Система работы с родителями одарённых детей
материал по теме

Трубинова Лариса Геннадьевна

Данный методический материал поможет учителю начальных классов правильно организовать психологическую, информационную и практическую работу с родителями одарённых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_s_roditelyami_odarennyh_detey.docx41.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

г. Балаково Саратовской области

Доклад по теме

Система работы

с родителями одаренных детей

                                                                                   

                                                                                   подготовила

                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                   Трубинова Лариса Геннадьевна

                                                             

                                                           

Балаково

2018 г.

«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А.Сухомлинский

Национальной образовательной стратегией–инициативой «Наша новая школа» одновременно с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Новые стандарты позволяют развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность, а также построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в школе, но и дома. Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

Задача начальной школы – создать ребенку и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала.

Учитель — координатор усилий не только для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, не только просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей, но и, прежде всего, родителей этих детей.

Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:

  1.  психологическое сопровождение семьи одарённого ребенка;
  2.  создание информационной среды для родителей;
  3.  совместная практическая деятельность педагога, талантливого ребенка и его родителей;
  4.  поддержка и поощрение родителей на уровне школы.

Рассмотрим данные направления более подробно.
      Психологическое сопровождение семьи способного ребенка.

По отношению к детям с различными проявлениями одаренности часто демонстрируется или восхищение, или, наоборот, настороженное поведение. Бывают такие случаи, когда родители высказывают опасения, не является ли раннее проявление одаренности результатом его болезненного состояния. Следует помнить, что по отношению к одаренным детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недоверчивого отношения. Одаренного ребенка никогда не следует выставлять напоказ, делать его предметом гордости и радости. Единственное, что следует поощрять в ребенке, - это его желание познавать окружающий мир, стремиться к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.

        Поэтому работа в данном направлении проводится в тесном взаимодействии со школьным психологом. В ходе  работы родителей облучают эффективному взаимодействию с их ребенком:  

  •  расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
  •  улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
  •  выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;
  •  установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

Работа проводится в  виде индивидуальных  и групповых консультаций и направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Ведь талантливый ребёнок – прежде всего ребёнок!  
Создание информационной среды для родителей.

Это направление подразумевает, прежде всего, просветительскую работу.

Начинаю работу по выявлению одарённости у детей с того, что на одном из первых родительских собраний в 1 классе  предлагаю родителям поработать с тестами-опросниками. Чтобы дать  правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей  ребенка, нам нужно знать его склонности. Родителям предлагается 35 вопросов. Нужно подумать и ответить на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности можно сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов нужно записать имя и фамилию ребёнка. Ответы помещать в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится ребенку (с точки зрения родителей), ставьте в клетке (-); если нравится — (+); очень нравится — (++). Если по какой-либо причине Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов «Нравится ли...»

1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.

2. Читать самостоятельно (слушать, когда ему читают) сказки, рассказы, повести.

3. Петь, музицировать.

4. Заниматься физкультурой.

5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.

6. Читать (слушать, когда читают) рассказы о природе.

7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

8. Играть с техническим конструктором.

9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.

10. Самостоятельно рисовать.

11. Играть в спортивные, подвижные игры.

12. Руководить играми детей.

13.Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.

14.Ходить в магазин за продуктами.

15. Читать (или слушать) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.

16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

19.Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.

20.Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных (кошки, собаки и др.).

21.Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.

22.Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.

23.Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).

24. Самостоятельно, без побуждения взрослых, заниматься различными видами художественного творчества.

25. Читать (слушать, когда читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи

26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).

27. Ухаживать за домашними животными и растениями, помогать им, лечить их и др.

28. Помогать взрослым: делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.).

29. Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.

30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

31. Принимать участие в играх-драматизациях, в постановке спектаклей.

32. Заниматься спортом в секциях и кружках.

33. Помогать другим людям.

34. Работать в саду, на огороде, выращивать растения.

35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов

Дата ______   Фамилия, имя _____________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

• математика и техника;

• гуманитарная сфера;

• художественная деятельность;

• физкультура и спорт;

• коммуникативные интересы;

• природа и естествознание;

• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Обработка результатов

Сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где наибольшее число плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировании выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены; при этом у ряда детей иногда наблюдается отсутствие выраженных склонностей; в этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Данная методика не только диагностическая, она может содействовать в решении и коррекционно-педагогических задач; с ее помощью можно активизировать работу с родителями в данном направлении, подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для наблюдений за детьми. Интересно также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявить зоны для коррекционной работы, как с детьми, так и с их родителями.

Обязательно провожу анкетирование родителей на одарённость, ведь часто одарённость в какой-либо области  передаётся потомкам.  Выясняю, что большинство из них имеют высшее образование, многие в школьные годы занимались  творчеством, участвовали в предметных олимпиадах, некоторые имели спортивные достижения.  Это хорошее подспорье в данной совместной работе.

Специально для родителей  проводятся родительские собрания. Формы собраний очень разнообразные: круглые столы, конференции, практикумы, дискуссии; провожу индивидуальные и групповые консультации.

     На персональном сайте размещаю рекомендации родителям одаренных детей, раздаю памятки:

• Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.

• Оценивайте уровень развития ребенка.

• Избегайте длинных объяснений или бесед.

• Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.

• Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

• Развивайте в своих детях следующие качества:

— уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;

— понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;

— интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

— уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;

— привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

— умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

На школьном сайте постоянно публикуются положения о конкурсах, олимпиадах, фестивалях и проектах, размещается информация об итогах проведения.  Родители наряду с детьми имеют доступ к сайтам, что позволяет им совместно выбирать наиболее интересное направление и  быть в курсе успехов детей в различных сферах деятельности.

Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей

В течение учебного года совместно с детьми и их родителями принимаем активное участие в проектах, конкурсах, фестивалях и акциях разнообразной тематики и различного уровня для развития творческой, познавательной, лидерской  активности. Начиная работу с первоклассниками, стараюсь дать возможность попробовать свои силы и выявить свои способности как можно большему числу учеников. Для этого разрабатываю и размещаю в «Банке тестов» развивающий предметный материал, к которому имеют доступ все обучающиеся класса. Все мои ученики зарегистрированы на интерактивной образовательной онлайн-платформе «УЧИ.ру» и имеют возможность выполнять бесплатные тренинги по предметам. Многие из них становятся активными участниками онлайн-олимпиад и игр-конкурсов  по школьным предметам: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Лисёнок», «КИТ», «Золотое руно». На сайте агенства «Сотворение»  размещаем результаты образовательных и творческих проектов и конкурсов, принимаем активное участие в школьных, муниципальных и региональных мероприятиях. Дети получают дипломы и похвальные грамоты, а самое главное – большое удовольствие от данной работы.

Поддержка и поощрение родителей на уровне школы

Работа родителей по развитию одарённости своих детей обязательно должна поощряться. На каждом классном родительском собрании уделяю внимание победам и достижениям детей, благодарю родителей за поддержку в работе по данному направлению. Родители в ходе работы «круглых столов» делятся опытом друг с другом.  В нашей школе есть хорошая традиция – в конце каждого учебного года проводится торжественная церемония «Парад звёзд». На сцену   выходят не только  одарённые ученики и их наставники – учителя, но и  родители – покровители тех самых талантов.

Представленная выше система работы позволяет повышать правовую и педагогическую культуру родителей, а также формировать практические умения и навыки в воспитании способных, талантливых детей, что приводит к взаимопониманию между детьми, родителями и педагогом. 

Библиография:

1. Забродин Ю.М., Бурменская Г.В. Одаренные дети. М.: Прогресс 1991.—376с.

2. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.

3. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2002.

4. Рычкова В. В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — 181-184с.

5. Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей / ГОУ ДОД Дом детского творчества «На реке Сестре»;

Составители Л.Ф.Васильченко, Я.П. Атласова. – СПб.: ДДТ «На реке Сестре», 2014. - 2-е изд. - 39с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с родителями одаренных и талантливых детей

Обобщение опыта работы учителя Романовской Е.А. по теме "Система работы с родителями одаренных и талантливых детей"...

Мастер - класс для родителей одарённых учащихся на тему: "Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей".

14 октября 2015 года на базе ГБОУ школа 879 педагогом - психологом был проведён мастер класс на тему:«Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей». Участники: Ведущий мастер –...

Система работы с родителями одаренных и талантливых детей (выступление на педагогическом совете)

Одарённость человека - это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли,и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холитьи лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильн...

Рекомендации родителям одарённых детей «Одаренный ребенок: как помочь ему?»

Чтобы уменьшить Ваши родительские тревоги и помочь Вам черпать радость в воспитании своих одаренных детей, мы собрали здесь самые ценные советы и рекомендации....

Система работы с родителями одаренных и талантливых детей

Учитель - координатор усилий не только для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, не только просто способных детей, в отношении которых...

Система работы с родителями детей с ОВЗ.

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.  Как из...

Система сопровождения талантливых и одарённых детей дошкольного возраста

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка....