются болезни. А теперь, нарисуйте свое отношение к проблеме здорового образа жизни (выдаётся заготовка  лица, рисунки вывешиваются на доску).

X. Заключение.

Учитель: Ребята, теперь вам известны многие секреты здорового образа жизни. И я хочу вам сказать, что быть здоровыми может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Вы - наше будущее, поэтому заботиться о своем здоровье нужно начинать сейчас. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка. У здоровых людей ясный ум и крепкая нервная система  (награждение лучших участников).

                 Я желаю вам, ребята - быть здоровыми всегда,
                Но добиться результата невозможно без труда.

                 Постарайтесь не лениться, каждый раз перед едой,
                Прежде, чем за стол садиться, руки вымойте водой.

                И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.
               И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам!

               Свежим воздухом дышите, по возможности всегда,
              На прогулки в лес ходите, он вам силы даст, друзья!

                                         Литература

  1. М.М. Безруких., Т.А. Филиппова «Разговор о правильном питании». М. 2002г.
  2. Л.А. Обухова, Н.А. Лемякина «Тридцать уроков здоровья». М. 2001г.
  3. Л.Б. Дыхан “Здоровье учителя: радость или преодоление”
  4. “Классному руководителю о классном часе”, под ред. Е.Н. Степановой, М. А. Александровой, изд. “Сфера”, Москва, 2005.
  5. “Младший школьник”, под ред. И.В.Дубровиной, изд. “Просвещение”, Москва, 2003.
  6. Б.В.Бушелева “Поговорим о воспитанности”, изд. “Просвещение”, Москва,1989.
  7. В.В.Ветрова “Уроки психологического здоровья”, Педагогическое общество России, Москва,2000.
  8. М.А.Панфилова “Лесная школа. Коррекционные сказки для младших школьников”, изд. «Сфера», Москва,2002.

       

 Приложение 1.  

                                           МУЗЫКАЛЬНАЯ

  1. а) Послушайте мелодию, и отгадай название (звучит “Марш энтузиастов”) 
    б) Спойте песню о животном, которое дает детям молоко.
    (Пейте, дети, молоко)
    в) Прочитайте ребус
  2. а) Расшифруй запись: “В огороде на грядках росли: огу ц, по р, па.
    б) Расшифруйте запись: “ ша и Ко шили собирать урожай.”
    в) Какую песню поют на именинах
    (“Как на … именины, испекли мы каравай”
  3. а) Какую песню поют про продукт, который едят на Масленицу.(Ой блины, мои блины”)
    б) Спой песню про Чебурашку.
    в) Спеть песню про мальчика, которого звали копать картошку.
  4. а) Спой песню о ягоде, которая растет в саду. (“По малинку в сад пойдет”)
    б) Послушайте песню и отгадайте название “Ну-ка спойте-ка ребята, бята-бята,  Картошка”
    в) Спеть песню об  овощах.
  5. а) Звучит песня “Любитель рыболов” - определить название.
    б) Спеть песню о любом продукте питания
    в) Какую песню поет Хлебникова про напиток
    ? (Какао)

                                                      ВИТАМИНЫ

  1. а) Назови продукты питания, которые содержат витамины.
    б) Кто придумал слово “витамин”?
    (Американский ученый – биохимик Казимир Функ – открыл вещество “амин” - и соединив с латинским словом vita (“жизнь”) – получил “витамин”
    в) Какие витамины вы знаете? (А, В, С, Е)
  2. а) Что дают человеку витамины?
    (Помогают, организму  расти и развиваться)
    б) Как понимаешь пословицу: “Овощи – кладовая здоровья”
    в) Какой витамин есть в конфете “Фруттела”?
  3. а) Из чего можно приготовить соки?
    б) Из каких овощей можно приготовить сок?
    в) Какие витамины содержатся в плодах рябины?
    (А и С) 
  4. а) Какой витамин образуется в зародышах пшеничных зерен? (Е)
    б) Какой витамин содержит высушенные красные плоды шиповника? (С)
    в) Каким витамином богат апельсин?
    (С) 
  5. а) Какие витамины содержат дрожжи? Группы В
    б) Какие витамины продают в аптеках?
    в) Из чего же делают на заводах витамины?
    (Из плодов шиповника, облепихи, моркови, тыквы, черной смородины, …..)

                                                         ОБЕД

  1. а) В какое время нужно обедать? (13-14 ч.)
    б) Что нужно кушать за обедом?
    (Салат, I блюдо,  второе, компот)
    в) Объясни поговорку “Плох обед, если хлеба нет».
  2. а) Что ты будешь делать после обеда? (Читать, играть в спокойные игры”)
    б) Почему у нас в школе есть II завтрак?
    (Перерыв между едой не должен быть больше 3 часов)
    в) Какие полезные продукты ты ел за обедом? (Салат из овощей) 
  3. а) Когда так говорят “Плох обед, если хлеба нет?”
    б) Составь свое меню на обед.
    в) Как ты думаешь, что это значит
    “Завтрак съешь сам,
    Обед раздели с другом,
    Ужин отдай врагу».
  4. а) Составь меню на день, если ты занимаешься спортом.
    б) Сразу после обеда ты побежал играть в футбол. Пропусти два хода.
    в) На обед ты выбрал овощной салат, борщ, рыбу с гарниром, компот. Получил лишний ход.
  5. а) Перед едой ты показал малышу, как надо мыть руки.
    Получи дополнительный ход.
    б) Из каких блюд состоит обед.
    в) Можно ли приготовить обед из 3-х блюд, если у вас есть только свекла, картофель, фасоль, лук и плоды шиповника.

                                     ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

  1. а) Как понимаешь пословицу “Когда я ем, я глух и нем”.
    б) Аппетитная морковка в корзине. Как правильно её съесть?
    в) Какие правила ты выполняешь перед едой.
  2. а) Как ты понимаешь пословицу: “Много есть – не велика честь: обжорой  назовут”.
          б) Можно ли разговаривать во время еды, читать.
          в) Ты купил абрикосы, а потом стал есть. Какую ошибку ты допустил?
  3. а) Во время обеда съел  будерброд и запил газированной водой. Правильно ли ты поступил? Почему?
          б) Сколько времени должно быть в перерыве между едой?
    (3 часа)
          в) В какое время ты завтракаешь?
    (8 ч.) 
  4. а) В какое время лучше всего ужинать? (7 ч. вечера)
         
    б) Сразу после обеда ты побежал играть в футбол. Какую ошибку допустил?
    в) Ты купил яблоки и собирался их есть, не вымыв. Какую ошибку допустил?
  5. а) Почему после обеда лучше всего выбрать спокойные занятия.
           б) Назови полезные продукты.
           в) Можно ли пить сырую воду? Почему?

                                      ЗАГАДКИ

  1. а) На жарком солнышке подсох.
               И рвется из стручков ……
    Горох
    б) Уродился я на славу, голова, бела, кудрява.
    Кто любит щи меня, ищи…
    Капуста
    в) Я рос на грядке, характер мой гадкий:
    Куда ни приду, всех до слез доведу…
    Лук
  2. а) На кудрявый хохолок лису из норки поволок.
    На  ощупь – очень гладкий, на вкус, как сахар сладкая…
    Морковь
    б) Над землей трава под землей алая голова…Свекла
    в) Яркий, гладкий, налитой, весь в обложке золотой.
    Не с конфетной фабрики – из далекой Африки...
    Апельсин
  3. а) Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой.
    На солнце почернела я, и вот теперь я спелая…
    Вишня
    б) Бусы красные висят из кустов на нас глядят
    Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи…
    Малина
    в) Вкус у ягоды хорош, но сорви и поди-ка:
    Куст в колючках будто еж, - вот и назван….
    Ежевика
  4. а) Маленький, горький, луку брат… Чеснок
    б) Стоит высоко, висит далеко. Кругом гладко.
    В середине сладко...
    Орех
    в) На сучках висят шары – посинели от жары…Слива
  5. а) Я румяную Матрешку от подруг не оторву.
    Подожду, когда Матрешка упадет сама в траву…
    Яблоко
    б) Синий мундир,
    Теплая подкладка,
    А в середине сладко
    … Слива
    в) Снаружи красна,
    Внутри бела, На голове хохолок – Зелененький лесок…
    Редиска

Приложение 2.  

№/п

                         Вопрос

да

нет

1.

У меня болит горло.

 

2.

У меня нередко бывает насморк.

3.

Иногда у меня болит ухо.

4.

У меня больные зубы.

5.

Часто у меня болит живот.

6.

Иногда у меня болит голова.

7.

Некоторые продукты и лекарства вызывают у меня аллергию.

8.

 Каждый год я болею гриппом.

9.

Ко мне легко прилипают всякие болезни.

10.

Из-за болезней я часто пропускаю уроки в школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание нравственных чувств у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

 В данной статье раскрываются проблемы воспитания нравственных чувств у детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же здесь изложены средства и условия создания благоприятных ситуац...

Творческая мастерская «Пусть каждый день приносит счастье!» (познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья ).

Открытое мероприятие.   Творческая мастерская«Пусть каждый день приносит счастье!»(познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья )....

Конспект психологического занятия по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Занятие разработано для детей с особыми потребностями с учетом особенностей восприятия ими информации: для активизации и поддержания у детей познавательного интереса проводится в виде сказочного путеш...

Конспект психологического занятия "Чудесный сад" для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Данное занятия направлено на снижение у детей уровня психоэмоционального напряжения, овладение ими простейшими релаксационными приемами, актуализацию творческого потенциала....

Развитие оптико-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Пространственные представления имеют универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Следовательно, гармоничное развит...

Пусть каждый день приносит счастье! (познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья)

Развитие коммуникативных склоностей, произвольного внимания и памяти в слуховой и зрительной модальности....

Развитие пространственной ориентировки у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных    и    квазипространственных представлений непосредственно   влияет   на...


 

Комментарии

спасибо за интересный материал