Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности.
учебно-методический материал на тему

Здоровьесбережение. Физминутки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx11.74 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. Такой средой является, прежде всего, школа, где ребёнок проводит большую часть своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки и занятия в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы  – это рациональная организация занятий. Показателем  рациональной организации учебного процесса являются: объем учебной нагрузки – количество занятий и их продолжительность, (в нашей школе недельная нагрузка внеурочной деятельности составляет 10 часов, продолжительность занятий по любому направлению 30 минут), включая затраты времени на выполнение дополнительных заданий; активно-двигательные упражнения, куда входят динамические паузы, разминки  и т. д.

На практике к здоровьесберегающим технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Соблюдение всех требований приводит к предотвращению  усталости  и  утомляемости; повышению  мотивации  к  учебной  деятельности; приросту  учебных  достижений.

Основные принципы здоровьесбережения

Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.

  • "Не навреди"
  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
  • Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
  • Соответствие содержания обучения возрасту.
  • Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  • Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Классификация здоровьесберегающих технологий

Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

  • Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
  • Коррекционные технологии.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. Здоровьеберегающие технологии эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

Существует ряд технологий, которые применяются наиболее часто

  • Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это могут быть легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  • Артикуляционная гимнастика. К ней относится работа по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  • Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

  • Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  • Психогимнастика
  • Самоссаж
  • Су — джок терапия
  • Кинезиология
  • Биоэнергопластика

Кроме этого к здоровьесберегающим технологиям можно отнести:

  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  • Позы учащихся. Осанка и правильное положение ребенка за партой во время письма или чтения.
  • Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
  • Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на занятиях в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья, привлекающие к здоровому образу жизни.
  • Работа с родителями. Непрерывность действия ЗБТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель во время организации урочной и внеурочной деятельности.

 В целом, эффективность использования здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности обучающихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии здоровья детей.

Выберите сказку, героем которой является комар.

А) Лиса и заяц В) Теремок

Б) Колобок Г) Мальчик-с-пальчик

6. Базовый уровень

Выполните вычисления.

14 – 6 = ___ 9 + 6 = ___ 7 + 8 = ___

14 – 8 = ___ 9 + 3 = ___ 8 + 3 = ___

13 – 5 = ___ 7 + 7 = ___ 4 + 8 = ___

13 – 6 = ___ 8 + 8 = ___ 5 + 6 = ___

Сложите числа

2 + 5 + 8 =                3 + 4 + 7 = __

1 + 5 + 9 =                4 + 5 + 5 = __

3 + 5 + 7 =                2 + 4 + 6 = __

7. Базовый уровень

Начертите следующие фигуры: две пересекающиеся прямые; отрезок и луч

Составьте и запишите предложения из данных слов.

Тучи, по, ползли, небу. Журавли, громким, с, пронеслись, криком.

Дождь, крупный, и, тёплый, хлынул.

Пронумеруйте предложения так, чтобы получился текст.

И вдруг хлынул сильный дождь.

Налетел сильный ветер.

По небу прокатились раскаты грома.

Надвинулась тёмная туча.

К записанным ниже словам подберите слова, противоположные по

значению. Запишите.

длинный –                                     маленький –

плакать –                                        бежать –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающей технологии во внеурочной деятельности

С введение ФГОС второго поколения, в  работу каждого педагога вошла внеурочная деятельность.  Черезмерные нагрузки на учащихся очень ухудшают их здоровье.  Значит, мы должны разработать...

Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности как фактор всестороннего развития обучающихся

Данный материал освещает опыт организации внеурочной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий...

"Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности". Из опыта работы.

Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности" может быть использован учителем начальных классов на педагогическом совете, методическом совете и т.д.Охрана здоро...

Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности в рамках курса «Игры народов мира»

Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности в рамках курса «Игры народов мира» Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Нар...

Статья. Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ школа №375 Коротеевой О.Ф. "Игротерапия как здоровьесберегающая технология во внеурочной деятельности"

Игротерапия является уникальным способом взаимодействия с ребёнком, это путь к раскрытию его "Я" и познания мира. В процессе игры у ребёнка есть возможность переработать внутренние конфликты...

Реализация принципов сохранения физического и психического здоровья субъектов образовательного процесса, использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности

Заседание методического объединения классных руководителей по теме: "Реализация принципов сохранения физического и психического здоровья субъектов образовательного процесса, использование здоровь...

Презентация опыта работы «Формирование ценностного отношения младших школьников к здоровью посредством использования приёмов здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности и внеклассной работе».

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании ценностного отношения младших школьников к здоровью через использование в практике работы зборовьесберегающих технологий, кинезиологических...