Доклад: «Методическое сопровождение внедрения СФГОС как фактор повышения педагогического мастерства педагогов»
статья на тему

Ольга Станиславовна Шевченко

При переходе на СФГОС к педагогу обществом предъявляются  определённые требования.        Цель образования в специальном коррекционном образовательном учреждении VIII вида, по замыслу СФГОС -  переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся    «жизненную компетенцию». С введением СФГОС должны измениться структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов освоения образовательных программ. Повышается значимость формирования условий реализации программ, в том числе создания образовательной инфраструктуры, изменяются требования к ним, а также психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и  коррекционная работа. Опыт общеобразовательных школ показывает, что введение Стандарта является сложным и многоплановым процессом. Задача успешной реализации Стандарта требует грамотного методического сопровождения и проведения большой подготовительной работы для обеспечения необходимых условий. Подготовительная работа, направленная на освоение СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предполагает специально организованную методическую деятельность, новое содержание работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников.

Возникла необходимость скоординировать действия всех организаторов и участников предстоящего введения Стандарта по подготовке всех условий. Поэтому важны управленческие действия, определяющие ключевые направления деятельности участников проекта, обеспечивающих эффективность реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad28.33 КБ
Файл prezentatsiya227.2 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Методическое сопровождение

внедрения СФГОС как фактор повышения педагогического мастерства педагогов»

Подготовила

председатель МС

шахтинской специальной

школы-интерната №16

Шевченко О.С.

С 1 сентября 2016 года  вступает в силу  Специальный федеральный государственный образовательный стандарт (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

При переходе на СФГОС к педагогу обществом предъявляются  определённые требования.         Цель образования в специальном коррекционном образовательном учреждении VIII вида, по замыслу СФГОС -  переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся    «жизненную компетенцию». С введением СФГОС должны измениться структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов освоения образовательных программ. Повышается значимость формирования условий реализации программ, в том числе создания образовательной инфраструктуры, изменяются требования к ним, а также психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и  коррекционная работа. Опыт общеобразовательных школ показывает, что введение Стандарта является сложным и многоплановым процессом. Задача успешной реализации Стандарта требует грамотного методического сопровождения и проведения большой подготовительной работы для обеспечения необходимых условий. Подготовительная работа, направленная на освоение СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предполагает специально организованную методическую деятельность, новое содержание работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников.

Возникла необходимость скоординировать действия всех организаторов и участников предстоящего введения Стандарта по подготовке всех условий. Поэтому важны управленческие действия, определяющие ключевые направления деятельности участников проекта, обеспечивающих эффективность реализации проекта.

Основные затруднения педагогов на этапе введения СФГОС

Анализ деятельности нашей школы-интерната,  свидетельствует о наличии в образовательной организации проблем, которые требуют разрешения. В их числе:

– упрощенное понимание  педагогами сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода в коррекционной школе;

– сложившаяся традиционная методика проведения урока, занятия;

– недостаточная мотивация и отсутствие готовности учителей к осуществлению образовательного процесса в соответствии с требованиями СФГОС (ориентация на вариативность, индивидуализацию образования, практико-ориентированные ситуативные задачи на каждом уроке, на каждом занятии);

– принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов;

– отсутствие опыта разработки основной образовательной и воспитательной программ.

Цель методической работы в школе

в условиях внедрения ФГОС

обеспечить профессиональную готовность педагогических работников

к реализации ФГОС через создание системы непрерывного  профессионального развития.

Данная цель реализуется через

  • Выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов

учителей и передача информации об их наличии для формирования

заказа системе ДППО и ММС

• Оказание помощи в разработке индивидуальных планов и содействия

в их реализации

• Выявление запросов и обеспечение учителей необходимыми

информационными и научно-методическими ресурсами

• Создание мотивационных условий, благоприятных для

профессионального развития и решения задач новой деятельности

(режима работы, оценки труда, поощрения, стимулирования,

вознаграждения; обеспечение необходимыми ресурсами для

осуществления обновления образовательного процесса)

При  реализации  поставленных задач целесообразно  использовать такие формы, как:

методические и психологические семинары,

семинары по олигофренопедагогике,

проблемные семинары,

инструктивно-методические совещания,

заседания школьных методических объединений,

заседания проблемной группы,

заседания педагогического совета,

методического совета,

тематические консультации,

открытые уроки.

Самое большое значение отводится самообразованию педагогов.

Перед педагогами на этапе подготовки к введению СФГОС стоят следующие задачи:

  • использование деятельностного (компетентностного) подхода и соответствующих ему технологий обучения;
  • формирование базовых учебных действий обучающихся средствами учебного предмета и внеурочной деятельности;
  • осуществление внутрипредметной и межпредметной интеграции содержания образования;
  • построение учебно-воспитательного процесса на основе знания детской возрастной психологии, психологии обучения, коррекционной педагогики и психологии;
  • четкое определение планируемых результатов обучения в зависимости от адекватных возможностей ребенка, разработка программ учебных предметов, выбор учебников и пособий, участие в создании системы оценки результатов, в том числе и индивидуальных

Методическая работа ведётся по следующим направлениям:

1. Внедрение требований ФГОС в практику ОУ:

- анализ нормативных, научных и методических источников; выявление

рекомендаций, соответствующих возникающим в практике проблемам;

- детализация рекомендаций с целью облегчить их внедрение в реальную

практику;

- оценка эффективности применения рекомендаций, разработанных на основе

научных исследований.

2. Анализ и обобщение педагогического опыта в решении проблем внедрения

ФГОС:

- анализ практики решения педагогических задач;

- выявление педагогических средств, обеспечивающих наилучший

педагогический результат;

- анализ наиболее типичных трудностей, встречающихся в педагогической

практике; создание методических рекомендаций по их преодолению.

3. Текущая методическая помощь. Она предусматривает:

- консультирование педагогов с целью помощи им в выборе литературы для

решения педагогических задач;

- анализ возникающих у педагогов затруднений и трудностей, оказание им

помощи в решении профессиональных проблем;

- разработка текущих методических материалов для проведения с учащимися

разнообразных занятий и мероприятий.

Достижение требований стандарта может вестись на основе интеграции следующих базовых педагогических технологий:

технологии развития критического мышления,

технологии развивающего обучения,

технологии разноуровневого обучения,

ТРИЗ,

игровые технологи,

технологии обучения в сотрудничестве,

информационно-коммуникационные технологии,

здровьесберегающие технологии,

технологии, основанные на реализации проектной деятельности.

Проведение проблемно-ориентированного анализа позволило выделить нам области изменений при подготовке к введению СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):

нормативная база (проекты локальных актов);

технологии организации образовательного и воспитательного процесса, коррекционной работы;

система оценивания;

публичная презентация результатов.

.Переходный период  рассчитан на 1 год:  и предполагает следующие этапы реализации:

1 этап - подготовительный

- создание  рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной  ступени школы  и органов управления программой введения ФГОС, определение её состава, порядок работы.

-подготовка нормативных документов, обеспечивающих деятельность по реализации проекта;

-планирование работы предметных методических объединений, школьных проблемных групп по направлениям подготовки к внедрению СФГОС.

2 этап - реализующий

– развитие профессиональной компетентности педагогов через курсовую подготовку, деятельность методических объединений, семинары, тематические педсоветы, открытые уроки, мастер-классы и другие методические мероприятия.

3 этап – контрольно-коррекционный  

– формирование банка нормативных и учебно-методических материалов по вопросам подготовки к введению СФГОС по итогам реализации проекта;

– экспертиза разработок.

4 этап – аналитический

– анализ деятельности;

– мониторинг готовности педагогического коллектива к введению СФГОС.

Ожидаемые результаты.

В результате проделанной работы ожидается

- усиление готовности и способности учителя к смене образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей,  личностно и деятельностно-ориентированной;

- систематизация представлений о новой образовательной практике в области применяемых технологий, подбора содержания, оценивания;

- повышение профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности педагогов;

- овладение педагогическим коллективом новым способом коллективного участия в реализации комплексного проекта перехода на СФГОС Специальный федеральный государственный образовательный стандарт (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Председатель МС Шахтинской специальной школы-интерната №16, учитель высшей категории О.С.Шевченко Методическое работа по сопровождению внедрения ФГОС в специальной коррекционной школе VIII вида

Слайд 2

Цель образования в СКОУ VIII вида по ФГОС: переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной , формирующей у обучающихся «жизненную компетенцию».

Слайд 3

Подготовительная работа, направленная на освоение СФГОС

Слайд 4

Основные затруднения педагогов на этапе введения СФГОС отсутствие опыта

Слайд 5

Цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.

Слайд 6

инструктивно -методические совещания, Целесообразно использовать такие формы, как: методические и психологические семинары, тематические консультации, открытые уроки, заседания проблемной группы, заседания педагогического совета, самообразование педагогов.

Слайд 7

Перед педагогами стоят следующие задачи: * использование деятельностного ( компетентностного ) подхода и соответствующих ему технологий обучения; *формирование базовых учебных действий обучающихся средствами учебного предмета и внеурочной деятельности; *осуществление внутрипредметной и межпредметной интеграции содержания образования; *построение учебно-воспитательного процесса на основе знания детской возрастной психологии, психологии обучения, коррекционной педагогики и психологии; *четкое определение планируемых результатов обучения в зависимости от адекватных возможностей ребенка, разработка программ учебных предметов, выбор учебников и пособий, участие в создании системы оценки результатов, в том числе и индивидуальных. .

Слайд 8

Методическая работа ведётся по следующим направлениям:

Слайд 9

Достижение требований стандарта может вестись на основе интеграции следующих базовых педагогических технологий:

Слайд 10

Области изменений

Слайд 11

Этапы переходного периода

Слайд 12

Внедрение технологии БОС

Слайд 13

Ожидаемые результаты - усиление готовности и способности учителя к смене образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, личностно и деятельностно-ориентированной ; - систематизация представлений о новой образовательной практике в области применяемых технологий, подбора содержания, оценивания; - повышение профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности педагогов; - овладение педагогическим коллективом новым способом коллективного участия в реализации комплексного проекта перехода на СФГОС Специальный федеральный государственный образовательный стандарт (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование и самовоспитание учителя – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различ­...

Самообразование учителя как один из факторов повышения педагогического мастерства.

laquo;Учитель учится всю жизнь» – это известная истина.В начальной школе предмет «Математика» является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных  д...

«Эффективные способы повышения профессионального мастерства педагога как фактор обеспечения нового качества образования при внедрении ФГОС»

Современной школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для  собственного профессионального роста....

ЭССЕ "Я - Педагог", конкурс педагогического мастерства "Педагог года", номинация "Педагогический дебют", 2020 год

ЭССЕ  "Я - Педагог!", конкурс педагогического мастерства "Учитель года - 2020", номинация "Педагогический дебют"...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство педагогов при организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию»

Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам патриотического воспитания....

доклад «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования»

Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагога....

Педагогический совет «Педагогическое мастерство педагогов при организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию»

Цель: систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам патриотического воспитания....