Методика использования на уроках предметных викторин и кроссвордов
методическая разработка на тему

Суркова Ксения Сергеевна

Методика  использования на уроках предметных викторин и кроссвордов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика  использования на уроках предметных викторин и кроссвордов.

Давно известно и доказано, что мы лучше запоминаем то, что привлекло наше внимание. Обработка всей эмоциональной и познавательной информации в лимбической системе имеет биохимическую природу: происходит выброс определенных нейро-трансмиттеров (от лат. transmuto — передаю; биологические вещества, которые обусловливают проведение нервных импульсов). Если познавательные процессы протекают на фоне положительных эмоций, то вырабатываются такие нейро-трансмиттеры, как гамма-аминомасляная кислота, ацетилхолин, интерферон и интерклейкины. Они активизируют мышление и делают запоминание более эффективным. Если же процессы обучения построены на негативных эмоциях, то высвобождаются адреналин и кортизол, которые снижают способность к учению и запоминанию

У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса. Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Понятие "игровые педагогические технологии" включает большую группу методов и приемов организации учебного процесса в форме игры. 

Викторины способствуют активизации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления.

Викторины можно использовать на всех этапах урока: при опросе, изучении нового материала, закреплении. Наиболее эффективно бывает использование викторины при повторении, когда требуется в обобщенной форме выявить знания и умения младших школьников.

Викторины способствуют активизации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления.

Кроссворд - это задача-головоломка, её суть в заполнении пересекающихся рядов клеток словами, разгадываемыми по приводимому списку определений смысла этих слов. Название игры имеет английское происхождение (англ. «cross» -пересечение и «word» - слово) и переводится как «крест-слово», а отсюда и другое название «крестословица». Основная функция этой игры - вспомнить знакомые, но забытые термины, закрепить их в памяти, развить интеллект.

Кроссворд таит в себе большие возможности для развития творческих способностей, тренировки   памяти. Кроссворды могут быть с успехом использованы при обучении с целью расширения кругозора учащихся, установления логических связей между изучаемыми явлениями. Достоинство их  заключается в том, что они вносят в познавательный процесс игровой элемент, активизируют умственную деятельность, сознательный поиск в изучаемой области.

Кроссворд содержит игровую (разгадывание или составление кроссворда) и учебную (овладение определёнными знаниями, умениями и навыками) задачи.

Использование кроссвордов на уроках имеет ряд особенностей:

: 1 Нестандартность

2 Активизация познавательных процессов

3 Возможность применения групповой работы

 4 Создание ситуации успеха.

Если разгадывание кроссворда может успешно применяться  проверки ранее приобретенных знаний, то при изучении нового материала уместно использовать так называмый «антикроссворд», когда даны ответы, а вот задания к ним придумывают учащиеся, пользуясь учебной литературой.  Также на этом этапе можно предложить учащимся составить свой кроссворд. Составленные детьми кроссворды надо непременно предложить для разгадывания одноклассникам.

 Кроссворды могут быть использованы на всех этапах современного урока и внеклассной деятельности Они  позволяют активизировать различные формы познавательной и творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметная викторина по русскому языку "В царстве грамматики" (для учащихся 3-4 классов)

Школьная жизнь для учащихся начинается Днём знаний, а заканчивается прощальным балом выпускников. И на протяжении этого времени подрастающий человек учится писать, читать, переходя от простого к...

Предметная викторина по сказкам А.С. Пушкина (презентация)

По предмету, изображенному на слайде, назвать сказку А.С.Пушкина. По щелчку появляется ответ....

Урок предметно-практического обучения

Урок для учащихся I, II вида...

Предметная викторина 3 класс

Викторина по предметам, для учащихся 3 го класса...

Формирование умений разговорной речи на уроках предметно-практического обучения в школе для неслышащих детей.

Изложенный в статье материал поможет учителю совершенствовать работу по развитию разговорной речи неслышащих учащихся на уроках предметно-практического обучения. Авторы статьи: Н.В. Мирошниченко, Н.В....

Предметная викторина "Отвечай-ка"

Викторина для 4 класса, включающая вопросы по предметам: русский язык, математика, чтение, окружающий мир....

Предметная викторина по сказкам А.С. Пушкина

Школьникам предлагаются иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, в которых встречаются сказочные предметы и герои. Ребята должны узнать их и дать правильное  название сказки. ...