Самообразование учителя как один из факторов повышения педагогического мастерства.
статья

Меркурьева Ирина Михайловна

«Учитель учится всю жизнь» – это известная истина.

В начальной школе предмет «Математика» является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных  действий. Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия:

  • общеучебные;
  • логические;
  • действия постановки;
  • решения проблем.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий, которые использую на уроках:

 

  • «найди отличия» (можно задать их количество);
  • «на что похоже?»;
  • поиск лишнего;
  • «лабиринты»;
  • упорядочивание;
  • «цепочки»;
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор;
  • работа с разного вида таблицами;
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со словарями;
  • работа с учебником;
  • проблемная задача;
  • решение текстовых задач (в соответствии с алгоритмом, приведенным выше);
  • ситуативная задача;
  • задачи с избытком информации;
  • задачи с недостатком информации.


На слайдах представлены только часть заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообразование учителя

как один из факторов повышения педагогического мастерства.

                                                                                                          Педагогический совет.

                                                                                                          11.01.2019.

                                                                                                          Меркурьева И.М.,

                                                                                                          учитель начальных классов

                                                                                             

 «Учитель учится всю жизнь» – это известная истина.

Если обратиться к источникам, то мы можем найти несколько определений, что такое «самообразование». Самое распространенное:

Самообразование – это  целенаправленный процесс повышения уровня своей компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними требованиями.

Сергей Иванович  Ожегов дает проще: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

Самообразование учителя – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. 

Самообразование учителя – это необходимый фактор повышения педагогического мастерства. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности своих коллег.

Самообразование должно быть организовано как система мероприятий, подобранных с учетом профессионального уровня педагога. В процессе самообразования осуществляются следующие виды деятельности: чтение педагогических периодических изданий, методической, педагогической и предметной литературы; обзор в сети Интернет информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогическим технологиям; участие в семинарах, вебинарах тренингах, конференциях, дискуссиях, совещаниях; посещение уроков коллег; обобщение и распространение собственного педагогического опыта; изучение информационно-компьютерных технологий, организация и проведение предметных недель и декад: проведение открытых уроков с целью самоанализа и анализа вашей деятельности коллег.

Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

  • Телевидение
  • Газеты, журналы
  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
  • Интернет-пространство
  • Видео, аудио информация на различных носителях
  • Семинары и конференции
  • Мастер-классы
  • Мероприятия по обмену опытом
  • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
  • Курсы повышения квалификации

Результат

Каждая деятельность бессмысленна, если  в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?

  • Повышение качества проводимой с детьми работы;
  • Разработка конспектов, программ, сценариев, пособий
  • Доклады, выступления
  • Разработка дидактических материалов, наглядности
  • Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям
  • Проведение семинаров,  консультаций, мастер-классов
  • Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.

Традиционно учитель выбирает тему по самообразованию. «Формирование  познавательных  УУД  на  уроках математики» –  это моя тема по самообразованию, над которой  работаю второй год.

В начальной школе предмет «Математика» является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных  действий. Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия:

  • общеучебные;
  • логические;
  • действия постановки;
  • решения проблем.

          Если быть кратким и конкретизировать содержание познавательных УУД, которые формируются  на уроках математики, то можно сказать, что это:  

  • осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные;
  • моделирование;
  • использование знаково-символической записи математического понятия;
  • овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;
  • использование индуктивного умозаключения;
  • выведение следствий из определения понятия;
  • умение приводить примеры и т.д.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий, которые использую на уроках:

  • «найди отличия» (можно задать их количество);
  • «на что похоже?»;
  • поиск лишнего;
  • «лабиринты»;
  • упорядочивание;
  • «цепочки»;
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор;
  • работа с разного вида таблицами;
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со словарями;
  • работа с учебником;
  • проблемная задача;
  • решение текстовых задач (в соответствии с алгоритмом, приведенным выше);
  • ситуативная задача;
  • задачи с избытком информации;
  • задачи с недостатком информации.


На слайдах представлены только часть заданий.

Раскраски

http://s001.radikal.ru/i196/1002/ca/29607f5eae1c.jpg http://forum.raskraska.com/index.php?s=6eed58f3bc4d7cf70d93a398510db705&act=Attach&type=post&id=1226

Графические диктанты

Картинка 7 из 486

. 

Справа по клеточкам нарисуй рыбку так, чтобы она плыла в том  же    направлении.

Моделирование.

Обучающиеся учатся создавать модели и схемы для решения задач. Например, «Догадайся, как можно раскрасить 5 листочков в 2 цвета, желтый и зеленый, так, чтобы желтых листочков было на 3 меньше, чем зеленых. Сделай схематический рисунок и выполни задание».

Квадрат, изображенный на листе клетчатой бумаги, разрезали на 3 части. Эти части изображены правее квадрата. Дорисуй в квадрате линии, показывающие, как был разрезан квадрат.

Начертить 2 ломаных линии, состоящих из 4 звеньев. В одной провести 2 линии, чтобы получилось 2 треугольника, в другой - 3 линии, чтобы получилось 3 треугольника.

Поиск лишнего

Задание: не вычисляя, найди лишний пример.

10 – 2                5 - 2

8 – 2                  4 - 2

6 – 2                  3 - 2

3 + 2                  2 – 2

Какой ряд лишний?

1) 2,4,6,8,10,12

2) 1,2,6,7,9,8,10,3,4

3) 1,3,5,7,9,11,13

Формируется умение осуществлять классификацию.

Задания, развивающие логическое мышление.

 Продолжить ряды чисел вправо и влево (если такое возможно), установив закономерность в записи чисел:
а) …5, 7, 9, …;
б) …5, 6, 9, 10, …;
в) …21, 17, 13, …;

Задачи на смекалку

По небу летели воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело?

Ребусы

Задача. Ребус Ребусы по математике 

Блиц – ответы на вопросы. 

1. К какому числу нужно прибавить 7, чтобы получить 120?

2. Из какого числа надо вычесть 6, чтобы получить 884?

3. Сумма каких двух одинаковых чисел равна 150, 160, 500, 800?

4. Какое число нужно прибавить к 40, чтобы получить: 180, 250, 360?

5. Если к 300 прибавить 5, то получится …

6. Из числа 510 вычли 40. Получилось …

7. Чему равна сумма: 99 и 2, 200 и 4, 875 и 5?

8. Найдите разность: 72 и 5, 91 и 7, 306 и 6.

9. Сумма двух чисел равна первому слагаемому. Чему равно второе слагаемое?

10. Разность двух чисел равна вычитаемому. Приведите примеры.

Вставь знаки действия и пропущенное число, чтобы записи стали верными:

36:4⬜⬜=18     2·4⬜⬜=64      6·8⬜⬜=1

Установление причинно-следственных связей; построение логической цепи   рассуждений;

       а) Пешеходу надо пройти а км. Он шёл 4ч со скоростью b км/ч. Сколько километров ему ещё осталось пройти?

      б) Автобус ехал 2 ч со скоростью с км/ч и 3ч со скоростью d км/ч. Какое расстояние проехал автобус?

     в) Самолёт пролетел за 2 ч y км. Какое расстояние он пролетит за 5ч, если будет лететь с той же скоростью?

 

Найдите к каждой задаче соответствующую схему.

  • Обведи номера вопросов, которые подходят к данному условию
  • Выбери любой из них и реши получившуюся задачу

Условие

Вопросы

Для украшения класса ученики сделали 9 гирлянд, фонариков в 6 раз больше, чем гирлянд, а флажков на 6 больше, чем фонариков

1)  Сколько гирлянд сделали ученики?

2) Сколько цепочек сделали ученики?

3)Сколько фонариков сделали ученики?

4) Сколько флажков сделали ученики?

5) Сколько всего украшений сделали ученики?

6) Каких украшений и на сколько меньше сделали ученики – гирлянд или фонариков?

7) На сколько меньше сделали фонариков , чем флажков?

8) На сколько больше сделали флажков , чем гирлянд?

Рекомендации по развитию познавательных УУД.

Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - знание материала).

Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

«Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов»..

Никола́й Алекса́ндрович Руба́кин 

(18621946) —

русский книговедбиблиограф,

 популяризатор науки и писатель

Презентация

Источники: сеть Интернет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самообразование учителя как один из факторов повышения педагогического мастерства. Меркурьева И. М. у читель начальных классов

Слайд 2

«Учитель учится всю жизнь» – и звестная истина

Слайд 3

Самообразование Целенаправленный процесс повышения уровня своей компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними требованиями. приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя (С. И. Ожегов)

Слайд 4

Самообразование учителя целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Слайд 5

Источники знаний. Где их искать? Телевидение Газеты, журналы Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) Интернет-пространство Видео, аудио информация на различных носителях Семинары и конференции Мастер-классы Мероприятия по обмену опытом Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты Курсы повышения квалификации

Слайд 6

Результат Повышение качества проводимой с детьми работы; Разработка конспектов, программ, сценариев, пособий Доклады, выступления Разработка дидактических материалов, наглядности Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям Проведение семинаров, консультаций, мастер-классов Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.

Слайд 7

Тема по самообразованию «Формирование познавательных УУД на уроках математики в начальной школе»

Слайд 8

Познавательные УУД общеучебные ; логические; действия постановки; решения проблем.

Слайд 9

Раскраски

Слайд 10

Графический диктант Нарисуй по образцу Справа по клеточкам нарисуй рыбку так, чтобы она плыла в том же направлении

Слайд 11

Моделирование Квадрат, изображенный на листе клетчатой бумаги, разрезали на 3 части. Эти части изображены правее квадрата. Дорисуй в квадрате линии, показывающие, как был разрезан квадрат.

Слайд 12

Поиск лишнего Задание: не вычисляя, найди лишний пример. 10 – 2 5 - 2 8 – 2 4 - 2 6 – 2 3 - 2 3 + 2 2 – 2 Какой ряд лишний? 1 ) 2,4,6,8,10,12 2 ) 1,2,6,7,9,8,10,3,4 3 ) 1,3,5,7,9,11,13

Слайд 13

Задания , развивающие логическое мышление. Продолжить ряды чисел вправо и влево (если такое возможно), установив закономерность в записи чисел: а) …5, 7, 9, …; б) …5, 6, 9, 10, …; в) …21, 17, 13, …;

Слайд 14

Ребусы Минус Скворец

Слайд 15

Блиц – ответы на вопросы 1. К какому числу нужно прибавить 7, чтобы получить 120? 2. Из какого числа надо вычесть 6, чтобы получить 884? 3. Сумма каких двух одинаковых чисел равна 150, 160, 500, 800? 4. Какое число нужно прибавить к 40, чтобы получить: 180, 250, 360? 5. Если к 300 прибавить 5, то получится … 6. Из числа 510 вычли 40. Получилось … 7. Чему равна сумма: 99 и 2, 200 и 4, 875 и 5? 8. Найдите разность: 72 и 5, 91 и 7, 306 и 6. 9. Сумма двух чисел равна первому слагаемому. Чему равно второе слагаемое? 10. Разность двух чисел равна вычитаемому. Приведите примеры.

Слайд 16

Результаты познавательных УУД Класс Количество Высокий Средний Низкий 1 Б 24 8 14 2 2 Б 24 3 18 3 3 Б 26 4 18 4

Слайд 17

Рекомендации по развитию познавательных УУД. научите ученика мыслить системно основное понятие ( правило) – пример – значение материала найдите способ научить ребенка применять свои знания знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике

Слайд 18

«Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ , ни пределов». Н. А. Руба́кин (1862—1946) — русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет - ресурсы в работе учителя как один из способов повышения педагогического мастерства

Для меня, как учителя начальных классов, ресурсы Интернет – это не только большое подспорье, которое позволяет сэкономить время при подготовке к урокам и оптимизировать деятельность учащихся...

Анализ индивидуального плана работы учителя по повышению педагогического мастерства

В своей статье я постаралась составить план своей работы, связав его с темой самообразования "Развитие познавательного интереса через чтение и письмо". Описала, что запланировала и, что провела!...

Индивидуальный план повышения педагогического мастерства учителя начальных классоф

Изучить нормативно-правовую документацию и литературу по ФГОС. Разработать и реализовать индивидуальный план методической работы с целью повышения квалификации и соответствия должностным квалификацион...

Индивидуальный план повышения педагогического мастерства учителя начальных классов

Изучить нормативно-правовую документацию и литературу по ФГОС. Разработать и реализовать индивидуальный план методической работы с целью повышения квалификации и соответствия должностным квалификацион...

Доклад: «Методическое сопровождение внедрения СФГОС как фактор повышения педагогического мастерства педагогов»

При переходе на СФГОС к педагогу обществом предъявляются  определённые требования.        Цель образования в специальном коррекционном образовательном учреждении VII...

Самообразование педагога – один из факторов повышения качества знаний обучающихся

 Совершенствование качества образовательного процесса в школе, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Повышению уровня профессионального мастерст...