"Метод фасилитации «Саммит позитивных перемен» как форма проведения интерактивных родительских собраний" Для учителей начальной школы и студентов.
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Шепелева Валентина Анатольевна

Материал содержит описание интерактивного родительского собрания в пером классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktiv_s_roditelyami._i_klass.docx36.93 КБ

Предварительный просмотр:

Метод фасилитации «Саммит позитивных перемен»

 как форма проведения интерактивных родительских собраний.

Материалы к родительскому собранию в 1 классе

 Эпиграф:

«Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый

благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий и путь опыта – это

путь самый горький»  Конфуций

  1. Озвучивание учителем педагогической ситуации, требующей решения.

Ни одно событие не остается без внимания этих ребят. Обо всем

 случившемся они сообщают учителю: «А Коля нарисовал красками на

 стене»; «А Маша не вымыла руки перед едой»; «А Володя меня толкнул».

 Одноклассники не любят играть с этими ребятами, сторонятся их, не

 разрешают играть с ними другим.

  1. Подведение к формулировке темы встречи

ТЕМА встречи

«Без ябед!»  «Почему ребёнок ябедничает»  

  1. Поиск причин возникновения данной ситуации, выделение позитивного

ОТКРЫТИЕ – исследование, составление позитивного ядра

  • ребёнок  внимателен ко всему происходящему в классе;
  • дети, придя в школу, сталкиваются с множеством правил поведения и возводят их в ранг закона, правила для них «священны»;
  • первоклассники осваивают школьные правила: выполняют их и следят за выполнением со стороны других детей, ведь правила обязательны для всех;
  • нарушение правил вызывает возмущение ребенка, и он прибегает к учителю или родителям как источникам норм за помощью;
  • дети не столько хотят «донести», сколько просто показать взрослым то, что они знают правила;
  • ребенок может сообщать о действиях своих одноклассников или братьев и сестер, чтобы помочь взрослым воспитать их;
  • к 9 годам ребенок более спокойно относится к нарушениям правил, понимает их относительность
  • продолжение ябедничества в возрасте 9-10 лет может быть тревожным сигналом — ребенок может пользоваться «доносами» для самоутверждения, причинения вреда другим детям и мести.
  1. Формулировка педагогической задачи

МЕЧТА   - педагогическая задача

«Без ябед», но в безопасности……..варианты  

  1. Моделирование пути решения педагогической задачи

МОДЕЛЬ – разработка «социальной архитектуры»

стороннее наблюдение? Сотрудничество? Партнёрство?  

Партнерство - особый тип совместной деятельности между родителями и образовательным учреждением, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования.

Сотрудничество - позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников 

а                          б                               в                           г  варианты

  1. Разработка конкретного плана, принятие ответственности

МАРШРУТ – план действий для решения задачи

  • изменение тактики поведения взрослых. - Что будем менять?
  • - Насколько то, что ты хочешь сказать, влияет на безопасность?
  • направить силы на естественное развитие ребенка — на развитие дружбы, межличностных отношений; Что предлагаете?

Взятие обязательств, формирование фокус-групп для внедрения инноваций

 (в конкретном классе) – За что Вы готовы взять ответственность?

  1. Рефлексия

Техника «Собери букет»

 - Что изменилось в Вашем видении ситуации?

  - За что Вы готовы взять личную ответственность? – С чем уходите?

«В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить.»    

Сократ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Почему ребенок ябедничает? Основные причины:

  • Низкая самооценка ребенка. В частности, может быть вызвана авторитаризмом в семье, неадекватным воспитанием. Ябедничество в этом случае может быть способом самоутверждения за чужой счет. Учителям в этом случае нужно поощрять продуктивное самоутверждение, работу ребенка над собой.
  • Власть. Ребенок, зная о проступке другого, может угрожать ему и шантажировать: «Если ты не отдашь мне конфету, я расскажу маме, какое слово ты сегодня сказал на улице». В данном случае единственным способом будет «уход» от ябедничества: не слушать, не принимать действий в отношении второго ребенка.
  • Незнание, как решить проблему. Подчас ребенок обращается к взрослым, потому что не знает, как правильно поступить и ищет у него совета. Взрослым нужно научить ребенка самому решать проблемы.
  • Помощь взрослым. Ребенок может сообщать о действиях своих одноклассников или братьев и сестер, чтобы помочь взрослым воспитать их. Здесь важно научить ребенка правильно оценивать жалобу: помощь ли это на самом деле?

 Как отучить ребенка ябедничать?

Ребенок может сообщать взрослому факт нарушения правил «просто так»,

но только реакция взрослого может «закрепить» результат, и ребенок

 станет доносить и дальше.

Донос или сообщение?

Нужно понимать разницу между ябедничеством, когда ребенок хочет

досадить другому ребенку и сделать ему неприятность,

и важным сообщением, когда ребенок сообщает о ситуациях, которые могут

привести к трагедии. И эту разницу нужно объяснить ребенку: дети должны

сообщать взрослым, что кто-то в опасности, поранился т.п. Более того,

отправляя ребенка в школу или кружок, нужно сказать имена взрослых,

к которым он может обращаться с такими сообщениями.

Когда ребенок хочет что-то сказать вам о другом ребенке, спросите его: это

полезная, важная информация? Если нет, то просто оборвите и не слушайте

дальше. Ребенок, поняв, что подействовать на взрослого таким способом

нельзя, постепенно перестанет жаловаться. Главное, быть всегда

последовательным: если сказали, что ябеды не слушаете, не слушайте — в

классе и семье введите правило: «Без жалоб и ябед!».

Научите ребенка самого решать свои проблемы. Увидев проблему, ребенок

должен спросить себя: Это моя проблема? Что я могу сделать, чтобы ее

решить? Грозит ли кому-то опасность?

Решение проблемы в классе.

Особый пик ябедничества — в первом и втором классе младшей школы,

поэтому учителям нужно сразу же начинать активную работу по

искоренению этой вредной привычки. Кроме выполнения прочих советов

этой статьи, учителю важно направить деятельность детей на становление

дружбы и умению сотрудничать с другими детьми для достижения общей

цели, когда ребенок сможет принимать ответственности на себя,

ограничивать свои желания ради общего дела. 

Формы работы могут быть самими разными: классные часы, тренинги, уроки

литературного чтения, где изучаются книги о дружбе, совместные мини-

проекты, уроки окружающего мира о том, какие опасности есть в школе и к

кому можно обратиться за помощью, и, конечно, личные беседы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения уроков информатики для учителя начальной школы

Информатика в начальной школе – это не сухой и скучный курс про компьютеры и информационные технологии. Это курс про живое слово, проявляющее себя в устной речи и которое может быть отраж...

Формы проведения родительских собраний в начальной школе

В данном материале описани виды, формы проведения родительских собраний...

Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе.

Применение нетрадиционных форм обучения русскому языку в начальной школе....

Интерактивные методы и формы работы учителя начальной школы

Интерес к интерактивным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузк...

Изучение и внедрение нестандартных форм проведения уроков физической культуры в начальной школе (статья по теме самообразования)

В работе рассказывается о внедрении нестандартных форм проведения уроков физической культуры. В основе лежит сочетание продуктивных методов обучения и организации взаимодействия обучающихся 3 класса в...

Интерактивные методы и формы работы учителя начальной школы

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности учеников. Все участники взаимодействуют др...