Задачи образовательного учреждения и деятельности педагогов в работе по профилактике аддиктивного поведения в образовательной среде.
статья по теме

К статье добавлен  материал одного из классных часов, который  возможно  использовать  образовательными  учреждениями  в  своей  работе  по  профилактике  употребления  психоактивных  веществ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Samouvazhenie.doc470 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Берестова  Т.Н., педагог- организатор,

                                                                учитель  начальных  классов,

                                                                ГОУ  СОШ  № 163, г. Москва

Задачи  образовательного  учреждения  и деятельности педагогов  в  работе  по  профилактике  аддиктивного поведения в образовательной среде.

            В  последнее  время  перед  нашим  обществом  остро  стоит  вопрос   формирования аддиктивных форм поведения, связанным с употреблением ПАВ среди детей и подростков. Решением  этой  проблемы  занимаются  многие: наркологи, психологи, психотерапевты  и  др. Однако, туда  чаще  всего  обращаются  или  попадают  люди  уже  попавшие  под  влияние  психоактивных  веществ. Мы  же  ставим  своей  целью  оградить   подрастающее  поколение  от  употребления  этих  веществ.  Чтобы  справиться  с  этой  проблемой  нужно  вести  профилактическую  работу, которая  будет  способствовать  созданию  условий  в  формировании  личностных  качеств, способствовать  развитию  личности, ориентировать  ребят  на  здоровый  образ  жизни.

           Важную  роль  в  формировании  этих  качеств  играет  образовательное  учреждение.  Каждый  человек  с  детства  привык  действовать  в  своей  повседневной  жизни  определённым  привычным  ему  способом, обладает  определённым  набором  поведенческих  навыков.  Одним  из  важнейших  направлений  в  профилактической  работе  должно  стать  формирование  у  детей  и  подростков  умения  справляться  со  стрессами, агрессией, умения  разрешать  конфликтные  ситуации,  отстаивать  свою  точку  зрения, выслушивать, уважать  и  принимать  чужое  мнение, правильно  оценивать  свои  возможности, уметь  спланировать  свою  деятельность  в  данный  отрезок  времени  и  в  будущем.

           Чтобы  это  стало  возможным  просто  необходимо  внести  изменения  в  образовательную  среду, таким  образом, чтобы  она  повернулась  лицом  к  ребёнку, к  его  проблемам.  Эти  изменения  должны  произойти  не  только  в  плане  образования, но  также  в  эмоциональном  и  физическом  плане.  Все  изменения  должны  идти  изнутри.  То  есть  и  педагоги, и  психологи, и  учащиеся  должны  осознавать  необходимость  в  этом  направлении, находится  в  позиции  сотрудничества  и  взаимопонимания  друг  с  другом. Только  в  этом  случае  удастся  избежать  формального  подхода  и  возможно  будет  достичь  эффективности  в  достижении  поставленной  цели.  

           Школа  должна  стать  тем  местом, где  ученики  всегда  смогут  найти  поддержку, взаимопонимание, узнать  много  нового  и  интересного, научиться  общению  друг  с  другом  и  окружающими.  А  для  этого  педагоги  и  психологи, которые  работают  в  образовательном  учреждении  должны  сами  очень  хорошо  осознавать  и  понимать  задачи  и  цели  профилактической  работы, владеть  психологическими  техниками, уметь  общаться, уметь  сопереживать, видеть  в  учениках  личность  и  направлять  её  развитие  в  нужном  направлении.  Ведь  ни  для  кого  не  секрет, что  зачастую  та  среда, в  которой  воспитывается  ребёнок  до  школы, не  способствует  этому. Нередко  дети  не  находят  поддержки  в  семье  и  стремятся  на  улицу, туда, где  их  понимают  и  принимают  такими  какие  они  есть.  Там  они  получают  первый  негативный  опыт  общения, пробуют  сигареты, алкоголь, наркотики, находя  в  этом  сомнительное  удовольствие  и  тем  самым  получая  на  какой-то  период  времени  решение  своей  проблемы.  Они  ещё  не  способны  заглянуть  в  будущее  и  понять  к  чему  в  результате  это  их  приведёт, живут  сегодняшним  днём.  

      Таким  детям  жизненно  важно, чтобы  нашёлся  рядом  тот  человек, который  вовремя  подскажет, научит, направит, поймёт  и  примет.  И  кто  как  не  педагоги  и  психологи, работающие  в  образовательном  учреждении, могут  оказаться  теми  людьми.  Ведь  ребёнок  в  школе  проводит  достаточно  большой  отрезок  времени  и  школа, при  определённых  условиях, способна  стать для  него  вторым  домом, а  педагоги  друзьями  и  помощниками  в  решении  всех  его  проблем. Наши  школы  должны  стать  тем  местом, где  дети  почувствуют  заинтересованность  к  их  судьбе  и  тогда  многие  проблемы  могут  быть  решены.

           Главной  задачей  школы, до  недавнего  времени, было  дать  знания  любой  ценой, не  взирая  на  личность  ученика.  В  этом  и  состоит  ошибка. Нельзя  научить  не  заинтересовав, не  объяснив  для  чего  нужны  эти  знания, где  их  можно  применить  в  жизни.  Преподнесение  готовых  знаний  менее  эффективно, чем  добывание  их  в  процессе  обучения  детьми  самостоятельно, осознанно.  

          Так же  и  в  отношении  психоактивных  веществ.  Можно  сколько  угодно  говорить  об  их  вреде, но  до  тех  пор  пока  ребёнок  сам  не  сделает  выводы  и  не  примет  это  как  своё  решение  результата  не  будет.  Поэтому  очень  важно  научить  ребёнка  самого  делать  выводы, уметь  находить  все  плюсы  и  минусы, принимать  правильное  решение, разбираться  в  ситуации  и  уметь  заглянуть  в  будущее, чтобы  сделать  правильный  выбор, учить  умению  общаться, научить  говорить  «нет»  в  нужной  ситуации, учить  подчинять  свои  желания  и  потребности  тому, что  действительно  принесёт  ему  пользу.  А  учебный  и  воспитательный  процессы  должны  стать  тем  инструментом, который  поможет  ребёнку  в  выборе  правильного  жизненного  пути  и  будет  направлен  на  саморазвитие  личности  ученика.  Педагог  же  должен  стать  для  ребёнка  одним  из  тех  людей, которые  помогут  ему  выбрать  правильный  образ  жизни  и  верную  дорогу  в  нашем  противоречивом  мире.  

           Добиться  этого  можно  только  в  совместной  деятельности  учителя  и  ученика: в  учении, общении, в  игре, в  трудовой  деятельности.  Учитель  должен  хорошо  знать  возрастные  психологические  особенности  своих  учеников, владеть  информацией  о  социуме, в  котором  находится  он  за  пределами  образовательного  учреждения, уметь  подобрать  подход  к  различным  возрастным  категориям.  Для  этого  педагоги  могут  и  должны  использовать  в  своей  работе  различные  приёмы, методы, средства, психологические  техники  как  на  уроках, так  и  во  внеурочной  деятельности: на  внеклассных  мероприятиях, классных  часах  и  т.д.  

         Очень  эффективны  и  дают  положительный  результат  игровые  ситуации  на  уроках, психологические  разминки, уроки-соревнования, уроки-дискуссии, ролевые  игры, работа  в  малых  группах, уроки-экскурсии, уроки-тренинги, проведение  совместных  праздников  и  др.   При  этом  учитель  должен  уважать  своего  ученика, как  человека, который  осознаёт  себя, может  оценивать  свои  поступки  с  позиции  норм  морали  и  собственными  потребностями.  Это  приводит  к  тому, что  ученик  сам  учится  уважать  и  ценить  мир  другого  человека, лучше  понимать  свой  внутренний  мир.  То, что  учитель  находится  с  ними  на  равных, высказывает  своё  мнение, свой  взгляд  на  ситуацию, очень  ценно  для  ученика.

           Чтобы  профилактическая  работа  оказалась  действенной  и  эффективной. мероприятия   должны  проводится  не  от  случая  к  случаю, а  в  системе, каждодневно.  Только  при  таком  условии  можно  увидеть  результаты  своей  работы  и  помочь  ребятам.

 Основу профилактической  работы  должны составлять следующие  принципы:

  1. давать возможность ребенку сознательно формировать свою личность;
  2. обеспечить доверительные отношения между учителем и учеником, проявлять любовь и уважение к детям;
  3. создавать ситуации успеха;
  4. обеспечить целостность и последовательность воспитательного процесса для  развития личности ребенка;
  5. давать ребенку право на самостоятельный выбор поведения в различных ситуа циях.

  Основные задачи  профилактической  работы:

  1. создание условий для сохранения и укрепления здоровья учеников;
  2. создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе;
  3. обеспечение условий защищенности каждого его члена;
  4. создание условий для самоутверждения каждого воспитанника  в  формах обще ственно - приемлемого поведения, обретение каждым необходимого для него ува жения, социального статуса в среде сверстников;
  5. создание условий и оказание помощи в поисках и обретении ценностей и смыс ла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания;
  6. обучение учащихся способам  делать правильный выбор;
  7. привитие оптимистического мировосприятия.

 Заповеди воспитания:

  1. не воспитывай в плохом настроении («спокойствие, только спокойствие»);
  1. определи, чего хочешь для ребенка, узнай, что он думает по этому поводу;
  2. предоставь возможную самостоятельность;
  3. не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему;
  4. не пропусти первый успех ребенка;
  5. делай своевременные замечания;
  6. оценивай поступок, а не личность.
  7. А главная заповедь — не навреди.

           Далее  в  своей  статье  я  хотела  бы  привести, как пример,   материал одного из классных часов, который  возможно  использовать  образовательными  учреждениями  в  своей  работе  по  профилактике  употребления  психоактивных  веществ.  

                                                       Уважение и самоуважение..

Тема. Положительный  образ  Я.

Цель. Способствовать  самоуважению  учащихся.

Задачи. Поговорить  о  качествах  достойных  уважения.

             Перечислить  качества, которые  детям  хотелось  бы  развить  в  себе.

Теоретические  положения. Уважение  означает  положительное  отношение  к  человеку, основанное  на  признании  его  достоинств. Самоуважение – признание  собственных  достоинств. Каждому  человеку  необходимо  уважение  окружающих  и  самоуважение  для  самореализации  и  успешного  взаимодействия  с  людьми. Самоуважение  защитный  фактор  против  приобщения  к  психоактивным  веществам.

Словарь.

Уважение – это  хорошее  отношение  окружающих  людей  к  человеку, который  много  знает  и  умеет.

Самоуважение – это  уважение  к  самому  себе.

Цель – это  то, к  чему  стремится  человек.

Материалы  для  урока. Доска, мел, белый  лист  бумаги  для  плаката, фломастеры, картинки  с  сюжетами.

Подготовка  к  уроку. Подберите  рисунки  с  сюжетами, изображающими  достойные  уважения  поступки. Подготовьте  плакат  «Дерево  достижений  класса».

Ход  урока.

 Занятие  начинается  с  разминки  «Комплименты».

Участники  сидят  в  кругу  и  говорят  друг  другу  комплименты.

Что  вы  сейчас  почувствовали? Что  оказалось  для  вас  приятнее  говорить  комплименты  или  принимать  их? Когда  хочется  говорить  человеку  приятные  слова?

Тема  нашего  сегодняшнего  занятия  « Уважение  и  самоуважение».

1.Расскажите  о  ситуациях, в  которых  люди  или герои  литературных  произведений  проявляли  достойные  уважения  качества. (обсуждение  представленных  ситуаций)

2.Чтение  рассказа  «В  школу  на  санках».

  1. Обратите  внимание  на  иллюстрацию  к  рассказу.
  2. Перечислите  качества  героев  рассказа, обсуждение  этих  качеств.

3.Давайте  разобьёмся  на  группы  по  5  человек. Каждая  группа  получит  сюжетную  картинку  с  какой-то  ситуацией.  Вы обсудите  качества, которые проявляют  люди  в    этих  ситуациях. Докажите, что  их  обладатели  достойны  уважения.

(после  обсуждения  выслушиваются  ответы  каждой  группы  и  делаем  обобщающий  краткий  вывод)

4. А  сейчас  мы  будем  работать  в  парах. Для  этого  вернёмся  в  круг. И  разделимся  на  пары  кто  с  кем  рядом  сидит. Вы  должны  перечислить  положительные  качества  друг  друга, достойные  уважения  окружающих  и  гордости  их  обладателя. (выслушиваются  ответы  пар)

Каждый  человек  должен  осознавать  свои  положительные  качества  и  уважать  себя  за  них.

5. Перечислите  качества, которые  нравятся  вам  в  самих  себе.

Я  могу  ……………………………

Я  горжусь  ……………………….

Лучше  всего  у  меня  получается  ………………………

Меня  часто  хвалят  за  …………………………

(желающие  могут  зачитать  написанное  вслух)

6. Давайте  сейчас  прикрепим  эти  листочки к  нашему  «Дереву  достижений  класса».

7. Человек, который  достигает  поставленной  цели  достоин  уважения  окружающих, а  сам  испытывает  положительные  чувства. Поэтому  очень  важно  уметь  ставить  перед  собой  цели  и  добиваться  их. Цели  могут  быть  разные. Всегда  нужно  ставить  перед  собой  цели, достижение  которых  возможно. Приведите  примеры  целей. Невозможно  достичь  цели, если  не  приложить  к  этому  усилий. Если  на  пути  достижения  цели  встречаются  трудности  или  неудачи, это  не  должно  становиться  причиной  для  отказа  от  неё.

8. Подумайте  и  расскажите  каковы  ваши  цели. (выслушиваются  все  желающие)

Целеустремлённость  достойна  уважения.

9.Выводы.

  1. Многих  людей  можно  уважать  за  их  знания  и  умения.
  2. Каждый  человек  может  уважать  сам  себя.
  3. Целеустремлённость  достойна  уважения.

10. А  сейчас  давайте  вернёмся  в  круг  и  каждый  поделится  тем, что дало ему  это  занятие, какие  чувства  и  впечатления  он  сейчас  испытывает, что  унесёт  с  собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БЕЗОТМЕТОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ В КЛАССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МОТИВАЦИИ РЕБЁНКА К УСПЕШНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СтатьяБЕЗОТМЕТОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ В КЛАССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МОТИВАЦИИ РЕБЁНКА К УСПЕШНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Правдина Елена АнатольевнаУчи...

Свидетельство"Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXIвека"

IntelОбучение для будущегоСвидетельство Подковиной Елены Владимировны об успешном прохождении обучения по курсу Intel " Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века"...

Сайты совместной деятельности в образовательной среде

Названия сайтов, которые можно использовать в совместной работе через интернет....

Особенности проектирования педагогической деятельности в условиях функционирования информационной образовательной среды.

Повышение качества образования связано не столько с развитой инфраструктурой — обеспечение учащихся компьютерами, скоростным Интернетом и т.п. — сколько с организацией единой, изолированной информацио...

"Формирование адаптационных форм поведения у детей с ОВЗ в образовательной среде".

Социализация детей с ОВЗ предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей среде, соблюдая определенные правила и нормы поведения....