Мои выступления
статья на тему

Антипова Марина Владимировна

Учебно-исследовательская деятельность как эффективное условие личностного роста младшего школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pechatnaya_rabota.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы статьи

Учебно-исследовательская деятельность как эффективное условие личностного роста младшего школьника

Антипова М.В.,

Учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 10 «Успех»

В психологии существует много определений о том, что такое личностный рост. Так, например, по мнению А. Гречко, личностный рост – это процесс, по которому мы движемся, стараясь достичь конечного пункта. Достигнуть личных целей, личной гармонии с миром и с собойличной гордости за самого себя. Другие считают, что личностный рост – понятие, которое совсем не обязательно должно иметь позитивный оттенок для окружающих. Это, прежде всего, победа над своими слабостями, над страхами, над всем, что мешает нам быть такими, какими мы хотим быть и какими мы можем быть. По мнению третьих, это, прежде всего, осознанное саморазвитие человека, его стремление стать лучше, умнее, активнее, значимее (может быть популярнее) и перспективнее.

Мы считаем, что личностный рост – это составляющая успеха в любом деле. Это труд, который должен совершаться человеком над самим собой.

 Личность - это живой организм, который должен постоянно расти и развиваться. В таком случае, началом личностного роста можно считать то время, когда ребенок начинает осознавать самого себя, т.е. еще в дошкольном детстве.

ФГОС НОО, принятый уже восемь лет назад, четко обусловил достижение личностных результатов младшими школьниками. Всем известно, что составляющими личностного роста ребенка являются понимание смыслообразования, самообразования и принятие им базовых национальных ценностей. Стимулом для личностного роста в силу возрастных особенностей у младшего школьника будет успешность в обучении и общении.

        Занятия учебно-исследовательской деятельностью (УИД) формируют готовность к поиску новой информации, умение наблюдать, новые способы мышления и поведения, т.е. то, что может помочь человеку реализовать себя, свой творческий потенциал.

Таким образом, одним из условий личностного роста ребенка будет приобщение его к занятиям учебно-исследовательской деятельностью. Рассмотрим возможности учебно-исследовательской деятельности для личностного роста младшего школьника.

  1. Это преодоление личной проблемы ребенка от незнания интересующего его факта к знанию.
  2. Процесс более близкого общения с родителями и учителем, выступающим в роли научного руководителя, в совместном поиске истины.
  3. Приобретенные в ходе работы над исследованием умения обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д. на всю жизнь останутся его верными помощниками в успешности обучения.
  4. Возможность рассказать о своем занятии и быть услышанным. В силу возрастных особенностей дети младшего школьного возраста любят рассказывать о своих достижениях, а научить их как выступить чтобы было интересно всем – это уже задача взрослых.

Эффективность влияния занятий учебно-исследовательской деятельностью на личностный рост ребенка с нашей точки зрения, очевидна.

Мои ученики вовлекаются в учебно-исследовательскую деятельность с первого класса. Это происходит на уроках и во внеурочной деятельности.  И это очень важно, потому что возраст «почемучек» еще не закончился, им еще многое хочется узнать, о многом спросить. На этом же этапе необходимо привлечь родителей, сделать их своими единомышленниками. Для этого на первом же родительском собрании им необходимо рассказать о значении занятий учебно-исследовательской деятельностью.

Важно, чтобы ребенок с первых дней обучения в школе мог испытать радость и восторг открытия. Как организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения?

Одним из эффективных способов является систематическое применение проблемно-исследовательского метода в преподавании различных школьных предметов. Этот метод наиболее полно раскрыт в трудах Н.Б. Шумаковой – автора программы «Одаренный ребенок». Автор акцентирует внимание на целесообразность применения метода не только во внеурочной деятельности, но и на уроках, а именно на уроках окружающего мира. Применение данного метода обучения позволяет обеспечить высокий уровень самостоятельности ребенка, когда в центре внимания будет находиться «маленький исследователь» со своими интересами и вопросами. Проблемно-исследовательский метод предполагает чаще групповой, совместный поиск учащимися неизвестного. Дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно самостоятельное выполнение исследовательской работы, и умение учиться не только в школе, а в течение всей жизни.

Любой поиск нового знания начинается у ребенка с возникновения вопроса, т.е. с возникновения проблемы. Создать условия для осуществления полной структуры цикла мыслительного акта, начиная с этапа формулирования проблемы и включая этап найденного решения совсем непросто. Создание таких условий невозможно без реализации в обучении принципов проблемности и диалогичности, хорошо разработанных в трудах А.М. Матюшкина. Что может помочь учителю? Знание методики проведения учебного исследования, в основе которой лежит проблемно-исследовательский метод. Существуют две разновидности мыслительного процесса – индукция и дедукция. В связи с наличием двух разновидностей мыслительного процесса целесообразно выделить и две основные методики исследования индуктивного и дедуктивного типа.

Мотивация (создание

 проблемной ситуации)                                 Дедуктивное исследование

Исследование

Обмен информацией                                        

Организация информации

Связывание информации                            

                                                                           Индуктивное исследование

Подведение итогов. Рефлексия

Этап мотивации – ключевой как в индуктивном, так и в дедуктивном исследовании. В случае индуктивного исследования смысл мотивации заключается в том, чтобы у учащегося возник вопрос и была сформулирована проблема. Формулирование проблемы означает завершение первого этапа индуктивного исследования и переход ко второму этапу- исследованию. Мы рекомендуем проведение этого этапа в малых группах с использованием разного материала для изучения. Этап исследования завершается нахождением некоторого эскиза решения внутри каждой группы. Наличие нескольких групп вызывает необходимость следующего этапа – обмена информацией.

Этап организации информации можно назвать этапом классификации. Этап необходим для того, чтобы учащиеся могли сделать свое открытие – найти общий принцип, закономерность, которые являются результатом индуктивного исследования. Смысл следующего этапа – связывания информации – открытие связующего принципа, представляющее собой нахождение такой общей идеи, которая относится ко всем изученным фактам. Следующий этап – подведение итогов, рефлексия. На этом этапе происходит возвращение к проблеме и оценивается то, в какой мере она решена. Этот этап может быть источником для новых вопросов. Еще один этап, который может следовать после подведения итогов исследования и его рефлексии – применение. Найденное решение выступает как гипотеза, которая проверяется через ее применение к решению других проблем.

Такие уроки мы проектируем в курсе окружающего мира при изучении таких тем, как: «Осенние изменения в природе», «Части растения», «Что такое кровь», «Горные породы и минералы» и др.

Рассмотрим теперь основные этапы урока – исследования дедуктивного типа. Целью дедуктивного исследования является не открытие связующего принципа, новой идеи, а его проверка, т.е. подтверждение или опровержение. Этап создания проблемной ситуации должен быть как ознакомление с общей идеей, выступающей как гипотеза, которую необходимо подтвердить или опровергнуть. Этап исследования направляется и регулируется гипотезой – обобщением и сводится к отбору фактов, которые подтверждают или опровергают гипотезу. На данном этапе целесообразно организовать работу учащихся в малых группах, каждая из которых изучает разный материал. Этап обмена информацией совпадает с таким же этапом в случае индуктивного исследования. Этап организации информации имеет свои особенности. Смысл этапа заключается в том, чтобы выделить факты, которые ее подтверждают или опровергают. На этапе связывания информации дети формулируют заключение. Основной целью является обоснование идеи, а не ее открытие.  На данном этапе формируется умение доказывать, обосновывать свои идеи, выводы, решения. На этапе подведения итогов и рефлексии необходимо вернуться к малым гипотезам, которые были выдвинуты во время мотивации. Оценивание гипотез может привести к постановке новых вопросов, что означает необходимость дополнительных исследований. На этом этапе осуществляется рефлексия проделанной мыслительной работы. Достигнута ли поставленная задача исследования, каким образом, что необходимо уточнить – вопросы, которые необходимо обсудить с детьми. Этап применения не отличается в случае индуктивного исследования.

Такие уроки мы проектируем в курсе окружающего мира при изучении таких тем, как: «Жизнь птиц осенью», «Природа зимой», «Кожа – «пограничник» организма», «Многогранный мир чувств» и др.

Каковы же основные шаги при конструировании урока?

  1. Формулировка обобщения урока, т.е. что должен узнать ученик.
  2. Определить материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение.
  3. Определить тип учебного исследования (индуктивное или дедуктивное).
  4. Сконструировать проблемную ситуацию для учеников.
  5. Продумать состав групп, распределение материала, форму представления работы.

(Элемент мастер-класса. Примеры уроков.)

Систематическое применение рассмотренной нами методики в учебном процессе младших школьников обеспечивает приобретение важных исследовательских умений. Дети учатся:

  • Ставить исследовательские вопросы;
  • Формулировать проблемы;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Составлять план работы;
  • Наблюдать;
  • Проводить опыты для нахождения информации и проверки гипотез;
  • Находить информацию в разных источниках;
  • Систематизировать информацию;
  • Представлять исследовательскую работу.

В процессе работы дети самоутверждаются, у них появляется уверенность, отсутствие боязни при публичном выступлении. Ребята с гордостью показывают свои «научные» изыскания. А к четвертому классу интересно наблюдать как на заседаниях нашей классной Малой Академии дети не только выступают с докладами, но и задают вопросы, являются придирчивыми «критиками». Занятия учебно-исследовательской деятельностью помогают младшему школьнику в получении стимула к тому, что является стимулом личностного роста – успешности.

Список использованной литературы.

  1. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей / Д.Б. Богоявленская; под ред. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  2. Матюшкин А.М. Психология мышления / А.М. Матюшкин. – М.: КДУ, 2009.
  3. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности /В.С. Мухина // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей; под ред. А.С.Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М.: «Ось-89»,2006.

  1. Шумакова Н.Б.,  Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова. – М.: Просвещение, 2011.- 157с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....