"Здоровое поколение"
материал на тему

Шатько Татьяна Александровна

Программа "Здоровое поколение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovoe_pokolenie.docx93.4 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Здоровое поколение»

Пояснительная записка

             Программа «Здоровое поколение» - это комплексная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов.

Данная программа является составной частью Программы развития МБОУ «Основная общеобразовательная школа №6» на 2013-2017г.

Актуальность

Здоровье – это главная ценность жизни. Каждое поколение в той или иной степени адаптируется к меняющимся условиям в современном мире. Сегодня только 30% детей рождается без нарушений здоровья, а в школу они  приходят ещё более ослабленными. Система школьного воспитания в свою очередь продолжает дело разрушения их здоровья. Молодой организм должен формироваться в оптимальных для учёбы, труда и быта условиях. Отклонение в здоровье в зрелом и пожилом возрасте формируется в детстве и молодости, и часто является  нарушением гигиенических норм поведения. Здоровье – мера реализации генетических потенциалов. Это резервы жизни, жизнеспособность человека как целостного творения в единстве его телесных, психических и духовно – нравственных характеристик. Причём эти резервы, эта жизнеспособность не даны изначально в готовом виде. Они, словно ростки, формируются, развиваются и укрепляются в процессе развития и воспитания. Только сообразное человеческой  природе воспитание  раскрывает и приумножает эти видовые резервы  жизнеспособности. Воспитание же, несообразное природе,  разрушает их от поколения к поколению.

 По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального   благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов».

Можно сказать, что критериями здоровья являются:

Соматическое  и физическое здоровье «я могу».

Критерий, характеризующий потенциальные возможности человека его антропологическим показателям в соответствии  с возрастом и полом.

Группа критериев, характеризующих индивидуальные особенности личности и его жизненные позиции.

Психическое здоровье - «я хочу».

Нравственное здоровье – «я должен».

Анализ ситуации, сложившейся в подростковой среде в нашей стране и регионе  в последнее время свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания  общества к организации свободного времени школьников ведёт  к самым негативным последствиям.

Исходя из результатов мониторинга здоровья, число детей, имеющих отклонения в здоровье, растет, поэтому наличие и реализация программы «Здоровое поколение» актуально для нашей школы.

  Рост детской преступности, наркомании, алкоголизма и других вопиющих проявлений   нравственной  болезни общества пока захлестнул города и посёлки. В сельской местности в связи со своим менталитетом этот процесс идёт медленнее, но отдельные факты и проявления становятся всё заметнее и в условиях села. Особенно подвержены этому влиянию дети   13-14 летнего возраста из  неблагополучных  по каким-то критериям семей. Исходя из вышеизложенного, педколлектив нашей школы считает, что только практические действия могут принести положительный результат. Здоровый образ жизни должен стать основой в профилактике болезней современности.

Программа  «Здоровое поколение» cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

• факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

• чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

• активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

• особенности отношения обучающихся к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).

Современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья учащихся. Помимо объективных причин, такая ситуация объясняется недостатками в системе гигиенического обучения и воспитания детей и подростков по формированию у них умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья. Здоровый образ жизни - поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно - оздоровительной работы, рационального питания.

Здоровый образ жизни - это не только медицинская, но и социально-экономическая категория. Таким образом, главная задача школы заключается в укреплении здоровья  учащихся.

                  Цель программы: формирование культуры здоровья участников образовательного процесса посредством развития здоровьеформирующей и здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

      Задачи программы:

• сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

• научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

• дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Нормативно – правовая база

Конвенция о правах ребенка

Конституция РФ

Закон «Об образовании в РФ»

Приказ Министерства образования  и науки  РФ «Об утверждении федеральных требований  к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

Приказ КО 248 от 10.06.13. «О реализации локального пилотного проекта «Балаковский район – территория без наркотиков»

Приказа КО 275 от 22.05.12. «О работе учреждений по выполнению решений областной и муниципальной коллегий 2012 года по реализации ФЗ №120 «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних».

Программа построена на основе деятельностного подхода, цель которого – развить способность обучающегося решать практические задачи, полученную на основе освоения практических способов решения различных классов частных практических задач.

Основные направления программы

 Систематический анализ здоровья детей с целью последующей медико-психолого-педагогической коррекции.

 Реабилитация детей с хроническими заболеваниями.

Организация здорового образа жизни.

 Профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний.

 Решение оздоровительных задач средствами физической культуры.

Организация инновационной деятельности ОУ с целью улучшения психического и физического здоровья детей.

Разработка  и использование здоровьесберегающих технологий, методик, отбор учебного материала, способствующего сохранению здоровья детей.

Формирование валеологического мышления у всех участников педагогического процесса.

Изучение передового опыта по оздоровлению подрастающего поколения.

Повышение квалификации педагогических работников.

В настоящей программе понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней, а как состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Являясь целостным социально-значимым явлением, здоровье школьника представляет интегративный критерий качества современности образования. Именно поэтому в программе идет речь об образовании, которое не только сберегает, но и главным образом формирует здоровье детей.

Принципы реализации программы

Принцип участия - привлечение всех участников педагогического процесса, к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по формированию здорового образа жизни.

         Принцип социальной компенсации - обеспечение социальной и правовой защищенности детей дошкольного и школьного возраста, находящихся в семьях, требующих социальной поддержки.

Принцип гарантии - выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление здоровья детей дошкольного и школьного возраста.

         Принцип комплексного сквозного подхода - заключается в преемственности между возрастными различиями и видами детской деятельности.

Принцип аксиологического подхода - человек является высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, где здоровье выступает основной категорией.

Принцип блочного подхода - позволяет воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.

Этапы реализации программы

Подготовительный

1.Разработка программы, определение приоритетных направлений, анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:

организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек; организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями); выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

2.Разработка проектов по реализации программы.

Формы и методы работы: рефлексивно – ролевая игра, решение образцов решения практических задач, коллективная дискуссия, проблемная вводная интерактивная лекция, формирующий контроль (самооценка, взаимооценка, рефлексия)

Практический

1.Реализация проектных  мероприятий.

2.Организация просветительской работы образовательного учреждения:

Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает: внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс; лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни; создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей).

3.Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает: проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.; приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы; привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Формы и методы: презентация, выставка, экскурсия, изучение передового опыта, изучение документов, лекция, семинар, круглый стол, разработка и проведение собственных уроков, воспитательных мероприятий, проекты, акции.

Заключительный

 Мониторинг результативности и обобщение результатов деятельности.

Подведение итогов, определение задач на следующий этап.

Формы и методы: выполнение тестовых заданий, анкетирование, выполнение практических работ.

Программа включает в себя модульный курс профилактики курения «Школа без табака» (1-9 классы), т. к. курение является одной из вредных привычек среди обучающихся данного образовательного учреждения.

Участники реализации программы: администрация МБОУ ООШ №6, педагогический коллектив, обучающиеся, родители, библиотекарь, педагог-психолог.

Срок реализации программы: 2014 - 2017г.

Структура работы по реализации программы

Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни включает в себя пять взаимосвязанных блоков:  создание здоровьесберагающей инфраструктуры, рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями). Данная система работа  должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.

1 блок  Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:

 соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся; наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи; организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков; оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спорт площадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём; наличие помещений для медицинского персонала; наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.

2 блок Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает: соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств; индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

3 блок Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает: полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.); рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера; организацию занятий по лечебной физкультуре; организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками; организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования; регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов т. п.).

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, а также всех педагогов.

4 блок Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:

 внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей (модульный курс профилактики курения «Школа без табака» (1-9 классы), приложение) или компонентов, включённых в учебный процесс; проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.; создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Здоровое поколение».

В качестве образовательной программы может быть использован учебно-методический комплект «Все цвета, кроме чёрного», который включает рабочие тетради для учащихся 2 классов («Учусь понимать себя»), 3 классов («Учусь понимать других»), 4 классов («Учусь общаться»), пособие для педагогов «Организация педагогической профилактики вредных привычек среди младших школьников» и книгу для родителей.

Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий: интеграцию в базовые образовательные дисциплины; проведение часов здоровья; факультативные занятия; проведение классных часов; занятия в кружках; проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий, акций, походов  и т. п.; организацию дней здоровья; посещение бассейна.

5 блок Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы; организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

Условия реализации программы: осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования культуры здоровья участников образовательного процесса посредством развития здоровьеформирующей и здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении; создание и постоянное совершенствование методической системы работы по данному направлению.

Функции программы: обеспечить достижение запланированных результатов за определенное в ней время, а также послужить основой для планирования контроля и коррекции процесса обучения.

Социальные партнеры - организации и учреждения города: Отдел пропаганды  ГИБДД МУ МВД России «Балаковское», МБУЗ «Детская городская поликлиника», МБУЗ «Городская поликлиника №3», Профессиональный лицей №38, ОАО «Железные дороги. Балаково», КОЦ «Дельфин», ДЮСШ «Юность», Детский клуб «Звездочка», Центр «Здоровье», МАУК «Городские библиотеки», МБУ «Молодежная инициатива».

Ожидаемые результаты реализации программы

Ожидаемыми результатами являются знания, умения, и навыки, которыми должны обладать дети школьного возраста по окончанию реализации программы.

Повышение уровня лечебной и профилактической работы.

Введение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей.

Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.

Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

Индикаторы их достижения

 -снижение заболеваемости учащихся на 10%;

 - расширение спектра дополнительных образовательных услуг на 10% ежегодно;

 - снижение асоциальных случаев поведения школьников на 10%;

 - снижение показателей заболеваемости учащихся и педагогов школы;

 -доля здоровья детей с первой группой здоровья в общем контингенте школьников не менее 10%;

Критерии эффективности реализации целевой программы

Для образовательных учреждений: количество  (динамика) чрезвычайных ситуаций в школе; количество официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает ОУ; доля учащихся,  охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы; численность учащихся занимающихся в спортивных секциях по месту жительства.

Для учащихся: количество пропусков учебных занятий учащимися (воспитанниками), дней/уч-ся/год; количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися (воспитанниками) по освобождению, уроков/уч-ся/год; доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании, %; доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %; доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству, %; количество (динамика) несчастных случаев в ОУ.

Для педагогов: доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, %; доля педагогов, владеющих здоровьесозидющими технологиями  по отношению к общему их количеству, %.

Мероприятия по реализации программы

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Система целесообразных форм и мер организации работы

1

Поддержание санитарно – гигиенического режима в школе (световой и тепловой режим, проветривание, состояние мебели, окон и т. д)

В течение года

Директор школы, учителя – предметники.

2

Эстетическое оформление интерьера класса и школы (разведение цветов, живые уголки, информационные центры и др.)

В течение года

Директор школы, заведующий кабинетом

3

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок

Ежегодно

Сентябрь.

Заместитель директора по УВР

4

Смотр кабинетов (аттестация рабочих мест); их соответствие требованиям (санитарно – гигиеническим, психофизическим, эстетическим).

Ежегодно

Директор школы, заведующий кабинетом.

5

Организация активного отдыха на переменах (подвижные игры, работа библиотеки и др.)

Ежедневно

Заместитель директора по ВР

6

Работа школьной психологической службы: диагностика, организация психоэмоциональной разгрузки учителей и учащихся. Уроки псхокоррекции в 1–4-х кл. Организация кабинетов психологической разгрузки

Постоянно

Директор школы, педагог-психолог.

Тематика родительских собраний

7

Введение учебных предметов, непосредственно формирующих здоровый образ жизни. ОБЖ, ЛФК, СБО, ритмика)

В течение года

Администрация школы

8

Проведение “здоровых уроков”, разнообразие форм проведения уроков

Постоянно

Администрация школы, учителя

9

Подготовка обучающихся к итоговым контрольным как радостному событию.

2 – е полугодие

Администрация школы.

10

Проведение мероприятий по охране зрения

Ежедневно

Учителя, медработник

Мероприятия по охране зрения обучающихся.

11

Проведение акций по привлечению обучающихся воспитанников к здоровому образу жизни.

По плану

Заместитель директора по ВР

 Уровень здоровья детей. Мероприятия по сохранности и укреплению здоровья школьников.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Система целесообразных форм и мер организации работы

1

Состояние здоровья обучающихся воспитанников (анализ на основе углубленного осмотра)

По плану

медицинский работник

Педсоветы, родительские собрания, родительские комитеты, где разрабатываются программы совместной деятельности. Выступление врача и школьного медицинского работника на педсоветах, родительских собраниях. Индивидуальные консультации о состоянии здоровья детей и рекомендации по его восстановлению.

2

Улучшение качества медицинского обслуживания:

усовершенствование материальной базы медицинского кабинета;

программа деятельности медицинского работника: работа с больными детьми; профилактическая работа через беседы, санбюллетени.

Постоянно

медицинский работник

3

Организация горячего питания

Постоянно

Администрация школы

4

Профилактическая работа во время эпидемий

Администрация школы, мед. работник.

5

Работа школьных специалистов во время каникул.

Педагог-психолог

6

Оздоровительная работа с детьми в летний период

Июнь, июль, август

Директор, заместитель директора по ВР, медицинский работник, педагог-психолог

Организация и работа школьных оздоровительных лагеря

Гигиеническое, санитарно – просветительное воспитание школьников

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Система целесообразных форм и мер организации работы

1

Тематические классные часы и беседы в группах.

1 раз в четверть

Кл. руководители

Семинар кл. руководителей

2

Операция “Чистюля”

1 раз в четверть

Вожатая, актив школы

Экран соревнований

3

Организация праздников чистоты и порядка.

По плану

Кл. руководители

4

Пропаганда специальной литературы по здоровому образу жизни.

Библиотекарь

5

Организация постоянно действующих лекториев для родителей по пропаганде здорового образа жизни.

По плану

Кл. руководители

6

Организация работы кружков, формирующие основы здорового образа жизни.

Администрация школы, учителя

Физкультурно – массовая оздоровительная работа

Содержание работы

Сроки        

Ответственные

Система целесообразных форм и мер организации работы

1

Анализ занятости детей физкультурой и спортом:

определение группы здоровья;

занятость в спортивных кружках

Заместитель директора по ВР, медицинский работник, учитель физкультуры

В школе должно быть: расписание спортивного кружка, занятость детей в спортивном кружке

2

Школьные спартакиады

По плану школы

Учитель физкультуры

3

Школьный план спортивно-массовой оздоровительной работы.

Сентябрь

Заместитель директора по ВР, учитель физкультуры

Дни здоровья

Работа школьного кружка

Спартакиады

Весёлые старты

Спортивный праздник

4

Организация работы оздоровительного лагеря на базе школы

Июнь

Директор, заместитель директора по ВР

5

Проведение “лечебных” уроков

В течение года

Специалист

Проведение

ЛФК (1 -4)

6

Посещение КОЦ «Дельфин»

В течение года

учитель физкультуры

План работы по реализации программы

1 этап. Организация здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса.

Мероприятия

Сроки

Исполнители

1

Обновление банка данных о заболеваемости обучающихся. Анализ заболеваний и динамика.

1 раз в год

Мед. работник, классные руководители

2

Составление социологических карт по классам, составление списков: учащихся группы риска; проблемных семей; многодетных семей; малообеспеченных семей; неполных семей.

Сентябрь (ежегодно)

Педагог-психолог, классные руководители

3

Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических норм: соблюдение воздушного, светового и питьевого режима в школе; организация горячего питания в школьной столовой; подбор школьной мебели в зависимости от возраста учащихся.

В течение года

Директор, зам. директора по АХЧ, преподаватель-организатор ОБЖ

4

Организация дежурства по школе.

В течение года (ежедневно)

Зам. директора по ВР

5

Диспансеризация обучающихся  школы.

В течение года

Медицинский работник

6

Контроль состояния здоровья обучающихся по итогам диспансеризации.

Апрель

Медицинский работник, классные руководители

7

Проведение рейдов: по проверке внешнего вида обучающихся; по сохранности книг библиотечного фонда школы; по выполнению обучающимися режима дня

В течение года

Зам. директора по ВР, библиотекарь

8

Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьной образовательной среды

октябрь-май

Зам. директора по УВР, учителя начальных классов

9

Оформление листков здоровья в классных журналах.

Сентябрь

Классные руководители, мед. работник

10

Проведение динамических пауз, физической зарядки до начало занятий.

В течение года

Учителя

11

Классный час по теме: “Разговор о правильном питании”

Октябрь

Учителя начальных классов

2 этап. Психолого-педагогическая поддержка воспитательно-образовательного процесса

Мероприятия

Сроки

Исполнители

1

Организация работы с обучающимися, мотивированными на успешное обучение через участие в олимпиадах, предметных неделях, различных конкурсах.

В течение

года

Зам. директора по УВР, руководители ШМО

2

Проведение классных часов и бесед по предупреждению несчастных случаев и травматизма.

В течение

года

Классные руководители, преподаватель ОБЖ

3

Проведение обучающих семинаров по вопросам формирования культуры здоровья.

В течение

года

Зам. директора по ВР, классные руководители

4

Рассмотрение на педагогическом совете вопросов сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

В течение

года

Администрация

6

Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения здоровья детей.

Администрация, мед. работник, педагог-психолог, классные руководители

5

Проведение родительских лекториев по здоровьесбережению.

В течение года

Зам. директора по ВР, педагог-психолог, мед. работник

6

Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения здоровья детей.

В течение года

Администрация, классные руководители

7

Проведение научно-практической конференции “Школа-центр “Здоровье”.

Ежегодно

Зам. директора по УВР, руководитель ШМО

8

Проведение круглых столов для учителей по формированию культуры здоровья.

2 раза в год

Педагог-психолог, классные руководители

9

Проведение МО классных руководителей по вопросам организации работы по программе “Здоровое поколение”

В течение года

Зам. директора по ВР

10

Оказание социальной поддержки детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В течение года

Педагог-психолог, классные руководители

11

Проведение пятиминуток по теме: «Маршрут безопасного движения учащихся в школу и обратно».

В течение года

Классные руководители

12

Проведение психолого-педагогического мониторинга

1 раз в год

Педагог-психолог

3 этап. Формирование культуры здоровья участников воспитательно-образовательного процесса.

Мероприятия

Сроки

Исполнители

1

Контроль соблюдения режима дня обучающихся.

В течение года

Классные руководители

2

Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся (лекции, беседы, вечера).

В течение года

Классные руководители, зам. директора по ВР

3

Организация работы лагеря с дневным пребыванием

Каникулы

Зам. директора по ВР, классные руководители

4

Озеленение учебных кабинетов и территории школы.

В течение года

Зам. директора по ВР и АХЧ, учителя биологии

5

Проведение дней здоровья.

Ежемесячно

ам. директора по ВР, учитель физ. воспитания

6

Проведение недели пропаганды здорового образа жизни.

Май

Зам. директора по ВР

7

Взаимодействие школы с “Центром “Здоровье” психолого-педагогической реабилитации и коррекции” в вопросе формирования культуры здоровья.

В течение года

Зам. директора по ВР, педагог-психолог

8

Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований на уроках, профилактики у обучающихся близорукости и сколиоза, режима проветривания классных комнат на перемене.

В течение года

Зам. директора по УВР, учителя

9

Проведение медицинского осмотра педагогов школы  

По графику

Учителя

10

Проведение подвижных школьных перемен.

В течение года

Классные руководители

11

Витаминотерапия.

Март-апрель

Классные руководители

12

Организация отдыха обучающихся школы в летний период.

Июнь-август

Зам. директора по ВР

13

Проведение бесед о вреде курения, употребления спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных средств.

В течение года

Зам. директора по ВР

14

Организация и проведения походов выходного дня, экскурсии, эколого-оздоровительных выездов.

В течение года

Классные руководители

15

Организация участия во Всероссийском дне здоровья

Апрель

Классные руководители, зам. директора по ВР

16

Выпуск санитарных бюллетеней и стенгазет.

В течение года

Классные руководители, зам. директора по ВР

Учебно – методическое обеспечение

1.     Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом [Текст] / методическое пособие. – 2-е изд.; доп. и перераб. – М.: Глобус, 2010. – 189с.

2.     Диденко Т.И. Сборник классных часов и родительских собраний [Текст]./ Методика работы с учащимся. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 124с.

3.   Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе [Текст]. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006. – 400с.

4.    Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. [Текст] /Иванов И.П. – М.: Педагогика,2011. – 208 с.

5.    Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии [Текст]: школьник и компьютер: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 304с.

6.   Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. [Текст] /Козлов Н.И. – М.: Новая школа; АСТ-Пресс, 2009, – 320 с.

7.   Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. [Текст] - Волгоград: Учитель, 2006. – 121с.

8.    Правила светской жизни и этикета. Хороший тон [Текст]: Сборник советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни. - М.: Рипол, 2011, - 234с.

9.   Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества. – изд. 2-е, испр. [Текст] / авт. – сост. М.В. Видякин. – Волгоград: Учитель, 2006. – 280с.

10.  Харламов И.Ф., Горленко В.П. и др. Этические беседы с учащимися [Текст]./ 4 класс. Пособие для учителя. - Мн.: Нар. Асвета,2012. – 135с.

Материально – техническое обеспечение

1.Компьютерный класс  (Интернет)

2.Спортивный зал

3.Медицинский кабинет

4.Печатные пособия: таблицы, плакаты.

5.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): дидактические карточки, образовательные программы, учебно-методические пособия и рекомендации

6.Экранно-звуковые: аудиозаписи.

7.Спортивное оборудование.

8.Настольные игры.

9.Игровые комнаты.

Приложение

Модульный курс профилактики курения «Школа без табака» (1-9 классы)

H:\yD_w2OfDQgE1-300x255.jpg

                                                                                                                   

                                         «Всякий курящий   должен знать и помнить,  

                                                                         что он отравляет не только себя, но и других».  

Н.А.Семашко           

Актуальность

Курение  является одной из вредных и распространенных привычек среди подростков. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост. К сожалению, в сознании людей курение не считается девиацией (отклонением от общепринятой нормы поведения). Разрушительная сила курения заставила педагогический коллектив искать ответы на вопросы: почему люди курят и как им помочь избавиться от этой привычки, насколько эффективны программы по борьбе с курением?

Наибольший эффект дают модульные программы по коррекции поведения, приводящего к курению. Данный курс отличается от обычных программ широким разнообразием методического оснащения, гибкостью и длительностью применения, направленностью на широкую аудиторию – от учеников до их родителей.

Главная цель курса: формирование культуры здоровья участников образовательного процесса посредством развития здоровьеформирующей и здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

Задачи: формирование отношения к своему и здоровью окружающих, как к важнейшей социальной ценности; выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного  и ответственного поведения; закрепление гигиенических навыков и привычек; приобщение к разумной физической активности; обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Ключевым моментом курса являются: предоставление полной информации о вреде курения на организм человека; показ механизмов влияния сверстников, родителей; проведение исследовательских заданий по изучению проблем, связанных с курением; моделирование ситуаций  и ролевых игр с целью избавления от вредной привычки; проведение тренингов по формированию ответственного  и безопасного поведения, социальных и жизненных навыков; формирует мотивацию на полный отказ от курения.

Модульный курс имеет гибкую структуру, и позволяет проводить систематическую профилактическую работу в классе и учебной группе.  

Методический инструментарий модульного курса

Модульный курс содержит занятия и виды работ, рассчитанные на то, чтобы,  помогать учащимся  осознать, что они являются важной частью общества, и  социально ответственное поведение означает отказ от курения и стремление достичь высокого уровня здоровья как своего личного, так и общества в целом.

Курс уделяет особое внимание таким общепризнанным ценностям, как умение видеть цель, принимать решения, а также умение сказать «нет» в ответ на попытки отрицательного влияния со стороны сверстников

При реализации курса можно использовать обучение малыми группами, что является весьма эффективным, т.к. побуждает школьников самостоятельно исследовать содержание обучения, использовать знания друг друга, размышлять над полученной информацией как со своей точки зрения, так и с точки зрения группы. Каждый план занятий содержит виды работ, которые через интерактивные способы обучения помогают учащимся полностью погрузиться в материал.

            С тем, чтобы максимально повысить познавательный потенциал малых групп, в ходе осуществления образовательной программы следует руководствоваться следующими указаниями:

- оптимальное количество учеников в малых группах 6-8 человек;

- формируя группу в первый раз, дать время ученикам познакомиться друг с другом поближе. Несколько минут, потраченных на межличностное общение внутри группы, значительно улучшает учебный климат;

- определить возможности  учеников, и использовать их;

- выявить склонности к лидерству у школьников и использовать их при любой возможности, попросить таких учеников помогать руководить работой малых групп;

- формировать  малые группы по основным разделам программы. Учащиеся затем смогут самостоятельно выбрать группу по интересам.

         Модульный курс состоит из информационных материалов для учащихся 1 -9 классов.

Информационные материалы для учащихся содержат: тесты для учащихся, вопросы к тестам, исследовательские и практические задания, справочные материалы «Информ – дайджест», анкеты, психологические тесты.

Работа с родителями

Участие родителей в профилактических мероприятиях по нераспространению курения среди молодежи наиболее значимо для подростков.

Реализация в школе программы «Школа без табака» предполагает работу с родителями в таких направлениях, как:

- ознакомление родителей с содержанием программы;

- подготовка для родителей письменных сообщений с просьбой о поддержке программы;

- выступление на родительских собраниях врача и психолога по следующим темам: «Пассивное курение и его вред для окружающих»,  «Как  помочь ребенку отказаться от вредных привычек»;

- ознакомление родителей с общими результатами анкетирования учащихся по проблемам курения;

- подготовка для родителей выступлений агитбригад учащихся, выпуск листков здоровья, создание коллажей «Брось сигарету!» и «Послание от смерти»;

-оформление «Уголка для родителей»;

- проведение индивидуальной работы с родителями курящих детей;

- проведение массовых праздников.

Принципы реализации программы

Принцип участия - привлечение всех участников педагогического процесса, к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по формированию здорового образа жизни.

         Принцип социальной компенсации - обеспечение социальной и правовой защищенности детей дошкольного и школьного возраста, находящихся в семьях, требующих социальной поддержки.

Принцип гарантии - выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление здоровья детей дошкольного и школьного возраста.

         Принцип комплексного сквозного подхода - заключается в преемственности между возрастными различиями и видами детской деятельности.

Принцип аксиологического подхода - человек является высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, где здоровье выступает основной категорией.

Условия реализации программы: осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования культуры здоровья участников образовательного процесса посредством развития здоровьеформирующей и здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении; создание и постоянное совершенствование методической системы работы по данному направлению.

Участники реализации модульного курса: администрация МБОУ ООШ №6, педагогический коллектив, обучающиеся, родители, библиотекарь, педагог-психолог, медицинский работник.

Социальные партнеры: МБУЗ «Детская городская поликлиника», МБУЗ «Городская поликлиника №3», Детский клуб «Звездочка», Центр медицинской профилактики «Здоровье», МАУК «Городские библиотеки», МБУ «Молодежная инициатива».

Срок реализации программы курса: 2014 - 2015г.

Рекомендовано проведение мероприятий в урочное и внеурочное время.

           Длительность занятий зависит от формы мероприятий.

                Ожидаемые результаты реализации программы курса

Ожидаемыми результатами являются знания, умения, и навыки, которыми должны обладать дети школьного возраста по окончанию реализации программы.

Повышение уровня профилактической работы.

Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.

Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

Мероприятия по реализации программы

Содержание работы

Формы работы

Классы

Ответственные

1

«Что делать, если подросток курит?», «Вредные привычки», «Курение и здоровье», «Физиологические последствия курения», «Табак и история его распространения», «Свойства никотина», «Курение и здоровье».

беседы

1-9

Учителя, мед. работник

2

«Мордашка – зеркало души»,

«Психологический портрет преподавателя»

тест для педагогов

педагог - психолог

3

«Быть «здоровым» значит…», «Портрет курильщика», «Как я бросил курить»,

анкетирование

1-9

педагог - психолог

4

«Саморегуляция», «Табакокурение», «Последствия курения для человека», «Психология привычки»

занятие

5-6

учителя

5

«Курение как угроза здоровью», «Кратковременные и длительные последствия курения», «Принятие решения и влияние среды», «Здоровье и выбор образа жизни»

занятие

7-8

учителя

6

«Психология влияния группы», «Компания «Нет-курению!», «Письмо сверстнику», «Психология воздействия рекламы», «Истоки здоровья»

занятие

9

учителя

7

«Я умею говорить «нет», «Вещества, вызывающие зависимость», «Принятие на себя ответственности за свой образ жизни», «Анатомические и физиологические аспекты курения»

занятие - практикум

5-7

Педагог – психолог, специалист

8

Тренинг ЗОЖ

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, овладение умениями отстаивать свое мнение.

занятие

5-9

психолог

9

«Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки?», «Почему вы курите?», «Юноши и девушки, которых мы выбираем»

тест

6-9

психологи

10

«Привычка и привыкание», «Неразлучная парочка», «Восемь курильщиков в минуту», «Факты в защиту жизни», «Пагубные воздействия курения», «Почему люди курят?», «Распространенность курения», «Методика для тех, кто хочет принять решение «Не курить!», «Факт в защиту жизни», «Курение и болезни», «Еще одна попытка бросить курить», «Почему люди начинают курить?», «Реклама и закон», «Нервное потрясение – лучшее средство, чтобы отказаться от курения»

Информ-дайджест»

5-9

Учителя, ученики

11

«Как отстоять свою точку зрения?», «Портрет курильщика», «Принятие решения», «Да здравствует чистый воздух!», «Как бросить курить?»

занятие - практикум

7-9

Учителя, медработник

12

«Профилактика курения», «Угасание привычки», «Как бросить курить?», «Выработка хороших привычек», «Как здоровье?» «Как организм помогает себе сам».

классный час

1-9

учителя

13

« «Путешествие в страну здоровья», «Я здоровье берегу- сам себе я помогу».

        Игра,         игра-шоу

1-4

вожатая

14

«Курильная опера», «Остров мечты», «Влияние сверстников», «Самоуважение это…»

ролевая игра

8-9

библиотекарь

15

«Лучше станцуем, но не закурим!»

флешмоб

1-9

родители

Педагоги, вожатая

Педагоги, ученики.

16

«История возникновения табака», «Как люди пристрастились к курению»

интерактивные презентации

педагоги, библиотекарь

17

«Курение и дети», «Ваш здоровый образ жизни».

Интерактивные опросы родителей

1-9

учителя

18

«Ты не один», «Брось сигарету, получи конфету!»

акция

3-9

учителя

19

«Это должен знать каждый»

конкурс рисунков, плакатов, буклетов

1-9

вожатая

20

«Психические механизмы саморегуляции».

Проекты

7-9

учителя

21

«Пассивное курение и его вред для окружающих»,  «Как  помочь ребенку отказаться от вредных привычек»; «Курение и его последствия для организма», «Мотивы курения».

Лекторий для родителей

1-9

Психолог, медицинский работник

22

«Брось сигарету!»,  «Послание от смерти»

коллажи

8-9

вожатая

23

«Возвратим табак на родину».

Конкурс мультимедийных презентаций

4-9

вожатая

24

 Группы работают над вопросом: «Существует ли проблема табакокурения в подростковой и молодежной среде?».

Мозговой штурм

8-9

родители

психолог

25

«Герои произведений о вреде курения»

Библиотечный урок

1-6

библиотекарь

Курс модуля включает:

беседы-10;

тесты для педагогов-2;

анкетирование – 24

занятия – 10;

занятия –практикумы -10;

тренинг -1;

информ-дайджест -15;

классный час -6;

игры, ролевые игры -6;

флешмоб- 1;

интерактивные презентации -2;

интерактивные опросы – 2;

акции -2;

конкурс рисунков, плакатов, буклетов -1;

проект -14

лекторий для родителей – 4;

коллажи -2;

конкурс мультимедийных презентаций -1;

мозговой штурм - 1;

библиотечный урок -1.

Материально – техническое обеспечение

Технические средства обучения: компьютеры, мультимедиа, Интернет.

Печатные пособия: таблицы, плакаты.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): дидактические карточки, образовательные программы, учебно-методические пособия и рекомендации.

Экранно-звуковые: аудиозаписи.

                                                 Учебно – методическое обеспечение

Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом [Текст] / методическое пособие. – 2-е изд.; доп. и перераб. – М.: Глобус, 2010. – 189с.

Диденко Т.И. Сборник классных часов и родительских собраний [Текст]./ Методика работы с учащимся. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 124с.

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. [Текст] /Иванов И.П. – М.: Педагогика,2011. – 208 с.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии [Текст]: школьник и компьютер: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 304с.

Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. [Текст] /Козлов Н.И. – М.: Новая школа; АСТ-Пресс, 2009, – 320 с.

Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М., 2004.

Сизанов А.Н. Модульный курс профилактики курения. Школы без табака.- М.: ВАКО, 2008.-272с.

Табакокурение и здоровье: Тез. докл. Всесоюз. науч-практ. конф. Новосибирск, 2010.

Харламов И.Ф., Горленко В.П. и др. Этические беседы с учащимися [Текст]./ 4 класс. Пособие для учителя. - Мн.: Нар. Асвета,2012. – 135с.

        

Библиографический список

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» // URL: http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html 

 Безруких М.М. «Здоровье детей и школа», - М., 2009.-154с.

Ежкова Н.Г. «Влияние обучения и воспитания на здоровье младших школьников». – М., 2010.-142c.

Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под. Редакцией М.М Безруких, В.Д.Сонькина. – М.: Триада-фарм. –2002 г.

Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительского собрания: «Здоровый ребёнок сегодня – здоровое поколение завтра»

Девиз: «Мы живём не для того, чтобы есть, а для того, чтобы жить» (древнегреческий философ Сократ)Цель: формирование у родителей культуры питания как составляющей здорового образа жизни их ...

Внеклассное занятие: игра-турнир "Здоровое поколение"

Внеклассное мероприятие с использованием ЭОР о здоровом образе жизни....

Взаимодействие семьи и школы по формированию здорового поколения

В статье рассказывается о совместной работе классного руководителя и родителей по формированию зздорового образа жизни учащихся....

Здоровое питание и здоровое поколение

Здоровое питание и здоровое поколение...

«ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» (Программа по здоровому образу жизни для учащихся начальной школы)

Цель и задачи программыЦель: способствовать освоению детьми основных социальных норм, необходимых им для существования в современном обществе, - в первую очередь это нормы ведения здорового образа жиз...

Здоровый образ жизни - залог здорового поколения.

Занятия физкультурой — одна из основных составляющих здорового образа жизниЗдоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активно...