"Формирование адаптационных форм поведения у детей с ОВЗ в образовательной среде".
учебно-методический материал по теме

Шиляева Ольга Владимировна

Социализация детей с ОВЗ предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей среде, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:


«Создание условий для социализации и профессионального самоопределения воспитанников».

    Современный детский дом представляет собой образовательное учреждение, специально созданное для решения задач социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Для нашей страны актуальна проблема так называемого «сиротства при живых родителях». Наиболее тяжелые последствия социального сиротства – это различные деформации психического и умственного развития ребенка. Психологические изменения могут привести к широкому спектру симптомов: от задержки психического развития до разных нарушений умственной деятельности. При этом у детей наблюдается полное расстройство процессов общения, неадекватное социальное поведение, трудности в учебной деятельности и при формировании эмоциональных контактов с окружающими. Все это затрудняет социальную адаптацию.
   Социальная адаптация ребенка является многогранным процессом, предполагающим усвоение культурных и нравственных форм поведения,  личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими людьми и взрослыми, осознание своего места в обществе, в трудовой деятельности.
    Процесс коррекции отклонений в развитии должен пониматься, как путь овладения социальным опытом и  нормами поведения. Наличие такого отклонения, как умственная отсталость, значительно усложняет адаптацию учащихся в обществе.

Дети  с нарушением интеллекта характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо это обнаруживается в сфере познавательных процессов. А так как познавательные процессы нарушены, то это накладывает отпечаток и на поведение, и на познание окружающего мира, и на социально-трудовую адаптацию, или социализацию учащихся.
   Социализация – это процесс усвоения  учащимися социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые нормы поведения, необходимые для  нормальной жизни. Поэтому социальная адаптация является одной из главных задач коррекционной школы. Это находит отражение в разработке форм и методов коррекционно - педагогической работы, направленной на преодоление трудностей адаптации учащихся.
 Сразу при поступлении в нашу школу проводятся мероприятия, способствующие успешной адаптации ребенка к новым социальным условиям. Сюда входят: психолого-педагогическое обследование ребенка; наблюдение за поведением и адаптацией в коллективе детей; за взаимодействием со взрослыми и детьми в процессе режимных моментов, беседы с воспитателями и педагогами о том, как ребенок чувствует себя в новой обстановке. В ходе такого наблюдения определяется уровень социального, познавательного, физического и психического развития. Особое внимание уделяется изучению поведения ученика и его эмоционально-волевой сфере, умению переключаться с одного вида деятельности на другой. На основании комплексного обследования усилия педагогов должны быть направлены на то, чтобы обогатить социальный опыт ребенка на всех этапах воспитательно-образовательного процесса.

  Социальная адаптация детей-сирот – это показ им нормальных межличностных отношений в разных сферах: в быту, на работе, в семье. Имея такой опыт, ребенок с большей вероятностью справится   со сложной задачей создания своей семьи и работой.

   Полноценная социальная адаптация невозможна без формирования системы нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения. А  наличие интеллектуального  дефекта  существенно затрудняет решение этих задач, повышает  вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности. Кроме нарушений интеллектуальной сферы есть и другие факторы, затрудняющие процесс  социализации. Это следующие факторы:

  1. Социальный статус «ничейного ребенка».
  2.  Дети-сироты в условиях образовательного учреждения вынуждены ориентироваться на различные нормативные акты.
  3. Проявление дефицита индивидуализированного общения со взрослыми.
  4. Ограничение социальной активности ребенка.
  5. Общение со сверстниками имеет принудительный характер.
  6. Регламентация жизнедеятельности.

7.Необходимость адаптации к большому числу сверстников.
Несмотря на эти факторы, работа по  социальной адаптации должна представлять один из важнейших задач воспитательной работы. Оптимальные условия для социального воспитания представляют все виды деятельности детей: трудовая, учебная, игровая. В них осуществляется полноценное общение учащихся как со сверстниками, так и со взрослыми. У детей формируются необходимые нравственные  нормы поведения, формируются система ценностей, принципы построения взаимоотношений в обществе.

Одним из главных направлений является социально-бытовая ориентация учащихся. Нормально развивающиеся дети многие знания и умения приобретают в процессе общения со взрослыми и сверстниками, помогая родителям по хозяйству, ухаживая за младшими, получая информацию из различных источников.

   Дети - сироты с интеллектуальными нарушениями в силу особенностей их развития самостоятельно не могут приобретать умения и навыки, так необходимые в быту. Поэтому воспитательные занятия по социально-бытовой ориентировке должны способствовать накоплению жизненного опыта. Критериями такого опыта является: знание своего адреса; знание условий быта и умения в них ориентироваться; ориентация в окружающей жизни, в умении пользоваться всеми бытовыми приборами; умение разбираться в экономическо-бытовых проблемах; усвоение многих социальных норм и правил поведения; умение в приготовлении еды себе и  членам семьи; умение переносить освоенные навыки в незнакомую ситуацию.

Для того, чтобы дети овладели таким опытом, требуется  много внимания уделять практической работе. Так же  необходимо вовлекать их в кружки, проводить различные конкурсы, экскурсии, воспитательные занятия, сюжетно-ролевые игры с соответствующей тематикой.

   Очень важной частью является автоматизация умений и навыков по самообслуживающему труду. Уход за одеждой, обувью; уборка и содержание жилища в порядке; умение приготовить еду, накрыть на стол – все это является важной частью социально- бытовой адаптации.

Приоритетной задачей является  воспитание готовности к трудовой деятельности, направленное на развитие разнообразных способностей детей, подготовка их к выбору профессии; формирование умений, позволяющих им самостоятельно реализовывать свои жизненные силы.

Основой социальной адаптации является гуманизация воспитательного процесса, которая предусматривает реализацию следующих идей:

Идея субъективности социального воспитания, предполагающая учет интересов и потребностей воспитанника, создание условий для определения каждым ребенком своего способа самореализации, раскрытие его потенциала.

Идея расширения социальных связей и отношений с окружающим миром, которая предполагает вступление ребенка в разнообразные отношения с окружающим миром.

Идея социального закаливания, то есть формирование у детей готовности к преодолению жизненных трудностей.

Выше предложенные идеи предполагают следующие принципы организации воспитательной работы:

  1. Принцип педагогического стимулирования социальных проб предусматривает создание условий для самооценки учащимися своих возможностей на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения различных социальных ролей.
  2. Принцип вариативности организации работы с детьми требует учета всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для пробуждения новых интересов, для выбора участия в жизни детского дома.
  3. Принцип организации личностного пространства ребенка требует создания условий, когда воспитанник может уединиться, оформить свое личное место.
  4.  Принцип  сочетания взаимной работы и требовательности предусматривает формирование такого стиля отношений в группе воспитанников, при котором каждый чувствует себя защищенным и признает  правила общежития.
  5. Принцип развития самодеятельности  и инициативы требует от каждого воспитанника участия в жизни группы.
  6. Принцип нравственного обогащения социальной среды требует постоянного внесения в жизнь детей общечеловеческих ценностей. Обогащение нравственного опыта.

Обобщая свой доклад, считаю, что социальная адаптация сирот, как понятие – это успешное усвоение ими социальных ролей в системе общественных отношений. При этом ребенок должен видеть примеры для подражания как в коллективе, где он находится  круглые сутки, так и  в окружающем мире.

Список литературы:

«Воспитание и обучение детей с нарушением в развитии. 2003г.№4.

В.Воронкова «Воспитание и обучение во вспомогательной школе».

«Дефектология».№2, 2004г.

Романов К.М., Щанкина Н.С. «Проблемы социальной адаптации у людей с проблемами в интеллектуальном развитии».

«Формирование адаптационных форм поведения у умственно отсталых детей в образовательной среде».

Одной из основных задач нашей  школы является подготовка детей к самостоятельной жизни, овладению профессией, трудовой деятельности, совместно с другими членами общества. Нарушение одного или нескольких анализаторов у ребёнка создаёт специфические проблемы адаптации как социальной, так и трудовой, затрудняет процесс социализации.
  Термин «социализация » в современной психологии означает - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые нормы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. В результате люди овладевают нормами совместного проживания и труда и учатся эффективно взаимодействовать друг с другом.
Большое значение в социальной адаптации особых детей имеет обучение их обслуживающему труду, включением их в общественную жизнь и их устройством в быту. Это требует наличие у воспитанников определённых социальных качеств:
- коллективизма;
- умение общаться со своими сверстниками, с взрослыми;
Воспитательные задачи, которые решаются на этих занятиях - это формирование у детей положительного отношения к бытовому труду, воспитание привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности, привитие навыков культуры поведения, воспитание уважение к труду взрослых.
 Эта работа проводится с детьми с самого первого дня пребывания их в нашей школе. Большинство из детей до прихода в нашу школу, не находились в коллективе. Поэтому с первых шагов мы учим их, жить в коллективе, считаться с мнением и интересами других. Об уровне социальной адаптации воспитанника дают представление его характер взаимоотношений со сверстниками, отношение к труду, определенное развитие культурных интересов и потребностей. Поэтому в связи с этим у детей с ОВЗ важным является формирование такого вида социально – бытовых умений и навыков, каким является деловое общение.
   Деловое общение способствует расширению и углублению знаний воспитанников об окружающем мире, развитию у них анализирующей деятельности, развитию речи, в целом – повышению самостоятельности детей.
 Воспитанники с ОВЗ не испытывают затруднения при общении с окружающими. У них достаточно развита инициатива в общении. Они легко вступают в контакт и  со знакомыми людьми и  незнакомыми. Дети не испытывают смущение, они  не могут анализировать полученную информацию и применять полученные знания на практике. Поэтому мы стараемся, чтобы дети, получая какие – либо знания применяли их в повседневной жизни. Отрадно видеть, когда Афонин Влад  открывал дверь,  пропуская меня вперед, а потом заходил сам. Он подавал хороший пример другим детям  нашей группы и некоторые повторяли.
  Но видно, мы что - то в своей работе упускаем, если дети, становясь старше, выполняют это только со своими воспитателями.
Одним из приёмов, способствующих формированию делового общения,  является проведение экскурсий с включением заданий практического характера, при выполнении которых  воспитанники вступают в разнообразные отношения с окружающими людьми, получают от них необходимые сведения, а затем используют их на практике. При такой организации экскурсий дети не только знакомятся с назначениями отдельных служб, учреждений и организаций, но также учатся применять полученные знания на практике, упражняются в общении с окружающими.
  При проведении экскурсий обращаю внимание на следующие моменты:
1. Умеют ли дети вступать в контакт; начать разговор с собеседником, правильно построить вопрос, достаточно ли спокойно, непринужденно чувствует себя при этом.
2.Как развивается диалог, умеют ли дети получать сведения, необходимые для выполнения практического задания; переходить с позиции говорящего в позицию слушающего;
3.Как учитывается информация, полученная в процессе общения с собеседником, анализируется окружающая обстановка.
   При организации общения с окружающими людьми оказываю необходимую помощь. Перед контактом выясняю, что нужно узнать воспитаннику: «Что тебе нужно узнать?», «К кому ты хочешь обратиться?» в процессе ведения диалога побуждаю детей к получению недостающих сведений. Стараюсь учить воспитанника принимать правильное решение с учетом условий окружающей обстановки. Например, с этим мы встречаемся, когда приходит время написания писем Деду Морозу. Уже сейчас дети с какой-то маниакальностью одолевают вопросами, что можно заказывать, а что нет и т.д. Сами они затруднялись написать адрес, обращались ко мне с просьбой написать адрес, но я отказывала  и просила самим справиться с заданием. И Матюшкин Д, Ладыкин М. уже писали сами.
  Социальной адаптации воспитанников моей группы способствует и то, что на базе нашей школы – интерната есть различные службы: столовая, прачечная, медпункт, библиотека.
 Например, при посещении медпункта, не только обращаю внимание воспитанников на рассказ медсестры о видах помощи, но и на практике получить ответы на такие, например, вопросы: «Как лечить насморк?», «Как правильно закапать нос?» И дети овладеют элементарными практическими навыками. Ухаживая за школьной формой, учу, как избавиться от пятен на брюках, пиджаках. И по возможности отчищают их сами.
 Таким образом, в беседе дети получают новые сведения, а затем применяют их на практике. Иногда дети сами проявляют инициативу в общении, узнают то, что им хочется узнать. Так, при посещении магазина, дети не только узнали о работе продавца, как работают весы, но и поучились сами совершить покупку.
  После проведенных экскурсий на практике закрепляем полученные знания, отмечаю положительное и отрицательное в общении детей. Очень большое значение имеют экскурсии за пределы школы в те учреждения, без которых не обойтись любому человеку: в аптеку, на почту, магазин и т. д. перед этими экскурсиями особенно проговариваю вопросы, которые могут интересовать детей. При посещении данных учреждений необходимо выполнение детьми практических заданий. Например, планируя экскурсию на почту,  дети получат  различные задания: купить открытку, конверт. В процессе экскурсии контролирую правильность поставленных вопросов.
Хочется остановиться на методах воспитания социально – бытовой ориентировке. Различают три основных группы методов: словесный, наглядный и практический. В работе с детьми с ОВЗ ведущее место занимают практические и наглядные методы воспитания.
   На занятиях воспитанники выполняют множество упражнений, носящих тренировочный характер. Так, проводятся различные упражнения на выработку умений пользоваться телефоном, бытовыми приборами и т. д. при проведении таких  занятий как: «Уход за одеждой», «Уход за комнатными растениями» и т. д., дети получают практические навыки по применению таких предметов как, утюг, распылитель воды и т. д.
Широко используется на занятиях различные дидактические игры, что делает     воспитание более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоение знаний. Игра имеет большое значение для развития детей и является любимым видом деятельности. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей, приучает к организованности, посредством выполнения правил. Поэтому мы стараемся как можно чаще организовывать игры , проводить веселые старты, подвижные игры , эстафеты на воздухе, для того, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным членом школьного коллектива, а также получал моральное удовлетворение от общения со сверстниками.
   Одним из важных звеньев формирования адаптационных форм поведения воспитанников являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.
  Основная цель: приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей. Результатом такого творчества стало множество поделок, выполненных руками детей. Конечно,  не всем  детям легко дается овладевать способами работы с картоном, пластилином, бумагой, но в  процессе занятий дети овладели различными техниками: поделки, игрушки, аппликации. В плане овладеть технику бумагопластики. Результатом такого труда, является школьные выставки, где оригинально была выполнена стенгазета ко Дню учителя, и одними из лучших  были поделки из природного материла.
  В процессе занятий решаются следующие задачи:
- развитие и коррекция основных видов движений;
- развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики;
- развитие способности ориентироваться в пространстве. Кроме того, в структуру занятий включаются:
- творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии;
- комплексные игры различной подвижности и разной направленности;
- релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.
Следовательно, для особого ребенка требуется индивидуально - дифференцированный подход в воспитании и развитии, подразумевающий помимо развивающих занятий, успешную социальную адаптацию.
  В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному  плану, что позволяет реализовывать себя детям, имеющим  различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры, проводимые у нас, представляют каждому участвовать и добиваться успеха. Социализация детей с ОВЗ предполагает не только определенный уровень их трудовой  адаптации, но и  возможность ориентироваться в окружающей среде, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе.
Таким образом, наша школа делает все возможное, чтобы дети с ОВЗ получали достойное образование и развитие.

Литература:

  1. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.завед. /И.В.Дубровина, А.А.Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В.Вохмянина; под ред. И.В. Дубровиной. - М.:1998.-160с.
  2. Давыдова В.В. Психологическое развитие младших школьников. - М.: Академия, 1990.-192с.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гуманное взаимодействие детей и взрослых в образовательной среде»

Материал для выступления о толерантном взаимодействии семьи и школы...

Гуманное взаимодействие детей и взрослых в образовательной среде»

Гуманное взаимодействие детей и взрослых в образовательной среде»...

Мастер-класс "Формирование здорового образа жизни детей в образовательной среде"

Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье.Генрих Гейне...

Образовательный проект «Система работы учителя по формированию устойчивой мотивации изучения английского языка через создание эффективной образовательной среды»

Практико-ориентированный проект рекомендован в качестве методического пособия для учителей английского языка, работающих во 2-4 классах, по развитию устойчивой мотивации изучения английского языка чер...

Нестандартная форма логопедических занятий как способ повышения познавательной активности школьников в условиях внедрения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями (сборник "Здоровьесбережение в условиях цифровой образовательной среды") 2021г

В статье рассматриваются различные формы нестандартных логопедических занятий, описываются характеристики основных видов занятий. На основе проведенных исследований доказывается их эффективность в пов...

Доклад: «Формирование навыков социального поведения у детей с ОВЗ.»

Коррекционная работа по теме « Формирование навыков социального поведения у детей с ОВЗ» очень важна, так как определённый уровень сформированности  социально- бытовых навыков и умени...

Доклад. Дистанционные формы взаимодействия с родителями в условиях цифровой образовательной среды

Доклад об опыте работы учителя начальных классов в образовательной среде в  дистаннционной форме....