Мои выступления
статья на тему
Учебно-исследовательская деятельность как эффективное условие личностного роста младшего школьника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechatnaya_rabota.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезисы статьи
Учебно-исследовательская деятельность как эффективное условие личностного роста младшего школьника
Антипова М.В.,
Учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 10 «Успех»
В психологии существует много определений о том, что такое личностный рост. Так, например, по мнению А. Гречко, личностный рост – это процесс, по которому мы движемся, стараясь достичь конечного пункта. Достигнуть личных целей, личной гармонии с миром и с собой, личной гордости за самого себя. Другие считают, что личностный рост – понятие, которое совсем не обязательно должно иметь позитивный оттенок для окружающих. Это, прежде всего, победа над своими слабостями, над страхами, над всем, что мешает нам быть такими, какими мы хотим быть и какими мы можем быть. По мнению третьих, это, прежде всего, осознанное саморазвитие человека, его стремление стать лучше, умнее, активнее, значимее (может быть популярнее) и перспективнее.
Мы считаем, что личностный рост – это составляющая успеха в любом деле. Это труд, который должен совершаться человеком над самим собой.
Личность - это живой организм, который должен постоянно расти и развиваться. В таком случае, началом личностного роста можно считать то время, когда ребенок начинает осознавать самого себя, т.е. еще в дошкольном детстве.
ФГОС НОО, принятый уже восемь лет назад, четко обусловил достижение личностных результатов младшими школьниками. Всем известно, что составляющими личностного роста ребенка являются понимание смыслообразования, самообразования и принятие им базовых национальных ценностей. Стимулом для личностного роста в силу возрастных особенностей у младшего школьника будет успешность в обучении и общении.
Занятия учебно-исследовательской деятельностью (УИД) формируют готовность к поиску новой информации, умение наблюдать, новые способы мышления и поведения, т.е. то, что может помочь человеку реализовать себя, свой творческий потенциал.
Таким образом, одним из условий личностного роста ребенка будет приобщение его к занятиям учебно-исследовательской деятельностью. Рассмотрим возможности учебно-исследовательской деятельности для личностного роста младшего школьника.
- Это преодоление личной проблемы ребенка от незнания интересующего его факта к знанию.
- Процесс более близкого общения с родителями и учителем, выступающим в роли научного руководителя, в совместном поиске истины.
- Приобретенные в ходе работы над исследованием умения обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д. на всю жизнь останутся его верными помощниками в успешности обучения.
- Возможность рассказать о своем занятии и быть услышанным. В силу возрастных особенностей дети младшего школьного возраста любят рассказывать о своих достижениях, а научить их как выступить чтобы было интересно всем – это уже задача взрослых.
Эффективность влияния занятий учебно-исследовательской деятельностью на личностный рост ребенка с нашей точки зрения, очевидна.
Мои ученики вовлекаются в учебно-исследовательскую деятельность с первого класса. Это происходит на уроках и во внеурочной деятельности. И это очень важно, потому что возраст «почемучек» еще не закончился, им еще многое хочется узнать, о многом спросить. На этом же этапе необходимо привлечь родителей, сделать их своими единомышленниками. Для этого на первом же родительском собрании им необходимо рассказать о значении занятий учебно-исследовательской деятельностью.
Важно, чтобы ребенок с первых дней обучения в школе мог испытать радость и восторг открытия. Как организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения?
Одним из эффективных способов является систематическое применение проблемно-исследовательского метода в преподавании различных школьных предметов. Этот метод наиболее полно раскрыт в трудах Н.Б. Шумаковой – автора программы «Одаренный ребенок». Автор акцентирует внимание на целесообразность применения метода не только во внеурочной деятельности, но и на уроках, а именно на уроках окружающего мира. Применение данного метода обучения позволяет обеспечить высокий уровень самостоятельности ребенка, когда в центре внимания будет находиться «маленький исследователь» со своими интересами и вопросами. Проблемно-исследовательский метод предполагает чаще групповой, совместный поиск учащимися неизвестного. Дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно самостоятельное выполнение исследовательской работы, и умение учиться не только в школе, а в течение всей жизни.
Любой поиск нового знания начинается у ребенка с возникновения вопроса, т.е. с возникновения проблемы. Создать условия для осуществления полной структуры цикла мыслительного акта, начиная с этапа формулирования проблемы и включая этап найденного решения совсем непросто. Создание таких условий невозможно без реализации в обучении принципов проблемности и диалогичности, хорошо разработанных в трудах А.М. Матюшкина. Что может помочь учителю? Знание методики проведения учебного исследования, в основе которой лежит проблемно-исследовательский метод. Существуют две разновидности мыслительного процесса – индукция и дедукция. В связи с наличием двух разновидностей мыслительного процесса целесообразно выделить и две основные методики исследования индуктивного и дедуктивного типа.
Мотивация (создание
проблемной ситуации) Дедуктивное исследование
Исследование
Обмен информацией
Организация информации
Связывание информации
Индуктивное исследование
Подведение итогов. Рефлексия
Этап мотивации – ключевой как в индуктивном, так и в дедуктивном исследовании. В случае индуктивного исследования смысл мотивации заключается в том, чтобы у учащегося возник вопрос и была сформулирована проблема. Формулирование проблемы означает завершение первого этапа индуктивного исследования и переход ко второму этапу- исследованию. Мы рекомендуем проведение этого этапа в малых группах с использованием разного материала для изучения. Этап исследования завершается нахождением некоторого эскиза решения внутри каждой группы. Наличие нескольких групп вызывает необходимость следующего этапа – обмена информацией.
Этап организации информации можно назвать этапом классификации. Этап необходим для того, чтобы учащиеся могли сделать свое открытие – найти общий принцип, закономерность, которые являются результатом индуктивного исследования. Смысл следующего этапа – связывания информации – открытие связующего принципа, представляющее собой нахождение такой общей идеи, которая относится ко всем изученным фактам. Следующий этап – подведение итогов, рефлексия. На этом этапе происходит возвращение к проблеме и оценивается то, в какой мере она решена. Этот этап может быть источником для новых вопросов. Еще один этап, который может следовать после подведения итогов исследования и его рефлексии – применение. Найденное решение выступает как гипотеза, которая проверяется через ее применение к решению других проблем.
Такие уроки мы проектируем в курсе окружающего мира при изучении таких тем, как: «Осенние изменения в природе», «Части растения», «Что такое кровь», «Горные породы и минералы» и др.
Рассмотрим теперь основные этапы урока – исследования дедуктивного типа. Целью дедуктивного исследования является не открытие связующего принципа, новой идеи, а его проверка, т.е. подтверждение или опровержение. Этап создания проблемной ситуации должен быть как ознакомление с общей идеей, выступающей как гипотеза, которую необходимо подтвердить или опровергнуть. Этап исследования направляется и регулируется гипотезой – обобщением и сводится к отбору фактов, которые подтверждают или опровергают гипотезу. На данном этапе целесообразно организовать работу учащихся в малых группах, каждая из которых изучает разный материал. Этап обмена информацией совпадает с таким же этапом в случае индуктивного исследования. Этап организации информации имеет свои особенности. Смысл этапа заключается в том, чтобы выделить факты, которые ее подтверждают или опровергают. На этапе связывания информации дети формулируют заключение. Основной целью является обоснование идеи, а не ее открытие. На данном этапе формируется умение доказывать, обосновывать свои идеи, выводы, решения. На этапе подведения итогов и рефлексии необходимо вернуться к малым гипотезам, которые были выдвинуты во время мотивации. Оценивание гипотез может привести к постановке новых вопросов, что означает необходимость дополнительных исследований. На этом этапе осуществляется рефлексия проделанной мыслительной работы. Достигнута ли поставленная задача исследования, каким образом, что необходимо уточнить – вопросы, которые необходимо обсудить с детьми. Этап применения не отличается в случае индуктивного исследования.
Такие уроки мы проектируем в курсе окружающего мира при изучении таких тем, как: «Жизнь птиц осенью», «Природа зимой», «Кожа – «пограничник» организма», «Многогранный мир чувств» и др.
Каковы же основные шаги при конструировании урока?
- Формулировка обобщения урока, т.е. что должен узнать ученик.
- Определить материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение.
- Определить тип учебного исследования (индуктивное или дедуктивное).
- Сконструировать проблемную ситуацию для учеников.
- Продумать состав групп, распределение материала, форму представления работы.
(Элемент мастер-класса. Примеры уроков.)
Систематическое применение рассмотренной нами методики в учебном процессе младших школьников обеспечивает приобретение важных исследовательских умений. Дети учатся:
- Ставить исследовательские вопросы;
- Формулировать проблемы;
- Выдвигать гипотезы;
- Составлять план работы;
- Наблюдать;
- Проводить опыты для нахождения информации и проверки гипотез;
- Находить информацию в разных источниках;
- Систематизировать информацию;
- Представлять исследовательскую работу.
В процессе работы дети самоутверждаются, у них появляется уверенность, отсутствие боязни при публичном выступлении. Ребята с гордостью показывают свои «научные» изыскания. А к четвертому классу интересно наблюдать как на заседаниях нашей классной Малой Академии дети не только выступают с докладами, но и задают вопросы, являются придирчивыми «критиками». Занятия учебно-исследовательской деятельностью помогают младшему школьнику в получении стимула к тому, что является стимулом личностного роста – успешности.
Список использованной литературы.
- Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей / Д.Б. Богоявленская; под ред. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
- Матюшкин А.М. Психология мышления / А.М. Матюшкин. – М.: КДУ, 2009.
- Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности /В.С. Мухина // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей; под ред. А.С.Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
- Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М.: «Ось-89»,2006.
- Шумакова Н.Б., Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова. – М.: Просвещение, 2011.- 157с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.
Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...
Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.
Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....
Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».
Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности, дает более качественные результаты, если неотрывно связан...
Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.
Выступление на городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)
Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....